В НАДЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ СВЯЗКЕ

Как мы уже сообщали, при Союзе писателей России создан Совет молодых писателей.
О роли и месте нового поколения писателей в Союзе писателей России, проблемах и перспективах, связанных со сменой поколений, мы беседуем с, наверное, одним из самых молодых руководителей региональных отделений СПР, председателем правления Оренбургского отделения Союза писателей России, кандидатом филологических наук, поэтом, публицистом, литературным критиком Михаилом Александровичем КИЛЬДЯШОВЫМ.

- Михаил Александрович, ощущаете ли вы присутствие молодого поколения в сегодняшней жизни Союза писателей России?

- Не только в Союзе писателей России, но и во всем нашем обществе проблема смены поколений является самой острой. Что касается нашего Союза, то здесь самая главная опасность в том, что может произойти именно смена, а не преемственность поколений. Преемственность - это когда такие абсолютно непохожие друг на друга писатели, как Державин, Пушкин, Гоголь друг за другом вступают в единый литературный поток, и Державин протягивает руку Пушкину, Пушкин Гоголю, это когда Некрасов открывает для читателей Льва Толстого, Достоевского, Ивана Тургенева, Ивана Гончарова.  В результате русская литература предстает перед нами как необъятная вселенная, где у больших и малых звезд есть свое место и свое значение, и у всех у них есть общий центр притяжения.
Смена же поколений всегда болезненна, в худшем смысле революционна, когда в одночасье уходят одни, и так же в одночасье их сменяют другие.
Я не могу с уверенностью сказать, что мы наблюдаем преемственность в желаемом виде. Причиной тому во многом стали пресловутые лихие 90-ые. В нашей  организации (знаю, что и в других региональных отделениях Союза писателей России) произошел поколенческий провал: отсутствуют плеяды сорокалетних поэтов и писателей, тех, кто сейчас явил бы сочетание энергии и опыта. Именно они должны были сложиться как поколение в 90-ые годы, но растерялись в лихолетье, вынуждены были выживать, цепляться за жизнь. Лично знаю немало примеров таких авторов, которые отложили перо, завязли в быту, в мелких и крупных заработках, а некоторые, к несчастью, погибли.

- Может ли Совет молодых писателей эти трагические обстоятельства преодолеть?

- Всегда, даже в благополучные времена, чьи-то судьбы будут складываться более сложно и трудно, как. Например, у Рубцова. Но без Совета молодых писателей сегодня не обойтись. И он не должен стать резервацией молодых, “самозамкнутой системой”, где новые поколения будут оставаться наедине с собой. Совет должен быть органичной частью писательского Союза, должно быть равенство между одинаково обладающими организационными талантами молодыми и немолодыми писателями в организационной работе Союза, в руководстве Союзом,  в списках редколлегий или конкурсных комиссий. Но и не должно быть специальных возрастных квот. Процесс должен быть естественным.
При этом для самой молодежи важно не сосредоточиться исключительно на самой себе, на своем, опять-таки, поколении. Зрелость - это когда пространство своего поколения преодолеваешь, становишься частью общего литературного пространства.
Только так, разделяясь не по поколенческому принципу, а по принципу мировоззренческого и некоего особенного художественного родства, и дорожа общецеховым родством, должен жить наш Союз.
Здесь можно провести аналогию: взойти на вершину можно только в той альпинистской связке, в которой идущий впереди тянет за собой последующих, а не в которой предыдущие подталкивают и подгоняют вялого вожака. Или когда сзади идущие не сваливают всю заботу только на идущих впереди. Именно такая слаженная работа в одной литературной связке поможет нам в будущем избежать новых пропастей между поколениями.

- Что Вы можете сказать о Вашем личном опыте руководства Оренбургским отделением Союза писателей России?

- Я возглавил Оренбургское отделение Союза писателей России в двадцать семь лет. Не скрываю, был избран не с подавляющим преимуществом. Кто-то из старшего поколения тогда мое появление в роли председателя воспринял как личное оскорбление, кто-то колебался, кто-то потом ко мне долго присматривался, кто-то изначально верил в меня, поддерживал, говорил, что от этого избрания организация обретет второе дыхание. Были те, кто на следующий день после выборов пошел с жалобами в местное министерство культуры, которое, кстати, никак не могло повлиять на решение общественной организации. Но были и такие, как, например, поэт Вениамин Побежимов. Он пришел ко мне в рабочий кабинет и спросил: "Чем тебе помочь?". И все в нашем творческом коллективе стало на свои места.
Но моему избранию предшествовал опыт двух лет работы в правлении, я уже знал, что надо в рабочем ритме её жизни не потерять, что надо обрести, мне было понятным все, с чем я могу столкнуться в отношениях местной власти к Союзу как общественной организации, а не как к муниципальной. То есть при избрании в председатели я не был брошен на амбразуру, знал, на что иду и какая ответственность на меня возлагается.

- Получается, что в вашем лице проблема присутствия молодых писателей в организационной жизни Союза решилась сама собой?

- Просто оренбургские писатели не побоялись доверить мне руководство своей организацией, решили, что у молодости тоже есть много достоинств.

- Например?

- Молодой автор еще, как правило, не отягощен вопросом о своем месте, статусе в современной литературе. Для зрелого же писателя это, иногда, некое искушение. Например, что чего-то не добрал, и начинает работать преимущественно на себя, использовать для этого свою должность, вытаптывать поле вокруг себя, замалчивать других. Думаю, что у каждого сразу возникнут конкретные примеры.

- Но и молодой писатель может воспользоваться свалившимися на него должностными преимуществами перед другими своими коллегами?

- Поэтому я против специальных квот для молодых, я вообще против любых возрастных преимуществ, кроме одного, уже на уровне человеческом или, если хотите, нравственном: старших надо уважать лишь потому, что они старшие, а молодым надо помогать лишь потому, что они еще молодые.
Я лишь хочу обратить внимание на то, что молодость – это энергия и энтузиазм, вера в то, что ты сможешь сделать много хорошего для людей. За три с половиной года руководства организацией я принципиально не выдвинул себя ни на одну местную премию, не подал себя на стипендию или пособие, не просил ни у чиновников, ни у спонсоров денег на свои книги. Всегда большая радость видеть книгу коллеги или коллективный сборник молодых авторов.

- Насколько налажена работа с молодёжью в Оренбургской писательской организации Союза писателей России?

- Молодым членам нашей писательской организации жаловаться не на что. У нас всегда была мощная поддержка со стороны старшего поколения. Благодаря этой поддержке нынешние тридцатилетние члены Союза писателей России Ольга Мялова, Варвара Заблицкая, Влада Абаимова, Дарья Тишакова, Ирина Куртмазова, Татьяна Крещенская, Люция Махмутова, Людмила Ковалева, Вера Октябрьская, Татьяна Немкова, Олеся Фокина, Светлана Филатова, Иван Ерпылев - сложились в деятельное и по-настоящему творческое содружество молодых писателей.
Мы благодарны Геннадию Хомутову, который уже 55 лет руководит Оренбургским областным литературным объединением имени В.И. Даля. Две трети членов Союза писателей России в нашей организации - его воспитанники. Александр Старых – многолетний редактор газеты "Вечерний Оренбург", который в самые, скажем так, коммерческие годы печатал не рекламу, а литературные страницы, ставшие нашими первыми публикациями. Игорь Бехтерев – создатель и первый редактор альманаха "Гостиный двор", который показал нам, как несколько авторов под одной обложкой могут стать монолитом, как каждый номер альманах превращается в цельную книгу, которая читается на одном дыхании. Владимир Одноралов, который через свои сказки, рассказы, православную публицистику открыл нам Пасхальный свет русского слова, его чистоту, какую-то доверчивую к человеку  лучистость. Краеведы, доктора наук Галина Павловна Матвиевская и Алла Георгиевна Прокофьева, у которых многие из нас учились в университете, несли нам мудрость и глубину  русской литературы.
Мы всем им благодарны, мы трепетно храним всё ими нам переданное, гордимся быть с ними в одной литературной связке.
Конечно же, мы создадим местное отделение Совета молодых писателей. Для преодоления региональных границ, для возможности более широкого творческого общения, для того, чтобы у молодежи была возможность ощутить себя частью общероссийского литературного пространства.

Соб. корр.

Михаил Александрович Кильдяшов родился 27.10.1986 году в городе Костроме. Окончил филологический и культорологический факультеты  Оренбургского госпедуниверситета. Публиковался  в антологиях   «Русская поэзия. XXI век», «Молитвы русских поэтов», «Ты припомни Россия, как все это было», «И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово», в газетах «Литературная Россия», «Литературная газета», «Завтра», «Русский вестник», «День литературы»,  в альманахах  «День поэзии-2010»,  «Гостиный Двор», в журналах «Изборский клуб», «Москва». Автор книг «Ковчег», «Пассион». Лауреат Всероссийского литературного Пушкинского конкурса «Капитанская дочка», имени  П.И. Рычкова, «Золотой витязь». Член Союза писателей России, председатель Оренбургского отделения Союза писателей России. Кандидат филологических наук. Живет в Оренбурге.

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную