ДУХОВНЫЙ КАПИТАЛ ДЛЯ РУССКОГО МОРЯКА

Значительный объем финансовых средств, выделяемых государством на создание кораблей и судов нового поколения, приближает страну к возвращению статуса великой морской державы. Дан мощный импульс развитию науки и кораблестроения. Ожидается, что до конца 2020 г . Военно-морской флот получит десятки подводных лодок и надводных кораблей. Возрожден престиж морских профессий, а вместе с этим растет число абитуриентов морских учебных заведений. Налицо приметы возрождения отечественного флота.

В то же время от руководителей разного уровня, преподавателей, капитанов судов и командиров боевых кораблей нередко можно услышать мнение о том, что среди тех, кто приходит сейчас на флот, трудно встретить настоящих энтузиастов, хорошо знакомых с его историей и традициями, вдохновленных романтикой моря и пониманием своей особой миссии.

Объяснить это можно не только хорошо известными проблемами общего образования и патриотического воспитания молодежи, но и нарушением преемственности в подготовке командиров и судоводителей. Присутствие ВМФ в Мировом океане в течение двух десятилетий ограничивалось эпизодическими демонстрациями флага... Выросло целое поколение моряков торгового и рыболовного флота, чье профессиональное становление проходило на судах, плавающих под чужими флагами, в составе интернациональных экипажей. Серьезным испытаниям подверглась национальная морская школа.

Нарушение преемственности ощущается сейчас как никогда остро. Поэтому особое значение имеет обращение к духовному опыту, накопленному предыдущими поколениями русских моряков, а вместе с этим – задача воспитания офицеров флота, профессиональных военных моряков, которые могли бы стать не просто отличными специалистами и командирами, но и духовными наставниками своих подчиненных.

В наш информационный век многие традиционные ценности оказались забыты и подвержены забвению. Но только не те, которыми дорожат настоящие моряки. Нельзя забывать, что главная традиция русского военного флота – традиция победы, залогом которой были и остаются жертвенная храбрость и обостренное чувство воинского долга.

Первый кавалер высшего ордена Российской Федерации с 1998 г . – ордена Святого апостола Андрея Первозванного академик Дмитрий Сергеевич Лихачев аргументировано доказывал, что в России, истинно морской державе, именно в среде офицеров флота всегда наиболее ревностно соблюдались исторические традиции и наблюдалось бережное отношение к культуре и науке.

«Полагаю, что русский флот – это не только военная организация, военная сила. Это – научная сила, культурная и гуманитарная организация, – говорил патриарх русской культуры Д.С. Лихачев. – Флот всегда был хранителем русского языка. И поэтому там сохранились и рапОрт, и компАс, и целый ряд выражений, за которыми очень следили, – от этого зависела точность выполнения приказа». Именно с флота в нашей стране началось издание отраслевых орфографических словарей. В этом проявилось особое внимание к военным морякам со стороны государства и общества. Так проявляется стремление народа отдать все лучшее флоту – предмету национальной гордости. Моряки - особая корпорация, пропитанная романтикой, традициями, героикой, верностью Отечеству, Андреевскому флагу, своему долгу. Масштабность и разносторонность их деятельности накладывает особый отпечаток на сообщество людей, которые создают морское могущество России.

Возрождение флота после Крымской войны во второй половине ХIХ века осуществлялось не только путем строительства кораблей. На личный состав шеф флота Великий князь генерал-адмирал Константин Николаевич влиял и посредством печати, в частности со страниц журнала «Морской сборник». В нём он хотел видеть ряд нравственно-философских суждений, написанных сильно, но доступным для каждого языком. Им преследовались серьезные цели: с одной стороны - опорочить те недостатки, которые бытовали среди морских офицеров и чиновников и которые должны быть заклеймены общественным осмеянием, с другой - указать и растолковать, как следует понимать некоторые предметы и отношения. К первому разряду принадлежали: «порицание системы лжи, замашки показать товар лицом, выказать небывалые заслуги свои и умалять недостатки, упущения и ошибки; образ взгляда на казенное имущество, расчеты с углем и дровами, системы наказания нижних чинов и обращения с ними и т. п. ... Ко второму ряду статей можно отнести объяснение, как смотреть на награды и производства, отношение товарищей и пр.».

Высказывал Великий князь и желание, чтобы в печати «колкою насмешкой порицать зло и хвалить добро, но хвалить умно, а не приторно». За подобные статьи, написанные с талантом и производившие нравственное впечатление, Константин Николаевич вознаграждал авторов самым щедрым образом.

Предпринимаемые в морском ведомстве преобразования гласно обсуждались на страницах «Морского сборника», в нём же печатались ежегодные отчеты. В итоге журнал сделался образцом для всех русских подобных изданий того времени. В число авторов, помимо выдающихся морских офицеров, вошли лучшие научные и литературные силы того времени. Для раскрытия тем, полезных для развития личного состава флота, литераторы получили от морского министерства командировки. И.А. Гончаров, например, побывал в кругосветном плавании на фрегате «Паллада», Д.В. Григорович плавал на «Ретвизане». С момента первой публикации в 1892-1893 гг. и до сего дня "Литературные воспоминания" Д.В. Григоровича остаются в числе известнейших произведений мемуарной литературы. О предыдущем авторе многие наслышаны не меньше.

Да и все авторы журнала совершали путешествия, а инициатор этого шага предоставил им полную свободу творчества. Знаменитые впоследствии литературные произведения появились впервые в «Морском сборнике». Этим достигалось то, что и сейчас в Вооружённых Силах требует дополнительного импульса – информирование, воспитание и обучение личного состава флота, знакомство с ним общества. Если учесть, что до появления радио, телевидения и Интернета печать была единственным инструментом одновременного воздействия на большое количество людей, то назвать этот шаг иначе, как мудрым не получится. Журнал сделался популярным и мог приносить прибыль. Эта прерогатива была предоставлена «книгопродавцам-комиссюнерам», поскольку цель сборника была «не в том, чтобы извлекать денежные выгоды, но чтобы знакомить Россию с флотом, возбуждать к нему уважение и привязанность».

После бесславной русско-японской войны в начале ХХ века правительство России, промышленные круги приняли самые энергичные меры по восстановлению корабельного состава флота, упустив, однако, из виду, что огневая мощь его во многом зависит от людей, обслуживающих технику. Среди немногих, понимавших это, был граф Сергей Александрович Строганов, принадлежавший к роду известных меценатов. В письме, адресованном контр-адмиралу Андрею Андреевичу Вирениусу, он писал: «...восстановление флотом старинной славы зависит не от одних материальных средств. Необходимо укреплять на флоте понятие о долге, верности, святости присяги». В связи с этим граф предложил Морскому министерству использовать деньги в размере 125 тыс. руб., вырученные от продажи крейсера «Русь», «...на премии за сочинения для нижних чинов на исторические и бытовые темы военно-воспитательного и военно-образовательного характера и на издание этих сочинений». Крейсер, получивший название «Русь», граф С. Строганов купил на личные средства в Германии. Корабль предполагалось переоборудовать под авианосец и использовать для усиления боевой мощи 2-й Тихоокеанской эскадры. Однако, как показали испытания, воздухоплавательные аппараты в открытом море были менее боеспособны, чем рассчитывали конструкторы. Поэтому крейсер был продан...

Морской министр адмирал Иван Михайлович Диков в докладе императору Николаю II сообщил о предложении графа. Император поддержал идею, повелел «капитал имени графа Сергея Александровича Строганова» зачислить в специальные средства Морского министерства и расходовать его согласно просьбе жертвователя, после чего Сенат утвердил «Положение о капитале имени графа Сергея Александровича Строганова». В нем объявлялось, что «...капитал этот, обращенный в государственные процентные бумаги, остается на вечные времена неприкосновенным... а проценты с этого капитала должны расходоваться на... а) выдачу премий за сочинения для нижних чинов... и б) на издание этих сочинений».

Для заведывания процентами с капитала циркуляром Главного морского штаба от 6 июня 1907 года за № 190 была учреждена постоянная комиссия, в которую вошли преподаватель Николаевской морской академии капитан 1-го ранга Михаил Михайлович Римский-Корсаков, командир заградителя "Онега" капитан 2-го ранга Игорь Григорьевич Энгельман, младший делопроизводитель Главного морского штаба подполковник по адмиралтейству Анатолий Дмитриевич Иванов. Каждые два года, по истечении срока полномочий данной комиссии, морским министром назначался новый ее состав. Послужные списки членов постоянной комиссии показывают, что это были высокообразованные люди. Флотские офицеры, например, по окончании Морского кадетского корпуса и Морского технического училища были награждены либо золотыми, либо серебряными медалями.

Комиссии вменялось в обязанность своевременно объявлять конкурс на соискание премии имени графа С. А. Строганова, рассматривать представленные на конкурс сочинения, определять сумму вознаграждения и количество премий, а также решать, какие из премированных сочинений необходимо издать.

Комиссия имела практически неограниченные права вплоть до права по своему усмотрению сокращать и изменять текст премированных ею сочинений. Комиссия высказала пожелание, чтоб представляемые на конкурс сочинения снабжались иллюстрациями и чертежами.

За период с 1907 по 1915 год на флоте было проведено 5 конкурсов: 1-й в 1907, 5-й в 1915 году. За ходом конкурсов внимательно следил сам Николай II.

Первыми лауреатами премии стали 2-й флагман минного оружия Штаба командующего морскими силами Балтийского моря лейтенант Иван Иванович Ренгартен за сочинение «Воспоминания порт-артурца», 1-го Балтийского флотского экипажа лейтенант Константин Георгиевич Житков за сочинение «История русского флота» и командир канонерской лодки «Ардаган» Каспийской флотилии капитан 2-го ранга Петр Аркадьевич Вейнер за рассказ «Гонка».

Тематика сочинений, премированных на пяти конкурсах, была достаточно разнообразной: «Отечественная война 1812 года», «История Черноморского флота (с 1696 по 1912 г.)», «Прибалтийский край», «Землетрясение в Италии в 1908 году и подвиги наших моряков в Мессине», «Героическая гибель броненосца "Князь Суворов» 14 мая 1905 года в Цусимском бою», «Фрегат «Флора», «Матрос Докукин» и др.

Сами дипломанты также являлись представителями разных слоев интеллигенции: флотские и армейские офицеры, священник, и даже женщина, Людмила Петровна Ефратова, написавшая книгу о 200-летии присоединения Прибалтийского края к России. А всех их объединяла не столько премия имени графа С. Строганова, сколько любовь к флоту, его боевому прошлому и славным морским традициям.

Хотя комиссия не стесняла авторов в выборе сюжетов для работ, все же рекомендовала обращать внимание на описание истории отдельных кораблей, подвигов матросов и унтер-офицеров в военное и мирное время, а с началом первой мировой войны — подвигов моряков на морском и сухопутном театрах военных действий.

Премированные и изданные сочинения пополняли матросские судовые и береговые библиотеки. Часть их продавалась среди моряков по минимальным ценам, так как опыт показывал, что матросы и унтер-офицеры «...относятся обыкновенно весьма небрежно к разного рода книгам и брошюрам, раздаваемым им бесплатно, а потому комиссия постановила свои издания рассылать безвозмездно лишь в учреждения и заведения морского ведомства, экипажные и судовые библиотеки, госпитали, команды и т. д. Отдельным же нижним чинам таковые издания продавать по самой минимальной цене, не преследуя при этом никаких материальных льгот, а лишь с единственной целью - привить им любовь и бережное отношение к приобретаемым таким путем в собственность поучительным книжкам». Книги для комплектования матросских библиотек можно было получить в Военно-морском ученом отделе Главного морского штаба и на складах Морского ведомства. В частную продажу издания комиссии не поступали, а доходы с них предназначались для улучшения матросских судовых и береговых библиотек.

Помимо конкурсов на лучшие сочинения в 1910 году был проведен конкурс на составление иллюстрированных обложек для всех изданий лучших произведений, удостоенных премии имени графа С. Строганова. По его условиям рисунок обложки, составленный в красках, должен был содержать военно-морскую эмблему и указание на то, что это издание Морского министерства осуществлено на проценты с «капитала имени графа С. А. Строганова». После рассмотрения присланных работ премии получили капитан 2-го ранга В. Лепко - командир эскадренного миноносца «Эмир Бухарский», господин Г. Ельшин, подполковник по адмиралтейству И. Богословский - младший делопроизводитель Главного гидрографического управления и П. Розенблюм - студент Института гражданских инженеров. Комиссия не ограничивалась одними конкурсами, иногда она покупала для издания уже готовые произведения. Так, в 1911 году она приобрела у капитан-лейтенанта 1-го Балтийского флотского экипажа Петра Ивановича Белавенца для массового издания краткие истории кораблей, носивших имена: «Полтава», «Севастополь», «Петропавловск» и «Гангут».

Последнее упоминание о премии имени графа С. А. Строганова относится к 24 января 1918 года, когда приказом по Флоту и Морскому ведомству, подписанному коллегией Морского комиссариата в лице народного комиссара по морским делам П. Дыбенко и члена коллегии В. Рыбьянова, предписывалось: "Передать стоящий в специальных средствах Главного управления по делам личного состава «капитал имени графа С. А. Строганова" в специальные средства Управления делами Верховной морской коллегии. Возложить временно, до выработки нового положения, заведование этим капиталом на инженер-механика военного моряка Медведева. Расходовать таковой капитал не иначе, как с разрешения коллегии».

…Прошли годы, и мы опять говорим о падении нравственных идеалов. Увы, проблема преемственности духовных традиций, являющаяся одной из примет общего кризиса культуры, по-прежнему остается нерешенной. Как справедливо заметил писатель Валентин Курбатов, буквально на наших глазах исчезла живая традиция и то золотое «коллективное бессознательное», которое легко объединяло государя и крестьянина, и которое как-то таинственно еще доживало в советском человеке и делало нас Россией. Эти приметы можно разглядеть в заветах русской морской школы, усвоенных моряками советского флота, воспитанными в духе совершенно иной идеологии. Однако в условиях идеологического вакуума 1990-х ослабли и подверглись разрушению и эти, испытанные временем узы.


О.В.Щеблыкин
Хочется верить, что духовный опыт прошлых поколений моряков, наших современников, также как книги о наших же современниках будут востребованы их преемниками и помогут в выборе нравственных ориентиров флотской молодежи. Понятие Отечества никогда не было абстракцией для моряка. Когда мы говорим о нём, то в первую очередь подразумеваем органичную связь профессиональных знаний, общей культуры и масштабности мышления, объединенных глубоким пониманием личной ответственности за безопасность и будущее своей страны.

Надо ли говорить, что на флоте служат парни со всей страны. Они приносят стране морскую славу. Их упорным трудом и службой куётся морская мощь государства. И в период возрождения флота особенно важно сказать о его былых достижениях. На состоявшемся в рамках VII Санкт-Петербургского Международного книжного салона круглом столе, посвященном проблемам современной маринистики, писатели призвали к массовому переизданию классики. Было отмечено, что сама флотская среда выдвигает талантливых авторов. За перо офицеров заставляет браться именно желание рассказать о всех особенностях службы. Такое литературное наследие позволит воспитать замечательных моряков, достойных дел отважных предшественников. И это отнюдь не самопроизвольный порыв. Символично, что именно в Санкт-Петербурге, городе российской морской славы, столице флота, вот уже два года эффективно действует издательство «Морское наследие». Небольшому коллективу удалось представить широкой публике уникальный для сегодняшнего практичного времени продукт – ежеквартальный журнал «Морское наследие» и ряд оригинальных изданий по истории флота. Во-первых, они пробуждают интерес к интеллектуальному чтению, во-вторых, раскрывают духовный потенциал морского могущества. Вечные темы родины, долга, патриотизма, мужества, силы воли, самопожертвования, романтики открытий требуют дальнейшего показа, поскольку находят благодарный отклик. Смелость замыслов и бесстрашие в их реализации! Искренние порывы отважных людей! Что может быть прекраснее?! Поэтому мы и вспомнили о капитале, оставленном неприкосновенным. Не пора ли пустить его в дело? «Капитал имени графа С. А. Строганова», как и в прежние времена, должен служить прославлению российского флота, укреплению в моряках понятий о долге, верности присяге и Отечеству.

 

Виталий Викторович КОЗЫРЬ, ветеран Военно-морского флота.

Преподаватель ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» капитан 2 ранга Олег Владимирович ЩЕБЛЫКИН, член Союзов журналистов(1993) и писателей(2013) России.

Шеф-редактор издательства «Морское наследие» Игорь Витальевич КОЗЫРЬ.

Виталий Евгеньевич ШЕВЦОВ, председатель правления Калининградского регионального отделения Союза писателей России (Балтийской писательской организации).

Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную