Владимир ИКСАНОВ (Рига, Латвия )

«РОССИИ РОДОСЛОВНОЙ ДРЕВО»

О поэме Екатерины Козыревой «Богатый остров-Русская земля»

В жанре поэтической сюиты  последовательно, в ряд возник удивительный по красоте «Богатый остров» Екатерины Козыревой. Поэма была опубликована на сайте «Российский писатель». Многочисленные поклонники, любители поэзии, по достоинству оценили появление «Острова». Реакция читателей органичная и эмоционально восторженная…

«Молодец, Екатерина! И наш «Богатый остров» наконец-то воспет! И какой, действительно, величайший символ! Вся Россия в Нем. Спасибо тебе за Слово Вещее. За верность родине большой и малой, за твою крепкую способность через память детства и зримую поклонность родной уральской сторонке возвышать и ярить Слово Духовное во славу Всея Руси» (Екатерина Воронова).

«Богатый остров-Родина моя» - эпическое произведение, циклическая форма изложения которого, способствует охвату исторических эпох. Масштабно-поэтическое исследование событий. Акценты произведения расставлены в неизменной идеологической установке автора - показать величие и трагизм русской истории через судьбы простых людей. Запечатлеть героический образ русского народа.

Вступление поэтической сюиты возникает как вспышка, озарение молнии. На фоне падающей звезды сказочным образом является Богатый остров. Остров сокровищ житейских откровений. Новое творение Екатерины Козыревой.

Стрелой, сверкнув, звезда упала,
Мгновенье жизни вместе с ней.
Кто утопал во тьме страстей,
Того язвит унынья жало.

Большие острова, наделенные силой притяжения, многообразием человеческих судеб, неизменно влекли первопроходцев. Русские конквистадоры от Ермака до современных исследователей географических горизонтов, открывали недра сибирских земель. Возводили фундамент великодержавности, в основании которой приросла и укрепилась Россия. Сбылось предсказание великого Михайло Ломоносова!

Нравственный стержень героя – неизменный «конёк» Екатерины Козыревой. Человек героической судьбы и самоотверженного труда – главный объект её поэтического откровения. Сопоставим с внятной рассылкой аргументов в пользу «загадочности русской души», проходящей через «мгновение жизни» через «тьму страстей» и «унынья жало», чтобы обрести великий смысл созидания:

Воздвигни Слово на земле –
И, мысля о добре и зле,
Живи! Живи по воле Бога!

Кто он в понимании автора поэтического времени: подвижник славных дел, вдохновленный на подвиг? Оказывается «солдат простой», «не плотник, не герой, не всадник, отлитый из меди…» Он один из многих в тысячелетней истории, прошедший «Великий путь», преумноживший могущество Родины. Имя ему народ. Мысль автора в данном случае конкретизирована формулой «Мой Дом-поэма, а герой-Крестьянин». Она органично проявляется в форме стилистической фигуры повторения словосочетаний в классической эпифоре. Соответствующая конструкция усиления выразительности и обобщения образа:

Земля - наш Дом, наследует он Землю,
По воле Божией и волею приемлю,
Сказать хочу я, что такое Дом:
Мой Дом – поэма, а герой – Крестьянин.

Вступление к поэме своего рода приглашение к путешествию по «Богатому острову». Неожиданная перемена событий подогревает интерес к процессам социального характера. Через портрет эпохи, её лучших представителей воссоздается картина народной жизни, в центре которой творец истории, ратник и герой, труженик и землеустроитель. Исследователь новых земель. Хозяин судьбы, человек подвига. Хранитель языка, основатель родословной России, её Древа, «святого самостоянья», противоположен «непонимающей Европе»:

Стихии огненное пламя
Бесстрашно человек несёт.
Другая жизнь. Другой народ…
Увы… Европа не поймет
Святой Руси самостоянье.

«Самостоянье» - особая для Русского мира миссия, это больше, чем социально обозначенный процесс, духовное возрождение. Это национальная религия. Вера в торжество славянских ценностей. Концентрация сил собирателя земель и справедливого общежития народов. Особость русского пути для Козыревой очевидна, она вне поля приложения «европейских ценностей» - захвата территорий и порабощения наций. Россия, воплощенная в образе скорбящей и любящей Матери «омыла сына естество». Боль павших и забота о живых сынах её – лейтмотив сюиты.

Россия – мать уже слезами
Омыла сына естество,
И солнце теплыми лучами
Уже окутало его…
И озарило светлым залпом
В живых оставшийся отряд,
И некому творить обряд,
И некому судить, солдат,
Зачем на поле битвы пал ты?

Быть искренним в словах и убедительным в поступках – две ипостаси поэта. Искренность в творчестве достигается живым исповеданием. Точностью смысла и легкостью стиха. Мощь слова идет от глагола. От глагола действия, противодействия, противостояния. Поэту под силу всё… любое состояние можно переплавить в творчество. С ним трудно спорить знающему толк, ведь даже малая обида, порой, рождает не просто возмущение, уничижительное слово, а великую боль. Потому и не превзойден художник! Он из житейской неурядицы, может выстроить сюжет, связав судьбу по ниточкам мгновений. Узор в орнамент превратить, а домотканое цветенье в полотно. И коль в руках поэта слова, как нити, тянутся в живое воплощение образа, то поспособствует тому, все то же вдохновение!

Все острова расписаны по картам, а поэтические - по вдохновению…

Прочны нити поэтического дарования Козыревой, искусно вплетённые в узоры её творений. Подтверждением этих слов являются многочисленные комментарии. Читатель-поэт Нина Корина пишет: « Поэма так напевна, полифонична, многослойна, что скорее это - готовая кантата! Образы яркие, неуловимые, как протуберанцы: то один вырвется из контекста, то другой. Вспыхнет в сознании чем-то щемяще личным, своим - и растворится где-то в вышине. Так и кажется, что ТАМ их подхватывают давно отзвучавшие на Земле, дивные голоса и разносят по всей Вселенной!»

Екатерина Козырева обращает читателя к мысли о том, что России предначертана особая судьба. Через испытания временем, в окружении иных цивилизаций, стать сильным и «богатым островом». По глубокому убеждению поэта неуязвимость России оберегается высшими небесными силами, добродетельной Богородицей:

Но есть История России
В великой Книге Бытия,
Её писали ты и я,
Отец и мать, земля твоя –
И все природные стихии.
Её хранительница-Дева
Пречистая уберегла,
И перед Богом избрала
России Родословной Древо.

Титанический остров озарен «животворящими лучами». Живет в атмосфере праздника, идущего из глубины веков. Предметом вдохновения является и медленно несущая воды река, и застывшее солнце, и нескончаемое очарование русского пейзажа, где талантливая красота соревнуется с красотой таланта. И великие славянские гении: Ломоносов, Карамзин. Крылов и Пушкин, отмеченные в ряду главных персонажей истории, закономерны. В обобщении их образов автор воплощает наше все! Надежду и веру. Силу и величие. Предопределенность и воодушевление. Великая наука, тысячелетняя история, выдающаяся литература, непревзойденная поэзия - то самое неизменное «самостоянье», о котором пророчески писал поэт!

В природе этого явления Николай Гоголь видел « самородный ключ».

«Струи его пробиваются в пословицах наших, в которых видна необыкновенная полнота народного ума, умевшего сделать все своим орудием: иронию, насмешку, наглядность, меткость живописного соображенья, чтобы составить животрепещущее слово, которое проникает насквозь природу русского человека, задирая за все её живое».

Поэма Екатерины Козыревой социально значима и востребована временем. Россия опять на пороге поиска и обретения себя. Нынче как никогда « обижен» русский человек. Он морально подавлен машиной либерального эгоизма и равнодушия. Растоптан, ввергнут в грязь лжи, судорожно ищет свой путь ответа. Екатерина Козырева, выступая поэтическим защитником Русского мира, формирует новое мировоззренческое начало в борьбе с этим злом.

«Там даль звенит за бубенцами…» Как радуют сердце слова: бубенцы…. Классическая традиционная форма стихосложения, присущая Екатерине Козыревой, воплотилась в поиске духовной основы славянской идеи и созидательного единения с Богом. И парадоксально то, чем мощнее строфа, тем неизбежнее слово, приобретающее «плоть событий».

Попробуй выстрадать такое, не слыша звона церковных колоколов, вечернего гула в синеве полей, плывущего в тумане – молоке морозного дыхания, где очертанья деревень виднеются вдали. За ними Остров как мечта и быль, соединенная в едином звучании музыкального эпоса.

Там даль звенит за бубенцами,
На реках трескается лёд,
Мерцает утро под венцами
И Солнце медленно встаёт.
Блеснёт славянскими очами,
Всё в самоцветах и огнях,
Под животворными лучами
Жизнь просыпается в корнях-
Славянства дремлющее древо,
В нём Ломоносов, Карамзин.
Крылов, и – Пушкин! Это диво:
Великоросс и славянин…
Его хранительница-Дева
Пречистая уберегла.
И перед Богом избрала
России Родословной Древо.

Повторы, авторские рефрены, стилистические приемы усиления поэтического смысла, используются в тексте как средство связности. Припевы устного народного творчества дополняют воображение восприятия. Эта обвязка сюжета, монтажный крепеж всего произведения!

Знатоки слова подметили в « Богатом острове» многоплановость сюжетов, смещенных во времени и пространстве. Эта «смещенность» интересна непредсказуемостью авторской позиции. Всегда поэт – загадка, скрытая в форме самовыражения. И ключ к познанию, в глубине души, которая, наверняка - «потемки». Потому критик, блуждая впотьмах, выискивает то, что не всегда является явным для автора. На этом противоречии и строятся их взаимоотношения. Критик может увидеть … то, что практически лишь плод его воображения.

Глава поэмы «Поединок» привязана к дате знаменательного события в истории Московской Руси, Куликовской битве. Сюжет построен на сшибке двух ратников «русского инока» с «ордынским витязем». По легенде «рыцарский турнир» закончился гибелью воинов. Но это предвосхитило победу князя Дмитрия Донского и затем «через сто лет Стояньем на Угре и земли русские Москва спасла от ига». Небольшая по содержанию глава неизменно перекликается с мыслями великих исследователей русской истории, созвучна и напоминает «Тризну через шесть веков» Юрия Трифонова.

«Смысл Куликовской битвы и подвига Дмитрия Донского не в том, что пали стены тюрьмы - это случилось много позже, – а в том, что пали стены страха…»

У Екатерины Козыревой традиционно сложившееся убеждение, добрая воля соединять малую родину Урал с Богатым островом - Россией. Творческая позиция в поминании неразрывности истории. Потому «Легенда об Урале» занимает почетное место в сюите. Урал – батыр! Урал-богатырь, рожденный в башкирской юрте. Безусловно, Каменный пояс России. Оплот и мощь Российской империи. Он не просто часть Богатого острова, он становой хребет его. И в будущем - слава индустриальной мощи!

Стихия «Богатого острова» раскрыта в одноимённой главе поэмы и представлена эпохой счастливого общежития. Мажорное звучание сюиты заглушает тревожные голоса предчувствий. Герои Екатерины Козыревой молоды и жизнерадостны, полны искреннего оптимизма. Уверенности в себе и спокойны за судьбу великой Родины. Время шестидесятых было овеяно ожиданием перемен. Люди в основе были чище и с надеждой смотрели в перспективу обновления общества.

Удивительным образом возникает картина заводской окраины. Слышится звон молодых голосов. В свершениях обобществленного труда равноправно живет мир советской мечты! И потому во всем звучании поэтического отрывка праздничный настрой воодушевления и подвижничества.

Там было все – народные гулянья,
В дни праздников веселых состязанья.
Частушки. Пляски. Игры и забавы.
И танцы под оркестр. И свиданья!

Безграничное воображение автора открывает панораму спокойного величия уральского острова … Детали живого дарованного мира, запечатленные в поэтическом эпосе, то щедро освящают лучами солнца, то погружают в « прохладительную тень». Заливные луга, богатые травами. « Жёлто-оранжевый цветок» шафран. Тончайшая материя природы, подсмотренная зорким женским глазом. Читатель наглядно представляет «юрких краснопёрок», величественный Белый камень и доломитовый Синий утес. В веселом хороводе девушки становятся королевами бала, законодательницами мод, феями острова! Юноши  рыцарями, поклонниками дам. И для лучшей из них - корона – венок «из ярких листьев клена». Символ признания любви и восхищения! Вся поэма пронизана лучами Богатого острова….

О, чудо детства!
Чудо юности моей!
Когда-то в самых лучших светлых платьях
Мы проходили на Богатый остров,
Плели венок из ярких листьев клена.
Мальчишки выбирали королеву
Из наших же подружек-одноклассниц.
Венок вручали быстрому подростку,
Ему на ухо имя прошептав.
В ещё зелёной свежести ветвей
Нас прятала шумящая дубрава…
И девушка смущённо выходила
С венком, блистающим на юной голове…

Главной партией «Богатого острова» стало обращение к былому величию, эмоциональное слово о свободе и нерушимости человеческого братства:

Богатый остров! Твоей свободы берега
По всей стране Великой расстилались.
Союз Советский гордо назывались.
И вызывали зависть у врага
И к нашим играм детским и веселым,
И нашим лицам – искренним и светлым
И нам –
Молочным нашим рекам,
Кисельным и свободным берегам.

Ориентиром для автора является живое отношение к событиям повествования. Творческое сопереживание. Последовательное повторение как предчувствие масштабной беды с устрашающей силой дополняется драматизмом звучания:

Богатый остров заживёт непросто.
И долго будет дань другим платить,
То сталью, то пушниной, то берёстой,
А то алмазом самоцветным угодить…
И хищное своё окно Европа
Раскроет шире – больше захватить.
Россию же решили филантропы
В аренду сдать. И с молотка пустить!

Сообщество филантропов на службе мировых гангстеров цинично распродают богатства Острова. Известно, аппетиты хищника не знают границ. Их глаза больше желудка. В основе нравственности - прибыль. Притупленное желание благотворительности. Главное не перепутать корзины: где яйца свои – золотые, а где Фаберже…. Разбазаривание богатств Острова, удивляет современников, и, как эхо из прошлого, откликаются слова Владимира Набокова: « Отчего это в России всё сделалось таким плохеньким, корявым, серым, как она могла так оболваниться и притупиться…» В многоголосии поэтической сюиты, каждый звук  избирательно нацелен на читателя. Главы поэмы последовательно подчинены логике повествования. Для нас живущих на земле Богатого острова слово « мать» священно, как Родина, как, правда, справедливость и любовь. Через материнское начало обретаем жизнь и свободу. Идем к матери за советом, живем её заботой и любовью. Лирический образ матери в поэме Екатерины Козыревой обоготворен. Сказанное звучит величаво и гордо! От души, по-русски, сострадательно и нежно…

На пашне муж, а на хозяйстве мать.
Дух праздности не мог её занять,
О празднословии она и не слыхала -
У Бога – Слово. Бог – всего начало:
С молитвой Божьей длился день её,
Достойно материнства бытие –
Весь мир её и ей принадлежит.
И жизнь зачатую в себе она хранит.
Все звери, птицы, реки и леса;
Земля родная и родные небеса –
Всё это помнит, и всё любит мать.
Детей и мужа ей оберегать.

Мать - жена, она с мужем-хозяином единое целое, гармоничное сочетание жизненного благочестия, совершенное единение. Вместе по жизни «до березки, до могильного холмика…» Хозяин в понимании Козыревой олицетворен и принят Богом, рядом с ним «надёжа» сын и внук «…они втроём, идут, негромко Богу помолясь, у Богородицы Святой благословясь, трудом свой хлеб насущный добывать». И это тождество Великой Троицы! И автор как бы говорит, что безграничны горизонты Божества, познать их невозможно, ибо пределы человеческого созерцания мира ничтожно малы, а возможности ограничены его индивидуальными способностями.

«Об этом думали многие. Прогуливаясь по берегу моря и рассуждая о Троице, Августин ощущал некоторую нетерпимость из-за того, что не мог получить ясности в этом вопросе. Вдруг он увидел горько плачущего ребенка. Забыв на минуту то, что так беспокоило его, он остановился, чтобы спросить, в чем дело. Ребенок ответил: «Я плачу, потому что не могу перелить весь океан в яму, которую вырыл вот здесь в песке». Святой Августин получил свой ответ: « Как может человек надеяться понять природу неограниченного Бога своим ограниченным умом?».

Он может только сопоставить, метафорически признать « в едином - суть и плоть, и соль земли». Но как хорош и колоритно вылеплен Мужик – Хозяин Богатого острова:

Идёт мужская сила, красота,
Святого, неподкупного труда.
Великоросс - он, как Христос возник,
«Един в трёх лицах» - Звать его Мужик.

Глава «Зарево» - красочная ретроспектива русской истории. В центре Он - Мужик, участник исторического процесса.

Лирический герой, запутался в предпочтениях, оказался на ложном пути, обманутый политиком (« пыль газеток застила глаза»). Образная деталь, «потерял последнюю слегу» усиливает конфликт Смутного времени. Оно и неудивительно, столько соблазнителей – «чародеев». Удачно встроен в текст поэмы глагол «подвихнулся». Похоже, Бес попутал Мужика, идущий по его земле Красный Чародей :

Тут с багряным заревом идей
Подвихнулся Красный Чародей.
Волей и землей хвалился тать,
Чтобы мужика очаровать.

Трудно ему неискушенному в политических играх пахарю, привыкшему к земле « в сплошном картофеле и хлебе», разобраться в речах идейных звонарей. «Три цвета времени» лукавых Чародеев. Один из них позвал против «и Бога, и Царя».

Покачнулась не дворянская судьба –
Затрещала русская изба.

Другие Чародеи ввергли Мужика в кровавую бойню. Исход известен, но предрешен. Оптимизм сюиты очевиден, он оставляет право за Мужиком торжествовать победителя.

Велика крестьянская дорога.
И велик Мужик, но после Бога.

Последствия непредсказуемых событий, вечных перемен и детских воспоминаний составили «Нить жизни». Вдумчивый знаток и тонкий созерцатель настроения Екатерина Козырева, впитавшая с молоком матери любовь к народному слову, передает его значение циклами в форме самостоятельных песен. Нелегкая судьба, трагедия ссыльной семьи вырывается горечью, как «обидно жить и тесно в ссылке …. В сырой землянке». И как велика роль матери, сумевшей в годину суровых испытаний, не лить напрасных слёз, а мужественно противостоять невзгодам и лишениям. Воспитать в детях любовь к Острову.
Держалась эта любовь песней великого Пушкина и мятежного Лермонтова :

И чудилось младенцу: Ангел пел
И «По небу полуночи летел».
Так раскрывался лермонтовский том,
Печаль лилась над детской колыбелью,
Печалью осенялся ссыльный дом,
Держалось песней редкое веселье.
Да что печаль! Тоска, мятежный дух
Меня качали. Часто «Буря мглою…»
Мать пела, опрядая белый пух
Зимы, над позабытою судьбою.

Он схож, тот быт. Роднит воспоминанием и множит сердце болью и тоской, и верным знаком кажется в сознании: надеждой новою как первою звездой… Лучины свет, коптилка, прялка,…Холодный вечер, синий полумрак... И мать поёт, как заунывно плачет: « В низенькой светелке огонек горит…». Как все знакомо. Близко и понятно. Как будто сам из этих мест силой воображения перенесён в обстановку предполагаемого времени. Да так убедительно, что слышатся напевы родные, знакомые и вечно дорогие….

Про ямщика, черёмуху, колечко,
Доверчивую деву и любовь…
И наполнялось детское сердечко
Любовью к песне из народных слов…

Народная традиция, увековеченная в пословицах, прибаутках, частушках, поговорках и стихах присуща творчеству Козыревой. На разоренном поле современного литературного пространства, в атмосфере духовной пустоты, живое слово, свежий воздух и его глоток – награда. А мудрость матери - пророчества слова, зрит в корень, видит на века:

...Гость мало и гостит, да много углядит.
...Пуганая птица – куста боится.
...Терпение и труд, всё, дочка, перетрут.

И как завет напутственное слово: « трудись, терпи, неси благословенье…»

Корнями врос Богатый остров во всю вселенную Земли… Крепки корни крестьянства, трудолюбием и проворностью преумножен Мужик. Он ладно скроен не по предполагаемым лекалам послушным, тихим, робким, а искушенным в трудностях бойцом и тружеником. Хотя подвергнут репрессивным мерам, но «верил в недоразуменье, в предательство, вражеский раскол…».

Жестокий подручный,
Весло омывая в крови,
Ссылал и расстреливал, мучил…
И плакал народ …от любви.
И верил в недоразуменье,
В предательство, вражий раскол,
А кто-то платил за сомненья.
Гулял по стране произвол.

Мужику Богатого острова противопоставлены не только зловещие Чародеи, но и лукавый «с некрещёным лбом Всякнелень» (авторский неологизм). Всякнелень – современный расхититель, он не дремлет, а тащит, хватает, не запаздывая. «Всякнелень» - создание чисто русского масштаба, обобщенный образ нового хозяина жизни « с мошной перемётною». Он «предприниматель», нашедший золотую жилу Острова, приватизированного им и взятого на бессрочное разграбление. Бесхозяйное имущество: бери – не хочу. Стилистически в «залетном» молодце читается, удалой, охочий до чужого добра стяжатель купец…

Спит испитый Мужик, его дом, как «проезжая улица»….

Много вёрст леса, много вёрст снега…
Залетел Всякнелень да любуется:
Раззудись плечо, размахнись, рука,
Что ни дом-то проезжая улица.

Лишь призывный голос автора, вопрошая, звучит и тревожится. Главный мотив, главная мысль поэта – предупредить и охранить богатства Острова.

Эй, вставай, поднимайся,
Лежебок окаянный,
Береги дом Каменный,
Пристрой деревянный!

«Прекраснопамятная земля» Богатого острова воспета поэтом.

Страданиями народа очищена его жизнь. Сущность Всякнелень раскрыта, но злые помыслы и корыстные деяния его не обезврежены. Он  -  наваждение России, планомерно вынашивает идею «обустройства» её просторов - «в аренду сдать, и с молотка пустить».

Лишь оптимистический пафос Козыревой не оставляет ему шансов. Слышится торжественная поступь Русского Рождества. И «Пасха Христова - всех праздников праздник грядёт» и в этом спасение и будущее Острова:

Щедрая Русь снедь в столицу везла для поста,
Радостно плоть укрощала до Воскресения Христа.
Тихо мерцают лампадки в единую ночь Рождества,
Колоколами Россию зовёт к пробужденью Москва.
России, Европе, Америке слышно. И слышно в глуши –
Никто не отнимет у праздника русской души…

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную