Новороссийский дневник Владимира Казмина

<<<Далее

Непокоренная  Луганщина
События, факты, размышления

Бескрайние степи, байрачные леса, овраги и крутые балки, рукотворные пирамиды террикоников, паляще солнце и степной ветерок, зеркальная гладь Севрского Донца, Лугани, Миуса, Айдара и Деркула – это всё мой вольный Луганский край. Здесь живет трудовой народ с несгибаемым характером донских казаков, с настоящим шахтерским характером, здесь живут люди с открытой и чистой душой, как и эти ковыльные, донецкие степи.
Сегодня на нашу священную землю пришла беда, поднял голову неофашизм и укронационализм, киевская хунта развязала братоубийственную войну в Донбассе и всей своей чёрной мощью навалилась на города и села, убивает детей, женщин и стариков, утюжит наши поля танками, выжигает мирные дома «Градами» и «Ураганами», но воли народа им не сломить, и не запугать этих стойких людей ни чем, пуганы!
Луганщина в годы Великой Отечественной войны «выдала на-гора» 220 Героев Советского Союза, как ни одна область Великой страны, они и сегодня в памяти людской в строю, они рядом с ополченцами, они наша небесная рать. Шахтеры, металлурги, машиностроители, селяне и творческая интеллигенция поднялись на священную борьбу с воскресшим фашизмом двадцать первого века, они встали на защиту Русского мира, такой народ нельзя победить!

 

26 января 2015 года

По зову совести и сердца

Ушли в историю памятные дни проведенные в легендарном городе молодогвардейцев Краснодоне, где 23-25 января прошли традиционные Фадеевские чтения, посвященные 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне и памяти героической гибели «Молодой гвардии».
Делегация Союза писателей России во главе с сопредседателями СП России Сергей Ивановичем Котькало и Николаем Федоровичем Ивановым, провели ряд встреч с работниками культуры, писателями, руководством и жителями города Краснодона. Об этом в своих творческих отчетах-очерках уже рассказали мои собратья по перу, не стану говорить и об огромной эмоциональной, душевной энергии, которая переполняла атмосферу этих незабываемых встреч, но, по-моему, стоит сказать о нынешних руководителях героического города, Сергее Павловиче Козенко и Викторе Евгеньевиче Якимове.
В наше трагическое время не принято говорить о власти в превосходных тонах, но мои слова не о власти как таковой, а о мужественных людях, которые по зову совести и сердца остались на своих постах в это тяжелейшее время. Они не бросили своих земляков и продолжают трудиться со своей командой, порою без денежного вознаграждения, на благо людей и родного города.

* * *

В январские дни 1943 года в Краснодоне разыгралась одна из самых страшных трагедий Великой Отечественной войны, в шурф шахты №5 живыми были сброшены члены подпольной организации «Молодая гвардия». Краснодонцы свято чтут память о своих героях-земляках и ежегодно 15 января, в день, когда были сброшены в шурф первые народные мстители,  они приходят к могиле молодогвардейцев в центре города и возлагают цветы. Так было и нынешнем январе. Эта акция практически и открыла традиционные Фадеевские чтения – 2015.

На Луганщине, в Донбассе идет война с поднявшим голову неонацизмом и бандеровским национализмом, поэтому память о героях, борцах с фашизмом прошлой Великой войны, сегодня более чем актуальна. Эта память своей особой мистической энергетикой выстраивает философскую основу внутреннего, духовного понимания правоты для всех тех, кто ведет борьбу на своем фронте с этим вселенским злом. И эта энергия, словно в атомном реакторе, переваривается в сердцах простых людей и придает им необыкновенную силу духа и уверенность в победе.
Тогда, 15 января, для участия в торжественной церемонии возложения цветов, у могилы молодогвардейцев собрались студенты учебных заведений, работники предприятий и организаций, представители общественности города, а также ветераны Великой Отечественной войны.

«Мы – краснодонцы, воспитанные на героическом подвиге юных молодогвардейцев, выступали и будем выступать против проявлений фашизма в любой его форме. Мы живем на славной краснодонской земле, где каждый метр говорит нам о доблести, о мужестве, о чести, о бескорыстной любви к Родине», — сказал мэр Сергей Козенко.
Собравшиеся у могилы жители Краснодона почтили память погибших героев минутой молчания и возложили красные гвоздики.

 

Сергей Павлович Козенко со своей командой делает очень много для города, практически сутками он на работе, иначе нельзя, тем более, что на дворе зима, холод и война. Каждую среду мэр города Сергей Козенко проводит личный прием граждан. Для удобства жителей удаленных поселков третья среда – выездной прием. Городской голова, как подобает настоящему руководителю всегда там, где особо трудно, там, где необходима экстренная помощь.

Во время встречи с нашей делегацией в кабинете мэра состоялся откровенный разговор о жизни города. Сергей Павлович рассказал о проблемах, с которыми ежедневно приходится сталкиваться ему и его помощникам. Жители Краснодона сегодня задают практически одни и те же вопросы – когда будут выплачиваться пенсии и социальные пособия, почему гуманитарная помощь выдается лишь отдельным категориям и так далее. Мэр города всегда открыт для диалога. Открыто и без особого пафоса о своей работе говорил Сергей Павлович и с нами.

– Основная часть гуманитарки направляется малообеспеченным и многодетным семьям, инвалидам с детства, одиноким матерям, детям – сиротам и инвалидам войны, – рассказывал нам Сергей Козенко.
К сожалению, на весь 100 тысячный Краснодон продуктовые наборы нам не выделяются, поэтому приходится внимательно подходить к этому вопросу и прежде всего, помогать особо нуждающимся. С выплатами зарплаты, пенсий и другими социальными пособиями вопрос остается особо болезненным, так как не работает банковская система, но и здесь мы ищем всевозможные пути решения с руководством нашей молодой республики.
Руководителям города приходится решать всевозможные житейские проблемы – это и обеспечение углем населения, налаживание стабильного водоснабжения, даже такие вопросы, как спилить дерево, застеклить окна или отремонтировать кровлю, приходится решать городскому руководству, совместно с коммунальными службами. Особая проблема с обеспечением необходимыми медикаментами. Все эти вопросы я беру на личный контроль. Иначе нельзя, идет война!

– Необходимо понимать, и люди, слава Богу, в эти страшные времена, понимают, что порой нам, здесь в горсовете, при пустой казне, приходится крутиться, как белка в колесе, – говорит секретарь исполкома Виктор Якимов. – Каждое утро начинается с огромного вала проблем и все они первоочередные, безотлагательные, доходит до того, что ломаешь голову, как заправить бензином машину скорой помощи. Вот так и живем!

– В решении проблемных вопросов городу всегда помогало и помогает градообразующее предприятие «Краснодонуголь», – продолжает Виктор Козенко. Мы, как и до войны, работаем в слаженном тандеме, это позволяет снимать целый  ряд вопросов, без помощи угольщиков городу не выжить! Сегодня, не смотря на боевые действия, наши шахты продолжают работать. Нам горнякам хорошо известно, что если бросить на произвол судьбы шахту, и не поддерживать в рабочем состоянии угольное предприятие, тут же наступают необратимые процессы и шахта идет к неминуемой гибели. Это связано с водоотливом, проветриванием, поддержанием горных выработок и так далее. Уголь грузим на склады, но и они уже практически полностью забиты, поэтому стоит очень острый и болезненный вопрос с реализацией угольной продукции. Здесь мы с особой надеждой смотрим на Россию, но мы готовы торговать и с Украиной, понимая, что энергетический голод больно бьет по всем жителям страны. Мы не изверги какие, и готовы отгружать свои угли, только платите денежки шахтерам, платите за уголек, но украинские власти ведут антинародную политику и все больше развязывают братоубийственную войну, и не дают спокойно работать нашему трудовому Донбассу.

Что касается «махновщины» на шахтах, было и такое в недавнем времени, были горячие головы, которые кричали, мол, нужно все национализировать или как сегодня модно говорить – «отжать», но мы это все уже проходили, поэтому сегодня стараемся не допускать анархии на угледобывающих предприятиях.
Этот разговор с руководителями города и нашей делегацией писателей происходил в стенах горсовета, и мы видели в усталых лицах этих мужественных людей, непоколебимую веру в победу, перед нами были не чиновники, а простые труженики, на плечи которых взвалилась огромная тяжесть ответственности за людей. Я смотрел и слушал их, и без преувеличения говорю, восхищался их мужеству и стойкости


Вот – это эталон настоящей народной власти! И Сергей Павлович Козенко и Виктор Евгеньевич Якимов могли бросить все и бежать, как это сделали многие бывшие «руководители» этого огромного промышленного региона с великим названием – Донбасс, но они остались верны своему гражданскому долгу и своим землякам.
Остались верны своему долгу и делу всей жизни работники музея «Молодой гвардии», они, хранители памяти людской о героях, голодные и холодные, без зарплаты и пайков продолжали работать и во время бомбежек, прятали в подвалах особо ценные, уникальные экспонаты и в тоже время проводили экскурсии. Это ещё один пример беззаветного служения своему делу.

Во время заключительной встречи на Фадеевских чтениях с интеллигенцией и жителями Краснодона, которая состоялась после экскурсии в  музее молодогвардейцев, мы поклонились директору Наталье Ивановне Николаенко, а в её лице и всем самоотверженным работникам музея. Ведь это именно они в тяжелейших условиях сохраняют не только память, но и священный дух своих героических земляков. От имени СП России и Всемирного Русского Народного Собора Наталья Ивановна Николаенко была награждена общественным орденом «За веру, усердие и труды» 1 степени, награду вручил сопредседатель СП России Сергей Иванович Котькало и передал огромный привет от Председателя правления Союза писателей России Валерия Николаевича Ганичева.

Провожали нас краснодонцы с душевной, сердечной теплотой, и, конечно же, с надеждой и верой, что и в этот раз, в годину суровых испытаний, победа будет за правдой и справедливостью!

 

29 января 2015 года

Трудно представить, что под беспощадным огнем укрофашистской артиллерии, в практически осажденном Луганске идет самая настоящая культурная, научная и литературная жизнь. Работают музеи и библиотеки, ставят свои спектакли русский и украинский драматические театры. Замете, работают оба театра и украинский, и русский, нет никакой дискриминации в языковом плане – это еще раз подтверждает, что в нашем интернациональном крае нет и не может быть национальной вражды. А то, что за окном война – это война с вселенским злом либерального, англосакского мира и его пидарастической сутью, а также с тьмой неофашистской и укронационалистической хунтой, которую породил и взлелеял всё тот же алчный запад. Украинский народ стал разменной монетой в этой битве миров, и мы сегодня, Луганск и Донецк, весь трудовой Донбасс на самом переднем крае этой борьбы!

Трудно представить, но это факт, что под разрывами ракет «Смерча» (28 января дважды был обстрелян Луганск из мощнейшей системы залпового огня, были разрушены или получили повреждения более сотни жилых домов, один человек погиб, более сотни людей получили ранения, 14 человек в реанимации) 29 января в Республиканской (ЛНР) библиотеке им. А.М. Горького проходят чеховские чтения, посвященные 155-летию великого русского писателя, а в научных кругах зарождается идея создания книги «Литературный Донбасс», которая должна стать научно-методическим пособием для учителей истории и литературы. Об эти двух событиях подробнее.

* * *

К 155-летию великого русского писателя
Антона Павловича Чехова

Чеховские чтения в осажденном, прифронтовом Луганске

29 января 2015 года. До линии фронта (район Станицы Луганской, город Счастье, Бахмутка) 20-25 километров. Гром артиллерийских залпов, разрывы ракет в черте города и Чехов с его тихим «Вешневым садом» с его плавной, словно вечерний бриз, поэтикой бессмертных текстов. Парадокс? Нет, реальность!

Антон Павлович остается не только одним из самых любимых и читаемых, но и одним из самых актуальных русских писателей-классиков, ироничная усмешка, лиризм и трагическое мироощущение которого особенно близко сейчас луганчанам. Об этом говорили участники Чеховских чтений, прошедших в Республиканской библиотеке имени А.М. Горького. Конференцию, наверное, нельзя назвать в полном смысле научной, когда специалисты со званиями и степенями докладывают о результатах своих исследований. Ничего, придет время – и расцветет Луганщина литературная, научная и над мирными донецкими степями, снова прольются во всем своем многоголосии песни и стихи наших великих земляков!

– Сейчас есть нечто более важное, чем личная потребность в Чехове, собравшая сюда ученых, писателей и публицистов, учителей и библиотекарей. Это лучше всего подтверждает актуальность творчества писателя, с его неистребимым гуманизмом, исполненным неподдельной любовью к человеку и болью за его историческую судьбу, – сказал, открывая Чеховские чтения, модератор мероприятия, главный редактор ЛуганскИнформЦентра, Сергей Прасолов.

И он, несомненно, прав! Не правда, что если говорят пушки, то Музы молчат! Под грохот канонады льются песни и стихи, звучит музыка, наперекор всем нашим врагам! Народ наш непобедим!

Чехов и Донбасс

О пребывании Чехова в Донбассе и о том, как повлиял донецкий край на творчество писателя, говорит один из организаторов этого культурного мероприятия молодой республики Андрей Чернов.

– Имя Антона Павловича Чехова тесным образом связано с нашим краем. Настолько тесно, что, пожалуй, приходится удивляться, почему на Луганщине до сих пор не был открыт музей или хотя бы памятник великому русскому писателю. Хочется надеяться, что в Луганской Народной Республике исправят эту поистине историческую ошибку.

 В апреле-мае 1887 года Чехов побывал не только в Таганроге у родственников, но и во многих городках и селах Донбасса и Донщины. Писателю было 27 лет – возраст впечатлений и внутреннего обогащения. Поездка дала ему ценнейший материал, который был впоследствии использован и преломлен во многих произведениях.

В Таганрог он приехал в начале апреля 1887 года. Родные, друзья, старые знакомые. Его встречают не просто как земляка, уехавшего учиться в Москву, но и, по меркам провинциального городка, как столичную знаменитость. Тем не менее, он не сидит на месте. Юг России влечет его. И он путешествует. В одну из поездок Чехов оказывается в Луганске. Сохранилась открытка Чехова, адресованная его брату Александру, написанная, судя по штемпелю, 20 апреля 1887 года между Луганском и Краматорском.

Из Новочеркасска Чехов отправляется гостить к своему другу, мелкому землевладельцу Петру Гаврииловичу Кравцову в Рагозину Балку.

Имение Кравцовых Рагозина Балка располагалось в Таганрогском округе Области Войска Донского, недалеко (23 версты) от села (местечка) Ивановка (ныне это Антрацитовский район Луганской Народной Республики, село Ивановка). В Ивановку Чехов неоднократно ездил из Рагозиной Балки за почтой.

 Долгое время местонахождение Рагозиной Балки было неизвестным, несмотря на усилия многих чеховедов раскрыть эту тайну. И только краевед из Антрацитовского района Константин Жолос, ссылаясь на местных жителей, обнаружил предположительное местонахождение хутора Кравцовых – недалеко от Боково-Платова, в Калмыцкой балке, поросшей байрачным лесом. Сейчас там установлены мемориальные доски и памятные знаки.

И сам хутор Кравцовых, и его обитатели, и живописные местности вокруг были описаны Чеховым в рассказах "Счастье", "Печенег", "Огни", в повести "Степь".

 Всё увиденное Антоном Павловичем Чеховым в Рагозиной Балке и её окрестностях не просто отобразится в его прозе. Сама проза становится другой. Описания "красивой грозы", степных пейзажей есть в его повести "Степь", но к ней он приступил лишь в январе 1888 года, когда впечатления от поездки на Юг России сложились в нечто более существенное, чем впечатления. Можно обратить внимание и на то, какую художественную роль играют дивные "роскошные" горы Нагольного кряжа (самая высокая часть Донецкой возвышенности) в прекрасном рассказе "Счастье".

О посещении Чеховым Луганска

Первого мая написано короткое письмо двоюродному брату Г. М. Чехову в Таганрог. На письме - почтовый штемпель Луганска. Можно предположить, что Чехов из Рагозиной Балки совершил поездку в главный город Славяносербского уезда. Во всяком случае, в знаменитой чеховской повести "Степь" мы находим упоминания Славяносербска и Луганского Завода – старого названия посёлка на Лугани. Название "Луганск" могло ещё не закрепиться в сознании окрестных жителей, поскольку было дано посёлку вместе со статусом города в 1882 году. На многих картах России вплоть до начала ХХ века Луганск отмечался ещё как Луганский Завод. К тому же, в повести Чехов не конкретизирует время описываемых событий, можно сделать вывод, что события происходят до 1882 года. Свидетельством знакомства Чехова с Луганском является также то, что один из персонажей повести "Степь": "Пятнадцать лет был в певчих, во всём Луганском Заводе, может, ни у кого такого голоса не было…". Так, можно сделать вывод, что как минимум в уезде певчий хор Луганска был знаменит.

Впрочем, не следует думать, что Чехову увиденные южные городки понравились. В его письмах мы найдём очень нелицеприятные (и с тем – правдивые) характеристики Таганрога, Славянска, Краматоровки (сейчас – Краматорск). В письме сестре М. П. Чеховой Антон Павлович рисует схему Донецкой железной дороги и даёт пояснение: "Центральный шарик – это ст. Дебальцево. Остальные шарики – это всяческие Бахмуты, Изюмы, Лисичански, Лугански и прочие пакости…".

Находясь в Рагозиной Балке, Чехов 5 мая пишет письмо писателю Николаю Лейкину, из которого и взята знаменитая чеховская фраза-характеристика Донецкого кряжа: "Жил я последнее время в Донской Швейцарии, в центре так называемого Донецкого кряжа: горы, балки, лесочки, речушки и степь, степь, степь…".

Эта провинция имела свою поэзию. Вечером пятого мая Антон Чехов уезжает из Рагозиной Балки в Святые Горы (ныне Святогорск Донецкой Народной Республики). В общей сложности, писатель провел в Рагозиной Балке около недели, наполненной впечатлениями степного юга России.

Уезжая из Рагозиной Балки, писатель написал своей сестре М. П. Чеховой: "Напоэтился я по самое горло: на 5 лет хватит".

 Степная тема и луганская земля звучала у Чехова во многих произведениях. Осенью 1897 года Антон Чехов отдыхал в Ницце. Здесь, вдали от русских пространств, писатель пишет рассказы "В родном углу" и "Печенег", которые опять возвращают нас в северную часть Таганрогского округа. В рассказе "Печенег" упоминается станция Донецкой железной дороги Провалье, близ которой живёт казачий офицер Жмухин. В описании дома персонажа "Печенега" Ивана Абрамыча Жмухина, прозванного за дикость мировоззрения "печенегом", угадывается дом Гавриила Павловича Кравцова. Но, впрочем, не следует думать, что Кравцов был прототипом Жмухина – Чехов художественно преобразовал и описываемое пространство, и действующих лиц.

И в заключение хочу добавить, что эту поистине русскую землю в настоящее время беспощадно бомбят укронационалисты и лживо твердят, что это «наша украинская земля», на самом деле – это наш донской, русский край и мы потомки великого Чехова, Даля, Гаршина, Приблудного и Матусовского не отдадим ни пяди нашей священной земли!

 

30 января 2015 года

На Луганщине начат процесс формирования новой идеологии подрастающего поколения

По инициативе Союза писателей и Министерства образования и науки ЛНР, а также представителей научного сообщества в Луганской Народной Республике запущен процесс формирования новой государственной идеологии среди подрастающего поколения. Первым шагом станет разработка учебного пособия «Литература Донбасса». Одним из главных инициаторов этого проекта стал сопредседатель Луганской писательской организации им. В.И.Даля, профессор Юрий Павлович Фесенко.

 Формирование государственной идеологии, изучение истории и литературы на примерах великих имен нашего края должно стать одним основополагающих направлений в воспитании подрастающего поколения, в духе патриотизма и любви к родной земле, к великому русскому языку.

 Начата работа по созданию учебного пособия «Литература Донбасса» – первый конкретный шаг в этом направлении. Ведь чем ещё как не формированием мировоззрения школьников, учащихся системы профтехобразования и студентов высшей школы можно решать поставленную задачу?

– Такого научно-методического учебного пособия не было создано ни в годы Советской власти, ни в украинский период, – говорит глава Луганской писательской организации ЛНР Глеб Бобров.  Теперь время пришло. Донбасс – край талантливых, сильных, одаренных людей. Попытка выставить нас тупым быдлом провалилась. Мы должны вернуть нашему народу чувство собственного достоинства и гордости за свой край. Истинный патриотизм заключается не в поиске врагов и виноватых, не в ленточках, заунывных песнопениях и других внешних атрибутах, а в преемственности силы духа, славы и величия собственного народа. Созидательного стремления приумножить достижения своей страны. И учить этому надо со школьной скамьи.

Работа предстоит поистине грандиозная. Однако мы верим в свои силы и уверены в методической и организационной помощи правительства и наших профильных министерств, в первую очередь - Министерства образования и науки, и Министерства культуры. Собственно, нам уже помогают. Так, например, во время первой же встречи с министром Лаптевой, Леся Михайловна предложила нам весьма элегантный способ решения проблемы с печатью огромного количества учебного материала, на которую в Республике попросту нет средств. Ведь понятно, что свыше 140 с лишним тыс. учеников старших классов общеобразовательных школ, свыше 10 тыс. учащихся системы профтехобразования и 55 тыс. студентов вузов надо обеспечить новым учебным материалом. Выход был предложен в создании краткого методического пособия для учителей и печать для учащихся недорогой хрестоматии по типу "роман-газеты" с финансированием из внебюджетных фондов. На мой взгляд, Лаптева предложила просто блестящее, технологичное решение серьезной проблемы. В целом нам обещана всяческая методическая помощь и поддержка. Соответственно, я абсолютно уверен в успехе этого проекта.

 

Один из авторов идеи создания пособия, доктор филологических наук, профессор Юрий Павлович Фесенко, сопредседатель Луганской писательской организации им. В.И. Даля, вкратце рассказал об основных моментах и направлениях предстоящей грандиозной работы.

Коллектив авторов пособия по литературе Донбасса планируют помимо известных произведений великих литературных имен Донбасса, их анализ и историю создания, собрать фольклор узников фашистских лагерей.
– В рамках проекта по созданию учебного пособия по литературе Донбасса необходимо обратить внимание на фольклор, в том числе и песни, – говорит Юрий Фесенко, – сочиненные земляками, которые во время Великой Отечественной войны были угнаны фашистами на работы в Германию. Некоторые романы наших земляков без этого кладезя устного творчества не понять. Много утеряно, но еще и сегодня можно кое-что собрать. Вообще, с точки зрения воспитания подрастающего поколения, ничего сильнее, чем фольклор  я не представляю. Это не просто песни или частушки, это душераздирающие рассказы!

 

Да, действительно, упущено время, двадцать три года укронационалистической оккупации нанесли огромный урон нашей культуре, литературе и особенно сознанию новых поколений нашей луганской земли. Но в запасниках человеческой памяти, да и на генетическом уровне все это ещё живо и хранится в душах людей.
В год 70-летия победы над фашистской Германией авторы проекта хотят разыскать  оставшихся узников фашистской неволи и записать от первоисточника песни фашистской неволи.

– Они, 14-летними, 16-летними подростками, угоняемые в Германию сочиняли эти песни, – говорит Юрий Фесенко. – Таких людей осталось очень мало. Мы разработаем требования к этой части пособия «Литературный Донбасс», при необходимости, если остались еще такие исполнители, мы выедем в любую точку нашей республики и запишем эти песни и частушки. Те, кто слышал подобные песни, знают, что это на "разрыве аорт", подделать это нельзя. На Западной Украине таких песен нет. Работа предстоит большая, разноаспектная. Но проделать эту работу просто необходимо.

Союз писателей ЛНР, наша Луганская писательская организация им. В.И. Даля, Луганский Информационный Центр, кафедра общественно-политических наук университета им. Владимира Даля, кафедра русской и всемирной литературы Луганского университета им. Тараса  Шевченко, мы все вместе дружно должны взяться за эту работу, – отметил Юрий Павлович.

– Проект уникальный, грандиозный. Предстоит не только написать, создать, но в начале – собрать материал, который, может быть наполовину еще не известен, – говорит главный редактор ЛуганскИнформЦентра Сергей Прасолов. – Можете представить себе масштаб этой работы, но как говорится, глаза боятся, а руки делают.

Война самое отвратительное дело коим человечество занимается на протяжении всей своей истории, история нашей цивилизации – это история войн: больших и малых, мировых и локальных, братоубийственных гражданских, религиозных и вот теперь информационных, но главная война идет в душе человеческой в бесконечной борьбе Добра и зла, Божественного Света и тьмы Антихриста. Литература – стоит в авангарде этой борьбы, а писатели были и остаются проводниками, разведчиками, спецназом воинства Христова, поэтому в лихую годину испытаний и рождаются лучшие образцы произведений литературы и искусства, именно из этого Божественного материала и строится Великий Храм мировой культуры!

О причинах, сподвигших писателей на решение начать работу над проектом рассказал литературный критик, секретарь Союза писателей ЛНР Андрей Чернов:

– 2014-й год кардинально изменил сознание не только в нашей Республике. Появилось возрожденное понятие Новороссия, появились некоторые другие составляющие, которые раскрыли тот кризис общества, общественного сознания, который давно зрел в украинском обществе. Этот нарыв, который прорвался и захлестнул гноем всю бывшую Украину, проявил очень важную и опасную тенденцию. То, что на протяжении 23 лет происходила дегуманизация Донбасса, изображение Донбасса как абсолютно бескультурного пространства, не имеющего собственной культуры, собственной идентичности, не имеющей какого-либо культурного значения не только для европейской, российской культуры – вообще даже для культуры Украины. Вот против этих мифов, этих определенных политических штампов необходимо выступить с определенными научными обоснованиями. Здесь будет представлена не только Луганщина. Здесь будет охвачена вся литература Донбасса, которая имеет очень большие традиции, начиная с XVIII века. Главная функция этого пособия – проинформировать людей о той роли, которую играл Донбасс в судьбе России, Украины и для всего человечества. Прежде всего, будут озвучены факты, которые остаются малоизвестными большей части населения Донбасса. Например, тот, что у истоков создания первого литературного журнала Донбасса, который назывался "Забой", стоял Евгений Шварц. Он жил, работал в Донбассе, писал произведения или Аркадий Аверченко, который жил и работал на станции Алмазная. Его первые небольшие юмористические рассказы также посвящены шахтерскому краю. Это позже он перебрался из Донбасса в Харьков и начал более широкую литературную деятельность. А что говорить о таких великих именах, как Владимир Даль (Казак Луганский) или Всеволод Гаршин. С нашим краем связано и творчество Антона Павловича Чехова.
В свою очередь галвред ЛуганскИнформЦентра Сергей Прасолов отметил, что к созданию этого учебного пособия будут привлечены не только ученые, специалисты или общественные организации.

– Нам нужен материал, в том числе тот, которого мы не знаем, чтобы сделать это учебное пособие не просто книжкой, учебником, а интересным чтением. Главное – воспитать детвору, чтобы они знали собственную историю. Именно поэтому участие в этой работе могут принять все, кто имеет полезную информацию для данного проекта. С этой целью они могут обращаться в Луганский информационный центр, Союз писателей ЛНР, на кафедру общественно-политических наук Далевского университета.

Первая часть этой работы, которая продлится, пожалуй, не один год, планируется выйти в свет, в виде сокращенного учебного или методического пособия для учителей, уже к 1 сентября 2015 года, – отметил Сергей Прасолов.

Ученые и писатели Луганска, совместно с писателями, исследователями других городов Донбасса поднимаются, как и на фронте, в полный рост, идут в атаку на чуждую нам националистическую укроидеологию. Создание учебного пособия по литературе Донбасса – это наш бронепоезд, что стоит на запасном пути!

 

8 февраля 2015 года

Чернухинский ад
Рассказ очевидцев

В недавнем прошлом, до войны… (ловлю себя на этом страшном слове – «войны»…) Да, именно она, злодейка-война, за последний год прочно вошла в наш лексикон. Слово – война, вылетает из уст политиков, журналистов, публицистов, писателей, а за этим ужасным словом стоит страдание, боль, кровь и смерть простых людей. Они и в страшном сне не могли себе представить, что война ворвется в их мирные дома, растерзает их души и сердца, унесет на своем кровавом покрывале жизни детей и стариков, сестёр и братьев, разорвет на части само понятие мирного существования некогда благополучных семей.

* * *

Я услышал несколько рассказов очевидцев из практически стертого с лица земли поселка Чернухино, что на Луганщине, и сердце моё сжалось от того ужаса, что пришлось пережить этим людям. Чернухино находится в нескольких километрах от Дебальцево, где, вот уже почти месяц, идут кровопролитные бои украинских карателей с ополчением Луганска и Донецка.

В недавнем прошлом, до войны, я приезжал в этот цветущий уголок донецкой земли со своим другом Романом, к его друзьям и родным. Мы сидели в цветущем вишневом саду за рюмкой янтарного вина вспоминали былое, мечтали. Чернухино раскинулось в живописных местах Донецкого Кряжа, здесь в казачьем краю издревле жили мирные и трудолюбивые люди. Здесь в старину проходил старинный шлях, шумели ярмарки, зажиточно жили люди в этих «райских» местах.

Во время Великой Отечественной войны на казачьей, русской земле, здесь под Дебальцево, шли ожесточенные бои с фашистами и вот теперь, снова эта земля познала боль свирепых разрывов, лобовых атак пехоты и танков.

Ожесточение и злость вновь окутало чернухинскую землю и весь Донбасс. Что теперь будут помнить жители посёлка у пепелища своих разбитых домов? Наверное, только боль вывернутой войной на изнанку души и стеклянные глаза, разорванных в клочья, убитых соседей, друзей и родных.

В Чернухино до войны проживало более 7-ми тысяч человек, теперь их осталось несколько сотен, сколько погибло под снарядами и минами карателей трудно сказать, а те, кто выжил, с трудом могут говорить о страданиях, что им пришлось пережить.

Мой товарищ звонил своим близким, они благодаря ополченцам ЛНР чудом вырвались из чернухинского ада:
– Все живы, не ранены?
– Соседка, баба Маша, погибла…
– Дом цел?
– На нашей улице, практически все дома разбиты…
– Где вы сейчас?
– Едим в сторону Луганска…
– Держитесь, милые, держитесь…
– Родственники, слава Богу, все живы и здоровы. Живы благодаря крепким подвалам, запасам картошки, закаткам и нашей природной русской стойкости, – прокомментировал короткий телефонный разговор с родными мой товарищ.

* * *

Чернухино располагается на стратегически важном стыке границ ДНР и ЛНР. С 14 августа 2014 года до освобождения 7 февраля 2015 года посёлок занимали силы ВСУ.  Подразделения украинских карателей были выбиты из Чернухино в ходе операции по ликвидации Дебальцевского котла ополчением ДНР и ЛНР.

6 февраля глава ЛНР Игорь Плотницкий заявил о том, что ополченцам удалось договориться с армией Украины об открытии гуманитарного коридора для эвакуации жителей Чернухино. Вскоре после начала спасения людей силовики открыли минометный огонь. В результат были перевезены всего 200 человек. Эвакуация мирного населения посёлка  была прервана из-за массированных обстрелов и работы диверсионных групп украинских силовиков.

– С утра 7 февраля удалось вывезти только девять человек, – рассказал представитель пресс-службы МЧС Луганска.
По данным начальника отдела по связям с общественностью МЧС Александра Винника, спасатели не смогли продвинуться дальше блокпоста на окраине Зоринска. Местные жители пытаются самостоятельно покинуть зону боевых действий, добавил он.

В ведомстве отметили, что в понедельник, девятого февраля, эвакуация продолжится если позволит обстановка на переднем крае.

Ранее премьер-министр ЛНР Геннадий Цыпкалов рассказал, что власти республики до сих пор не получили от Киева ответ на просьбу о создании гуманитарного коридора.

«Мы письменно направляли запрос о том, чтобы они дали возможность вывести людей на нашу территорию, но в ответ тишина…», – пояснил он.

Власти Луганской народной республики объявили, что города ЛНР готовы к размещению беженцев.

* * *

Беженка Наталья В.
– После отступления «нацгадов» девяносто девять процентов населения Чернухино поддерживает ЛНР, ДНР, Новороссию и Россию. Лишь бы не Украина. Лучшей антирекламы для «единой Украины», чем это безумное уничтожение собственного народа придумать невозможно. Люди начали записываться в ополчение и идти воевать. Лизоблюды хунты в основном сбежали, но остались несколько человек «стучавших» на «сепаров», которым не хватило смелости и решимости оставить своё и наворованное. Пострадавших от предателей удивляет, что этих гадов до сих пор ни кто не арестовал. Повесить этих иуд на осине сельчанам не хватает решительности. Они все еще надеются на «Закон и Порядок», на то, что кто-то придет и сделает за них всю «грязную» работу. Но я не знаю, как они будут жить в этом мире? Укронацисты привязывали пожилых мужчин и стариков к уличным столбам, таким образом делая своеобразный живой щит, для того чтобы ополченцы не стреляли по ним из пушек. Это очень страшная картина – это ад!..

Виталий, шахтер, житель Чернухино.
– Первые снаряды в Ченухино прилетели ещё в августе прошлого года. Это была только прелюдия к сегодняшней трагедии. По частным подворьям упали тогда несколько снарядов, но разрушения были небольшие – снесло крышу в доме у старушки, выбиты стекла. Тогда война гуляла по другим городам и весям.
Изначально в поселке не было ни одного ополченца. Были активисты, те, кто проводил референдум, но ополчения, в его прямом понимании, не было вообще. Шахтеры ездили работать на шахты, а после смены под пиво рассуждали о том, как скоро «Путин придет и наведет порядок». Путин не пришел. Когда начались артиллерийские обстрелы, на окраине появился блокпост казаков. Потом Чернухино захватили украинские каратели.
С помощью одного местного гада нацгвардейцы обошли блокпост и, после огневого налета, взяли в плен двух раненных ополченцев. Пытали их долго и жестоко и, в конце концов, закололи штыками.
Как мы выжили под гнетом нациков, не знаю. Также не знаю я, как мы выжили в эти страшные дни…
Но я знаю точно, что теперь все чернухинские мужики, которые могут держать оружие в руках, в том числе и я, пойдем воевать с этой нацистской сволочью!

Баба Катя, жительница Чернухино.
– Я молила Бога, все эти дни, за всех людей, чтобы были живыми. Из хаты своей не выходила, даже когда грюкало совсем рядом. Зажгу лампадку и молюсь, молюсь…  Когда стрельба притихала, выходила на двор, собирала битые стекла, и кое-как забивала окна, пленкой и фанерой. Зима ведь, холодно… С голоду не мёрла, запасы были. Учёные мы, я же помню Великую войну с немчурой, и мама моя всегда говорила: «Катя, запасы держи, не дай Бог война…» Кто мог подумать, что такое может случиться в нашей стране!

Беженка Людмила Павловна:
– Я всю жизнь прожила в Чернухино, и вот на старости лет пришлось пережить такое бедствие. Я почти две недели со своим беспомощным отцом просидела в погребе. Батюшка мой, царство ему небесное, представился бедолага, не выдержало сердце, мы с соседом прикопали его под пулями и снарядами в огороде. В Чернухино не просто гуманитарная катастрофа, там настоящий геноцид, который устроили эти проклятые порошенки и яценюки! Что добавить? Пять месяцев мы жили практически в оккупации, кого тут только не было, это действительно настоящие фашисты, потому что эти вояки смотрели на нас, не только, как на людей второго сорта, а просто как на животных. Они всегда и везде твердили: «Цэ наша земля…»
Но я скажу так – это наша земля! И они подавятся прахом моего девяностолетнего отца, ветерана Великой Отечественной войны, душа которого и теперь мается над разрытым снарядами огородом собственной усадьбы. Пусть будут все они прокляты в веках!

Женя, ученица 11 класса.
– В поселке среди стариков начались голодные смерти. Особенно среди тех беспомощных, за которыми некому ухаживать. Они слабеют от голода и не могут дойти до двери и попросить о помощи. Так и умирают – тихо как жили. Я знаю, по рассказам подруг, что одна бабушка молила Бога чтобы в дом и в неё попал снаряд, чтоб не мучиться. Сколько в Чернухино потом найдут трупов? Я не знаю. Сколько убитых и покалеченных… Все эти дни в оккупации молодые девчонки боялись выходить на улицу, потому что не известно чего ожидать от «украинских освободителей». Шрам этой войны никогда не зарубцуется в сердце тех, кто видел всё это…
Спасибо луганским ополченцам, за то, что они, рискуя своей жизнью, вытащили нас из этого ужаса!

* * *

Что можно ещё добавить к этим крикам души людей, что вышли из ада, наверное, только одно – наш мир сошел с ума, а вместе с этим безумием и у всех нас потихоньку съезжает крыша. Как остановить эту кровавую бойню? Как вдолбить в голову заокеанским, европейским и киевским безумцам, которые подливают масла в огонь и все больше разжигают братоубийственную войну, как вбить им в сознание, что нельзя с русскими говорить на языке войны. Такой разговор может закончиться, только очередным вбитым осиновым колом в их бесовскую плоть.

И как здесь не вспомнить слова первого канцлера Германской империи Отто фон Бисмарка: 

- Война против России – самоубийство из-за страха смерти…
- Даже самый благоприятный исход войны никогда не приведет к разложению основной силы России, которая зиждется на миллионах русских… Эти последние, даже если их расчленить международными трактатами, так же быстро вновь соединяются друг с другом, как частицы разрезанного кусочка ртути…
- C русскими стоит или играть честно, или вообще не играть!

Поистине, история учит, что ничему не учит! 

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную