Сергей КАЗНАЧЕЕВ

МАЛЫЙ? НЕТ, НАСТОЯЩИЙ!

Может ли театр быть малым? Да господи! Пойдите на театральную площадь и справа от Большого увидите Малый с пригорюнившимся Островским у входа. Это так, но сейчас не об этом. Возможно ли в нынешних условиях, успешное существование небольшого театрального коллектива, не разовой антрепризы, а полноценного репертуарного театра? Театра, который не развлекает, а тревожит, волнует, просвещает. На мой взгляд, яркий пример достижения этой цели являет собой Московский драматический театр на Перовской.

Знакомство моё с этим творческим коллективом началось, как ни странно, в стенах Института мировой литературы имени А.М. Горького. Сергей Небольсин познакомил меня с Борисом Одинцовым, кстати, дважды лауреатом Государственной премии СССР. Оказалось, он близко связан с театральным миром и, в частности, с театром на Перовской, о существовании которого я мельком слышал, но что это – не подозревал. В скором времени Борис Николаевич пригласил меня на спектакль по пьесе классика украинской литературы Г. Квитка-Основьяненки «Шельменко-денщик». Первое посещение поразило многим. Прежде всего компактным, уютным зрительным залом, где с любого места прекрасный обзор, и камерной, но достаточно просторной сценой, которая находится на уровне первого ряда, сидя в котором при желании можно ущипнуть понравившуюся актрисулю за мягкое место. Хотя лучше этого не делать.

Казалось бы, это техническая сторона дела, но это не так. Помнится, в студенческие годы я смотрел «Чайку» во МХАТе на Тверском бульваре. Дорна играл Иннокентий Смоктуновский. Критики писали, что он гениально передавал эмоции и психологию своего героя. Наверняка так оно и было. Но критики восседают на литерных местах, а мне, не обладающему орлиным оком, с галёрки огромного помещения было видно, лишь, что временами великий актёр всего лишь замирает и только. Игра лицом превращалась в статическую паузу, длиннoту, и вместо катарсиса рождалось чувство разочарования. Совсем не то здесь: ни разу я не покидал зала, не испытывая радости и благодарности за то, что судьба позволила мне войти в число искренних друзей театра.

Тут же всё было по-другому, по-свойски, почти по-домашнему. Поразила и игра актёров, вдохновенная и в то же время – естественная, без надрыва и внешнего напряжения. В ней не было и тени той театральности, которая отворачивает от этого вида искусства многих потенциальных зрителей. В то же время тут не было и игры под сурдинку, монологи и реплики действующих персонажей звучали в полный голос.

Затем были просмотры других спектаклей. Помимо слаженной работы всей труппы и всего прочего выделялась игра самого титулованного актёра театра – народного артиста России Виктора Никитина. В каждой работе он оригинален. Моноспектакли «Тарас Бульба» и «Борис Годунов» совершенно не похожи друг на друга, тем более своеобразен он в роли Арбенина («Маскарад»). Этот спектакль мы смотрели с поэтессой из Кишинёва Олесей Рудягиной. Вскоре после начала она шепнула: «Что это он так завывает?» Пришлось поправить её: «Он не завывает, он – рыдает!»

Интересными были и другие постановки. Познакомившись с репертуаром, я с радостью обнаружил, как велико внимание театра к классике. Кроме уже названного здесь «Женитьба» Гоголя, «Тартюф» Мольера, «Дмитрий Самозванец» Сумарокова, «Недоросль» Фонвизина, «Село Степанчиково и его обитатели» Достоевского, «Чудо святого Антония» Метерлинка, «Смерть Пазухина» Щедрина, «Мыслители» Чехова и многое-многое другое. Особенно порадовало то, что театр на Перовской – литературный театр, для которого книжная культура превыше внешних штучек и эффектов. Кроме наследия прошлых эпох здесь шли или идут пьесы таких непохожих драматургов, как Н. Коляда, Ю. Мамлеев, Н. Садур, Е. Шишкин, А. Яхонтов. Не забывают тут и о детях (в репертуаре больших театров обычно один-два спектакля, а тут и Ершов, и Чуковский, и Маршак, и Михалков). Регулярно на сцене театра проходят поэтические вечера и композиции.

Ещё одним эстетическим потрясением стал фестиваль малых и камерных театров «Славянский венец», регулярно проходящий на подмостках театра на Перовской. Творческие группы из провинциальных город России и Зарубежья встречаются в гостеприимном здании близ станции метро «Новогиреево», представляя москвичам самые лучшие постановки. О том, что на столичной сцене приезжие артисты выкладываются на все сто процентов, нечего и говорить. А главное, «Славянский венец» сплетает воедино фрагменты распавшегося культурного пространства, напоминает о родстве и дружбе славянских народов. Вот и в этом году с 1 по 8 июня проходит очередная встреча давних и новых друзей.

Громкa слава чеховского фестиваля, где много пиара и рекламы, но это культурное начинание разрозненно и разностильно, а здесь все спектакли собраны в одно место, возникает особая атмосфера творческого и человеческого единения, напоминающее о годах единства и сплочённости славян между собою. Патриотическая составляющая – непременный компонент фестиваля.

Ну а создан и существует театр усилиями двух братьев – художественного руководителя Кирилла Панченко и директора Андрея Панченко. Именно в их руках находится штурвал управления театром, что делать совсем нелегко в условиях звериного рынка и бездушия чиновников. Но творческий, как ныне модно выражаться, тандем верен выбранному курсу. Мне, впрочем, больше нравится слово «дуэт», так как тандем предполагает, что рулит один, а второй только крутит педали. Здесь же заслуженный артист России и Украины и почётный работник культуры Москвы находятся в постоянном творческом взаимодействии, которое помогает им решать самые сложные задачи.

Постановки, как правило, осуществляет К. Панченко, экспериментирует и ищет новые формы. Замыслы режиссёра с увлечением реализуют уже упоминавшийся В. Никитин, заслуженная артистка Украины С. Загородняя, заслуженные артисты России Ю. Булдыгеров, Н. Мальцев, Г. Чигасова, яркие дарования – О. Жуков, Т. Карант, П. Ремнёв, Е. Штепенко, Д. Янышевский и другие. Они постоянно задействованы в спектаклях – вот ещё одно преимущество малого театра.

Заметным событием в культурной жизни не только района, но и всей Москвы стали последние премьеры. Восстановленный спектакль «Ромео и Джульетта» продемонстрировал свежую кровь трактовки, в «Горе от ума» выделяется гроссмейстерская, классическая игра Юрия Булдыгерова и любопытная трактовка образа Чацкого, который временами неожиданно проявляет штрихи князя Мышкина. Таким количеством премьер, между прочим, похвастается не каждый большеформатный театр.

Но особенно интересной мне показалась экспериментальная постановка «Клопы». У этой пьесы нет автора, она – плод коллективного творчества худрука и труппы. Отправляясь на премьеру, я беспокоился, не столкнусь ли с плакатной публицистичностью Окон РОСТА и «синеблузников». Но создатели спектакля, оттолкнувшись от Маяковского, довели своё действо до… наших дней, показав, как присосавшиеся к телу российской государственности чиновники-клопы продолжают своё грязное дело. Впечатлила игра молодого актера Артура Мартиросова, внёсшего в представление пронзительную ноту современной кавказской проблемы. Спектакль получился ярким, задорным, синтетическим: наряду с традиционными средствами выразительности, например, тут активно используются кинематографические приёмы. Это лишний раз подтверждает, что театр не зря считается творческой студией, лабораторией, экспериментальным центром.

От метро «Новогиреево» до театра, как подсчитано, 1049 шагов, и эта дорога не простая, ибо ведёт к храму искусства, а не к «малому» театру. Потому что малых театров не бывает. Бывают театры обычные, а бываю уникальные. Театры с большой буквы. Такие, как Московский драматический театр на Перовской.

Вернуться на главную