Сто семьдесят лет назад на свет появился французский мальчик, который через несколько десятилетий стал поэтом с мировым именем, оставившим огромный след не только у себя на родине, но и в русской культуре. Он прожил очень яркую, интенсивную и трагическую жизнь гения, признание которого в тогдашней Франции было, во-первых, запоздалым, во-вторых, условным, не соответствующим масштабу его выдающегося вклада в мировую литературу. Верлен родился в 1844 году в семье военного. Стихи будущий гений начал писать с 14 лет, первые его опыты были благосклонно приняты Виктором Гюго. Получив образование бакалавра словесности, Верлен пробует сделать буржуазную карьеру, учится в Школе Права, рассчитывает сдать экзамен на место в министерство финансов, работает экспедитором в парижской мэрии. Но поэтический «даймоний» явно побеждает, и молодой поэт с головой уходит в литературу. Он посещает различные литературные салоны, по молодости тяготеет к «парнасцам», постепенно входит в круг лучших поэтов Франции, много работает, чередуя творческие вдохновения с бурной богемной жизнью. В этой феерической жизни были и обильные алкогольные возлияния, перемежавшиеся с приёмом наркотиков, и многочисленные романы, и частые публичные скандалы. Но была также короткая военная служба во время франко-прусской войны, когда Верлен записался добровольцем в Национальную гвардию, даже участие, хотя не слишком активное, в Парижской коммуне. Весьма сложными оказались семейные отношения поэта с матерью и женой. Отношения также закончились скандалом и разрывом. Два года Верлен находился в скитаниях и в нетрадиционных отношениях с другим поэтом - Артюром Рембо. И эти отношения имели скандальный конец, за которым последовало глубокое религиозное покаяние, нашедшее яркое проявление в жизни и творчестве уже знаменитого литератора. Тем не менее, жёлтая пресса да и ряд почтенных французских филологов, словно «подначивая» стареющего поэта, публиковали статьи, где вовсю расхваливали его стихи «нетрадиционного» периода и упрекали за «тускнеющий талант» во время его прихода к католичеству. Между тем гений Верлена никогда не тускнел, стихи позднего периода по-прежнему свежи, мощны и предельно искренни. В творчестве французского поэта нетрадиционные отношения также не нашли никакого отражения. Скорее всего, они совершались в состоянии безумного алкогольного опьянения, ведь оба и Верлен и Рембо пили неразведённый абсент крепостью до восьмидесяти градусов. Да ещё настоенный на полыни, содержащей тийон – сильнейший наркотик. Однажды после подобного возлияния Верлен едва не пристрелил Рембо, за что на два года угодил в тюрьму. После этого друзья расстались как друг с другом, так и со своими грехами юности, а Рембо после написания поэмы «Пьяный корабль» и с литературой. Но настоящей религией, которой следовал Верлен всю жизнь была религия красоты. Как мастер музыки стиха он не превзойдён никем из поэтов Франции. Иногда критики говорят, что он первый в европейской поэзии полностью отворил дверь из мира реального в мир субъективный. Близкая к импрессионизму в живописи поэзия Верлена передаёт и звучание музыки, и полутона цвета, и воспринимается как совершенно необычный вид словесного творчества, завораживающего своим очарованием и мощью. Его «Осеннюю песню» пробовали переводить многие из наших мастеров Серебряного века, но равного созвучия не добился никто. Верлен мастерски использовал наличие в родном языке носовых (сонорных) гласных. а недостаток французской речи– фиксированное ударение на последнем слоге каждого слова – обратил в преимущество, меняя метр стихосложения, вводя. где нужно дополнительные гласные и добиваясь, таким образом, неповторимой музыкальности. Свою попытку перевести «Осеннюю песню» сделал и я, с полным пониманием, что стопроцентная адекватность в данном случае невозможна.. Несмотря на богемную жизнь, Верлен был очень плодовит - перу великого поэта принадлежит около 1000 блестящих стихотворений, тематически очень разных . Наиболее известные сборники его стихов: «Сатурналии» (1866), «Галантные празднества» (1869); «Романсы без слов»( 1874); «Мудрость», (1881). Книга литературно-критических статей «Проклятые поэты» (1884). Сборник «Сокровенные обедни» (1892), посвященный памяти Бодлера, оказавшем на Верлена сильнейшее влияние, принято относить к так называемым «католическим» стихам. Помимо стихов Верлен писал литературно-критические статьи, прозаические миниатюры («проза воображения») и мемуарную прозу «Мои больницы» (1891), «Мои тюрьмы» (1893), «Исповедь»(1894). К концу жизни Верлен начал получать признание не только в масштабах страны, но и в ряде стран Европы, в России. Его приглашают с лекциями в Бельгию, Голландию, Англию. В 1896 году в возрасте 52 лет Поль Верлен умер. Верлен оказал огромное влияние на мировую и русскую поэзию, особенно на авторов Серебряного века. Его стихи переводили В. Брюсов, Ф. Соллогуб, И. Анненский, А. Эфрон, Г.Шенгели.
Юрий Михайлович Ключников - поэт, переводчик, член Союза писателей России, академик Петровской Академии наук |