ВЕТВЬ, ЖИВУЩАЯ ЗА СЧЕТ ДЕРЕВА

7 (19) марта родился Евгений Боратынский: поэт, переводчик, философ

3-4 марта 2016 года в ГАУК МО "Музей-заповедник "Усадьба "Мураново" им. Ф.И. Тютчева" прошла традиционная научная  конференция.

В текущем году "Мурановские чтения" были посвящены творчеству одного из самых загадочных поэтов и переводчиков н.XIX века - Евгения Абрамовича Боратынского (все свои сочинения, за исключением "Сумерек", поэт  подписывал как Баратынский).

Подробнее о конференции >>>

Выступая на конференции, старший научный сотрудник  государственного Литературного музея Григорий Соломонович Зобин  посвятил свой доклад теме "кризиса цивилизаций" в поэзии  и прозе XIX века, а также философским образам Евгения Боратынского.

Великий литературный критик В.Г.Белинский (1811-1848гг)  парадоксальным образом не понял и не принял поэзию Евгения Абрамовича Боратынского (1800 - 1844гг). Комментируя стихотворения Боратынского, критик Белинский с иронией писал: "все ясно. Во всем наука виновата. Без нее мы жили бы не хуже ирокезов!".

В начале XIX века в литературной среде и в беседах русской интеллигенции возникла тема "кризиса цивилизации". Тогда эта мысль, для русского общества, уставшего от западного рационализма, выглядела свежей и оригинальной. Одновременно, возникла  популярная дихотомия художественного образа. Разум и чувства стали казаться антагонизмом по отношению к друг другу.

Поэт Е.Боратынский моделирует возможное будущее человечества. Характерно что в 1830 е годы в том же направлении развивалась и мысль его современника  - поэта, писателя, музыковеда  Владимира Федоровича  Одоевского.  Князь Владимир Одоевский, изучив сочинения английского основоположника теории утилитаризма, философа И. Бентама, заметил, что общество прагматизма губит само себя. В новелле "Город без имени",  поклонники Бентама, решили создать общество бесчувственного материального благополучия. Начертав на своем знамени слово "Польза", они отплывают за океан, где можно спокойно и вдали от мечтателей осуществить блистательную систему. Отвергнув все, что бесполезно и не приносит выгоду, принимаются на дикой земле за работу.  "Что бесполезно, то вредно. что полезно, то позволено".

Эта новелла создавалась В.Одоевским в те же годы, когда Боратынский пишет стихотворение "Последнее самоубийство", в котором он утверждает: поиск во всем утилитарной  пользы и презрение к чувствам приводит  к потери жизни как таковой. Изначально, в стихотворении Е.Боратынского общество потребления превращает территорию в дивный город-сад.  "Сначала мир явил мне дивный сад; / Везде искусств, обилия приметы; / Близ веси весь и подле града град, / Везде дворцы, театры, водометы/". 

Однако, процветание без  духовной идеи, без чувств, без целей и перспективы превращается очень скоро в свою противоположность. И, озверевшие в беспринципной конкуренции, люди, ставят свой мир "всеобщей пользы" на грань саморазрушения: "Прошли века, и тут моим очам  / Открылася ужасная картина: / Ходила смерть по суше, по водам./ Свершалася живущего судьбина. /Где люди? Где?!" Этот риторический вопрос  прозвучал в усадьбе Тютчевых - Боратынских более чем современно.

Поэт Е.А.Боратынский не был "мечтателем",  он прекрасно разбирался в строительном деле, - усадьба строилась по его чертежам. Однако, развитие человеческой личности без развития в ней культуры чувств, по его мнению, заводило "человека рационального" в тупик, превращая его в хищного зверя. Это наблюдение поэта XIX века весьма актуально звучит сегодня.

 

Григорий ЗОБИН, старший научный сотрудник государственного Литературного музея

ТЕМА КРИЗИСА ЦИВИЛИЗАЦИИ В ПОЭЗИИ Е.БОРАТЫНСКОГО

Боратынский как последователь философии Руссо

Критик  Г.В.Белинский видел  в поэзии Боратынского прямую связь с Ж.Ж.Руссо (1712 - 1778гг) , с его философией и учением о естественном человеке и неприятии прогресса цивилизации. Эти мысли Жан Жак Руссо высказывал в одной из ранних своих работ, написанной на соискание академической премии в 1750 году. Организаторы премии ставили вопрос о том, "содействовало ли развитие наук и искусств очищению нравов.". На этот вопрос Ж.Ж.Руссо ответил, что "просвещение вредно и сама культура — ложь и преступление". Французский мыслитель утверждал что  подъем промышленности, распространение знаний и блеск  роскоши развратили общество, способствовали падению нравственности. Руссо считал, что именно благодаря успехам цивилизации люди поставлены в такие условия, что их жизнь становится невозможной без звериной конкуренции, без того, чтобы  вытеснять друг друга, обманывать, предавать, разорять друг друга.

Подозрительность,  мрачные страхи, холодность,  осторожность, ненависть, предательство  будут  вечно скрываться под покрывалом вежливости и учтивости. Невежество, достойное презрения сменяется опасным скептицизмом.

Приведя все эти доводы против развития науки и искусства, которые Ж.Ж.Руссо сравнивал "с гирляндами цветов, покрывающими железные цепи,  которыми скованы люди", Ж.Ж. Руссо делал следующий вывод: "наши души развратились в той мере, в какой степени науки и искусство приблизились к совершенству".  

В качестве альтернативы этому явлению Жан Жак Руссо предлагал идеал человека, живущего в гармонии с природой, обладающего скромными потребностями. Главный же недостаток всей цивилизации Руссо видел в рационализме, в практицизме, в утилитарной философии и в меркантилизме человеческой деятельности. В рассудочности мышления без участия сердца. Это была одностороннее по своей направленности развитие личности, затрагивающее преимущественно сферу ума.  "Все это ведет к вырождению человечества", - считал Руссо.

С этим мнением французского философа  поэт Е.Боратынский был согласен.

Влияние Ж.Ж.Руссо на творчество Е.Боратынского необычайно сложно. Оно имеет характер притяжения и отталкивания  одновременно. Еще в 1820-м году поэт написал небольшой трактат "О заблуждениях и истине", который  построен как диалог между Молодостью и  Старостью. С композиционной точки зрения такая структура организации материала характерна для самого Ж.Руссо. Мы видим антитезы, противопоставления  между чувством и рассудком. "Страсти ослепляют вас, мечты украшают все предметы... воображение устилает цветами бездну... - но поживите с мое и вы увидите истинное спокойствие", - так говорит Старость.  "Бабушка, - говорит Молодость, - Глаза  твои слабеют, а ты хочешь лучше меня видеть. Чувства твои завяли, а ты хочешь лучше меня чувствовать.  Годы, накинули мрачное покрывало на окружающие тебя предметы, а я должна верить в то, что они и в самом деле одеты туманно", - говорит Молодость. "Я думала, как и ты, - отвечает Старость. - Опыт разрушил мои воздушные замки. Годы отнимают глаза, но делают зорким рассудок", - "Я не знаю что ты подразумеваешь под словом "рассудок", - Возражает Молодость,- Я думаю, что это то чувство, что заставляет меня видеть предметы в том порядке, в котором я их в настоящую минуту и вижу. И могу ли я их видеть иначе? Могу ли я отделать от себя мечты и страсти?".

В этом  диалоге Евгений Боратынский явно следует философии Жан Жака Руссо. в которой противопоставлялся эмпирический опыт рациональным доводам, а сердце ставится выше рассудка. Характеризуя   трактат Е.Боратынского "О заблуждениях и истине",  можно, перефразировав известное изречение философа Декарта, "Я мыслю, значит я существую", вывести новую формулу человеческого существования: "я чувствую, значит, я существую".

Проблема соотношения чувственного восприятия мира и рассудка ставится у Боратынского в таких стихотворениях, как "Истина", "Череп", "К чему невольнику мечтания свободы". И его стихи, написанные в начале 30-х годов, во многом перекликаются с трактатом "О заблуждении и истине". 

Его обращение к лирическому герою также рассматривает вариант "пути к счастью" ценой отказа от сердечных волнений. Счастье как следование исключительно опыту охлажденного ума, - возможно ли это?

         Я дольний жребий свой,
Вдруг Истину (то не было мечтаньем)
         Узрел перед собой.
«Светильник мой укажет путь ко счастью!
         (Вещала) захочу.
И страстного отрадному бесстрастью
         «Тебя я научу.
Пускай со мной ты сердца жар погубишь,
         «Пускай, узнав людей,
«Ты, может быть, испуганный разлюбишь
         «И ближних и друзей.
«Я бытия все прелести разрушу,
          «Но ум наставлю твой;
Я оболью суровым хладом душу,
         «Но дам душе покой».

        
Но жизнь, движимая лишь рассудком и лишенная страстей несовместима с подлинным счастьем и с полнотой бытия. Для поэта она равнозначна смерти. Умственный опыт  бессердечного убийства.

Я трепетал, словам ее внимая,
         И горестно в ответ
Промолвил ей: о гостья роковая!
         Печален твой привет.
Светильник твой — светильник погребальный
         Всех радостей земных!
Твой мир, увы! могилы мир печальный,
         И страшен для живых.
Нет, я не твой! в твоей науке строгой
         Я счастья не найду;
Покинь меня: кой-как моей дорогой
         Один я побреду.

О том же феномене Е.А.Боратынский говорит  и в стихотворении "Череп". (1924)

Нам надобны и страсти и мечты,
В них бытия условия и пища:
Не подчинишь одним законам ты
И света шум и тишину кладбища!
Природных чувств мудрец не заглушит
И от гробов ответа не получит:
Пусть радости живущим жизнь дарит,
А смерть сама их умереть научит

Наконец в стихотворении "К чему невольнику мечтания свободы"  поэт открыто провозглашает, что невозможно все подчинить законам благоразумия, - чувства дарованы нам высшей волей.
Эта установка близка к философии Жан Жака Руссо, и к его взгляду на путь развития цивилизации. Здесь начинается тема рационального и чувственного подхода к мирозданию.
        

Поэзия Боратынского как продолжение прозы Одоевского

В 1828 году Евгений Боратынский пишет стихотворение "Последняя смерть". Один из исследователей его творчества назвал это ярчайшим примером "русской антиутопии". Основываясь на современном ему развитии цивилизаций в ее рассудочности и прагматизме в действиях и  в целях, Боратынский моделирует возможное будущее человечества.

Характерно что в 1830-е годы в том же самом направлении развивалась мысль и другого русского писателя, современника  доброго знакомого Боратынского - поэта, писателя, музыковеда  Владимира Федоровича  Одоевского (1804-1869гг). В философском романе "Русские ночи", итоговом произведении русского романтизма,  над которым как раз в этот период он и работал, князь В.Ф.Одоевский говорит: "человек не может отделаться от поэзии, она, как необходимый элемент, входит в действия поэта.  Без поэзии жизнь была бы невозможна. Сохрани нас Бог сосредоточить все наши умственные физические и нравственные силы  на одно лишь материальное направление, как бы полезно оно ни было,  будут ли то железные дороги, прядильни или ситцевые фабрики. Односторонность - есть яд нынешних обществ.  Тайная причина всех  смут и недоумений, когда одна ветвь живет за счет целого дерева.  Ибо,  когда одна ветвь живет за счет целого дерева, дерево иссыхает".

Значимы две новеллы  князя В.Ф.Одоевского "Последнее самоубийство"  и "Город без имени". Они развивают эту ключевую  мысль.  Эти новеллы представляют мир, построенный по логике утилитаризма. Символом "Города без имени" является английский философ Иеремия Бентам (1748 - 1832гг). Современник Одоевского и Боратынского, английский философ Бентам выступает с резкой критикой взглядов французского мыслителя Ж.Ж.Руссо:  таким образом, спор об разуме и чувствах приобретает характер глобальной  философской дискуссии, охватившей сразу несколько стран: Англию, Францию и Россию. Иеремия Бентам строил свою теорию на логике "всеобщей пользы". Отстаивал идею свободной торговли, ничем не стеснённой конкуренции, что, по его мнению, должно обеспечить прогресс.

И.Бентам оставит свой след не только в истории английской мысли, К.Маркс назовет его "гением буржуазной глупости"

Владимир Одоевский, изучив сочинения Бентама, заметил. что прагматизм я  губит сам себя. Стремление лишь потреблять, приводит в "Последнем самоубийстве" к потери жизни как таковой.

"Поистерлась соразмерность  между творениями природы и потребностями человечества. Медленно, но постоянно приближалось оно к сему бедствию. Гонимые нищетой жители городов бежали в поля. Поля обращались в села, а села - в города. А города раздвигали свои границы. Давно уже аравийские степи обратились в плодоносные пажити. Давно уж льды севера покрылись туком земли. Неимоверным усилием химии искусственная теплота изжила царство вечного хлада.  Прошли века и животная жизнь вытеснила растительную. Сместились границы городов и весь земной шар от полюса до полюса обратился в один большой населенный город, в который перенеслась вся роскошь и вся утонченность ... и все болезни. В этом городе был весь разврат и вся деятельность прежних городов.  Над роскошным Градом Вселенной нависла страшная нищета. Все кипело жизнью, но жизнь умерщвляла  саму себя. В конце концов люди живущие в мире потребления и для потребления начинают тяготиться самой жизнью. И, отчаявшись, они взрывают землю вместе с собой".

В другой новелле, вошедшей в сборник "Русские ночи" В.Ф.Одоевского  - а именно, в новелле "Город без имени",  поклонники Бентама, решили создать общество полного материального благополучия. Положив в его основу материальную пользу и отвергнув любую другую надстройку над материальным, они отплывают на корабле "строить город будущего".  Начертав на своем знамени слово "Польза" они отплывают за океан, где можно спокойно и вдали от мечтателей осуществить блистательную систему. И,  отвергнув все то, что бесполезно и не приносит выгоду, принимаются на дикой земле за работу.  "Что бесполезно, то вредно. что полезно, то позволено",

Свою колонию они назвали Бентамией в честь проповедника теории "абсолютной пользы" Иеремии Бентама (1748-1832гг). Ему поставлена колоссальная статуя в центре города. Очень скоро, благодаря совместным усилиям бентамитов, колония становится процветающей. Земля возделана и дает богатые урожаи. развиваются промышленность и торговля. Всем, в том числе и вопросами развития и образования будущих граждан занимаются и заправляют мудрые финансисты.

Девушки вместо романов читают книги об устройстве фабрик. Дети слушают не сказки, а рассказы о движении капиталов. Ничему бесполезному места в колонии нет - ни стихам,  ни шуткам, ни песням, ни цветам. Не принято во внимание лишь одно. Стремление к собственной пользе поставлено превыше всего и побуждает к хищничеству, к наживе за счет ближнего - за счет другого человека. Отказавшись от Библии, книги даже не только бесполезной, но и вредной с точки зрения выгоды, человек начинает жить во грехах, их столица становится городом преступников.

Сначала бентамиты заводят отношения со соседней колонией. И они начинают с помощью различных ухищрений задерживать провоз к соседям необходимых товаров.  А, затем, -  продавать их втридорога. Польза лишь для себя становится основным принципом бесчеловеческих отношений.  Потом, когда возникает необходимость расширения площадей для земледелия, то колонисты убеждаются что путем математических расчетов  гораздо проще завоевать соседние земли. Гораздо дешевле завоевать уже освоенные земли,  и силой оружия они захватывают и завоевывают страны. Бентамия становится мощной и экономически развитой державой. Но спустя какое- то время лозунг от пользе лишь для себя за счет других приводит к вражде всех со всеми. Начинается война между людьми  уже внутри самой Бентамии. Царство всеобщей пользы превращается в свою полную противоположность.  Криминал достигает  вышей политической власти.   Экономика страны рушится и она погружается во всеобщее уныние.  

Выхода из этого провала люди не видят. С юных лет бентамит обучался лишь одной науке- избегать законов Божеских и человеческих. И смотреть на них, лишь как на одно из средств извлекать какую - нибудь выгоду. У Бентамии нет поэзии, жителям незнакомо понятие вдохновения. Все прекрасное как бесполезное  искоренялось как ненужные сорняки. И теперь нечем было оживить человека. Нечем было утешить его в скорби. Божественный язык поэзии был недоступен бентамитам. Они не знали ни музыки ни живописи. Великие явления природы не погружали бентамита  в ту думу,  что отделяет человека от земной скорби.  Естественная поэзия природной стихии была убита расчетами пользы. 

Вскоре "процветающую" Бентамию накрывает череда социальных потрясений. Но результат их оказывается прямо противоположным тому,  о чем думали восставшие - а думали они лишь о своей выгоде. Купцов и финансистов отстраняют от власти под предлогом того что они создают лишь материальные ценности. И они не могут править гордом, не должно быть такого чтобы наживались на людском труде. Из-за этого рушится торговая деятельность. Нарушается товарооборот. Город превращается в затоваренный склад вещей, которые никто не покупает. Как это пророчески оказалось похожее на современное "общество потребления"!

Затем, в Бентамии  разворачивается новое социальное потрясение, ремесленников прогоняют земледельцы - они утверждают, что лишь они приносят Бентамии настоящую пользу. Теперь они берут власть в свои руки и забрасывают хлебопашество. Вслед за торговлей и ремеслом гибнет и земледелие. Люди дичают, начинают заниматься охотой ради физического выживания. А на постаменте статуи Бентама, которая становится языческим алтарем, совершаются кровавые человеческие жертвоприношения.

Антиутопия Владимира Одоевского "Город без имени"  перекликается с  поэтической антиутопинй  Евгения Боратынского "Последняя смерть" . Но есть среди них и одна существенная разница. Одоевский рисует социально-экономическую деградацию общества, основанного на культе утилитаризма. Он пишет о том, что связано с жизнью духа.  И в этом случае общество приходит к самоотрицинию. Человек здесь, по сути своей, не меняется.  Он изначально задан как главное условие и как причина этой деградации. А Боратынский в "Последней смерти" напротив,  пишет о том, что происходит с самим человеком под воздействием идеально комфортных условий существования.

Боратынский  пишет об этих тепличных условиях и о духовной и физической энтропии человека. Перед нами не история, а мета- история, но изначальны посыл тот же. - попытка человека устроиться со всеми удобствами и без Бога на земле. Желание стать полновластным хозяином за счет науки и прогресса. Стихотворение "Последняя смерть" начинается рассказом о неком странном видении, в котором поэт неожиданно увидел картину будущего во временном развитии. Он не может объяснить во сне ли находится или же бодрствует. Это сознание мистического откровения.

Сначала мир явил мне дивный сад;
Везде искусств, обилия приметы;
Близ веси весь и подле града град,
Везде дворцы, театры, водометы,
Везде народ, и хитрый свой закон
Стихии все признать заставил он.
Уж он морей мятежные пучины
На островах искусственных селил,
Уж рассекал небесные равнины
По прихоти им вымышленных крил;
Все на земле движением дышало,
Все на земле как будто ликовало

Мифический "город - сад"  Боратынского предстает в "Последней смерти" как земной рай. Люди  захотели быть "Как боги". С помощью прогресса они осуществляют заветный сон Веры Павловны. Они создают земной рай, царство прогресса и экономического процветания. Боратынский моделировал это заветное светлое будущее, апеллируя к философии прагматизма, и этот мир был основан  на разуме и меркантильности.  

К слову сказать, многое из этих поэтических  строк реализовалось в XXI веке. И невиданный расцвет авиации и космонавтики, и умение управлять погодой. Но следующие строки представляют собой резкий контраст с противоположным текстом. Говорится о вырождении человечества, и этому оно обязано как раз прагматизму, материальному изобилию и умственной сфере, подавившей чувства. Боратынский в "Последней смерти" рисует картину медленного умирания человечества.

Подлинная жизнь подменена бесплодными мечтами. Это похоже на современный мир, когда живая беседа за дружеским столом заменена виртуальным "общением с друзьями" через компьютер.  

У Боратынского человек утратил в поэтическом образе также способность тонко чувствовать природу. Евгений Абрамович считал что сердце гораздо более совершенный инструмент нежели разум. Особенно это наблюдение поэта актуально и в наши дни, когда экологические наблюдения поэта воспринимаются как научные, пророческие  но прежде всего и как нравственные.

"...  и хищный зверь исчез. / Во тьме лесов, и в высоте небес, /И в бездне вод, сраженный человеком, /И царствовал повсюду светлый мир..."

В стихотворении Боратынского слышится отголосок философии Ж.Руссо   - призыв вернуться к природе и к идеалу "естественного человека". Отрицание всего чувственного  и прекрасного как бесполезного  оборачивается гибелью человечества:

Прошли века, и тут моим очам
Открылася ужасная картина:
Ходила смерть по суше, по водам.
Свершалася живущего судьбина.
Где люди? где?

С критикой поэтических образов Боратынского выступил Белинский.  Он обвинял поэта в реакционных взглядах. Обвинял его в ретроградстве и во враждебном отношении к науке. Но так ли это было на самом деле?   неужели и в самом деле просвещение в лице Боратынского нашло своего ретрограда?

Хорошо известно что поэт не "витал в облаках" и любил все, что было связано со строительством.  Достаточно вспомнить его письма к жене, где он рассказывает о простроенной им в имении лесопилке. Он пишет и приводит точное указание на доход,  который она приносит. А усадебный дом, который сегодня известен как "усадьба Мураново им. Ф.Тютчева" - построен по чертежам самого Боратынского.

В вопросах строительства Боратынский разбирался не хуже, чем любой нынешний прораб,  и уж точно никак не хуже Белинского.  Другим  качеством поэта  в отношении к прогрессу является его восторженное отношение к железным дорогам. Он восхищался железными дорогами, дающими человеку свободу познания мира,  и после своего заграничного путешествия писал в одном из писем к Н.В.Путяте "Железные дороги - это  чудесная вещь, это апофеоз рассеяния. Когда они обогнут всю землю, то на земле не останется места для меланхолии".

Наконец, его живой восторг перед последним чудом того времени, - пароходом. Боратынский не был врагом прогресса как считал Белинский, а лишь выступал против модной в свои дни "идеологии утилитаризма" как доведения рационально-рассудочной мысли до абсурда. Против подобного выступал и современник Боратынского- князь Одоевский, превративший И.Бентама в карикатурную фигуру своего "Города без имени", и критиковавшем "прагматизм" в цикле "Русские ночи" в целом. 

В новелле "Импровизатор" князь В.Ф. Одоевского представляет читателю  карикатурного героя, это поэт Киприянов, который  в придачу к дару без труда слагать стихи получает от мага еще и  способность все видеть и все понимать. Поэт Киприанов с радостью принимает этот дар, не зная чем все это для него обернется. Он идет к своей возлюбленной Шарлотте, но видит не ее прекрасные глаза, а радужку, ресницы и слезные мешочки.  В ужасе он бросается к Деве Марии но видит не прекрасный живописный образ а лишь движение красок и химическое брожения.  Мир предстает перед ним не в своей красоте и целостности, а как бы разъятый на части. Это походе на стихотворения "Приметы" Боратынского. Там говорится тоже о подобном знании - связанном исключительно с анализом, разъятом на части.

Удивительно что великий критик Виссарион Белинский остался глух к одному из великих поэтов  и переводчиков своей современности. Евгений Боратынский не был ретроградом, но выступал против одностороннего развития цивилизации, когда материальная сторона развивается в ущерб духовной,  а рациональное отрицает все прочее как бесполезное, когда одна ветвь живет за счет всего  дерева, как это метафорично подметил современник поэта - князь Вл.Одоевский.

Подготовила к печати и написала предисловие
историк  литературы Анна ГАГАНОВА-ГРАНАТОВА

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную