НЕРАЗРЫВНОСТЬ

Вниманию читателей «РП» мы предлагаем третью беседу Николая ДОРОШЕНКО с Валерием Ганичевым (первые две беседы опубликованы в №1 и №5-6 нашей газеты)

Николай Дорошенко: Валерий Николаевич, одна из ключевых проблем развития русского языка и русской литературы – это проблема расширения или хотя бы сбережения их жизненного пространства. И речь тут может идти не только о том, где читают или не читают нашу литературу без перевода на другие языки, но и о том, каковы ресурсы у нашего языка и нашей литературы. Ведь сам русский литературный язык не пребывал и никогда не будет пребывать в некоем застывшем состоянии, у него как у реки, есть много притоков и родников. Скажем, он в значительной мере обогащается за счет литературы Сибири, очень мощным является влияние на наш язык Русского Севера. И уж никто не будет отрицать, что одним из его главных притоков является украинский. Не только Гоголь, но и Григорий Сковорода (он, кстати, писал на разговорном украинском языке, но мы читаем его без перевода на русский, а украинцы вынуждены переводить его на ново-украинский), Орест Сомов, Василий Нарежный, Григорий Квитка-Основьяненко и многие другие русские писатели привнесли с Украины свой колорит, свою языковую палитру, свое особое, но столь близкое нам мироощущение. Точно так же и в двадцатом веке после насильственной «мовизации» украинского языка в первые годы советской власти многие украинские писатели предпочитали очущать чебя частью великой русской литературы. И вот вдруг наше укранское литературное русло встретило преграду в виде государственной границы, сам украинский язык, уже во многом искусственный, инкрустированный полонизмами и германизмами, стал малопонятным, по меньшей мере, для всей левобережной Украины. И получилось, что в угоду США мы не только сдали свое обильно политое кровью многих поколений геополитическое пространство, но обеспечили себе проблему жизнестойкости своего языка. Ведь «великим и могучим» он является еще и потому, что в него впадают, как в Волгу, великое множество языковых рек.

То есть, ныне вдруг со всей обнажённостью встал вопрос еще и о наших литературных и культурных взаимоотношениях с украинцами, с Украиной. Ещё недавно вопрос противостояния наших народов показался бы дикостью. На Украине был один из самых больших процентов голосовавших в 1991 году за единый Союз и вдруг... Что произошло, где мы прозевали, почему мы упустили момент, когда украинцам затуманили голову, объявили Россию, Русь, русских врагами? Что делать? Почему Малая Русь, оставшаяся в наших русских летописях и былинах матерью Всей Руси, вдруг стала родиной каких-то «укров», наспех придуманных переписчиками истории?

Валерий Ганичев: Один мой земляк говорил мне: «Нас, Русь, Киевскую Русь, народ славянский, нашу восточнославянскую цивилизацию пытаются разорвать на куски. Нашу историю искажают нагло, нахально, с вызовом, наш язык уничтожают, топчут, глумятся над ним. Российская власть, наука, общество, загнанное хлыстами либерально-закупленной прессы, умелыми водилами западной мысли в толерантную клетку, оказалось безоружной перед фактом погрома русской культуры и русского языка, перед лицом фальсификаторов и исторических провокаторов. Отступление шло шаг за шагом, никто не сопротивлялся. На Украине мы, граждане – русские и украинцы, все взирали на Москву, а Москва ковырялась в носу, чванливо говорила, что запасы её газа неисчерпаемы и она заставит Ющенко полюбить Кремль. Вместо того чтобы решительно отстаивать интересы соотечественников, чтобы вразумлять погромщиков, показывать столь любезной нашей прессе «демократической мировой общественности», что такого рода измывательство над культурой и языком другого народа и есть нарушение всех провозглашаемых демократических мировых норм и стандартов».

Да, наверное, должны были быть дипломатические ноты, статьи в официозах, круглые столы и конференции с одной стороны, а с другой – историческая наука, философия, этнография, которые вместе с коллегами из Украины должны были развернуть такое убедительное хронологическое полотно нашего единения, переплетения судеб, рождения и утверждения веры, единых святых, то есть, тех людей, которые были самыми высокими авторитетами духовной жизни нашего единого народа в прошлом и разделенного на различные государства ныне. Но ученые России и Украины предпочитали ездить в США и Канаду, Францию и Германию, где получали солидные порции нравоучений и советов. Наша же общая Родина и её история остались без научного окормления. «А куда ж она денется, эта Украина?» – высокомерно вещали политологи, экономисты, законодатели средней руки, озираясь на трон, где сидел Царь – Газ. Газ же имеет свойство сгорать. А та реальная историческая суть, которая и делала наши народы едиными, не принималась во внимание. А на Украине, в её Западенской верхушке, принималась. Там понимали, что надо разрушить вековечный образ единства, надо погасить единую Веру, разорвать её на части, надо увести с поля истинных героев и подвижников нашего народа, надо безусловные исторические фигуры Киевской Руси (Руси же!) приватизировать. Превратить Владимира Святого, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха в неких украинских гетманов. В ответ на робкие замечания историков звучало грозное: «Ни! Це нашi, а не москалi». Да, конечно, не москали, Москвы-то еще не было, её основал киевский князь Юрий Долгорукий, но они, а не мифические укры, это были князья Руси, то бишь, единого русского государства.

Столь неприглядная картина, нарисованная моим другом, близка к истине. Да что говорить, раз они потребовали разделить и святых. В 2003 году я шел в рядах крестного хода из Дивеева в Саров. Впереди несли мощи одного из наших чудо-святых – Серафима Саровского. Рядом со мной шагал священник из Здолбунова на Ровенщине. Рассказывает, как ворвались в его православный храм галицийцы и филаретовцы. Последние кричали: «Чого ты московским святым молишься!» Как надо было запутать, запугать людей, как надо извратить церковную жизнь, историю народа, чтобы от своих, самых добрых святых – отвращать людей.

Я заканчивал украинскую школу на Полтавщине, Киевский университет и могу, не стесняясь окрика завзятых «патриотов», причислять себя к представителям русской и украинской культуры. Ясно мое преклонение перед великой русской классикой, которую, к сведению галицийцев, признает весь мир, но я с радостью постигал мир украинской культуры, слово, музыку, живопись, быт украинского народа. Родители мои с Вологодской земли, вместе с ними я пожил на Новгородчине, в Сибири, а потом на Полтавщине, в Николаеве, и сколько же было общего у тех, с кем мы общались и работали и на Украине, и в России. Сомнений в единстве, братстве, общности ни у кого не было.

В том же Киевском университете на истфаке, где преподавали видные историки Украины, учили: Киевская Русь – колыбель трех братских народов: у нас общая история, общий язык, общая судьба. Киевская Русь – не Россия, но и не Украина, и каждый народ этого гнезда имеет право отсчитывать свою родословную.

Конечно, всегда есть энтузиасты-радикалы, которые хотят продлить историю своих народов. И это, возможно, имеет право быть в мифологической и фантастической литературе. У нас в некоторых книгах был целый ряд интересных публикаций всякого рода мифологов, фантазеров. Покойный писатель В. Щербаков – энтузиаст далеких миров, тибетской медицины с увлечением изучал историю италийских этрусков и с увлечением доказывал, что они есть предшественники русских. Ну почему же не поупражняться в исторических ребусах. На Украине таких исторических марсиан тоже немало, они с энтузиазмом взрастили в глубине веков фантазийных укров. Неважно, что археологическая наука это не подтверждает, так требуют галицийские арийцы. Когда это не сталкивает народы – ради Бога! Но когда из истории изымаются целые куски, когда выжигаются случаи совместной борьбы с врагами, когда делают предателей народа героями, его символами, это не только не исторично, это опасно, это смертельно опасно.

В России был постперестроечный период, когда делали героем и борцом за державу генерала Власова, сдавшегося в плен. Власов — как бы ни говорили, что он боролся против коммунизма, хотел изменить строй — был всего-навсего предателем. Для него все эти аргументы были лишь оправданием, на самом деле, он предавал свой народ, сражался против него с оружием врага, когда тот сражался с оккупантами и захватчиками. Это измена.

На Украине так выглядит Мазепа. По утверждениям историка Костомарова, украинофила, уходившего от российской оценки официальной истории, Мазепа самозабвенно дружил с Петром, одаривал его подарками, как и тот. Но гетман посчитал после Нарвы, что русский царь проиграл и решил изменить ему, перешел на сторону Карла XII – Дело не только в том, что он предал своего патрона, мало ли, кто в Средневековье да и в Новое время не переходил от феодала к феодалу, от одного короля к другому, а дело в том что молороссы встретили короля чужой веры, как захватчика, оккупанта. Жители Веприка (ставшего своеобразным Козельском для шведов), Полтавы, других поселений отчаянно сражались со шведами. А казачество в своем большинстве не поддержало гетмана. Причем за ним не пошли не только полки Левобережья, где стояли петровские войска, но и казачьи полки правобережья. Да и что им идти за Мазепой, если он в одном из обращений к Меньшикову, предлагал разогнать досаждающую ему Запорожскую Сечь, но только русскими войсками. Вот был бы исторический парадокс, послушай его Меньшиков, не доверявший гетману Мазепе. Мазепа за измену был предан анафеме тогдашним малороссийским украинским духовенством, а затем всей православной церковью. Но вот для галицийско-униатских передельщиков истории это ничего не значит. Главное, что он был против Руси, России, неважно, что он был верный слуга, чуть ли не побратим русского царя, а потом холуй шведского короля. Да и сам он по воспитанию – польский шляхтич, поклонник иезуитов. А лозунги о самостийности пришли к нему в момент измены и испуга, как оправдание предательства. (В книге профессора Артамонова насчитывается восемь (!) случаев предательства Гетмана.) Хорош борец за самостийность («Вторжение шведской армии на Гетманщину в 1708 г. М. 2008 г.).

И вот, когда героем становится не Богдан Хмельницкий, не Палий, не матрос Кошка, не Кожедуб, а такого рода действующее лицо истории, то ее лицо искажается. Вспомним, как в начале перестройки подвергли сомнению и даже осмеянию подвиг Александра Матросова, Зои Космодемьянской, молодогвардейцев, маршала Жукова, а взамен полицаи, власовцы и сам Власов, которых подсовывали нашему обществу. Тогда наш Союз, писатели резко выступили против, мы понесли немалые потери, подвергались клеймению, навешиванию ярлыков. Как громко и уничижительно звучало «последователи тоталитаризма», «имперские трубадуры», «красно-коричневые». Мыслью и словом удалось отбросить этих сокрушителей духа, правда, не совсем и не отовсюду. Но все-таки Отечественная война в школьном учебнике уже не теснится на двух страницах, уже те, кто стрелял с фронта и с тыла, названы врагами и притом смертельными, ибо они несли смерть. Но все равно на всем пространстве постсоветском пространстве еще надо продолжать эти бои, несмотря на всю суверенность. (Прочитайте письмо ветеранов с возмущением о поддержке бандеровских фашистов на Украине Путину.). Когда я выступаю в защиту украинцев от ещё нередко неоправданных нападок, мне говорят: «А что ты скажешь по поводу действий типа «перевода» гоголевского «Тараса Бульбы» («Наш современник»)?». Отвечать трудно — это уже пещерные неандертальцы. И тут уже люди культуры — будь то русский, украинец или еврей — конечно, должны назвать вещи своими именами.

Еще и еще раз возвращаюсь к проблеме восточно-европейской цивилизации. Это не очередная «москальская» выдумка, это ход развития истории, это ход событий нашей общей жизни, наших культурных переплетений, явлений мирового развития, и истошные вопли о том, чтобы пустить Дуньку в Европу, свидетельствуют о немалом невежестве многих нынешних политиков России и Украины. Мы всегда там были. Мы, наряду с англо-саксонской и романо-германской цивилизациями создали Европу нашей мощной всточнославянской православной цивилизацией, явившей миру величайшие образцы культуры, общественного устройства, социальной организации, спасительной стойкости.

У нас родилось во время конференции в Харькове предложение: создать Институт или Центр восточнославянской европейской цивилизации. И это очень важное предложение. Надо показать фундаментальную обоснованность нашего присутствия в Европе, утвердить наше общеславянское единство.

Один высокопоставленный украинский чин заявил: «Там, где кончается русский язык, там кончается Россия».

Он прав, конечно, но там кончается не только Россия, Горбачева, Путина, Черномырдина — там, в первую очередь, кончается Россия Пушкина, Чайковского, Гоголя, Достоевского, Толстого, Шолохова. Приблизительно этого добивался Гитлер. Большой урон терпит русские на Украине, но поверьте, что жесточайший урон потерпят и украинцы. Их отлучают от величайшей культуры, от великой гармонии и только серьезный комплекс неполноценности может диктовать такого рода действия.

Великое двуязычие было достоянием нашего народа на Украине. Оно дало немало великих украинцев и знание русского языка не воспрепятствовало Сухомлинскому, Патону, Кожедубу, академикам Садовничему, Моргуну, Цыбу стать великими, а способствовало этому.

В сельской школе на Полтавщине, где я, русский парнишка, заканчивал десятилетку, у нас было немало прекрасных учителей, но особо скрепляющей и духовной силой были две учительницы — Надежда Васильевна (русский язык и литература) и Ганна Никифоровна (украинская мова и литература). Что это были за уроки! От высот Ломоносова, Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Блока, Маяковского, Твардовского — к чарующим звукам Сковороды, Котляровского, Шевченко, Леси Украинки, Павла Тычины. Всё это умещалось в одной школе, в одном классе, в одном сердце каждого из нас. Когда несколько лет назад мы с моим одноклассником академиком Цыбом (крупнейшим радиологом мира, возглавляющим крупнейший Обнинский центр медицинской радиологии) приехали на Сорочинскую ярмарку и побывали в своей школе, то побывали у своих старых, мудрых учителей в школе. Учителя нам обрадовались, долго вспоминали прошлое, в школе же было как-то тускло и скучно. Из нынешних учителей и учеников искру не высекли. Сказали об этом нашим учителям.

Надежда Васильевна всплеснула руками: «Валерий, не горят глаза-то у них, они ведь не читали письмо Татьяны Евгению, не слышали про Лермонтова, птицу-тройку гоголевскую не ощущают. Ведь Гоголь-то объявляется им «зрадныком» (предателем) ибо писал по-русски». Каждый привёл пример отторжения ценностей культуры и литературы от нынешнего школьника. Александр Семёнович, её муж, блестящий историк, подтвердил: «Они ведь и Есенина не читали вслух, о Тютчеве не слышали, да и украинцев-то только со стороны русофобии изучают. Парни и девушки великих образцов восточнославянской, всей человеческой культуры не знают». В какую же пропасть невежества и бескультурья толкают в последние годы украинские «образованцы», галицийские культургеры всё население Украины, выжигая единокровную русскую культуру, литературу из памяти, из сознания, из истории, разрывая исторические, духовные, душевные связи между составными частями великой восточнославянской цивилизации.

Великую надо взвалить на свои плечи ношу и ответственность русской и украинской литературе, чтобы снова воссоединить духовно наши народы. Эта возможность, по-видимому, больше всего беспокоит и бесит пропагандистов-менеджеров западной идеологии, торгующих прошлым наших народов, очерняющих его, подсовывающих вместо подлинных витязей и подвижников молитвенников и нестяжателей, предателей и отступников, еретиков и толстосумов.

Но вырастают трезвые, созидательные, творческие силы. «Ще не вмерла Украина»! — поют с вызовом многие оранжевые ребята. Не вмерла и не умрет никогда, ибо украинский народ жизнестойкий и жизнелюбивый, обладает замечательной культурой, оптимизмом. Он музыкален, гармоничен. Украинская мова — одно из его совершенных творений. И поэтому галицийские «мовореформаторы» всячески пытаются её извратить, изгнать из её состава все, что составляет корневую основу языка наших народов, что через века проносилось русскими монахами и малороссийскими кобзарями, летописцами и составителями классических од и виршей наших народов. Чем уж особенно отличались стихи-вирши Тредиаковского-Кантемира-Сковороды? Поэтому вместо всех корневых древнерусских, общих для наших языков слов «мовореформаторы» вводят австро-немецкие, польские, английские слова. Думаю, что народная корневая мова их отторгнет.

Замечательный украинский писатель-классик Михаил Коцюбинский видел будущее украинского языка в его историческом единении с русским. В 1898 году он писал: «Свежестью и силою своих первых произведений Гоголь обязан не одному своему таланту, то также и богатству новых слов, оборотов, понятий и образов, которые он обильно черпал из малознакомой до того русским читателям жизни Малороссии. По нашему глубокому убеждению, всякий дальнейший шаг к развитию малороссийского литературного языка будет приобретением и для общерусской литературы; совместное существование обеих родственных литератур нам представляется могучим условием культурного роста двух взаимно дополняющих друг друга народностей» (том 7, стр. 120).

И ещё, надо отторгнуть высокомерие, чванство и невежество к украинской культуре, мове, истории. Отторгнуть хамство, которое то тут, то там проявляется к Украине, украинцам на нашем телевидении и в прессе. Чей это умелый заказ? Ну зачем нам уподобляться пещерным галицийцам, потомкам фашистских бендеровцев. Для них Европа Гитлера — родной очаг, они готовы употребить всю ругань по отношению к России и русским, чтобы понравиться там, в западных столицах.

Для нас украинцы — братья самые родные, вместе с белорусами, люди, живущие на общем восточнославянском поле, с которыми мы жили, живём и будем жить вместе, несмотря на все усилия, предпринимаемые заокеанскими кукловодами.

Н. Д.: А теперь давайте поговорим и о более приятных проблемах. Например, вы сейчас довольно-таки активно участвуете в деятельности Общественного совета Центрального Федерального округа, входите в Комиссию по присуждению премий ЦФО творческим работникам, возглавляете Комиссию по культуре и сохранению культурного и духовного наследия в округе. Хватает ли у Вас на всё это времени и, главное, есть ли удовлетворение от этой деятельности. И почему именно ЦФО?

В. Г.: Да, потому что Центральный Федеральный округ — это ядро России. Её историческая и духовная часть. Руководство округа, представитель Президента Георгий Петрович Полтавченко показали великую и эффективную заинтересованность в развитии культуры в округе. За несколько лет, например, были замечены, отмечены, награждены премиями (с неплохим материальным вознаграждением) писатели Москвы — В. Костров, С. Куняев, Л. Котюков, Орла — В. Дронников, Белгрода — В. Молчанов, Смоленска — В. Мишин и В. Смирнов. Рязани — Шишаев, Курска — В. Детков, писатели других областей. Музыканты, художники, певцы, народные умельцы вздохнули с удовлетворением — их вы слушали, их увидели, их узнали в столице, в её залах и театрах, в средствах массовой информации.

Хотелось, чтобы другие федеральные округа последовали за нашим. Большую работу по всем направлениям деятельности проводит Общественный совет ЦФО, который возглавляет известный предприниматель и финансист Евгений Леонидович Юрьев, много времени и средств выделяющий на работу Совета (кстати, он отец пятерых детей. так что направление демографическое имеет свой пример в округе).

Несколько слов и соображений о смысле действий нашего Общественного Совета и подобных организаций в государстве. В каком-то смысле, это вторая сигнальная система в обществе. Если первая это власть, то есть, те её структуры, которые мы имеем, через избранные нами партии или прямые выборы. Но и она при всех хороших планах, замыслах, намерениях и целого ядра успешных исполнителей, даже при удачных финансовых возможностях, не в состоянии охватить и разрешить весь спектр проблем, необходимых для успешной, или скорее нормальной, жизни людей в государстве, области, районе. И здесь возникает вторая сигнальная система из представителей общественных организаций, групп специалистов, я бы сказал, энтузиастов развития, созидательного движения, если хотите, некоего дополнительного, второго независимого центра движения, продвижения и одновременно сохранения всего лучшего. Я бы хотел, чтобы меня правильно поняли – сигнальная – это не значит, что она только подает сигналы (хотя это важная и нужная её часть) – она по мере сил и возможностей решает вопросы, осмысливая, продвигает их к решению, исполнению, в том числе, вместе с властями.

Мне кажется, наш Общественный совет ЦФО и собрал такого рода людей, которые своими усилиями расширяют представления о возможностях действий в сфере экономики, производства, социальных проблем, медицины, спорта, культуры и др.

Кратко о Совете по культуре, сохранению культурного и духовного наследия. Он состоит из людей квалифицированных, неравнодушных профессионалов. Вот несколько вопросов, которые мы стали разрабатывать и которые мы просим рассмотреть и поддержать.

Мы в ЦФО обладаем несметными духовно-историческими богатствами, как ни один федеральный округ России. Многие из них связаны с героическими и драматическими страницами нашей истории, и именно теми, на которых решалась судьба Родины. Когда звучат «Бородино», «Куликово поле», «Прохоровка», то вспоминаются строчки: «Как много в этом звуке для сердца русского слилось, // Как много в нем отозвалось!»

Но насколько это слилось, задумались мы на комиссии, как сделать так, чтобы большинство молодых людей, школьников побывали на этих полях, в музеях, у памятников славы. Как сделать, чтобы для нашего юного соотечественника слилась воедино слава веков и поколений, как наладить маршруты славы между полями, туристские дороги, паломнические походы (ведь на каждом поле есть выдающиеся своим предназначением, своей красотой и намоленностью храмы). На Прохоровском поле 14 – 16 мая Попечительский совет поля, Белгородская администрация, Союза писателей и Комиссия по культуре ЦФО провели знаменитые военно-литературные, исторические Прохоровские чтения. И именно там мы провели специальное заседание руководителей музеев, писательских организаций, заинтересованных лиц, чтобы составить такой план действий.

В Можайске на Бородинском поле мы примем участие в проведении традиционного фестиваля «Бородинская осень» (сентябрь), где начнем осуществлять единую стержневую программу трех полей славы, продемонстрируем проект памятника поклонения русским войскам и её главнокомандующим, иконе Смоленской Божией матери. Этот проект восхищает, и мы надеемся, что, как при начале возрождения храма Христа Спасителя, русские писатели станут зачинателями сбора средств на этот народный памятник.

Еще один волнующий вопрос. Всех учителей русского языка и литературы, преподавателей вузов, писателей, да и просто образованных русских людей, просвещенных людей других национальностей потрясло очередное, вульгарное и невежественное решение Министерства образования о снятии русской литературы с экзаменов под предлогом невместимости её в ЕГЭ, выведении её из разряда первостепенных предметов в школе. В очередной раз проводится вивисекция или, проще говоря, вырезание, уничтожение народного сознания, подрезание его корней. И это происходит в России, где классическая литература, после православной веры, была вторым краеугольным камнем сознания и воспитания нравственности. Люди и так разучились говорить, трепетно относиться к женщине, природе, к Родине. С помощью телевидения насаждается пошлость, хамство, цинизм, шоу-культура все ниже и ниже пояса опускает свой уровень. И в этот момент лишить классическую русскую литературу её пьедестала, её высоких нравственных и филологических образцов — значит окончательно открыть дорогу невежеству, бескультурью, дебилизму. Надо бороться. Я знаю, что ряд организаций, в том числе Союз писателей, собираются обратиться в суд на Министерство, сознательно насаждающее темноту, невежество и бескультурье в молодом поколении.

Мы предлагаем одно из противостоящих, созидательных решений осуществить с помощью Комиссии. Наши дети, да и взрослые порой не знают, не представляют, что центральная Россия представляет подлинную культурно-литературную сокровищницу нашего Отечества. С этими землями связаны имена Пушкина, Тургенева, Фета, Гоголя, Толстого, Чехова, Лермонтова, Тютчева, Лескова, Блока, Аксакова, Хомякова, Пришвина, Есенина, Сологуба, Твардовского и других выдающихся и знаменитых писателей и поэтов. Многим из них открыли музей, воздвигнуты памятники, люди с охотой приходят к этим местам, воспетым музой поэта. Назрела необходимость представить нашим соотечественникам, особенно молодым, карту, книгу с перечислением и описанием литературных мест и музеев Центрального Федерального округа.

Комиссия по вопросам развития культуры, образования, сохранения культурного и духовного наследия Общественного совета ЦФО предлагает в конце 2008 года заслушать вопрос о работе литературных музеев нашего округа, о повышении эффективности их деятельности, об их нуждах и потребностях.

Я уже рассказывал, что на нашем заседании Комиссии в январе член Комиссии из Воронежа Валентина Алексеевна Шумлянская сообщила, что однажды в области были собраны народные хоры, и их представили администрации всех уровней, которая была поражена красочностью и мастерством песенных коллективов. Представитель Чеченской Республики, находившийся там, прослезился и попросил прислать русские хоры в Чечню. «Это сильнее танков, – сказал он. – Только пусть приедут в народных костюмах». Народная артистка России Татьяна Петрова, выступавшая на XI ВРНС, сказала о том, что положение с народной песней плачевное. Её все меньше знают, все меньше поют. Россия превращается в нечто аморфное, непонятное, лишенное своего национального музыкального лица общества. В любой стране можно купить «пакет из музпрограмм» по телевидению, в которых 70% составляет национальная музыка, 20% — классическая и только 10% – попса. У нас наоборот. Нынешний отечественный шоу-бизнес обретает черты фабричного производства со всеми атрибутами такового – многомиллионными инвестициями, внедрением супертехнологий, конвейерным производством звезд, которые перевоплощаются периодически из певиц в фигуристок, циркачей, и что нас ждут еще какие-нибудь аквалангисты, боксеры. Т. Петрова поделилась страшным впечатлением на конкурсах народных песен в Сибири — мало кто умел петь русские народные песни в их тональности и красоте, а представители братских народов гнали песни на дурном, плохом английском.

Это печально и опасно, и национальное музыкальное достояние России может умереть. А когда великий Бетховен анализировал мировую музыку, он русскую музыку поставил у истоков мировой музыки, а ныне во многих японских школах обязательным является изучение десяти русских песен, и эти десять русских песен поют японские школьники.

Вот так! А сколько русских песен знает наш школьник? Я еще на одном из первых Соборов высказался (но не хватило сил и средств) о необходимости издать такую книгу, в которой были бы основные молитвы для нашего подростка, основные песни, хотя бы 50 песен, которые он должен знать. А он должен знать, какие деревья растут в наших лесах, какие цветы цветут, какие птицы поют, надо, чтобы наш подросток, наш юноша знал свое Отечество, свою Родину, свою историю, своих святых и героев. Думаю, что мы осуществим и этот проект. Что же касается песни и музыки, то мы надеемся в конце года или в начале будущего года внести проработанное предложение об этом, включая вопрос о создании Национального музыкального центра.

В прошлом году у нас в Общественной палате была встреча с известным футурологом Френсисом Фукуямой. Я задал ему вопрос: что, по его мнению, ждет в будущем культуру и литературу? Он сказал, что в России, действительно, есть традиция поклонения литературе и это, по-видимому, сохранится. Мы же вспомнили его высказывания о том, что главные изменения в обществе начинаются не в экономике, а в головах. А на головы, на нашу нравственность в первую очередь влияют культура и литература.

И сегодня много говорят о правовом нигилизме, о правовом невежестве, но сейчас надо больше говорить о нигилизме и невежестве нравственном, которые разрушают все, в том числе право. И здесь истинным созидателем, организмом, утверждающим подлинные нравственные ценности, является культура, наша русская литература.

Необходим национальный проект «Культура». Да, это масштабный, затратный проект (клубы, дворцы культуры, песня, издательские проекты и т.д.), но без него все остальные проекты – это только подступы к российской действительности.

Когда я выступал в марте на встрече со спикером Госдумы Б.В. Грызловым, то поставил от имени тысяч работников культуры этот вопрос. Б.В. Грызлов сказал, что партия «Единая Россия собирается внести это предложение на своём съезде. Надо серьёзно подумать о структуре, принципах этого предложения и внести свои обоснования в Комиссию по разработке национального проекта по культуре.

Н. Д.: Уже много лет ведётся разговор о необходимости принятия закона о творческих союзах, о поднятии, вернее возвращении им их общественного и социального статуса. Есть силы, которые упорно отрицают право творческих работников, писателей объединяться в союзы. Вы на встрече с председателем Госдумы Б.В. Грызловым 20 марта сказали о том, что оппоненты этого закона не только лукавят, но и лгут, заявляя, что творческие союзы — наследие «тоталитарного» и советского режима. Ведь известно, что такого рода объединения были в России XIX века. Достаточно вспомнить Пушкинский литературный фонд, передвижников, «Могучую кучку». Каково положение с принятием закона «О творческих союзах», других правовых актах, связанных с положением писателей, творческих работников?

В. Г.: Исторически сложившиеся творческие союзы писателей, художников, композиторов, театральных деятелей, журналистов, архитекторов более 15 лет стучатся с просьбой, а скорее с требованием признать особый статус, юридические права деятелей культуры. Удивительно, но самые яркие представители гражданского общества, о котором вроде бы все властные и общественные структуры пекутся, ответа на такой стук в виде Закона «О творческих союзах» не слышат. Кто-то несуразно, а возможно и злонамеренно отодвигает творческие союзы с арены общественной жизни.

В период предвыборных кампаний представители всех, подчеркиваю, всех политических партий подтверждают необходимость принятия такого закона. Проходит выборная кампания, и все стихает. Иосиф Кобзон, по просьбе Координационного совета творческих союзов (а такой есть) был у Президента, поставил там вопрос о принятии Закона. По его словам, В.В. Путин согласился с этим, но сказал, что вот в творческих союзах нередко бывают склоки, финансовая неразбериха. Иосиф Давыдович хорошо ответил: «Вот потому это и происходит, что Закона нет». Президент улыбнулся и предложил вносить Закон. Но воз и ныне там. Хотя такие Законы и законодательные акты есть во многих странах. Мы надеемся, что нынче, когда во главе комиссии по культуре Госдумы стоит Г.П. Ивлиев, человек, очень хорошо ориентирующийся в правовом поле и сам являющийся членом нашего союза, вопросы сдвинутся с мертвой точки. И Закон, который давно ждут, будет принят.

В этом году наш Союз отмечает свое 50-летие. Тогда в 1958 году это был ответ на настоятельные требования заметить русскую культуру, русских писателей. Сейчас, когда в нашем Союзе 7,5 тысяч писателей, его отделения есть во всех областях и республиках страны, в Прибалтике, на Украине, Молдавии, в Австралии, США, где выпускается спецвыпуск «Русские берега», как выпуск отделения СП России в Америке. Трудно игнорировать деятельность Союза.

Назову всего три-четыре акции, осуществленных при его участии. Чечня, 2000 год. Идут бои. Но десант из 100 писателей и артистов – в Гудермесе, Шали, Ачхой-Мартане. 100 томов Пушкина – воинам, 100 томов – чеченским школьникам. «Значит, война заканчивается скоро – Пушкин прибыл», – сказала чеченская учительница.

Второе. Чем связывается воедино Россия? Нефтегазовыми трубами, связью и железными дорогами, но в первую очередь Словом, русским языком. И поэтому поистине историческим был пленум на колесах, посвящённый 100-летию Транссиба, когда писатели проехали от Москвы до Владивостока, выступая в больших и малых городах, на железнодорожных станциях Поволжья, Урала, Сибири, Дальнего Востока.

Союз писателей – соучредитель Всемирного Русского Народного Собора – трибуны русских людей, движения «Добрые люди мира», учредитель центра Военно-патриотического и духовного воспитания Св. Федора Ушакова, почти ста изданий. И вот кто-то пытается нас игнорировать, выселять местные отделения из помещений, чиновники заявляют: вы всего-навсего такая же организация как общество собаководов или филателистов. Конечно, невежество и бескультурье, которое касается и других союзов. Хочется спросить: все-таки, кто у нас в России заботится о культуре, о русском языке, о нашей литературе?

Без Закона о творческих союзах, которые сохраняют некий эталон нашего художественного творчества, Россия превратится в сплошное невежественное поле шоу-бизнеса, в лучшем случае в поле чудес. Ведь, действительно, теряется образец, понижаются ценностные ориентиры.

К сожалению, наше ТВ, что государственное, что частное, к подлинным высотам культуры и литературы приобщает не часто и не многих. Вот были вечера В. Белова, С. Шуртакова, — где это?

Н.Д.: Итак, какие направления своей работы и работы Союза писателей России вы относите к разряду стратегических?

В.Г.: Назову лишь главные:
I. Нельзя безучастно взирать на погром русского языка на Украине, на издевательство над ним и своими соотечественниками. Необходимо создание Центров Восточно-славянской цивилизации (Харьков-Москва).
II. Поле русского языка велико в Азии, Африке. Эти союзы предлагают нам сотрудничество, они не хотят напрямую сотрудничать с государством, а с Союзом писателей России – хотят. Это наши друзья. Необходимо воссоздание Движения солидарности писателей Азии, Африки и России.
III. Проект 100 томов «Сибирианы» – духовное соединение Сибири, Дальнего Востока. РАН, СП (находится в министерстве культуры, министерстве регионального развития. Не надо духовно не отдавать Сибирь. Это национально-региональный проект.
IV. 300 лет Ломоносову. Мы провели пленум, программа – «Вперед, к Ломоносову». Это наука России, язык, литература. Геополит. (Сибирь). Это судьбоносная дата России.
V. Гоголь – 200 лет. Одна из самых соединяющих Россию и Украину дат.
VI. 300 лет великой Полтавской битвы, равной битвам на Куликовом поле, Бородино, Прохоровке. Мы сделали небольшую книжечку о Полтавском сражении, объединив историю и А. Пушкина.
VII. 200 лет Бородино. Проводим фестиваль «Бородинская осень». там же идет кинофестиваль, обсуждение народного памятника на Бородинском поле.
VIII. Сталинград – Курская битва – Прохоровка. В Белгороде будут проходить Прохоровские патриотические чтения.
IX. В Твери и Липецке – встреча исторических писателей и учреждение Ассоциации исторических писателей «Александр Невский».

Н.Д.: Спасибо. Наши беседы, посвященные 50-летию Союза писателей России и формулирующие те проблемы и задачи, в решении которых писатели принимают самое непосредственное участие, мы с вами продолжим.

Вернуться на главную