Нина ЯГОДИНЦЕВА

И у жизни не будет предела


Александр Кердан. Новый век. Избранные стихотворения.
Барнаул : Алтайский Дом печати, 2011. 223 с.
Справедливо кем-то сказано: чтобы поэт состоялся, едва ли достаточно одного таланта, нужна ещё и судьба. Только со временем понимаешь: да, талант даётся при рождении, но взрастает и мужает он только тогда, когда достойно отвечает на вызовы судьбы. Но что такое судьба? Наверное, прежде всего, важнее всего это время и место: Родина и эпоха.

Творчество Александра Кердана соответствует этому предположению в полной мере. Его поэзия, проза, его масштабная и чрезвычайно важная сегодня деятельность по собиранию и консолидации литературных сил Сибири, Урала и Поволжья – внятный ответ тому непростому времени, в котором разрушилась страна, взошли в умах и сердцах ядовитые семена пошлости и алчности, а сейчас, по чьему-то меткому выражению, разворачивается масштабное раскультуривание и разлитературивание нации.

В такие времена таланту, чтобы выстоять и взрасти, нужны характер и направленная воля, нужно постоянное движение по вектору иного, внутреннего времени – времени, со-гласованного с вечностью, с явственными и одновременно непостижимыми идеалами своего народа. В такие эпохи достойно ответить на вызов судьбы могут, пожалуй, только люди разносторонние, умеющие видеть и оценивать реальность в разных её ракурсах.

Чрезвычайно интересно в этом плане можно было бы исследовать и автобиографическую, и историческую прозу Александра Кердана. Но сегодня, в связи с недавно вышедшей в серии «Сибирская библиотека» книгой избранных стихотворений, интереснее проследить его поэтические взлёты, ведь не напрасно прозу сравнивают с пехотой, а поэзию называют авиацией стратегического назначения: она взлетает на такую высоту, откуда можно увидеть многое – одновременно, объёмно, в соотнесении и связи событий.

Когда-то нам, наивным, мечталось – в новом веке всё будет как-то по-иному, и обязательно лучше. А оказалось всё гораздо жёстче, словно пропасти между людьми разверзлась ещё глубже, а контраст между светом и тьмой увеличился на порядок. И что может остановить разверзание тверди, какие скрепы? Пожалуй, это под силу только поэзии, её целительной мощи.

В книгу «Новый век» вошли избранные стихи из сборников, изданных автором уже в веке двадцать первом. И радует и согревает душу при чтении то, что поэт в этот новый век вносит и утверждает то человеческое тепло, те чувства, которые сохранять сегодня становится всё труднее – но именно они и остаются самыми важными, как глоток воды или чистого морозного воздуха.

Вовсе не обязательно стихи должны быть глобальными, эпохальными, высокоинтеллектуальными – они должны быть всего лишь неподдельно живыми, глубоко искренними и целительно гармоничными. Это необходимо, этого и достаточно. Вот как сам автор на лету подхватывает знаменитую ахматовскую строчку:  

Я думал, что стихи рождаются от Бога,

Пока в тупик меня не завела дорога

И не пришло прозренье, что они

Родиться неприкаянно должны

Из пустяка, из сора, из стихии –

Ещё не зная сами, кто такие…

И как трагически перекликаются с этими строчками, из 2007-го, строки из 2010-го:  

Я нем, хотя произношу слова,

Но их никто, увы, никто не слышит…

Между этими двумя полюсами – вдохновением и почти отчаяньем – то, что мы в начале разговора и назвали судьбой: разъятая страна, расчеловечивающая эпоха, и противостоящий ей поэт с душой воина. Его сегодняшний фронт – отечественная литература. Его поэтический учитель, поэт Венедикт Станцев, принадлежит к поколению победителей. Его соратники – все, для кого продолжение жизни страны становится смыслом собственной жизни.  

Что будет с Россией – не знаю,

Но верю, что будет жива.

Восходит трава молодая…

 

Копытьте её и топчите –

Трава распрямится в свой час.

Одно лишь при этом учтите:

Она прорастает сквозь нас…

И в этой жизни есть всё – любовь и ненависть, обыденность и окрылённость, трагедия и юмор. Это, собственно, смысловая и эмоциональная палитра «Нового века»: при личностной и «судьбинской» как любит говорить сам автор, цельности книга сложилась очень разнообразной по мелодике и ритму, оказалась прекрасно свободной тематически.

Поэт демонстрирует эту свободу даже с некоторым озорством – а оно всегда является спутником зрелого мастерства, лёгкости владения словом, интонацией, сюжетом. Например, романсово-романтическое стихотворение о любви:

Кто ты? Постой! Пусть не скажешь ни слова,

Буду я слушать, глядеть, не дыша,

Чтобы и в мыслях ни тени дурного,

Чтобы с душой говорила душа.

 

Так меж собою беседуют дети,

Так друг на друга глядят облака… 

А буквально страницей ранее – любовно-филологический экзерсис:

О, если б ты была обычной, я бы

Поймал тебя, свои раскинув ямбы!..

 

…Иль, может быть, сбивая сердце с такта,

Тебя пленил бы первым слогом дактиль…

 

…Сегодня ночью я проснулся в страхе:

Ужель не клюнешь и на амфибрахий?..

Отточенной прямой речью звучат посвящения друзьям. В них возникают совершенно иные интонации – разговорные, взлетающие до пафоса или мягко нисходящие в юмор. Таким можно назвать «День независимости», посвящённый другу и соратнику Сергею Аксёненко:  

Нельзя быть независимым от Ролдины,

От воздуха, от солнца, от весны…

И высохшей травинке на поскотине

Мы что-то обязательно должны… 

А вот «Колокольня» – стихи, адресованные Арсену Титову, сквозь реалистическую картинку прорисовывают высокое символическое значение жеста, действия:

Она стремится к небу. Но надёжно

Стоит на перепутье столько лет

Ты колокол потрогал осторожно,

А он внезапно загудел в ответ.

 

И снова – тишь.

Пылит вдали дорога,

А там – река в тумане, как в дыму…

Когда душа готова слышать Бога,

Набатный звон и правда ни к чему.

Пейзажная лирика у Кердана может быть и прозрачно-акварельно описательной:

Тишиной небесной дышал вёрсты,

И не видно огоньков нигде –

Вёслами зачерпываю звёзды

В пахнущей чернилами воде.

 

И стекают медленно созвездья

С гладких вёсел прямо в темноту,

И не нарушает равновесья

Сердца еле слышный перестук. 

Но та же природа может предстать ярко, рельефно очеловеченно, сюжетно, с ощущением неизбежности перемен и любованием сиюминутной прелестью:

Весна несёт себя легко,

Как будто невесома.

Но в перестуке каблучков

Таятся звуки грома,

 

Что вдруг ударит сверху вниз,

Шёлк неба разрывая…

А впереди ещё вся жизнь,

И ей не видно края.

 

И потому, любой упрёк

Оставив без ответа,

Она спешит.

Ей невдомёк,

Что завтра будет лето.

Александр Кердан умеет чувствовать метафору, умеет придать ей вескую убедительность, зримость. Открыв буквально наугад, читаем: « Течёт дорога, как шелка // Текут по телу…», «Ближе и ближе к погосту деревня – // Всеми детьми позабытая мать», «В день, когда сосульки ошалели, // С крыш срываясь – головою вниз, // Запахи шинели и «Шанели» // В комнатке твоей переплелись…» Именно из точной метафоры вырастает убедительность всего сюжета: 

Перестук электрички, как пульс

На запястье страны моей сонной,

Ощутил я по-докторски, пусть

И не врач, а – военный исконный.

 

Но тревога такая живёт,

Будто с мамою плохо, и снова

Утешаю её:

– Всё пройдёт!

Не печалься, ты будешь здорова.

Только веру не надо терять,

И у жизни не будет предела…

 

А лечить тебя и защищать –

Несомненно, сыновнее дело.  

«Сыновнее» стихотворение возвращает нас к магистральной теме книги: к теме Родины. Родина объединяет собой и маму, и любимых, и друзей, и просто случайных попутчиков, и звёздное небо, и землю с её неземной красотой, и слова, из которых ткутся стихи. Для поэта-воина беречь и защищать свою Родину – значит защищать всё, что составляет его мир.

Вот здесь, в этом смысловом узле, сходятся линии жизни и творчества Александра Кердана, эпоха, страна, судьба... И становится понятным, что и стихи его, и проза, и созданная им Ассоциация, объединившая современных писателей на огромных русских пространствах, – всё закономерно и одинаково важно, и это достойный ответ на вызов трагического времени. Талант выстоявший, взросший в преодолении трагедии, которую уже сейчас, по прошествии относительно немногого времени, называют великой… Русский поэт, вопреки хаосу и распаду надёжно защищающий веру в то, что

Мир гармоничен, как стихотворенье,

Которое вдруг на сердце легло.

Вернуться на главную