О ТОМ, КАК ВЛАСТЬ ИСКОРЕНЯЕТ КУЛЬТУРУ

 

Павел ГУРЬЯНОВ, Пермь

УВОЛЕН ПЕРМСКИЙ МИНИСТР КУЛЬТУРЫ, ОТОБРАВШИЙ У ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ «ПЕРМЬ-36»

Уволить известного своей патриотической позицией министра культуры Пермского края Игоря Гладнева, принял решение губернатор Пермского края Виктор Басаргин, сообщают пермские СМИ. Место министра культуры займёт Галина Кокоулина - директор Пермской краевой филармонии, которая уже рассматривалась в качестве претендента на пост министра культуры Пермского края в 2008, однако тогда губернатор Олег Чиркунов отдал предпочтение соратнику и стороннику постмодерниста Марата Гельмана Борису Мильграму.

Напомню, что Игорь Гладнев был назначен министром культуры Пермского края в 2013 году. Ему пришлось ликвидировать последствия «либеральной» культурной политики, которую проводили с 2008 года Марат Гельман и Борис Мильграм, приглашённые губернатором Олегом Чиркуновом. Игорь Гладнев распорядился прекратить финансирование «гражданского форума Пилорама», который ежегодно проводился в бывшей колонии для особо-опасных преступников «Пермь-36». «Пилорама» была известна тем, что там лидеры либеральной интеллигенции и представители иностранных фондов обсуждали планы смены режима, проведения десоветизации и реформ в России. При этом музыкальная программа форума содержала непристойные песни с призывами расправы над представителями органов правопорядка и оскорблениями в адрес президента России.



Следующим шагом министра стала передача самого музея «Пермь-36» от некоммерческой организации АНО «Пермь-36», финансируемой из за границы, в руки государства. Из экспозиции «Пермь-36» были убраны стенды, прославляющие бандеровцев, как «героев национально-освободительной борьбы», и фальсифицирующие данные о репрессиях в СССР. В 2013 году Игорь Гладнев уволил галериста Марата Гельмана после скандала с организацией выставки, высмеивающей олимпиаду в Сочи.

Летом 2016 года министр культуры Пермского края освободил от должности художественного руководителя пермского драматического театра Бориса Мильграма – бывшего министра культуры края во времена Чиркунова и Гельмана. Академический театр при Мильграме был переименован в «Театр-Театр», в норму вошла нецензурная брань на сцене, эротика на грани пошлости и сцены насилия. В поддержку решения министра выступили десятки заслуженных деятелей культуры Перми, однако за Мильграма вступились ряд известных актёров Москвы: Константин Райкин, Инна Чурикова, Лия Ахеджакова, Дмитрий Певцов и другие. В результате губернатор Пермского края вернул в должность художественного руководителя театра Бориса Мильграма, а Игоря Гладнева временно отстранил от должности министра культуры. В ноябре 2016 г. известные и заслуженные деятели культуры, искусства и образования Перми провели съезд «в защиту культурного наследия», и избрали граждаский комитет «в защиту культурного наследия». В состав комитета были избран представители движения "Суть времени" и "Родительского всероссийского сопротивления". С приветственным словом к съезду обратился министр культуры Пермского края Игорь Гладнев, который приветствовал объединение гражданских выступающих за защиту культурного наследия от нападок и осквернения.



Съезд "в защиту культурного наследия"

Министр Гладнев всегда занимал патриотическую позицию в культурной политике, считал, что главной миссией культуры сейчас является сохранение классического культурного наследия, выступал за восстановление художественных советов при учреждениях культуры. За свою позицию министр постоянно подвергался критике в ведущих мировых изданиях как «проводник политики Путина». Российские и пермские либеральные издания также постоянно критиковали его культурную политику.

Известны комментарии деятелей культуры по поводу увольнения Гладнева. Так главный режиссёр «Театра-Театра» Владимир Гурфинкель ответил журналистам: «Спасибо, пьем!».


Бывший директор АНО «Пермь-36» Виктор Шмыров заявил: «Гладнева пригласили на эту должность в качестве киллера культуры!».


Однако, председатель пермского отделения Союза художников России Равиль Исмагилов заявил, что Гладнев был лучшим министром культуры Прикамья: «Плохо отношусь к этому решению. Ему толком не дали развернуться. Он интересовался всем, что происходит, всегда откликался на все наши приглашения. Мильграм никогда этого не делал».


Равиль Исмагилов на съезде "в защиту культурного наследия"

В поддержку министра выступил и главный дирижер Пермского Губернского военного оркестра Евгений Тверетинов: «Для меня это большая сенсация, что не ценят честных и порядочных руководителей. Это открытый и патриотичный министр культуры. Я с большим уважением отношусь к Игорю Алексеевичу, потому что он беспокоится о сохранении пермской культуры, а не о сохранении заезжих казачков и разбазаривании бюджета на разовые фестивали. Это проблема и трагедия. Странно, что правительство нашей страны указывает нам одни ориентиры, и Игорь Алексеевич держится их, а на местах патриотизм и честность с принципиальностью оказываются не в почете. Заезжие казачки в пермской культуре не идут на пользу краю. Наша задача – выращивать своих музыкантов и поднимать их до уровня европейской культуры. Это была и задача Гладнева».

Евгений Тверетинов

Отмечу также, что министр был уволен в рамках переформатирования кабинета министров. Губернатор Виктор Басаргин сам возглавил правительство и постарался избавиться от тех министров, кто вызывал критику в СМИ. Аналитики связывают этот шаг с желанием Басаргина избраться на новый срок в должности губернатора Пермского края в сентябре 2017 года. Однако Басаргин, который традиционно занимал последние места в рейтингах губернаторов, ещё не получил одобрения на переизбрание от Президента Путина. И есть большие сомнения в том, что слабый и мало-популярный, согласно опросам губернатор, получит одобрение на переизбрание после увольнения патриотического министра в угоду прозападным тенденциям.

Губернатор Басаргин (в пиджаке) в окружении руководства "Театра-Театра" Бориса Мильграма и Владимира Гурфинкеля

http://gurianov-pavel.livejournal.com/158412.html

 

ЗАЯВЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО ГРАЖДАНСКОГО КОМИТЕТА «В ЗАЩИТУ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ» В СВЯЗИ С УВОЛЬНЕНИЕМ МИНИСТРА КУЛЬТУРЫ ПЕРМСКОГО КРАЯ И.А. ГЛАДНЕВА

Игорь ГладневПермский гражданский комитет «В защиту культурного наследия» выражает сожаление в связи с тем, что в отставку был отправлен один из самых эффективных и профессиональных министров Пермского края. Игорь Алексеевич Гладнев как никто другой из постсоветских министров культуры заботился о развитии пермской культуры. Его патриотизм и гражданская позиция при решении многих проблем в области культуры вызывала не только понимание, но и одобрение значительной части жителей Пермского края. Без преувеличения его можно назвать лучшим министром культуры Пермского края в постсоветский период. Игорю Алексеевичу пришлось ликвидировать те «завалы» в культурной политике, которые достались ему от предшественников. Игорь Гладнев прекратил практику выделения сотен миллионов и даже миллиардов рублей на сомнительные инициативы в области т.н. «современного искусства», когда приглашённые члены московских тусовок получали многомилионные заказы на изготовление и размещение в городском пространстве гигантских и одновременно художественно бездарных «арт-объектов», оскорбительных и разжигающих рознь выставок. Одновременно с этим по всему Пермскому краю сотнями закрывались клубы, кинотеатры, библиотеки, проводилась т.н. «оптимизация» образовательных учреждений в области культуры. Именно он в 2013 году уволил скандального галериста Марата Гельмана за организацию в том числе за счёт государственного бюджета выставки карикатур, высмеивающих олимпиаду в Сочи.

Министр Гладнев стал разворачивать культурную политику в сторону деятелей культуры и искусства пермского края. Показательно, что в течение всего срока работы на должности министра культуры он регулярно посещал наиболее значимые выставки в Доме художника, чего не делал никто из его предшественников. Он способствовал укреплению профессиональных творческих союзов, сохранению классического культурного наследия, организации встреч со зрителями и читателями, школьниками, молодёжью и ветеранами.

Игорь Гладнев распорядился прекратить финансирование форума «Пилорама», который ежегодно проводился в бывшей колонии «Пермь-36». «Пилорама» была широко известна своей сомнительной культурной программой, где приглашённые рок-группы пели непристойные песни, содержащие в том числе призывы к расправам над представителями органов правопорядка и личными оскорблениями в адрес президента России. Далее и сам музей «Пермь-36» при непосредственном участии министра культуры был изъят из управления некоммерческой организации АНО «Пермь-36», финансируемой из-за границы, и передан в руки государства. В результате из экспозиции «Перми-36» были убраны стенды, прославляющие бандеровцев, как «героев национально-освободительной борьбы», фальсифицирующие данные о репрессиях в СССР, а в музее прекратилась пропаганда «Нюрнбергского процесса над Россией». Именно за эту культурную политику Игорь Гладнев яростно критиковался ведущими мировыми изданиями из США, Канады, Германии, Франции и других стран. New York Times заклеймилаИ.А. Гладнева как самого последовательного проводника политики Путина. Показательно, что российские либеральные СМИ, которые пока преобладают в отечественной и особенно пермской медиасфере, критиковали политику Гладневу за те же действия, что и западные издания.

При непосредственном участии и руководстве министра была развёрнута работа по патриотическому воспитанию подрастающего поколения в краевом центре военно-патриотического воспитания и пермском отделении Российского военно-исторического общества, которое возглавил Гладнев. Внимание к патриотическому воспитанию, обращение к традиционным ценностям, ориентирование мастеров культуры и народа на всё лучшее, созданное в духовной жизни, – это основа укрепления государственной безопасности России, которая находится в очень сложном международном положении.

Министр неоднократно просил деятелей культуры обратить внимание на молодёжь, проводить больше мастер-классов для большего привлечения молодёжи к искусству. Так, по инициативе И.А. Гладнева была организована выставка в детской больнице №15. В мероприятии были задействованы члены Союза художников, работники больницы, лечащиеся дети и их родители. А затем представленные работы художников были подарены больнице. И министр планировал с деятелями культуры продолжение проведения мероприятий с больными детьми.

Игорь Гладнев всеми силами способствовал организации прочных связей пермской культуры с другими регионами России и другим странами. Замечательна инициатива Гладнева по развитию культурных связей Пермского края с Крымом: с 22 по 27 сентября 2016 года в Симферополе, Севастополе и Керчи прошли Дни культуры Пермского края. Жители Крыма познакомились с лучшими творческими коллективами Прикамья: театром «Балет Евгения Панфилова», ансамблем народной музыки и танца «Ярмарка», Пермским губернским оркестром, квартетом русских народных инструментов «Каравай» и ансамблем «Хорус–квартет». Это инициатива стала беспрецедентной культурно-политической акцией в поддержку нового региона, воссоединившегося с Россией.

При участии министра культуры Гладнева были организованы выставки студентов Пермского художественного училища в Белорусском Республиканском художественным колледже имени Глебова. При поддержке Министерства культуры Пермского края пермский театр «У Моста» организовал первый в мире Международный фестиваль, посвященный творчеству знаменитого ирландского драматурга Мартина МакДонаха. В 2016 году фестиваль прошёл во второй раз и собрал лучшие постановки театров из Ирана, Польши, Шотландии, Северной Ирландии, Сербии, Чехии, Черногории, Азербайджана, России.

Одной из самых важных инициатив министра, которая вызвала наибольшее противодействие со стороны некоторых групп, стала попытка вернуть бюджетные учреждения культуры под реальное управление государства с тем, чтобы они в своей репертуарной политике руководствовались утверждёнными президентом России «основами государственной культурной политики», а при хозяйствовании — нормами финансовой дисциплины. По сути, Игорь Гладнев занимался полноценной «национализацией» учреждений культуры, возвращением их из-под диктатуры частных вкусов и личных интересов – в государство во всем объеме значения этого слова. Именно это направление деятельности министра создало ему так много влиятельных недоброжелателей: как известно, экс-губернатор нашего края Олег Чиркунов передал ряд стратегических учреждений культуры своим друзьям и любимым артистам в бесконтрольное пользование.

Игорь Гладнев провёл огромную работу по духовному возрождению нашего края, и мы благодарим его за отличные результаты. Надеемся, что он в новом качестве продолжит начатое дело по собиранию и укреплению пермской культуры.

Новому министру культуры Пермского края Галине Кокоулиной мы желаем успехов в развитии культуры Пермского края, желаем продолжить и развить те положительные начинания, которые были инициированы Игорем Алексеевичем Гладневым. 

 

Игорь Гладнев: Служить и верить, верить и служить

В разгар управленческого кризиса, связанного с протестами деятелей культуры против главы краевого Министерства культуры, молодёжной политики и массовых коммуникаций Игоря Гладнева министр дал интервью журналисту канадского издания The Glob and Mail Марку МакКиннону, который прибыл в Пермь ради посещения Мемориального комплекса политических репрессий «Пермь-36».

Гладнев на Камве

— Как вы можете описать русскую душу? Что это за душа — либеральная или консервативная?

— Хороший вопрос. Понятие историко-культурного наследия напрямую связано, на мой взгляд, с тремя очень важными факторами.

Во-первых, это, безусловно, вера. Вера и понимание важности жизни и деятельности человека на территории, которую мы называем малой родиной. И не важно, крупный ли это город, либо это маленькое поселение. Важно чтобы человек ощущал своё предназначение и свою нужность.

Во-вторых, это созидание на принципах сотрудничества, сосуществования, взаимопроникновения, на основе взаимного интереса, на основе межнационального взаимодействия.

В-третьих, это роль русского языка как главного средства межнационального общения народов России и православия, которое сыграло свою историческую роль в объединении славянских народов и определило пути развития России на последующее тысячелетие. Вы знаете, на щите у русских князей было начертано: «Охраняй свои границы, храни свою веру и береги свой народ». Вот в этой формуле, на мой взгляд, очень ёмко и чётко сформулирован основной историко-культурный посыл. Это важность цивилизационного выбора.

Если мы говорим сегодня о Пермском крае и тех традициях, которые свойственны именно этой территории, то мы чётко понимаем, что главное — быть вместе, жить вместе, трудиться вместе. Это и есть та самая душа.

Если раскрывать конкретно эту тему, то, действительно, сегодня есть исторические фигуры, которые непосредственно связаны с нашим родным краем, которые послужили России своей миссией, своей деятельностью. Это, безусловно, историко-культурный период, который связан с династией Строгановых, людей, которые в полной мере соответствовали пониманию и важности европейской цивилизации, которые делали всё для того, чтобы здесь, на территории Пермского края, появилось мощнейшая заводская цивилизация. Именно они стали основателями знаменитой иконописной школы, были первыми среди тех, кто занялся собирательством исторических памятников и палеонтологией, которая уходит корнями в тот самый пермский исторический период. Именно они уделяли внимание воспитанию, образованию народа и неслучайно, что результатом этой деятельности стала созданная в конце XIX века Пермская губерния. Это очень важно.

Когда мы говорим о хоре, мы говорим не только о желании вместе спеть песню. Мы говорим о знаковых понятиях, смыслах, текстах, которые имеют отношение опять же к культурной традиции. Как в своё время Кирилл и Мефодий, которые создали ту самую азбуку и именно там, в азбуке, буквы имеют свои смыслы — «я ведаю добро, вместе, бог»… Это на уровне буквенном, на уровне формирования первых опытов. Важно очень понимать эти смыслы.

Плюс к этому, конечно же, служение. Это тоже очень важный аспект, который имеет отношение к понятию культурной традиции именно России, именно Пермского края. Служить и верить, верить и служить. Неслучайно то, что сама по себе миссия территории, природный потенциал как будто подсказывают, что Пермь — это соль земли. Это действительно соль, соль земли, потому что на 70% весь солеваренный потенциал был сосредоточен здесь, соль шла в Россию и Европу, и источник вот этой энергии — источник самой земли, мне кажется, передаётся своеобразным образом и имеет значение для развития культуры.

Промышленный потенциал Пермской губернии напрямую связан с вопросами защиты и обороны. Те самые железоделательные заводы, которые своими традициями создания уходят далеко в столетия, формировали особый характер тех людей, которые трудились на этих предприятиях и для которых очень важна связь между их деятельностью созидательной и уровнем гарантий, уровнем государственности самой России. Это Демидовы, это Пётр Первый, это Татищев, это огромное количество сподвижников и благотворителей — промышленников, которые создавали не только прибыль, они создавали ту самую культуру. Поэтому когда мы говорим об этих людях, мы понимаем, что Мешков не был бы исторической фигурой в том самом смысле, в котором мы сегодня воспринимаем его как духовно-нравственный ориентир, и он бы не создал первый на Урале университет.

Очень трудно было бы воспринимать ту культурную миссию, которую выполнил Сергей Дягилев, если бы мы не понимали, что род Дягилевых — это огромная работа, которая связана со строительством школ, больниц, помощи в образовании на территории Пермской губернии.

И вот эта традиция, на мой взгляд, имеет прямое отношение к душе России. Потому что для нас мало понимать и мало знать то, что человек богат, человек обладает большими ресурсами, большими возможностями. Для нас очень важно знать и видеть, насколько он своим богатством, своим результатом индивидуального успеха благодарен всем, кто этому способствовал.

Верить, и быть преданным своему делу — вот это очень важно.

Ещё один момент, который имеет значение для формирования этих ориентиров, для понятия ценности культурной традиции — это, конечно, фактор, связанный с возрождением духовной традиции в части восстановления храмов, восстановления памятников — это является важнейшим свидетельством возрождения и обновления того самого исторического ценностного фонда, который проходит через разные периоды социального, политического и иного другого развития.

Ценности добра, ценности совести, созидания, взаимного уважения, дома, ценности семьи, уважения к предкам, уважения к чужому труду как к своему собственному и уважение к традициям, которые могут быть тебе не свойственны, но они, тем не менее, являются важными для другого. Вот это и есть то, что кто-то, может быть, называет консерватизмом, а мы называем здравым смыслом. Для нас это сегодня является важным и неотъемлемым пунктом формирования культурной политики.

Поэтому вопросы, связанные с просвещением, образованием и воспитанием, — это самые ключевые вопросы, когда мы говорим о культуре. Не о формах досуга, хотя это тоже является важной компонентой труда, а именно базис, именно та основа, благодаря которой человек считает себя преемником культуры.

— Возвращаясь к взаимной связи консерватизма и здравого смысла… Когда здесь жил и работал Марат Гельман, получается, он не понимал территории, на которой он работал? Почему были противоречия?

— Я не берусь оценивать индивидуально роль указанного деятеля. Я могу сказать о своём личном по этому поводу впечатлении. Поскольку у меня было несколько встреч с Гельманом, я буду основываться исключительно на том понимании, которое сформировалось у меня лично. Я считаю, что основной инструментарий, которым пользовался и продолжает пользоваться Гельман — это провокация, манипуляция и технология. Технолог, манипулятор и провокатор.

Я бы, наверное, так сказал: XX век во многом сформирован режиссёрами. И вот это понятие, своеобразное понятие режиссуры, которая умело использует технологические особенности, включает сюда и психологию, и особенности индустриальные, и возможности технологические, умелое манипулирование административными ресурсами, в значительной степени дали повод считать, что возможно всё. И мы сегодня видим эти в значительной степени сформированные мифы, не имеющие ничего общего с историей России, с характером народа, с деятельностью вполне конкретных исторических фигур. Эти инструменты стали способом воздействия на огромное количество людей.

Культура и непосредственно деятельность, с этим связанная, не может быть и не должна быть в отрыве от того исторического наследия, на котором сформированы главные цивилизационные постулаты. Есть вещи, которые нельзя девальвировать. Есть вещи, требующие уважения и в какой-то степени табуирования. Это вещи, связанные именно с пониманием смысла, который проходит через культуру и историю.

Я никогда не соглашусь с тем, что история России и русского народа — это история угнетённого, тёмного, необразованного существа, некой субстанции. Весь исторический период, начиная от главного выбора в сторону византийской традиции, включая результаты и итоги Великой Отечественной войны, Второй мировой войны, подтверждают, что Россия была, и остаётся, и будет именно той страной, которая даже в эти периоды сохраняет все лучшее. Даже в условиях жесточайшего прессинга.

Так вот, отвечая конкретно на вопрос, связанный с известной фигурой, я могу сказать, что Гельман — это инородное тело для культуры Пермского края. И я полагаю, что в дальнейшем само понимания назначения, целей и результатов, которые достигаются и нашей культурой, и известным персонажем, подтверждение моих доводов.

— В Москве мы встречались с Николаем Новичковым. Он сказал, что Гельман не понимает путинского большинства, которое составляет среднюю Россию. Можете ли вы объяснить, что он понимает под этим большинством?

— Что это такое — большинство?

— Может, он имел в виду, что Гельман представляет меньшинство и не понимает большинства? В том смысле, что обращался в своей работе к меньшинству и не обращал внимания на потребности большинства?

— Гельман преследовал узкие и личные интересы. В круг этих интересов были вовлечены люди, в том числе и нечистоплотные, которые потакали ему в этом.

— Как вы знаете, мы посещали «Пермь-36». Мы говорили о том, какие изменения претерпевает сейчас музей и, к сожалению, Наталья Семакова не была готова давать нам под запись своё мнение. Может быть, вы могли бы объяснить, какие изменения в музее, что там сейчас происходит?

— Я достаточно подробно комментировал эту ситуацию в газетах. Но повторю, что сегодня совершенно чётко следует понять три позиции.

Во-первых, поскольку музей является нашим историческим наследием, он должен быть сохранён.

Во-вторых, учреждение культуры, которым является сегодня музей «Пермь-36», должно в полной мере соответствовать тем вопросам, которые сформулированы в основах культурной политики РФ. Как и все прочие учреждения, которые имеют отношение к государству и финансируются из государственного бюджета.

В-третьих, говоря сегодня о ГУЛАГе и о политических репрессиях, мы должны рассматривать их вместе с контекстом, в котором сложилась эта ситуация на территории СССР, с контекстом, который существует в мировой истории. Поэтому ещё одним очень важным моментом деятельности музея является его программа, отвечающая интересам общественных институций, сообщества историков, и тех, кто непосредственно являлись очевидцами и свидетелями происходящих событий. И в этом смысле музей, безусловно, должен выполнять свою функцию как площадка для серьёзной аналитической работы, для обращения, в том числе, и к широким слоям общественности.

— Были раньше какие-то слои населения, какая-то часть общества, которой музей в предыдущей итерации не обращался. Видели выставку, которая сейчас закрыта. Это выставка про диссидентов, которые, как объясняется сейчас, были связаны с украинскими националистами...

— Выясняется не сейчас, эта информация существовала более 70 лет назад. Предательство своей Родины и преступления, которые совершались во время Великой Отечественной войны, — это преступления, которые не должны иметь срока давности. И тем более, мы видим сегодня, как опять же при помощи манипуляций, искажения и откровенного подтасовывания фактов меняются не просто представления о судьбе отдельно взятого человека, а о судьбе целого исторического периода, о роли, которая была выполнена во имя сохранения цивилизации.

Я сейчас говорю, конечно, о противостоянии между СССР и фашистской Германией. Это очень важный момент. И здесь не должно быть уклончивых ответов или двусмысленности. В период исторических событий были те, кто являлись пособниками фашистов — те, кто совершали преступления, и те, кто защищали свою страну, свою Родину и думали о будущем своего народа, потому что вопрос стоял именно таким образом: сохранится ли Россия, сохранится ли русский язык или будет какая-то другая судьба. Судьба рабов, судьба народа, которому отведено подчинённое состояние. И этому есть документальные подтверждения, вот в чём дело. Есть приказы, есть соответствующие зафиксированные письменно речи.

Поэтому в отношении конкретных людей, которых вы называете диссидентами, и которые имеют отношение к преступлениям, на мой взгляд, нет двух мнений. Они преступники.

— Вы говорите о конфронтации… Что касается сегодняшнего дня — есть ли какая-то конфронтация, относительно Перми, этой части России, особенности, связанные с санкциями, в том числе за Крым?

— Вообще, контекст сегодняшнего дня в мире — создать условия для искусственного (или естественного для кого-то) противостояния. У нас никакой заинтересованности в конфронтации, противостоянии. У нас есть заинтересованность в правде.

Кстати, это ещё один очень важный цивилизационный аспект культуры. Правда и дело, вера и бог, и благодаря этому, в том числе, Россия одерживала победы даже в самых тяжелейших условиях, когда казалось, это просто невозможно.

— Считаете ли вы, что это новое противостояние каким-то образом влияет на культуру или на восприятие людей, может, оно формирует спрос на традиционные ценности и, как вы сказали, здравый смысл. Может быть, ввиду санкций, всего, что происходит — Крым, Украина — эта конфронтация меняет культуру людей?

— Я приведу пример из жизни. Вот как вы думаете, какая эмоциональная атмосфера, какая конструкция могла бы сложиться в семье, если бы ребёнку постоянно говорили о том, что его родители недостойные люди, они ничего из себя не представляют, что он является наследником худшего, что может быть? Вот какая могла бы сложиться атмосфера? Какой источник для развития был бы у этого ребёнка?

У меня такое впечатление, что в определенный момент, причём не сегодня, и не вчера, а, может быть, с XV-XVI веков, сознательно формировались мифы в отношении России. Мифы, в котором угрюмая, страшная, угрожающая страна, в которой необразованный, неумытый, страшный, похожий на агрессора народ всем угрожает. При этом исторически агрессии чаще всего подвергалась Россия. А самый большой террор на душу населения в истории произошёл во время французской революции. Это факт.

История колонизации, колониальных завоеваний цивилизованного общества имеет многовековую традицию. Хочу напомнить, что в цивилизованной Европе ещё в конце XIX века, а в некоторых местах и в начале ХХ века в цирке на представлениях показывали людей, подобно животным, как прямое проявление человеконенавистничества, расизма, апартеида. А это — не Россия. И коллективное сожжение, так называемое аутодафе, это тоже не Россия.

Говоря сегодня о взаимодействии, о взаимоотношениях народов, мы должны видеть друг в друге лучшее, находить самые привлекательные черты. И даже если невозможно договориться, всё равно недопустимо искажать факты и откровенно врать. Вот это очень важный момент, мне кажется, и в этом есть призвание и миссия самой культуры. Особенно это важно, когда мы говорим об истории, о воспитании, образовании и просвещении.

P.S.

Игорь Гладнев, министр культуры Пермского края:

— Этот разговор с журналистом Globe And Mail Марком МакКинноном состоялся в июне 2015 года, он был записан на диктофон и размещен на официальном сайте министерства культуры. Я вёл диалог открыто, с готовностью отвечать на все вопросы, ожидая того же со стороны журналиста.

Однако опубликованная в издании Globe And Mail статья показала, что истинные намерения МакКиннона не имеют ничего общего с главными постулатами журналистики  — достоверностью, правдивостью, объективностью.

Примечательно и время выхода статьи — август 2015 года. Недостоверная информация, искажение мыслей собеседника, подтасовка фактов, и даже неприкрытая неприязнь к нашей стране — всё это прослеживается в статье и наталкивает на мысль о том, что этот материал появился не случайно. Очевидно, что его цель — формирование предвзятого отношения к культуре Пермского края и пропаганда среди западных читателей негативного образа России в целом.

https://www.newsko.ru/articles/nk-2760182.html

 

Будущий министр культуры Прикамья Игорь Гладнев: МЫШАМ БЫКА НЕ ПЕРЕПРЫГНУТЬ

Павел Гурьянов: "Попалась на глаза статья Игоря Гладнева недавно уволенного с поста министра культуры Пермского края о «пермской культурной революции», которую творили протеже губернатора Чиркунова Марат Гельман и Борис Мильграм в 2008-2012гг. Гладнев тогда был депутатом пермской городской Думы и ещё и не думал, что именно ему придётся разгребать завалы постмодернистских креативщиков, за что он и будет заклеймён пермской и даже мировой прессой (читайте New York Times) как самый решительный «проводник политики Путина». Собственно из-за этой культурной политики, вероятно, Гладнев и поплатился должностью. Весьма слабый губернатор Басаргин мог попробовать заручиться поддержкой либералов для того, чтобы попытаться переизбраться на новый срок.
А теперь собственно сама статья Гладнева, когда он ещё не был министром."


(увеличивается при нажатии)

На культурном фронте Пермского края идут бои неместного значения. В нашу культурную традицию, которой в иных ее ипостасях порой насчитываются столетия, ворвался отряд пришлых бездарностей. Число их невелико, да вооружение тяжелое: региональный бюджет культуры. Депутат Пермской городской думы, единоросс, выпускник Академии культуры и искусств Игорь ГЛАДНЕВ полагает, что агрессия против культурной традиции Прикамья - это лишь пена, которая исчезнет без следа.

Широка и глубока река культуры Прикамской. И сила ее во множестве ручейков и речек, которые подпитывают главный поток и придают ему силу и исконную мощь.

Можно броситься в эту стихию и понестись вместе в ней, можно проторить свое русло и влиться в широкий поток. Но остановить эту реку или сменить русло ценностей пермской культуры невозможно. Вся она построена на самобытности и соборности. Исторически от звериного стиля - духовность, сеет, тепло, дом. любовь, забота, до величайшего испытания - Великой Отечественной войны, когда Пермь стала прибежищем и защитником для великих композиторов, артистов и художников.

Появление именно у нас Строгановской школы иконописи и фактически одного из первых оперных театров, - ведь первое, деревянное здание пермской оперы было построено еще до отмены крепостного права! Возникновение высоко-художественной школы живописцев и архитекторов, появление целой плеяды выдающихся конструкторов и инженеров - все это маяки, на которые следует ориентироваться. чтобы не сбиться в пути и не погрязнуть в суете и мраке.

Взывать о спасении, возвышать облик человеческий, внушать веру, свет и радость - это бесхитростная задача, но именно она является самой сложной, ибо рассчитана на столетия. Эта задача не вписывается в рамки «проекта» или «акции», а сама системообразует все элементы художественного преломления нашего мира. Именно Мира, как отражения Человека. Тепла и Света.

Сегодня часто кое-кому иной раз хочется «пришпорить», ускориться, «конкурировать», «побеждать». Из культуры в высоком значении этого понятия пытаются сделать шоу с коммерческим эффектом. Вернее, пытаются суррогатами подменить самое понятие культуры В результате от этой суеты только муть со дна поднимается. Но завтра снова смоет все эти потуги чистыми струями и растворит их великая река. И конец «новациям».

Нам надо поклониться подлинным служителям пермской культуры. Именно тем, кто без пафоса и пиара каждодневно возделывает свою «планету», чтобы она не заросла чертополохом. Эти старатели и есть те, кто просеивают и формируют культурный слой. Для них очень важно жить и быть устремленными в глубину нашей территории. Именно они помнят и возрождают Пермь, как хоровую столицу России, для них понятие академизма не труха и пыльный сюртук, а светлый мрамор, сохранивший свою чистую энергию сквозь поколения. Это они своим призванием увлекают детей в мир творчества и красоты.

Конечно, они по отдельности малопрезентабельны и уж совсем не «модны», но они и есть земля и соль, без которых ничего не родит и не жуется. Мы больше всего сегодня нуждаемся в них. И деньги здесь далеко не на первом месте.
Но вот что особенно существенно. Именно государственная политика и полномочия ее представителей есть то. что или помогает и делает сильнее, либо замалчивает, а по факту - признает несущественными все эти клубные и культурные, академические и народные «старо-образования».

И никто не вправе приписывать себе «великую миссию», миловать или казнить: «Тебе я дам денег, а тебе не дам. ты мне нравишься, а ты не очень». Нет. Только путь к глубине и сути. Путь навстречу и к мнению тех. кто своей жизнью проверил главные постулаты: культура - это преемственность и возрождение лучшего в человеке. И в его творчестве. Да. в человеке есть много невзрачного и даже страшного. Но на то и есть суть государственной политики, чтобы отличать частное мнение от исконной ментальной сути народа.

В искусстве и культуре надо искать не «смыслы», а душу и ее отражение. Через нее отражается самое важное - сам художник, отношения людей и время. Именно поэтому все гениальные сюжеты просты, а все настоящие писатели, поэты, художники прозрачны и ясны. Язык их, даже если он требует усилий для понимания, внятен и светел. Светел, для меня это - главное.

Душа художника - как магический кристалл. И как только мы начинаем говорить о моде, тенденциях, смыслах, мы из сферы истинного осмысления души художника перемещаемся в сферы утилитарного назначения... И тогда важнее всего PR, провокация, «инсталляции», агрессия, эпатаж. Когда нет души, а следовательно, и таланта, то те. кто присваивает себе имя художника (в широком смысле этого слова), стремятся найти столь же полную меру бездарности среди тех. кто распределяет деньги на поддержку культуры. Этот симбиоз порождает пакости, которые, в сущности, выглядят жалкими потугами «самовыражения».

Самое эпатирующее произведение искусства - Сикстинская капелла. Но ведь дело не в том, что Микеланджело написал всех голыми, а в том. что он приписал Богу нечеловеческую жестокость и гибельную силу в «Страшном суде». Микеланджело, преломляя через свою душу - свой магический кристалл, тему Страшного суда, отнюдь не позволил себе даже грехи человеческие отразить грязной краской.

В этом великая сила соразмерности, избираемой темы и духовного уровня художника. ОТВЕТСТВЕННОГО за ее раскрытие. Оценивать себя художник должен пристрастно. А мы, кому порой навязывают бездуховный бред под шапкой культуры, должны не «смыслы» разгадывать, а просто видеть мышиные потуги в желании перепрыгнуть быка.

Игорь ГЛАДНЕВ

ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ:

Николай Дорошенко "ОБРЕЧЕННЫЕ НА МИЛЬГРАМОВ"

ОТКРЫТОЕ ОБРАЩЕНИЕ К ГУБЕРНАТОРУ ПЕРМСКОГО КРАЯ представителей общественности и творческих союзов Пермского края по поводу увольнения Б.Л. Мильграма с должности художественного руководителя Пермского академического театра драмы

ВЛАСТЬ ПРОГНУЛАСЬ: МИЛЬГРАМА ВОЗВРАЩАЮТ

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную