Николай ГРИЩЕНКО,член Союза писателей России (Белгород)
«Меч Белогора» в Канаде

К переизданию научно-фантастического романа «Меч Белогора» белгородского писателя Юрия Хабибулина издательством Altaspera Publishing в Канаде (Торонто).

Юрия Хабибулина знаю как интересного прозаика уже несколько лет. Его прозаические произведения с первого чтения привлекли моё внимание, и с тех пор я с интересом наблюдал за его творческим ростом.

Несколько слов об авторе.

Юрий Далилевич Хабибулин родился в городе Минусинске Красноярского края в 1953 году. Школу и Политехнический институт закончил в Тбилиси. В 1993 году переехал в Белгород. С 2004 года начал заниматься прозой в Литературной студии при белгородском отделении СП России. Публиковался в литературных журналах «Наш современник», «Москва», «Молодая гвардия», «Роман-журнал 21 век», «День и ночь» и других. Автор нескольких изданных книг. Член Союза Писателей России.

В 2007 году в Белгороде он издаёт сборник рассказов «Там, где вечно бродит тайна…», а в 2008 году фантастическую повесть «Улыбка чёрной мамбы». Фантастические произведения Ю. Хабибулина, вошедшие в книгу рассказов такие как «Типично мужская психология», «Дар», «Солнце чужого мира», «Белая зависть» и другие, это не просто фантазии на те или иные темы, это глубоко психологические исследования поведения человека в той или иной ситуации. Иногда это просто злободневные рассказы о современности, оправленные фантастическим ореолом, например рассказ «Кристалл совести», где повествуется о том, как начинают вести себя люди, под воздействием этого кристалла. В рассказе «Дар» с мастерством повествуется реальная жизнь пожилой женщины-инвалида Зои Петровны из села Мухоуделовки, которая умирая, даёт вселенной огромный заряд «энергии жизни». Лучшим произведениям Юрия Хабибулина свойственна обострённая психологичность и реалистичность.

В предисловии к повести «Улыбка чёрной мамбы» Юрий Хабибулин пишет: «А может быть за тем, что происходит сейчас на нашей планете стоит чья-то холодная, злая воля? Воля чужого недоброго разума, который преследует свои собственные цели, и его посланцы давно ходят среди нас? Они внедрились в правительства стран, в общественные движения, в бизнес, в государственные структуры и армию. Если это так, сможем ли мы защитить себя и наш мир, хватит ли у нас сил и воли». С такими вопросами к читателю обращается Юрий Хабибулин в начале книги, а потом стремится разрешить их в своей не очень-то и фантастической повести, которая по своей проблематике близка к реалиям нашего дня. В «Чёрной мамбе» угадывается небезызвестная Кондолиза Райс и другие персонажи современной мировой политики.

 

Роман «Меч Белогора» впервые вышел из печати в белгородском издательстве «Звонница» в 2012 году. Книга разошлась по библиотекам России, её текст был выложен автором в Интернет, получено много отзывов от читателей на приключения главного героя, бывшего спецназовца ВДВ, Сергея Таранова, лёгшие во внешнюю часть сюжета.

Почему пишу «внешнюю»? Потому что произведение - многослойное, оно имеет и «внутренние» пласты, и «потайные комнаты» и даже, может быть, целые закрытые «подземные города», чуть обозначенные в тексте (как например - люди с необычными способностями).

Роман написан хорошим литературным языком, с отличным знанием затронутых тем, глубин некоторых сегодняшних социальных проблем в нашей стране, исторических подробностей, настроений разных слоёв общества в постсоветской России и с использованием всего уникального инструментария фантастики.

Одна из главных мыслей романа – для того, чтобы сохранить свою культуру, язык, русскую цивилизацию, необходимо, прежде всего, избавиться от заблуждений, от навязанных нам западными тайными стратегами (или «мракосами» - «чёрными дьяволами»?) стереотипов, штампов, гипноза шикарных пустышек, разобраться в хитросплетениях паутины лжи от СМИ, Голливуда, Интернет-ресурсов, многочисленной и многоликой гидры - «пятой колонны» предателей, «мальчишей-плохишей» в России!

Эта болезненная правда доводится автором до читателей образно, ярко, через приключения, испытания на прочность и смертельные опасности, подстерегающие случайно втянутых в невероятную историю самых разных людей. Очень трудно бороться с технологиями одурачивания и зомбирования населения, разработанными в специальных лабораториях Пентагона (или «злых инопланетян» по сюжету книги), разглядеть и понять тот колоссальный вред, который наносится дезинформацией и агрессивным насаждением неких западных «демократических ценностей» в обществе.

К последним можно отнести навязывание нам гомосексуальных браков, детского секспросвета, ювенальной юстиции, «свободного выбора пола», блуда, извращённых понятий «прав человека», пропаганду абортов, морковку так называемого «успеха», основанного на использовании любых средств для личного обогащения, для обмана конкурентов или просто порядочных людей, неискушённых в бесчеловечных законах современного «бизнеса».

Судя по динамичному сюжету с непрерывными интригами, конфликтами, тайнами, поднятыми острыми социальными проблемами и даже с некоторой их «крамольностью», книга адресована, прежде всего, молодёжи (от 16 лет), но, как оказалось по отзывам за прошедшие два года с первого издания, её с большим интересом читают люди и среднего, и даже пенсионного возраста.

В основу идеи романа, в его исток, положена древняя легенда о витязе Белогоре, придуманная автором, но произведение представляет из себя некий микс, в котором присутствуют элементы как реализма, так и любовного романа, остросюжетной приключенческой прозы, детектива, фантастики, фэнтэзи, боевика и даже… геополитического триллера с участием неких таинственных «мракосов»! Кто эти последние? Интересный вопрос, на который предлагается ответить читателю.

Несомненная заслуга автора – это то, что ему удалось, на мой взгляд, «соединить несоединимое», то есть, написать увлекательно и легко о довольно «скучных» для молодёжи вопросах, о политике оболванивания людей, о преступном бизнесе на здоровье (физическом и духовном), о совести и долге, о русской истории, об экспансии деструктивных религиозных сект, о семейных ценностях и взаимоотношениях мужчин и женщин. Это очень непростые вопросы и роман, конечно же, не отвечает полностью на все, но, он их поднимает и, безусловно, заставляет задуматься о многом. В том числе и к чему, к какой катастрофе придёт мир, если вовремя не одуматься, не остановиться перед уже виднеющейся пропастью.

Надо сказать, что автор хорошо владеет мастерством художественной детали, литературными приёмами, позволяющими показать внутренний мир главного героя и основных персонажей, их сомнения, переживания, жизненные установки.

Фантастические события, ретроспекции, рефлексии, внутренние конфликты и откровения гармонично встроены в ткань романа. Текст нигде не «провисает», интерес читателя профессионально поддерживается в каждой главе, которая, как правило, заканчивается новой загадкой. Все эти приёмы и «мины-закладки» в текст сохраняют режим постоянной интриги, тайны и книга читается на одном дыхании.

К одним из важных достоинств романа «Меч Белогора» я бы отнёс не только уже упомянутое выше умение автора совместить вроде бы несовместимое («коня и трепетную лань»), но и привнести в художественное произведение некие приёмы и элементы, которые, соединяясь, рождают новые грани сюжета, новые интерпретации реальности. Какие?

Напрашивается такая ассоциация - в начале романа мы видим известный холст с нарисованным на нём очагом в тёмной каморке папы Карло (по мотивам сказки «Золотой ключик» Алексея Толстого), а в конце романа камуфляж падает, за ним видна настоящая дверь в другой мир. И эта дверь приоткрывается…

Кто скрывает эту дверь в современном мире и почему этот кто-то хочет завладеть «золотым ключиком» в страну по другую сторону двери?

Или более свежие аналогии, например, с разбуженным героем фильма «Матрица», до этого прекрасно спавшего с имплантантами в мозгу в своей индивидуальной капсуле. Но когда он просыпается, то видит, что мир устроен совсем не так, как ему внушалось во сне. Все его ощущения, мысли, события были суррогатными, искусственными, лживыми.

В романе «Меч Белогора» мы встречаемся с хорошо прописанными и интересными персонажами. Это и прямолинейный, эмоциональный, бывший спецназовец, Сергей Таранов, всегда готовый помочь ближнему, ввязаться в драку, спасти Землю от чудовищ. Это его любимая женщина, Татьяна Говорухина, уже не первой молодости и с непростой судьбой, это и юная, ещё легкомысленная журналистка Оля Любимова, мало что видевшая в жизни, это загадочный и удивительно молодо выглядящий для своих лет, «консультант по трудным жизненным ситуациям», профессор Маршавин, это любопытные группы «тимуровцев» и сотрудников редакции газеты «Новости культуры».

Роман никак нельзя назвать просто «развлекательным». На всём его протяжении читатель постоянно сталкивается с новыми ракурсами «общепринятых» взглядов, почему-то взятых на веру ошибочных постулатов, с парадоксами, откровениями и открытиями, найденными и выстраданными учёными, философами, врачами. Многие такие открытия и откровения сегодня тщательно скрываются, замалчиваются, заваливаются «информационным шумом» потому что это невыгодно сегодняшним «хозяевам планеты» в руках у которых есть мощные инструменты влияния на сознание людей, на политику, на выстраивание нужного «общественного мнения». С этими «хозяевами» бороться очень тяжело. Возможно, это и есть те самые «мракосы», бездушные и злобные инопланетяне, о которых пишет автор.

Но сегодня ещё не всё потеряно. В отличие от сонма современных «романов-катастроф», которые не зовут к борьбе со злыми силами, к возрождению России и здоровых сил общества, а просто смакуют разные апокалиптические картины гибели Земли, «Меч Белогора» раскрывает камуфляж злых сил, навязанных ими правил и законов, их технологии, тактику и стратегию действий, показывает дорогу к возрождению русского мира, к справедливости и торжеству истинных человеческих ценностей на всей планете.

Конечно же, нельзя объять необъятное, но на нескольких примерах и сюжетных линиях, автор ясно даёт нам понять, как можно научиться отличать истину от лжи, как разбудить уснувший разум и начать руководствоваться не вредными привычками и стремлением к комфорту, удовольствиям, а трезвым критическим анализом, уходом от «духовных» и пищевых наркотиков, суррогатов, самосовершенствованием.

В романе присутствуют, как драматические события (убийство главного редактора Дмитрия Халина), разборки с бандитами, драки, похищение любимой женщины главного героя, битва с инопланетянами на Прохоровском поле с привлечением неких таинственных сил Земли, так к месту и юмор, смешные или трагикомические ситуации, в которые попадали персонажи романа.

Пожалуй, самыми важными из лейтмотивов, которые звучат в книге, как мне кажется, следует назвать вот эти:

1. «Нужно иметь смелость видеть вещи такими, какие они есть!»

2. «Никто, кроме нас!»

3. «Мы носим в себе чудеса, которые ищем вовне».

4. «Нельзя абсолютизировать неабсолютное!»

 

Думаю, что роман «Меч Белогора» по своему духу, поднятым острым социальным проблемам, показанным путям их решения, внутренней энергетике текста и по вполне ясной, хоть и «открытой» концовке, можно назвать сильным патриотическим произведением. В нём белое и чёрное, добро и зло, названы своими именами, а то, что находится вдали, то, что видно расплывчато, неясно, или пока не внушает беспокойства, предлагается разглядеть самому. Автор для этого даёт читателю все необходимые инструменты.

Есть ли какие-то недостатки в композиции, стилистические ошибки, неточности, упущения или другие «грешки»?

По словам автора, книга писалась в течение шести лет, так что текст был основательно отредактирован по отзывам рецензентов, несколько раз переписывался и правился до выхода в печать.

На мой взгляд, возможно, имеют место некоторая избыточность объёма текста и даже дотошность автора в описании отдельных деталей, моментов, важных сцен и технических подробностей, но это уже право творца. Юрий Хабибулин по образованию инженер, автор научных работ и изобретений, поэтому его фантастический роман, его идеи, сюжет и поднятые жизненные проблемы, коллизии, зиждятся не только на литературном мастерстве и фантазии автора, но и на прочном научном фундаменте, личных наблюдениях, жизненном опыте, выверенных взглядах на острые проблемы современности.

Прочитать роман «Меч Белогора» можно на страничке автора.

В феврале 2014 года новое издание романа «Меч Белогора» вышло в издательстве « Altaspera Publishing » в Канаде (Торонто). На русском языке. Оказывается, поднятые в романе острые социальные, политические и человеческие проблемы интересуют не только российских читателей, но и многих иностранных граждан, владеющих русским языком, живущих за рубежом.

Для тех, кто честен перед собой, а по жизни руководствуется десятью заповедями, добром, справедливостью и любовью к ближнему, истинные общечеловеческие ценности везде одни и те же…

Можно посмотреть канадское издание романа «Меч Белогора».

 
Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную