Валентин КАТАСОНОВ, проф., д.э.н., председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова. .
ИЕРУСАЛИМСКИЙ ХРАМ КАК ФИНАНСОВЫЙ ЦЕНТР

Введение, фрагмент и заключение из книги «Иерусалимский храм как финансовый центр»

Никто не может служить двум господам: или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. Мф. 6:24.

И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, - дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников. Мф. 21: 12-13.

Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен. Безумные и слепые! Что больше: золото или храм, освящающий золото? Мф.23: 16-17.

Введение

На страницах «Нашего дела» [1] была представлена моя статья «Об изгнании Христом торговцев и менял из храма», которая завершалась обещанием рассмотреть более подробно финансово-экономическую деятельность Иерусалимского храма. Мною тогда была сформулирована задача рассмотреть «кем и как была организована торгово-ростовщическая деятельность в Иерусалимском храме; какое место она занимала в тогдашней экономической системе Иудеи и всей Римской империи; каковы были масштабы этой деятельности; как эта деятельность в целом влияла на жизнь людей в Идее и за ее пределами». Пытаясь ответить на эти и другие смежные вопросы, я обнаружил, что в формат журнальной статьи мое даже самое предварительное исследование никак не укладывается. Получилась работа более объемного формата, которую я и представляю на суд читателя.

Здесь я еще раз повторюсь, что Иерусалимский храм имел большое значение для жизни еврейского народа, причем не только как центр религиозной жизни, но также как финансовый центр. Изучение этой стороны храма представляет для нас интерес, прежде всего, для более глубокого понимания той сцены изгнания торговцев и менял из храма, которая описана в Евангелиях. Впрочем, как и для понимания многих других евангельских сюжетов.

Но не исключено, что это также поможет понять, что за две тысячи лет человеческой истории устройство национальных и международной финансовых систем не претерпело радикальных изменений. Никуда не исчезли и последователи тех, кто две тысячи лет назад управлял Иерусалимским храмом как духовным и финансовым центром. Остались неизменными и стратегические цели, которые вынашивали тогдашние жрецы храма и которые продолжают преследовать их нынешние преемники. Как говорил премудрый Соломон : «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, — и нет ничего нового под солнцем. Говорят: "смотри, вот это новое", но это было уже в веках, бывших прежде нас. Нет памяти о прежнем, да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после нас» [2] .

Суд над Христом, или модель отношений иудейских вождей и римской власти
(параграф из главы 4 «Финансовая дань метрополиям»)

Жизнь и служение Христа происходили на фоне правления римского императора Тиберия и проводимых им реформ, в том числе финансовой [3] . Без понимания сути этих реформ и характера отношений между Иерусалимом и Римом трудно уловить отдельные нюансы и акценты Евангелия, понять подтекст отдельных его историй и слов Спасителя.

Взять, например, историю изгнания Христом торговцев и менял из Иерусалимского храма [4] . С учетом сложившегося баланса в отношениях между Римом и Иудеей первосвященники и члены Синедриона очень опасались, что эта история может дойти до Рима и вызвать со стороны императора подозрения в том, что Иерусалим не в полном объеме платит налоги в римскую казну. Первосвященник даже произнес на заседании Синедриона знаменитую фразу-приговор, ставшую пророчеством: « Лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели, чтобы весь народ погиб » [5] . При этом, конечно, первосвященник о судьбе еврейского народа думал в последнюю очередь. За его популистской фразой скрывался примерно такой подтекст: «В Риме узнают о беспорядках в Иерусалиме, а это может повредить нашим отношениям с императором, что, в свою очередь, может нанести ущерб доходам храма, т.е. нашим личным доходам».

А тут еще вскоре после изгнания менял и торгашей из храма Христос публично начал обличать книжников и фарисеев: «на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи… » [6] . Особенно невыносимы мы для них Его слова, обличавшие их сребролюбие, которые они всячески маскировали внешним благочестием. Фактически Христос прямо сказал, что книжники и фарисеи поклоняются не Богу, а тому золоту, которое собрано в стенах Иерусалимского храма: « Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен. Безумные и слепые! что больше: золото или храм, освящающий золото? » [7]

После «чрезвычайного» события в Иерусалимском храме (изгнание торгашей) и обличительного выступления Христа иудейские вожди особенно утвердились в своем решении убить Его. За два дня до пасхи « собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы , и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить » [8] .

Также стоит еще раз вспомнить достаточно странное поведение Понтия Пилата, римского прокуратора, когда к нему привели на суд Иисуса Христа. Известно, что Пилат не раз проявлял жесткость и даже жестокость в разных ситуациях, в том числе в отношении иудеев на подведомственной ему территории. Однако в отношении Христа он проявил непоследовательность и беспринципность. Его решения по поводу Христа показали, что он находился под сильным влиянием первосвященников и старейшин, заинтересованных в смерти Христа. Проследим кратко основные вехи «суда» Пилата над Христом[ 9 ] :

- сначала он сказал, что не находит вины Иисуса, однако вожди отвергли такое решение;
- затем он попытался перенести ответственность за принятие решения на тетрарха Галилеи Ирода Антипу , однако тот вернул Христа без какого-либо обвинения со своей стороны;
- затем он попытался ограничить наказание бичеванием, однако народу и вождям этого оказалось недостаточно;
- затем он предложил первосвященникам и старейшинам судить Христа своим судом, однако они лицемерно отказались;
- наконец, он предложил, согласно существовавшему обычаю, отпустить Христа, однако еврейские вожди «возбудили народ» отпустить не Христа, а разбойника Варавву.

Все это свидетельствует о том, что Пилат находился в сильнейшей зависимости от иудейских вождей. Напомним, что римский прокуратор – это финансовый инспектор императора. Его главной задачей было контролировать сбор как прямых, так и косвенных налогов. Особых проблем со сбором прямых налогов у прокуратора не было, так как сумма этих налогов была заранее известна (она рассчитывалась на основе данных переписи населения и имущества). А вот при сборе косвенных налогов творился «беспредел» и Понтий Пилат должен был с ним бороться. В его аппарате были чиновники – табуларии, которые должны были следить за местными агентами – мытарями. При необходимости выступать в налоговых спорах в качестве арбитров, прибегая в острых ситуациях к помощи римских воинов. Сбор косвенных налогов был связан с серьезными злоупотреблениями, коррупцией. Судя по всему, первосвященники и члены Синедриона попустительствовали этим злоупотреблениям. Понтий Пилат был замешан в коррупции, о которой, безусловно, знали первосвященник и члены Синедриона.

За римским прокуратором были и другие «грехи». Хорошо известно, что прокуратор Понтий Пилат посягнул на казну Иерусалимского храма, взяв оттуда деньги для сооружения городского водопровода, ремонта канализации, строительства бань (санитарная ситуация в Иерусалиме в то время была критическая, в любой момент могла начаться эпидемия). Это вызвало резкие протесты со стороны иудейской верхушки. Пилата обвиняли не только в том, что он запустил руки в «святую» казну, но и нагрел на этих деньгах собственные руки. Дело дошло до Рима и даже обсуждалось в сенате. Правда, сенат, всесторонне рассмотрев жалобу Иерусалима, оправдал Понтия Пилата, которому, конечно же, пришлось изрядно понервничать. Пилат еще не забыл ту неприятную историю и не хотел новых неприятностей.

Иерусалимские вожди были в курсе всех финансовых «секретов» римского прокуратора, поскольку имели свою «агентуру» в окружении Пилата. Очевидно, что у этих вождей был «компромат» на римского прокуратора. Последний крайне боялся, что этот «компромат» попадет к Тиберию - последовательному борцу с коррупцией и злоупотреблениями римских чиновников.

Еврейские вожди умели обеспечить нужные им лжесвидетельства . На допросе у первосвященника они добились ложных показаний, согласно которым Иисус якобы планировал разрушить Иерусалимский храм [10] . На суде у Пилата они сказали прокуратору, что Иисус якобы объявил себя царем Иудейским [11] . Также они оклеветали его, сказав: «Он возмущает народ » [12] . Там же у Пилата они нагло заявили: « мы нашли, что он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю » [13] Как известно, Христос незадолго до этого судилища четко ответил людям, посланным от фарисеев: « отдавайте кесарево кесарю » [14] . Данные примеры показывают, что иудейские вожди были коварными лжецами [15] .

Кроме того, они прекрасно умели управлять настроением простого народа. Мы помним, что Понтий Пилат предложил «амнистировать» Христа: согласно бытовавшему обычаю, разрешалось на праздник еврейской пасхи отпустить одного из узников. Однако, еврейские вожди буквально за несколько минут сумели убедить народ, чтобы отпустили не Христа, а разбойника Варавву: « Но первосвященники возбудили народ просить, чтобы отпустил им лучше Варавву » [16] .

Наконец, иудейские вожди прекрасно владели оружием шантажа . Вспомним, что окончательно сломили Понтия Пилата следующие слова иудейских вождей, адресованные прокуратору: « если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю » [17] . Иудейские вожди выбирали сами «чувствительные точки», когда оказывали давление на Понтия Пилата. Заметим, что Понтий Пилат, как прокуратор, прежде всего, отвечал за то, чтобы с подконтрольной ему территории регулярно и в полном объеме поступали налоги в Римскую казну. Присвоение Христу титула « Царь Иудейский » могло в Риме быть воспринято так: в Иудее начинается борьба против уплаты налогов Риму под предводительством очередного местного бунтаря. Например, так началось во 2 веке до н.э. в Иудее восстание Маккавеев , которые требовали не какого-то абстрактного «политического суверенитета» и независимости от империи Селевкидов , а активно призывали не платить налоги сирийскому царю. А это предположение усиливалось лживым утверждением иудейских вождей, что Христос « запрещает давать подать кесарю».

Напомним, что в совете у первосвященника Каиафы было принято решение « взять Иисуса хитростью» . Поэтому был задействован весь арсенал «грязных» приемов и технологий для решения поставленной задачи. Надо напомнить, что первое «грязное» средство, которое было использовано иудейскими вождями против Христа, - подкуп Иуды Искариота , который за 30 сребреников предал Иисуса Христа в руки этих вождей [18] . Кстати, не лишне напомнить, что эти самые сребреники первосвященники взяли из казны храма [19] . Вполне вероятно, что лжесвидетельства, необходимые для суда, они также получали с помощью подкупа.

Впрочем, могли использоваться и методы запугивания . Вспомним, например, историю со слепым от рождения, которого исцелил Христос. Фарисеи начали проводить расследование этой истории, и они вышли на родителей слепорожденного. Они начали задавать им разные вопросы, однако родители испугались фарисеев и фактически отказались отвечать, ссылаясь на то, что ничего не знают [20] . « Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги » [21] .

Итак, мы назвали основные «технологии», которые позволили иудейским вождям на суде у Понтия Пилата добиться быстрого принятия нужного им решения и исполнения его руками римлян. Иисус Христос был распят римскими воинами, а иудейские вожди формально оказались в стороне и от принятия решения о смертной казни, и от его исполнения [22] . Не помогло даже эффектное заявление Пилата в конце спектакля под названием «суд», что он « умывает руки » [23] .

Данная история, кстати, позволяет лучше понять, почему на протяжении многих веков еврейские вожди столь успешно оказывают давление на государственные власти разных стран и добиваются исполнения принимаемых властями решений чужими руками, но в своих интересах.

На поразительное сходство в поведении Понтия Пилата и современных политиков обращают внимание многие авторы. Например, английский писатель и журналист Дуглас Рид писал применительно к политикам периода между первой и второй мировой войнами следующее: «Римский правитель Пилат всячески пробовал, то одним, то другим путем уклониться от настойчивых требований «старейшин», чтобы Христос не был предан смерти. Он был, однако, прототипом нынешних британских и американских политиков, и боялся могущества еврейской секты больше всего другого… Как и политики девятнадцать столетий спустя, Пилат понимал, что, не выполнив требований секты, он впадет в немилость у своего правительства и будет смещен. Есть большое сходство между Пилатом и британскими губернаторами в Палестине периода между первой и второй мировыми войнами » [24] .

 

Заключение

Хотелось бы сделать некоторые обобщения и выводы из представленного обзора о финансовой стороне жизни еврейского народа в древние времена, а также после разрушения второго Иерусалимского храма. Они могут иметь определенную значимость для понимания событий сегодняшнего дня.

1. На протяжении большей части времени после сооружения Второго храма в Иерусалиме Иудея - страна, образовавшаяся на обломках некогда единого Израильского государства, - находилась под иностранным владычеством. Соответственно своей государственности и своих государственных финансов еврейский народ не имел. Вместе с тем у древних евреев на протяжении всей их истории начиная со времени царя Соломона существовала система финансов Иерусалимского храма. В отсутствие своей государственности храмовые финансы отчасти компенсировали отсутствие государственных финансов.

2. После вавилонского плена, когда быстро начала расти зарубежная еврейская диаспора, храмовая финансовая система стала превращаться в международную финансовую систему. Ее центром был Иерусалимский храм, ее географическим ареалом стала империя (начиная с персидской и кончая римской), ее опорными точками - еврейские общины за рубежом.

3. Иерусалимский храм как международный финансовый центр помимо своих «уставных» функций (сбор храмовой подати и других официальных платежей; расходование средств на содержание храма и решение некоторых социальных задач в Иерусалиме) стал все активнее заниматься коммерческой деятельностью, приносящей прибыль. Иначе говоря, сокровища храма стали превращаться в капитал.

4. Финансовая деятельность храма (особенно коммерческая деятельность) обеспечивала в первую очередь интересы «жреческой олигархии» (первосвященников, небольшой группы приближенных к ним священников Иерусалимского храма, левитов), на которую возложена была обязанность управлять казной храма.

5. «Жреческая олигархия» была тесно связана с другими представителями местной финансовой элиты, а также с чиновниками Римской империи (в первую очередь с римским прокуратором - финансовым инспектором). Как внутри «жреческой олигархии», так и между «жреческой олигархией» и другими представителями финансовой элиты и римскими чиновниками существовали противоречивые отношения. Их объединяло желание грабить простой народ Иудеи, в то же время между ними велась непрестанная борьба за доступ к управлению казной храма и ее ресурсам.

6. Метрополии, которым подчинялась Иудея, взимали с нее налоги, используя для этого как налоговых откупщиков и мытарей, так и государственных чиновников (римский прокуратор и его аппарат). Первосвященники Иерусалимского храма были обязаны оказывать содействие в сборе таких налогов. Казна Иерусалимского храма служила своеобразным обеспечением налоговых требований со стороны метрополий.

7. Иерусалимский храм как финансовый центр был связан с другими финансовыми центрами Средиземноморья - прежде всего Римом и Александрией. Отношения между ними имели характер делового сотрудничества и одновременно - острой конкуренции. В частности, еврейские общины Иерусалима и Александрии длительное время вели борьбу за религиозное и финансовое влияние в еврейском мире. Эта борьба окончилась победой олигархии Иерусалимского храма.

8. Постоянные злоупотребления, связанные с использованием средств казны Иерусалимского храма, а также рост налогового пресса со стороны метрополий были серьезными причинами народных волнений и восстаний в Иудее. В немалой степени именно это обусловило начало Первой иудейской войны, которая кончилась разрушением Иерусалимского храма.

9. Хотя римские войска под командованием Тита забрали сокровища Иерусалимского храма в качестве трофеев, однако это не были все богатства храма. Часть этих богатств, находясь в виде капитала в коммерческом обороте, на момент разрушения храма оказалась за границами Иудеи. Часть сокровищ была захоронена на территории Иудеи (не исключено, что через много веков часть захороненного золота оказалась в распоряжении ордена тамплиеров).

10. Уничтожив Иерусалимский храм, римляне разрушили лишь верхнюю часть сложившейся к тому времени международной финансовой системы. «Корневая» часть той системы (общины еврейской диаспоры с их торгово-финансовой деятельностью) осталась не тронутой. На ее основе в дальнейшем складывались другие международные финансовые центры - правопреемники Иерусалимского храма. Современные международные финансовые центры являются генетическим продолжением Иерусалимского храма.

11. Роль лидеров международного еврейства сегодня выполняет еврейская финансово-жреческая олигархия. Как и две тысячи лет назад эта олигархия представляет собой симбиоз финансовой олигархии (саддукеев) и жреческой олигархии (фарисеев). Сегодняшние саддукеи - представители еврейского финансового капитала, крупнейшие банкиры, хозяева Федеральной резервной системы США, монополизировавшие выпуск мировой валюты. Современные фарисеи - руководители различных религиозных течений в рамках талмудического иудаизма, а также лидеры политического сионизма.

12. Роль реального международного финансового центра сегодня выполняет упомянутая выше Федеральная резервная система. Она управляет мировыми финансами через «национальные» центральные банки, транснациональные банки, крупнейшие валютные и фондовые биржи, внебиржевые рынки ценных бумаг и финансовых производных инструментов, оффшорные центры, рейтинговые агентства и другие частные и квазигосударственные организации. То, что в нашей литературе принято называть «международными финансовыми центрами», - лишь периферийные площадки ФРС. Они являются своеобразными «щупальцами», обеспечивающими хозяевам Федерального резерва эффективный контроль над мировыми финансами.

13. Финансово-жреческая олигархия, контролирующая ФРС, последовательно проводит политику, направленную на решение стратегической цели, которая была сформулирована в рамках религии иудаизма еще более двух с половиной тысяч лет назад, - достижение мирового господства. Важнейшим условием реализации этой цели является восстановление Иерусалимского храма. Финансово-жреческая олигархия, руководствуясь идеологией талмудического иудаизма, в начале XXI века рассматривает построение Третьего храма в качестве одной из наиболее приоритетных задач, мобилизуя для этого все свои финансовые, политические, военные и духовные ресурсы.

P.S. Результаты нашего исследования помогают лучше разобраться и во многих сегодняшних российских делах. Затронем лишь один вопрос. Нынешнее руководство России сделало широковещательное заявление о превращении Москвы в международный финансовый центр.

В короткой истории государства под названием «Российская Федерация» было уже немало подобного рода заявлений, возводимых в ранг «национальных проектов» и «национальных идей» («удвоение ВВП», «переход на инновационное развитие», «модернизация», «построение социального государства», «борьбы с коррупцией» и т.п.). Большинство из них оказались мертворожденными, и о них все успели забыть. Но вот идея «построения международного финансового центра» в граде Москва продолжает жить. Судя по всему, вера в возможность в течение «ударной капиталистической пятилетки» возвести такой центр у руководителей Российской Федерации перешла в разряд религиозной веры. Подобно тому, как в древнем Вавилоне строители вавилонской башни поставили задачу «быть выше Бога» и при этом фанатично верили в успех своего предприятия. Полагаем, что наш скромный труд о первой в мире международной финансовой системе, здание которой венчал Иерусалимский храм как финансовый центр, поможет лучше понять безумность (или лживость) идей тех, кто навязывает нам проект превращения Москвы в международный финансовый центр. Ведь тогдашний храм был некоей вершиной, которая венчала широкий и устойчивый базис в виде разветвленной сети торгово-ростовщических точек (еврейских общин), разбросанных по всему миру. Не обсуждая вопроса того, насколько разграбленной и крайне ослабленной России вообще нужен сегодня собственный международный финансовый центр, можем сказать: проект его создания подобен попыткам посадить дерево без корня.

Если проект под кодовым названием «международный финансовый центр» в том или ином виде все-таки будет реализован в нашей стране, то он не только не укрепит позиции России как суверенного государства, но наоборот, нанесет окончательный удар по национальному суверенитету. Ведь это будет означать появление еще одного «щупальца» международного финансового центра, называемого ФРС.


________________
[1] В.Ю. Катасонов . Об изгнании Христом торговцев и менял из храма // «Наше дело» (экономическое приложение к журналу «Переправа»), №3, 2011. Текст статьи приведен в приложении №2 данной книги
[2] Екл. 1: 9-11

[3] Хотя имя этого кесаря в Евангелии упоминается лишь один раз. Когда Христос говорил «Кесарю – кесарево», он имел в виду уплату налога императору Тиберию, изображение которого было отчеканено на серебряном римском динарии
[4] Мф.21:10-16; Мк.11:15-19; Лк. 19:45-46; Ин.2:13- 22. См . также приложение 2 («Об изгнании Христом торговцев и менял из храма»)
[5] Мф.: 11,50

[6] Мф. 23: 1- 39. См . также: Мк. 13:38-40; Лк. 20: 45-47

[7] Мф. 23: 16-17

[8] Мф. 26: 3-4

[9] См.: Мф. 27:1-26; Мк. 15: 1-15; Лк. 23: 1-25; Ин. 18:28-40; 19:1-22

[10] Мф. 26: 61; Мк. 14: 57-59

[11] Мф. 27: 11-12; Мк. 15:2; Лк. 23:2; Ин. 18: 33-37

[12] Лк. 23:5

[13] Лк. 23: 2

[14] Мф. 22:21

[15] Недаром Христос сказал фарисеям: «Отец ваш дьявол;…он лжец и отец лжи» (Ин.8: 44)
[16] Мк. 15: 11
[17] Ин. 19:12
[18] Уже после распятия Христа и Его воскресения эти вожди еще раз прибегли к этому средству: они дали денег римским стражникам для того, чтобы те пустили слух, что тело Христа был украдено, когда стражники спали (Мф. 28: 11-15)
[19] Напомним, что Иуда после предательства Христа бросил 30 сребреников в храме, а первосвященники должны были вернуть эти деньги туда же, откуда они взяли, т.е. в «сокровищницу церковную» (Мф.27:6). Они этого не сделали лишь потому, что на них были следы крови, а потому они купили на них землю горшечника (Мф.27:7)
[20] Ин. 9: 8-34

[21] Ин. 9: 22

[22] «Пилат сказал им: возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его. Иудеи сказали ему: нам не дозволено предавать смерти никого…» (Ин. 18:31)
[23] «Пилат, видя, что ничего не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы» (Мф.27:24)
[24] Дуглас Рид . Спор о Сионе. – М.: Твердь, 1993, с.67

http://clck.ru/1wWDR

Наш канал на Яндекс-Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Система Orphus Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную