ПРЕКРАСЕН ЛИ НАШ СОЮЗ?

Беседа Николая Дорошенко с председателем Союза писателей России Валерием ГАНИЧЕВЫМ

Николай  Дорошенко:  Валерий Николаевич, 2016 год уходит в прошлое и был он для нас, русских писателей, скажем так, годом относительно спокойным, если его сравнивать с годами предшествующими, когда само существование нашего творческого Союза оставалось под вопросом. Но это значит, что мы в течении всего минувшего года в состоянии относительного покоя дрейфовали в общемировых потоках глобализации, где гамлетовское "что благородней духом" уже утрачивает духовно-нравственные смыслы, где под нарастающие разговоры о важности "духовных скреп" эти "скрепы" продолжают  вымываются и  из государства, и из человеческих душ. И тот порог, за которым  литература и культура перестают быть ценностью, за которым самое примитивное выживание становится смыслом жизни, может быть, уже пройден. А может быть – и не пройден, потому что мы вот всё еще беседуем о своем творческом Союзе.

Валерий Ганичев:  Что касается точки невозврата, то в VI веке, когда Римская Империя уже сто лет была под властью варваров, последний римский поэт Максимиан все еще сочинял элегии, а последний римский философ Боэций трудился над трактатом "Утешение философией".

А если наш секретариат правления в 2016-м году в состоянии, как ты говоришь, "дрейфа",  провел около сотни разной значимости мероприятий, то не напряженным уходящий год никак не назовешь, и значит, Союзу нашему до "порога" еще далеко.

Но надо отдавать себе отчет в том, что литература и культура в их живом и развивающемся виде, в их полноте – это в первую очередь результат экономики и политики государства.

Ты вот постоянно обращаешь внимание на продолжающееся вымывание "духовных скреп" при всем том, что уже давно приняты вполне созидательные "Основы государственной политики в области культуры". Что на деле только это вымывание  в виде так называемого "нового искусства" и разных модификаций "гоголь-центров" финансируется государством.

А если говорить о литературе, то ведь весь наш нынешний книжный рынок тоже ориентирован на вымывание, а не на новых Шолоховых или Распутиных, потому как не сам по себе он сформировался, а, как мы помним, на деньги Сороса и, значит, по проекту Сороса. Так что без нового, уже государственного, уже суверенного проекта, без государственных инвестиций, без суверенной культурной политики на телевидении, в том числе на канале "Культура", наш книжный рынок так и будет оставаться недоступным для литературы высоких смыслов, для литературы национальной, человека и государственные "скрепы" не разлагающей, а сберегающей.

Н.Д.При этом многие наши писатели до сих пор пытаются судить о Союзе писателей России по меркам советских времен, когда он был встроен в государственную систему экономически – на уровне литературных журналов и издательств – и, конечно, политически.  Может быть, поэтому, в некоторых региональных организациях  сохраняется состояние ожидания лучших времен, в то время как другие организации, наоборот, свою организационную и творческую активность наращивают.
 А каким вам видится наш писательский Союз в нынешнем его состоянии?

В.Г.: Наш Союз – это все его региональные организации, где многое зависит от самих писателей, хотя и отношение к ним местных властей тоже надо принимать в расчет. Например, традиционно, еще со времен, когда главою Орловской области был Егор Строев, в относительно позитивном тонусе живет наша орловская писательская организация. Значительную поддержку своим писателям оказывают многие наши национальные республики. А где-то писатели вынуждены бороться даже и за принадлежащие им помещения, за, в прямом смысле, место под солнцем.

Что касается возможностей самих писателей, то будет уместным привести в пример и организационный опыт руководителя писательской организации Курской области Николая Гребнева. Сначала он создал в области "параллельный" Союз курских литераторов с районными отделениями, в который вошли и члены Союза писателей России, и писатели начинающие, и те, которые, может быть, профессиональными писателями никогда не станут, но для которых литература уже стала частью жизни. В результате у писателей профессиональных появился более широкий актив или, выражаясь современным языком, более широкий круг литературных волонтеров. А вот теперь у курян стал работать, опять же, не только в областном центре, а и при районных библиотеках еще и Литературный лицей для подростков. Я, конечно же, отдаю себе отчет в том, что далеко не каждый лицеист станет писателем, но для повышения культуры чтения в пределах хотя бы Курской области, для приобщения молодежи к Книге – лицей этот очень многое значит. Сужу хотя бы по тем ребятам, которые принимают участие в Международном литературно-художественном конкурсе для детей и юношества "Гренадеры, вперед!", который Союз писателей России проводит уже более десяти лет. Они и рисуют, и сочинения пишут, сочиняют рассказы и эссе, стихи. А такие уже давно непривычные для наших современных информационных потоков темы конкурсов, как, например, "Слава Отечества", «Спешите делать добро», «Душа моей Родины», «Сейте разумное, доброе вечное…», «Светлым светлая и украсно украшенная земля Русская!», безусловно, закладывают в них те духовно-нравственные основы, на которые только и может рассчитывать в поисках своих читателей писатель не коммерческий, настоящий.

Н.Д.: То есть, получается так, что реализацией государственной культурной политики, которая была сформулирована в утвержденных Президентом "Основах…", занимаются лишь наши писатели, да и то партизанскими способами…

В.Г.: Если отдавать отчет в том, что руководители наших писательских отделений и наши писатели, активно на свой Союз работающие – часто не имеют даже символических зарплат, то можно назвать их и партизанами. И, например, если в Челябинске появилась молодёжная литературная мастерская «Взлётная полоса», то только потому, что там есть поэт Нина Ягодинцева, которая заботу о творческой молодежи считает своим личным долгом. Если в Омске литературная жизнь оживилась, то только потому, что Валентине Ерофеевой-Тверской удалось свою организацию сплотить, придать её жизни живое содержание, а талантливейший омский поэт Юрий Перминов в содружестве с благотворительным фондом «Возрождение Тобольска»" создал целую библиотеку общесибирской литературы, истории и культуры (даже альманах у них называется "Тобольск и вся Сибирь"), если на Урале и в Зауралье писательские организации активно сотрудничают друг с другом, то потому, что много сил в это вкладывает Александр Кердан. С благодарностью назову таких руководителей писательских региональных и национальных отделений, как Наталья Харлампьева (Саха-Якутия), Владимир Молчанов (Белгород), Иван Щелоков (Воронеж), Владимир Якушев (Пермь), Александр Громов (Самара), Борис Бурмистров (Кемерово), Александр Смышляев (Камчатка), Александр Куприн ( Ставрополь), Ольга Шейпак (Ульяновск), Юрий Орлов (Иваново), Елена Козлова (Коми), Михаил Карачев (Вологда), Анатолий Кирилин (Барнаул), Геннадий Скарлыгин (Томск), Игорь Смолькин (Псков)… Традиционно живут активной творческой жизнью писательские отделения Санкт-Петербурга (Борис Орлов), Краснодара (Светлана Макарова), Дагестана, заметно оживилась работа у писателей Чечни, Ростовской области (Алексей Береговой), Оренбургской области (Михаил Кильдяшов), Тюменской области (Леонид Иванов)…

Конечно же, я могу вот так, с ходу, кого-то пропустить в этом списке, но у нас все про всех знают и, надеюсь, в комментариях к публикации этой нашей беседы меня и дополнят, и, может быть, даже поправят.  

Н.Д.: Валерий Николаевич, но ведь и  карьера современного руководителя русской писательской организации – это не карьера Сергея Михалкова или Юрия Бондарева, у которых был статус министров со всеми вытекающими отсюда обстоятельствами!

В.Г.: Да, разумеестся, это тоже надо иметь ввиду. А в результате Союз писателей России не нечто однородное, с едиными результатами организационной работы, а общественная структура, внутри которой на разных уровнях успешности идет попытка все-таки издавать литературную периодику и книги,  создавать возможность творческого общения, пропагандировать писательское творчество, проводить конкурсы, учреждать премии.

Н.Д.:  А какова теперь, на ваш взгляд, роль секретариата правления Союза писателей России?

В.Г.: Хотя секретариат правления является руководящим органом, наш Устав в соответствии с Законом об общественных объединениях предполагает, что региональные отделения самостоятельны в своей деятельности, что их руководители ответственны в большей мере перед членами своей организации, чем перед секретариатом правления. Например, наш секретариат правления не может заменить недеятельного руководителя региональной организации на более умелого и активного. Это уровень ответственности самой региональной организации, каждого её члена.

С другой стороны, есть уровень ответственности нашего секретариата правления перед всеми членами Союза писателей России. Помимо многих проводимых нами творческих мероприятий – столичных или выездных – к участию в которых приглашаются представители всех или части организаций, мы проводим пленарные заседания для решения неких общих для всех наших писателей вопросов. На нашем последнем пленуме правления, состоявшемся 31 октября, мы, например, приняли решение о досрочном проведении в конце октября или в начале ноября 2017 года ХV съезда Союза писателей России. Точная дата будет названа на пленуме правления в марте будущего года.
Особая наша ответственность - работа Приемной комиссии.

Н.Д.: Кстати, писатели иногда жалуются на снижение требований при приеме новых членов Союза…

В.Г.: Мне известны такие мнения. Поэтому, в последние годы я принимаю участие в заседаниях Комиссии также и в качестве рецензента. И я не могу сказать, что члены Комиссии недостаточно строги. Но хочу обратить внимание на то, что от некоторых организаций приемных дел поступает больше, чем можно ожидать, от других же, как от Красноярской или Ингушской, приемные дела в последние годы вообще не поступают. Не думаю, что здесь есть некие объективные причины.  Ну, а Москва и Московская область еще с советских времен имеют право на самостоятельный, без нашей Комиссии, прием новых членов.

Н.Д.: И все-таки вернемся к вашей оценке работы ныне действующего секретариата правления.

В.Г.: Тут тоже есть фактор власти, только общероссийской. Скажем, в 90-е годы к нам было отношение как к той преступной по характеру организации, которую российская власть почему-то забыла запретить.

А в новом веке мы перешли в категорию организации, которая для государства вроде бы не является совсем уж нестерпимой занозой. И уже наши самые уважаемые писатели могут получить по нашему представлению орден или медаль к юбилею, уже могут наши писатели получать стипендии не только от местной власти, а и от всероссийской. Но, например, проведение Года литературы на всероссийском уровне было доверено каким-то вдруг появившимся фондам, и лишь на региональных уровнях многим нашим писательским организациям удалось этот Год литературы провести не на приставных стульчиках.

Н.Д.: Может быть, это потому, что власть нас принимают за оппозицию?

В.Г.: С точки зрения здравого смысла, писательская оппозиция сегодня – это вскормленные и разрекламированные самой же властью вместе с Соросом члены Пен-клуба, требующие от Президента выпустить на свободу террористов. А мы, когда писатели соросовского призыва клеймили Кремль за возвращение Крыма, первыми своего Президента поддержали. Мы просто государственники и патриоты. Поэтому мы были единственным писательским Союзом, приехавшим  в освобожденное Приднестровье, приехавшими большой делегацией в Чечню поддержать наших солдат на линии фронта, первыми мы приехали и в Южную Осетию, и в Донбасс, и в Сирию.

Представьте себе самого Валентина Распутина в солдатской палатке, в Чечне…

Но даже выдающийся русский писатель Распутин в солдатской палатке и в зоне огня –  нашими медийными искателями сенсаций в условиях информационной блокады русской литературы был не замечен.

Да даже когда сам наш Президент открывал памятник Пушкину в Южной Корее и об этом событии уже невозможно было медийным службам умолчать, то никто из миллионов телезрителей так и не узнал, что памятник великому русскому поэту корейцам был подарен нашим Союзом писателей России. А таких памятников с надписью "Дар Союза писателей России" по всему миру установлено уже очень много.

Продолжаем мы увековечивать память и об адмирале Ушакове.

Понятно, что не нищетой своей мы эти памятники устанавливаем. Но есть корневая, пушкинская Россия. Не сорит она деньгами, не входит она в списки не только сотни, а даже и тысяч самых богатых россиян, но родню Пушкина она видит именно в нашем Союзе писателей России, и мы этим гордимся.

Н.Д.: Надо так понимать, что если бы от имени Пен-клуба такие памятники устанавливались в зарубежье, то телеканал "Культура" посвятил  бы целый цикл передач этой сенсации.
А какие события, самостоятельно или с кем-то в содружестве организованные секретариатом правления Союза писателей России в уходящем году могли бы быть замеченными как реализация утвержденных нашим Президентом "Основ культурной политики…"?

В.Г.:  В первую очередь, это всё, что мы делаем вместе с Русской Православной  Церковью как с краеугольным камнем нашей российской государственности и наших духовных основ.

А из других важных мероприятий уходящего года назову Рубцовский фестиваль и целый ряд других событий, посвященных 80-летию великого русского поэта, вечер памяти В.Г. Распутина, Международную духовно-культурную встречу «Восточнославянская цивилизация» в Минске,  Славянскую литературно-историческую встречу писателей России и Украины, посвященную 75-летию начала Великой Отечественной войны»,  Вторую Соборную встречу в Донецке «Мы говорим на русском языке», Харьковский международный литературно-художественный славянский фестиваль «Колокольный звон пасхальный», Третий Казачий литературный круг «Они сражались за Родину, а вы?», Международную соборную литературно-историческую встречу «Не может Родина быть малой, с такой великою душой…», традиционные Всероссийские Прохоровские чтения, Международный литературно-художественный конкурс для детей и юношества «Гренадеры, вперед!», в том числе и один из его региональных этапов в городе Николаев на Украине, II съезд Союза писателей Союзного государства Беларуси и России, ежегодную научно-практическую соборную конференцию «Переяславская Рада: её историческое значение и перспективы развития восточнославянской цивилизации», вручение литературной премии «Щит и меч Отечества» за книги, воспитывающие у подрастающего поколения любовь к Родине, уважение к ее боевым и трудовым традициям, к старшему поколению созидателей...

Н.Д.: Что-то многовато Украины…

В.Г.: А где её теперь маловато, если от нашего сердца слишком близко, в нашей Малой Руси люди гибнут.

Н.Д.: Да, это понятно…
 
 В.Г.: Многие из этих и десятков других событий уходящего года для нас, что называется, уже "рутинные", проходящие из года в год, но в них­ участвует Россия, в информационных потоках не присутствующая и потому неизвестная, та Россия, патриотизм которой – это не подряд на оплевывание своего Отечества, как в 90-е годы, не осваивание и не распил очередного гранта, а смысл жизни.

Хотя мы бы и от гранта не отказались, чтобы с писателями той же Украины окончательно не утратить традиционных творческих связей или, например, наконец-то сделать хотя бы на уровне библиотек доступными для читателей наиболее значительные произведения тех поколений "некоммерческих" русских писателей, которые появились в последней четверти века. Ведь до сих пор наши интеллигентнейшие библиотекари жалуются на то, что многие поступающие к ним книжные новинки они даже не решаются рекомендовать читателям.

Н.Д.: То ли жизнь теперь так быстро меняется, то ли потому что, наоборот, ничего у нас не меняется, а лишь мелькает перед глазами, но основным видом деятельности нашего государства и основным его продуктом пока еще являются реформы. Но если я у вас без иронии, на полном серьезе спрошу: нужно ли реформировать наш Союз?

В.Г.: Главную реформу мы провели уже давно. И заключается она в том, что каждый наш писатель может придти к нам и возглавить любое направление в нашей уставной деятельности. Например, есть даже не в Москве, а в Воронеже крупнейший, на мой взгляд, современный литературный критик Вячеслав Лютый. И взвалил он на себя такую ношу, как наш Совет по критике. Точно так же поэт Виктор Кирюшин изъявил желание организовать работу Совета по поэзии. Все эти Советы уже непривычны, не занимают критики и поэты очередь, чтобы завоевать свой плацдарм в современном мировоззренческом хаосе. Но нашлись писатели Лютый и Кирюшин, которые, что называется, пошли в разведку.

Точно так же у нас в поле зрения однажды появился совсем уж молодой писатель Андрей Тимофеев. Мы за его талант и за его - что важно для русской литературы - нравственную зрелость рекомендовали на престижную для русских прозаиков премию имени И. А.Гончарова. И вот он теперь не себя пиарит, а своих наиболее талантливых ровесников находит по всей России и публикует их на нашем сайте. Не сомневаюсь, что именно на таких, как Тимофеев, должны мы надеяться как на будущих лидеров и организаторов литературного процесса.

А наш секретарь правления Василий Дворцов, у которого есть свой круг обязанностей, по собственной инициативе или, если точнее сказать, по своему внутреннему беспокойству, сам нашел ресурсы, чтобы вместе Вячеславом Лютым и другими своими сподвижниками провести семинар столь востребованных на сегодняшний день молодых критиков, представляющих самые разные регионы. Кроме того, уже третий год подряд Василий Дворцов обеспечивает проведение им же самим организованных Всероссийских Некрасовских семинаров молодых писателей  в селе Клин Вачского района Нижегородской области, где некогда располагалось имение отца Н.А. Некрасова, и где великий поэт, любивший приезжать в приокские леса на охоту, написал поэму «Кому на Руси жить хорошо».

Точно так же, вне круга своих прямых обязанностей, сопредседатели нашего Союза Сергей Котькало и Николай Иванов теперь уже частенько бывают у писателей Донбасса, организовывают Донецкой и Луганской народным республикам активную информационную поддержку со стороны независимых журналистов. И к ним присоединились писатели Марат Мусин, Сергей Бережной, Ольга Кулыгина и многие другие.

Вне функциональных обязанностей, лишь по свойствам своей души наш первый секретарь правления Геннадий Иванов конкурс произведений детской литературы имени Ершова превратил в один из самых массовых и самых значительных.

Опять же, когда в связи с запретом сдачи в аренду наших помещений мы остались без зарплат, и, соответственно, без средств на газету, благодаря твоей личной инициативе у нас писатели теперь имеют возможность читать друг-друга теперь уже на сайте "Российский писатель".

Суть нашей, как ты это называешь, реформы заключается в том, что свои управленческие двери мы держим открытыми. Кто хочет и может, тот пусть работает и рулит. Кому нужен стол и стул – мы предоставим.

Н.Д.: В "Литературной  газете", где в самые трудные для нас периоды публиковались статьи о том, что писательские объединения в виде традиционных Союзов уже утратили свое значение,  вдруг появились письма во спасение нашего Союза. Что вы скажете по этому поводу?

В.Г.: Если среди подписантов этих писем стоят фамилии сопредседателей нашего союза и членов правления, то как я могу относиться?

Работайте во благо Союза с сегодняшнего дня, чтобы вас хотя бы переизбрали на следующий срок. Проявите свои особые организационные качества до съезда. А "Литературная  газета" хотя бы за год пусть опубликует столько самых талантливых и самых значительных поэтов, сколько наш "Российский писатель" без бренда главной писательской газеты страны публикует за неделю.

Я не могу всерьез воспринимать эти уже привычные перед каждым нашим съездом возбуждения и суету.
У нас есть Устав, и мы проведем съезд в соответствии с нашим Уставом.

Н.Д.: Но вроде бы среди подписантов есть и уважаемые писатели?

В.Г.: Есть разный уровень понимания проблем и возможностей нашего Союза. Кто-то из самых известных и уважаемых наших писателей по возрасту уже лишен возможности активного общения с коллегами и прекраснодушно готов подписать все, в чем есть призыв к "лучшему". Кому-то кажется, что если возглавят наш Союз близкие к власти, властью обласканные писатели, то и все писатели получат более высокий статус. У кого-то уже всё сбылось, но вот только, как сказал бы Черномырдин, "чешется" им побыть в больших литтначальниках. Но вот только когда наш Союз "жареный петух" клевал, то те же ветераны уже не прекраснодушно, а с чувством высочайшей ответственности подписывали письма в защиту нашего Союза, мечтатели тоже вздрагивали, подписывали, а их близкие к власти  коллеги, у которых уже всё есть, в это же время охотно клевали наш Союз вместе с "жареным петухом".

Меня не заботит сохранение Союза любой ценой. Я просто знаю, что  за четверть века в условиях информационной блокады русской литературы появились у нас поколения писателей самого высокого уровня. Но ныне карьера настоящего, во всех смыслах выдающегося писателя – это уже не карьера Михаила Шолохова или Валентина Распутина, это обреченность на информационную блокаду и, значит, на мизерные тиражи, на неизвестность.

И  мы сохраняем наш Союз для них. Сохраняем как последнее убежище, как последнюю для них родную среду обитания. А Союз, где их если не затопчут, то, в лучшем случае, через них перешагнут дельцы от литературы – это уже не творческий Союз, а нечто другое.

Н.Д.: Валерий Николаевич, мне не хочется заканчивать нашу беседу на такой фатальной ноте. Вот уже и Президент заявляет, что санкции спасли отечественного сельхозпроизводителя. Я понимаю, что все это адресовано пока не нам, россиянам, а рассердившейся на него глобалистской системе. Мол, давайте жить дружно, а то мы, российская власть, уже и на самом деле будем искать себе союзника в собственном народе и живородные "Основы государственной политики в области культуры" не отложим в долгий ящик. Может быть, когда "жареный петух" клюнет по-настоящему и нашу власть, то будет востребована и некоммерческая, сохраняющая исторически сложившиеся "духовные скрепы" литература?

В.Г.: Наше литературное братство отличается от политических систем. Мы для всех созидаем духовную среду обитания, а политические системы функционируют внутри себя и для себя. Но во время личной опасности политические системы обречены превращаться в созидательные.

Я помню, как даже во время войны, когда на карте нашей родной страны линия фронта продвигалась к Москве, будущее все же казалось более предсказуемым и оптимистичным, чем сегодня. Потому что, я прошу прощения за эту банальность, страна была, как единая семья, и у всех людей были общими представления о добре и зле, каждый человек был частью единого и большого народа, готового ради спасения страны на любые жертвы.

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную