САМООСОЗНАНИЕ ГРАЖДАН – БУДУЩЕЕ РОССИИ И МИРА

Общественная конференция в Доме Пашкова

Тревожное время мирового хаоса и разгорающейся войны у границ нашего Отечества стало одной из главных причин проведения 1 июля 2014 года в Доме Пашкова Российской государственной библиотеки Общественной конференции «Самоосознание граждан – будущее России и мира».

В работе Форума приняли участие представители из разных регионов России, среди них — главы администраций, руководителя предприятий, известные общественные и политические деятели, выдающиеся учёные, деятели культуры и искусства, писатели, представители традиционных религиозных конфессий России, предприниматели, педагоги, руководители СМИ и, конечно же, простые люди.

Участники приводили многочисленные примеры гражданского долга и ответственности в истории государства, их большое значение в современной России, переживающей сложнейший период своей истории, искренне веря в возможность объединения здоровых сил, опирающихся на многовековые высокодуховные традиции наших народов, отметив при этом, что противников у созидательного движения очень много, они обладают огромными средствами, контролируют СМИ, особенно электронные, обрушивают на граждан нашей страны потоки лжи и цинизма.

Выступающие представили объективную картину существующего гражданского общества России, его самоорганизации «низовой инициативой», на основе исторического опыта механизмов общественного самообразования и самоуправления в России и за рубежом.

Соборность и общинность – в этом суть исторического объяснения национального характера.

Многие выступающие предложили реалистические и действенные схемы сотрудничества сорганизованных граждан, властей и органов правопорядка для снижения социального напряжения в условиях экономической блокады и войны на Донбассе…

Задачи Форума совпадали с практической деятельностью Межрегиональной общественной организации «Граждане за себя», которая изыскала средства и совместно с Союзом писателей России и Всемирным Русским Народным Собором проделала большую работу по организации и проведению в рамках своего Х съезда — Конференцию неравнодушных людей, в жизни которых доминирует понятие гражданской ответственности.

С основными докладами на конференции выступили председатель Совета Межрегиональной общественной организации «Граждане за себя» И.Р.Ашурбейли (председатель Конференции), Архиепископ Егорьевский Марк, председатель Союза писателей России, заместитель Главы ВРНС В.Н.Ганичев, президент Международного детского фонда А.А.Лиханов, народный артист России М.И.Ножкин, председатель Движения «Россия» Г.Н.Селезнев, председатель Ассоциации промышленников и предпринимателей Арзамаса О.В.Лавричев, член Совета Федерации ФС РФ, председатель Попечительского совета «Прохоровское поле» Н.И.Рыжков, писатель Н.Ф.Иванов, заместитель председателя Императорского Православного Палестинского Общества Е.А.Агапова.

В заинтересованном разговоре приняли участие главный научный сотрудник ИМЛИ РАН им. А.М.Горького, профессор В.М.Гуминский, лауреат Патриаршей премии имени святых Кирилла и Мефодия Ю.М.Лощиц, представители Новосибирского отделения «Русского собрания» В.В.Дворцов, Кубанского отделения движения «Народное большинство России» С.Н.Макарова, главный редактор газеты «Слово» В.А. Линник, координатор творческого объединения «Земляки» В.Н.Попов (Ангарск), директор Центра Федора Ушакова, член бюро Президиума ВРНС С.И.Котькало, координатор Белгородского отделения ВРНС В.Е.Молчанов, кавалер ордена Красной звезды, полковник В.П.Мельников, заслуженная артистка России Т.Ю.Петрова, заместитель Председателя Международного Сообщества Писательских Союзов В.Г.Середин, координатор движения «Лад» Л.Г.Баранова, член правления Союза театральных деятелей А.В.Велигоненко, член правления Днепропетровского землячества В.И.Десятирик, глава Администрации Вачского района Ю.А.Гаврилов, публицисты А.И.Казинцев и А.А.Бобров, писатели Я.М.Мустафин, С.В.Вьюгина, И.А.Тертычный (Москва), Т.И.Грибанова (Орел) и др.

Конечно, в информационном сообщении невозможно представить всю палитру и остроту выступлений, но все ж с тезисами некоторых мы хотим вас познакомить.

Альберт Лиханов, президент Международной ассоциации детских фондов, председатель Российского детского фонда, директор Научно-исследовательского института детства: 

«Очень плохо, что наша страна пренебрегает тем, к чему другие страны и народы имеют ярко выраженный и давно определенный интерес. Поэтому я начну с книжки, которая называется "Страна детства", – моего диалога с выдающимся японским общественным деятелем Дайсаку Икеда. То, что он сделал в Японии, – это моя неосуществленная мечта здесь, а неосуществленная по естественно политическим соображениям, из-за наших, чисто российских, проблем, благодаря которым никак не может устроиться наша жизнь.

Дайсаку Икеда, выдающийся гуманист, философ, педагог, поэт и прозаик, почетный доктор многих десятков университетов мира, является президентом светской буддисткой организации Сока Гаккай Интернейшнл, объединяющей порядка 15 млн. человек. Центры этой организации есть в каждом маленьком городишке Японии, в каждой деревне. Работа с детьми, стариками и женщинами – вот три главных направления их работы.

Сока Гаккай имеет свои детские сады, начальные и средние школы, совершенно потрясающий университет, художественную галерею... Эта организация выпускает около 40 газет и журналов для детей, женщин, молодежи, содержит собственный телеканал и ежедневную общенациональную газету, выходящую пятимиллионным тиражом.

Сока Гаккай – организация общественная и финансируется, разумеется, членами. Речь идет о так называемой десятине, то есть 10-ю часть своих доходов японские граждане, вступающие в Сока Гаккай, передают этой организации.

У меня осуществить подобное в России не получается никак, во многом из-за отсутствия у нас национального взаимопонимания.

Дайсаку Икеда - автор множества книг, но особо выделяются из них соавторские диалоги. Мой диалог с Дайсаку Икеда называется "Страна детства", его первоначальное название – «Тропинка в страну детства» и посвящен он исключительно миру детей. В Японии этот диалог выходил уже неоднократно. В эти дни предпринято новое японское издание громадным тиражом 20 тысяч экземпляров, вышла эта книга и на Тайване, и в Китае. Это говорит о существующем там огромном общественном интересе к работе с детьми, который у нас, в России, продвигается медлительно...

В свою бытность Президентом РФ Дмитрий Медведев назвал количество российских детей, подвергшихся насилию в 2008 году, – 126 тысяч – население немаленького города! Из этих 126 тысяч детей 1914 погибли, а здоровью 2330 причинен тяжкий вред.

Было ли подобное раньше? Не было! Это новая данность нашего времени – жесточенность народа... ожесточенность к своим собственным детям, на которых в чем-то несостоявшиеся, неудавшиеся люди вымещают свою горечь, свой нрав, свою незадавшуюся судьбу.

Рассчитывать исключительно на помощь государства было бы неправильным. Я считаю, что за детей, прежде всего, отвечают родители. Но есть родители, которые ни за что не отвечают, даже за самих себя. Как этому противостоять?

На сей счет есть разные соображения, доминирует же идея экономическая, мол, сделайте жизнь людей лучше – и всё исправится само собой.

Справедливо это лишь отчасти.

В настоящее время мы отмечаем мощную утрату национального пафоса. Мы живем, не зная, куда идем, к чему стремимся…

К сожалению, сегодня ни наша интеллигенция, ни наша педагогика, ни философия не решается сказать об этом всерьез и вслух. Пока мы не будем знать, к чему мы идем, во имя чего живем, мы будем катиться под гору и мы катимся. 126 000 детей за год, подвергшихся насилию – это страшное признание.

Мы все время киваем на власть, а сами что-то можем или нет? Я думаю, можем.

Сегодня у нас нет гражданского интереса к тому, каким будет наше общество через 5 лет, 10 лет, а ведь его судьбу можно предсказать уже сегодня.

Идет глобальная классовая сепарация. Дети состоятельных родителей фактически меняют свою национальность, меняя язык. Они стараются адаптироваться там, на Западе, не собираясь возвращаться сюда. Это так называемые сливки общества. Но не они определяют судьбу нации. Массы-то здесь – массы покинутых, заброшенных, запущенных детей. Не задумываясь об этом, мы проявляем равнодушие к самим себе.

Мой стаж борьбы с детским неблагополучием ведет отсчет с 1960 года, с начала моей работы в "Кировской правде". Так что теперь я знаю, что, что и как нужно сегодня сказать, даже не сказать, а прокричать, поскольку просто спокойно сидеть, просто свидетельствовать – постыдно. А мы сейчас переживаем постыдную для нашей истории пору, которая давным-давно сформулирована Пушкиным: "народ безмолвствует". Мы безмолвствуем. И от этого безмолвия происходит наше страшное крушение. Поезд наш давно под откосом, а мы себя всё еще чувствуем в мягком вагоне».

Александр Казинцев: «…После стольких лет принижения и даже подавления патриотизм сегодня "реабилитирован". Но каждый понимает его по-своему. Выделю три основных направления. Для одних патриотизм — любовь к земле, к территории. Влиятельная евразийская школа исходит из того, что само наше географическое положение — великая равнина от океана до океана — предполагает преобладание какого-либо суперэтноса. Сначала это были монголы, потом русские, кто-нибудь и нам придет на смену. Изначальна территория. Другие ставят во главу угла государство. Их можно понять: без сильной власти удержать такие пространства немыслимо.

…Для нас главное — люди, народ. Ведь это они обживают землю, они создают и вдыхают жизнь в государственные структуры. Национальную жизнь. Для нас небезразлично, какие народы будут заселять великую равнину, кого станет защищать государство и будет ли оно по-прежнему называться Россией. К несчастью, внешние и внутренние процессы — глобализация, старение и вымирание белых наций, угасание их пассионарности — придают вопросу о будущем страны особый драматизм.

…"Своя своих не познаша" — сквозная тема нашей истории. Сегодня она трагически обострена стремительным падением общей культуры.

…Общество дичает. Едва приобщившись к политике и обманувшись в лучезарных надеждах, люди махнули рукой: "Политика надоела. Это — грязь. От нас ничего не зависит". А посмотрите, как настойчиво борются за свои интересы латиноамериканцы. Они же не сразу получили таких лидеров, как Чавес и Мадуро, кумир бразильского простонародья Лула и его преемница на посту президента Дилма Руссефф. Показателен пример Эквадора. На волне антиамериканизма к власти пришел полковник Л. Гутьеррес, позиционировавший себя как защитник бедняков, друг и единомышленник Чавеса. Обманул! Месяца не прошло, переметнулся на сторону Штатов. Народ не стал причитать: "От нас ничего не зависит". Люди пришли к президентскому дворцу и выбросили обманщика! Ему на смену явился еще один прохиндей. И его народ вышиб из президентского кресла. Зато на третий раз эквадорцы были вознаграждены: нынешний президент Рафаэль Корреа — яркий и последовательный выразитель левой идеи. Скажете: повезло? Не соглашусь. Люди выстрадали подлинно народного лидера.

И по контрасту — выборы градоначальников у нас в Сибири. Знаете, как "обустроены" тамошние города. В кои-то веки избирателям дали шанс выбрать тех, кто наведет порядок. От главы города зависят самые насущные вопросы — работа ЖКХ, благоустройство, в конце концов — поставят ли фонарь в темном дворе. И вот показатели явки — 27%, 18%. Какая там усталость от политики. Элементарная безответственность! Наплевательское отношение к собственному городу и своим интересам.

Иной раз думаешь: все! Как можно поднять страну, если люди не желают помочь самим себе? Безвольно передоверяют судьбу случайным менеджерам. Представьте, вы приехали на вокзал и обращаетесь к первому встречному: "Я отлучусь, постереги мои вещи". Вряд ли, вернувшись, вы найдете оставленный чемодан. Но в политическом плане люди совершают ту же ошибку, не желая изучать программы будущих вершителей своих судеб, их биографии, отказываясь голосовать.

С другой стороны, происходят какие-то подспудные положительные процессы. Та же "реабилитация" патриотизма.

Национальные интересы, национальные ценности занимают центральное место в официальной риторике. Элита поумнела? Или подстраивается под настроение общества? В любом случае меняется политическая лексика и конъюнктура…

Нас учили: критерий истины — практика. Как литератор я ценю слово. Но от руководства страны жду не слов, а дел. За 20 лет простоя страна откатилась далеко назад. Разумеется, я поддерживаю разворот государства к державным ценностям, попытку сформулировать идеологию. Но вспомним историю России: в основе идеологии всегда обнаруживалось живое дело, оно, а не догматика, являлось определяющим. Идеологические формулы — это, как указатели на дороге. Они помогают при выборе пути. А дальше нужно идти, идти, идти!

Надо вновь научиться производить продукцию помимо углеводородов. Сошлюсь на собственное наблюдение. Я ехал из Челябинска в Уфу. По знаменитой трассе М5 на Урал и в Сибирь везут товары из Европы. По шоссе в предгорьях навстречу двигался непрерывный поток фур. Продовольствие, ширпотреб, офисная техника, безумное разнообразие и обилие грузов. Машины шли непрерывной чередой, как в Москве в час пик. Стал считать, сбился и засек время. Эта лента, змея из автомобилей ползла больше часа. Одна фура за другой.

Страна, которая живет за счет импорта, приобретенного на деньги от продажи нефти и газа, не может быть великой. И даже суверенной не является, сколько бы с высоких трибун ни талдычили про суверенитет. Останутся в портах заморские фуры — и магазины, полными прилавками которых вот уже 20 лет бахвалятся либералы, опустеют. Райцентры, пожалуй, выживут на подножном корму, а города-миллионники завоют!

Нужно вновь запускать производство. А скукоживается и то, что было. Необходимы инвестиции. А деньги все стремительнее утекают на Запад — при деликатном молчании властей. Нужен разумный протекционизм. А нас втолкнули в ВТО. В принципе, свободная торговля выгодна: смотрите, как рванул вперед Китай. Но она выгодна тем, кто производит. Ну так производите!

А для этого требуются не только новые заводы и самые современные станки… Дело не только в них. В России разрушили систему профобразования. Само слово "рабочий" превратили чуть ли не в синоним "быдла". Сейчас отношение меняется. Но больше на уровне деклараций. Токарь на парламентской трибуне — здорово, но где новые ПТУ?

Опять же, взялись "поднимать" рабочего и тут же противопоставили его айтишнику, "креативному классу". Зачем? А разрабатывать новые изделия токари будут? В нормально функционирующей экономике каждый важен на своем месте. Вы думаете, американцы — дураки: выдают десятки тысяч "гринкарт" айтишникам со всего света? Считаете, что капиталисты ничего не смыслят в бизнесе, если дерутся за всякого головастого креативщика? Или выше отверточной сборки изготовленных за границей изделий России не подняться?

Додумались противопоставлять не только профессиональные группы — целые регионы! Дескать, в Москве одни бездельники, а в провинции трудяги. Москва — центр управления страны, здесь президент и правительство. Они кто в этой схеме? В Москве 80% финансов страны. Что построишь без денег? В Москве КБ, НИИ, Академия наук. Зачем ее разоряют? 

Власть должна в разы больше анализировать, планировать, работать…

Надо подчинить производство работникам, а государство — гражданам, наделив их правом отзыва обанкротившихся правительств.

Об экономическом спаде не говорят разве что немые. Однако это не изолированное явление — это система взаимосвязанных кризисных процессов. С экономическим кризисом тесно связан моральный, цивилизационный.

Надо готовиться к переменам, анализировать их, искать место России в меняющемся мире…».

С.С.Веремеев, председатель Краснодарского отделения ОСОО «Народное большинство России»: «Сегодня в России уже достаточное число общественных организаций, сформировавшихся по профессионально-корпоративным, политическим, религиозным и социальным интересам. Освещая, озвучивая проблемы граждан, входящих в эти объединения и, по возможности, отстаивая их интересы, данные организации, как правило, не обладают достаточными ресурсами, позволяющими спланировать и реализовать долгосрочные и результативные проекты, ограничиваясь отдельными акциями. Главная задача краснодарского движения "Народное большинство России" – консолидация представителей общественных организаций, с целью формирования новых механизмов прямой, а не только представительной демократии, содействие обеспечению права общества на гуманистические преобразования в интересах большинства людей. НБР является площадкой для совместной деятельности общественных организаций, ставящих перед собой конструктивные задачи по решению проблем граждан, созданию опоры и поддержки для каждого гражданина России. Координация действий специализированных организаций позволит быстро и авторитетно получать экспертные оценки и рекомендации по любой общественной проблеме, лоббировать низовые инициативы, ускорять законотворчество для депутатов всех уровней и организовывать максимально объективный мониторинг общественного мнения по поводу любых действий власти».

А.Ю.Гаврилов, глава Администрации Вачского района Нижегородской области, член Правления Фонда Некрасова: «В 2020 году отечественная и мировая литературная и культурная общественность, ценители, знатоки и поклонники высоты и чистоты русского слова отметят 200-летие со дня рождения великого поэта и прозаика России, публициста и издателя, гуманиста и просветителя Николая Алексеевича Некрасова. Особого внимания и всевозможной поддержки заслуживает инициатива нижегородской общественности и местных властей по созданию историко-культурного центра им. Н.А.Некрасова – с восстановлением храма и дворянско-крестьянского усадебного комплекса в сельском поселении Клин Вачского района Нижегородской области в рамках Программы духовного и социального развития приокского региона Нижегородской области "Кому на Руси жить хорошо".

Известно, что в 40-50-х годах XIX века поместье в этом селе принадлежало семье Некрасовых. По свидетельствам современников, Николай Алексеевич неоднократно посещал имение, подолгу проживал, охотясь и общаясь с местными жителями. Так в бессмертной поэме «Кому на Руси жить хорошо» вдохновенно описаны и само село Клин, и близлежащие деревни, подробно изложены детали крестьянского быта, выведены яркие типы и характеры насельников этого живописного края.

Убеждены, что реализация Программы духовного и социального развития приокского региона Нижегородской области, а так же учреждение Фонда по созданию историко-культурного центра им. Н.А.Некрасова в селе Клин, послужат приумножению заслуженной славы великого русского поэта-гражданина и дадут новые возможности инициативным силам в трудах воспитания любви к большой и малой Родине, в укреплении традиционных морали и нравственности, в раскрытии духовности, в повышении культуры народа...».

В выступлениях участники Форума сформулировали направления программы развития государства:

– Гражданские права в современной России и пределы самоорганизации. Интересы и полномочия. – Проблемы юридической легализации и партнёрства с местной властью.

– Единое культурное пространство – упреждение гражданских конфликтов.

– Организованность общественного мнения для реального воздействия на коррекцию реформ, борьбу с коррупцией, социальную защищённость и укрепления правопорядка.

– Вертикаль власти и самоуправление на местах. Границы ответственности.

– Обеспечение трудом провинции – патриотизм бизнеса.

– Перспективы села: совхоз, кооператив, частник.

– Благотворительность – опора соборности.

– Личность – основа цивилизационных построений. Воспитание, защита, реализация, на примере кадетских корпусов.

– Традиции и новаторство – эволюция против революции. Уроки истории.

– Общественная цензура на местах: информационная достоверность в эпоху глобализации – вопрос национальной безопасности.

– Элита: нравственный авторитет лидера.

– Имидж России – Национальный герой.

– Новые информационные практики: социальные сети как формы объединения людей на положительные акции…».

Сергей КОТЬКАЛО, сопредседатель Союза писателей России

 

Валерий ГАНИЧЕВ, председатель Союза Писателей России, заместитель Главы Всемирного Русского Народного Собора

 

Граждане за себя

Выступление на Общественной конференции «Самоосознание граждан – будущее России и мира»

 

Уважаемые участники Соборной встречи, представители общественных организаций, наши гости и сотоварищи!

Мы сегодня проводим вместе с Движением «Граждане за себя» важную, корневую, если хотите, по смыслу, цели и задачам Общественную конференцию «Самоосознание граждан – будущее России и мира», направления, важного как для Всемирного Русского Народного Собора, так и всего общества.

Это не означает, что граждане против других граждан, что граждане против государства, что граждане против народа и общества. Нет, напротив. Именно в ответственной слитности со всем обществом, они являются его гражданской частью. Осознавая свою гражданскую суть они и берут на себя ту долю ответственности, которая и делает их гражданами. В этой встрече, которую мы проводим, есть часть — теоритическая, смысловая что-ли. Сюда же примыкает и историческая. Конечно, важна часть практическая, того общего делания, о чем говорил и писал философ Николай Федоров. У Движения «Граждане за себя» есть свои политические и организационные интересы, а скорее всего корпоративные интересы, о которых скажет её председатель и организатор Игорь Рауфович Ашурбейли.

Если касаться исторической стороны вопроса, то она может происходить от суровых братских слов: «Все за одного, один за всех». Это безусловный девиз в первую очередь военных людей, но касается он и всех остальных граждан.

И наши люди, оставаясь индивидуальными личностями, не выбросили из лексикона понятия коллективизм, братство, товарищество.

«Граждане за себя» — это не эгоизм, а соединение усилий в гражданском обществе, где следует не только ждать, что общество и государство будут решать все проблемы отдельного человека или группы людей.

Надо развить гражданское чувство, что человек решая свои личные вопросы, соединяет их с общественной потребностью, снимает часть нагрузки с государства, которое не всегда может, умеет, да и не хочет исполнить свои обязанности.

Порывы, девиз, смысловой лозунг и само Движение «Граждане за себя» входит во все поры общества.

В Белгородской области в последние годы идет широкий разговор о солидарности людей, без чего не может быть гражданского общества. Что это, все ждут помощи от государства? И общества? И людей?

Нет, в этом стремлении, наоборот, проглядывается  желание оказывать помощь друг другу и себе. А вот в этом призыве «граждане за себя», я еще раз подчеркиваю, нет места эгоизму, а, во-первых, мы все разумные люди и понимаем, что государство не только не может всем помочь, но и не способно это сделать. И тысячи человеческих усилий осуществляют эту миссию, решая сегодня важнейшие вопросы солидарности, соединения, результаты обеспечивающие включение человеческих ресурсов в общечеловеческий, общероссийский прогресс.

Можно привести несколько примеров:

Международный российский Детский фонд (О движении в этом направлении расскажет Председатель Детскго фонда Альберт Лиханов).

Лиханов почти 30 лет возглавляет Всероссийский детский фонд, сталкивался с тысячами случаев безответственности государства, общества и отдельных людей, но и с миллионами поступков проявления заботы, внимания граждан, которые при проявлении естественных чувств доброты и сострадания, сочувствия ощущали, что это они сделали для своей души, для своего человеческого состояния и самочувствия и, в конечном итоге, для себя.

В этом направлении «Граждане за себя» граждане, на наш взгляд, могут действовать коллективно и индивидуально.

Действительно блестящий пример — Белгородская область, где разрабатывается и решается во многих случаях вопрос солидарности усилий многих сотен, а то и тысяч людей. В 90-х годах зародившийся замысел у Н.И. Рыжкова, губернатора области Е.С. Савченко и других граждан восстановить историю Великого сражения на Прохоровском поле: создать музей, воздвигнуть храм и звонницу, арену боя и поставить танки. Тогда тут рядом встал и Дом для ветеранов, детей-сирот. Люди, услышав обращение, присылали бесплатно металл с Урала, цемент из Донбасса, стройматериалы из областей центра России. Всё это соединяло граждан в едином святом деле. Помню, когда я спросил после освещения храма Петра и Павла Патриархом Алексием II у Николая Ивановича Рыжкова: «как и каким образом за такой короткий срок в 1,5 года можно всё это построить?» Николай Иванович сказал: «Валерий Николаевич, когда на Руси дело святое, и никто не ворует, то всё можно сделать!» Да, это было и продолжается святое дело многих граждан области и страны. Тут граждане проявили великое качество за себя решать общественные задачи.

А вот совершенно индивидуальные усилия, которые раскрывают усилия одного человека, направленные на решение отдельных задач, которые в данном случае и «за себя», и за собственное самочувствие, и за слияние собственных и общественных интересов. Тверская область. Александр Яковлевич Волнухин прошёл все ступеньки сельского жития: тракторист, механик, главный инженер, председатель колхоза, а в настоящее время пенсионер. Но той кипучей, неистощимой энергии, которая привела к жизни несколько источников с живой водой в разных деревнях Старицкого района на Тверской земле, а рядом часовня в д. Холмец в честь Фёдора Ушакова и создание музея вице-адмирала Корнилова в д. Рясня, ставшего центром поисковой и патриотической работы в районе. Возникли Корниловские чтения, трудами Волнухина мемориальная доска генерала в деревне, памятник на месте гибели Героя Советского Союза Соколова. Создает нынче музей сельской жизни. Так что, решая вопросы «за себя» Алексей Яковлевич решает «за всех». И это важно иметь непреклонную решимость и преодолевать трудности и сложности жития.

Таких примеров немало.

В той же Тверской области Галина Ивановна Алехина, которая уже несколько лет содержала своими усилиями музей Анны Ахматовой. Бывший глава администрации Чернского района Тульской области (знаменитого Бежинлугского района) В.Д. Волков, который в своё время сумел соединить благотворителей из разных мест и построил в районном центре роддом, да еще и возвел над ним колокольню, колокола которой звонят, когда появляется на свет новорожденный. К сожалению, не смог из-за болезни участвовать бывший конструктор ракет Валерий Алексеевич Ростов из города Златоуст, который со своими коллегами создал народный завод нового типа «Стройтехника», построил в центре города Храм и возвел уголок древней Византии и памятник Иоанну Златоусту. А теперь рядом возводит парк-сад и место отдыха для своего города. Вот где «для себя» сливается с лозунгом «для всех». Там же художники Александр и Нина Лохтачевы, проявляя свои творческие способности, создали предприятие «ЛИК» и Институт народных промыслов, а Николай Новиков — предприятие «Никон», где кропотливыми усилиями восстановили секрет булатной стали...

В общем, полноценных граждан в России все больше и больше. Не могу не назвать журналы "О Русская земля" и «Новая книга России», которые непрерывно рассказывают о тех, кто это благо и творит. Вместе с Союзом писателей России, Центром Федора Ушакова они объявили Всероссийский литературный конкурс "Благо", который отражает сердечные дела. Думаю, что это станет одним из итогов нашего собрания.

В "Роман-журнале XXI век", «Новой книге России» и сайте "Российский писатель" ведется постоянный рассказ героях нашего времени. Журналы и газета помогают обихаживать места памяти святого праведного адмирала Федора Ушакова, объединяет вокруг имени адмирала детей, подростков, создает отряды юных ушаковцев. Всё бесплатно, всё для себя, для души, для державной гордости.

А  вот один материал, рассказывающий об автобусной службе "Милосердие", которая действовала в Москве по благословению Патриарха, подбирая тех, кто лежит неприкаянно на морозной московской земле. Врач, фельдшер, медбрат и водитель спасли сотни людей.

А рядом рассказ о затерявшейся в псковских лесах общине милосердия из села Лосицы, собравшей под своей крышей многих беспризорных ребят и инвалидов, выпускников детских домов.

Ведь как богата наша земля, какие кладовые открывает она, если только внимательно и с любовью присмотреться к ней, если полюбить и поверить в нее. И, конечно, самое дорогое, самое жизнеутверждающее и внушающее надежду, что есть на нашей земле — это люди, не отчаявшиеся, не согнутые пессимизмом и нуждой, нежеланием государства, а где-то и общества, замечать их труды, оценивать их действия.

Движение "Граждане за себя" уже ведет работу по собиранию, выявлению и явлению России людей, занимающихся у нас не только благотворительностью, бескорыстной помощью ближнему, а вершит великое дело, наполняя кладовые нашей жизни богатством не мнимым, а работающим, действующим, прирастающим. Каждый человек, который включился в работу Движения, достоин отдельного рассказа, о каждом можно написать статью и снять фильм... И об этом надо подумать.

Гармонию души и звука рождает для нас музыка, настраивая нас камертоном добра Большого симфонического оркестра им. П.И. Чайковского, художественный руководитель и главный дирижёр которого Владимир Федосеев. Удивительно, что всемирно известный музыкант Владимир Иванович Федосеев, который управляет не менее известным оркестром вот уже более тридцати лет, находит время и силы на благие дела. Благотворительная и чудная деятельность маэстро естественно продолжает его профессиональную работу, и деятельность эта весьма объемна. Так Владимир Федосеев и Большой симфонический оркестр им. П.И. Чайковского возобновили уникальный благотворительный цикл "Общедоступные симфонические абонементы" в Большом зале Московской консерватории. Концерты серии Общедоступных абонементов сочетают интересную программу, высокий уровень исполнения с низкими ценами на билеты, открывая возможность посещать симфонические концерты людям, не имеющим на это достаточных средств: учителям, врачам, пенсионерам, студентам (к сожалению, не всё удаётся).

Но Владимир Иванович дирижирует благотворительными концертами в Свято-Дмитриевской общине сестер милосердия, в Доме-музее П.И. Чайковского в Клину. Эти концерты стали уже традиционными. Музыка БСО им. П.И. Чайковского звучит в Первой градской больнице, в Институте Бакулева. Маэстро проводит концерты в пользу реставрации храмов. За последнее время в пользу реставрации храма благоверного князя Димитрия в Москве и благотворительный концерт во дворе Ратуши в Вене. Сборы от выступления пошли на реставрацию храма св. Николая в Вене.

По рекомендации Владимира Ивановича Федосеева, Цюрихская опера выделила стипендии студентам младших курсов вокального факультета Московской консерватории. Маэстро учредил специальные стипендии, направленные на изучение иностранного языка. Для вокалистов это необходимое условие того, чтобы на высшем уровне работать с вокальными сочинениями композиторов всего мира.

В юбилейный сезон БСО Владимир Федосеев и оркестр изыскали средства и провели конкурсы произведений — музыкальных и литературных, обращенных к музыке или связанных с нею. Музыкальный конкурс проходил под девизом "Музыка — следствие жизни", литературный — "Заветному звуку внимая". Внимание к творчеству современников, готовность открыть слушателю новое, "озвучить идеи, которыми живет молодое поколение сегодня" и, вместе с тем, острое чувство ответственности за него, необходимость приобщать молодых к серьезным жанрам и темам искусства, на такой двусторонней задаче был основан конкурс. Победителями стали молодые композиторы из центральных музыкальных вузов, поэты и писатели из Москвы, Санкт-Петербурга, Тольятти, Уссурийска, Сочи, Ижевска, Витебска. Денежные премии победителям конкурса были учреждены Владимиром Федосеевым из собственных средств. Сочинения, победившие на конкурсе, были исполнены в концерте юбилейного фестиваля Большого Симфонического Оркестра "Вера, Надежда, Любовь..." Музыкальные произведения лауреатов приняты в репертуар оркестра.

Слава Богу, что есть у нас оркестр и есть музыкант, который не только утверждает классическую традицию в нашем столь подверженном обновленческим тенденциям искусстве, но и идёт дальше — благотворит молодым талантам и слушателям, которым близка эта традиция. То же можно сказать о великой программе семьи Заволокиных «Играй, гармонь!», звучащей на всю страну и сохраняющей по всей России мелодию народной музыки и песни… Или народный  артист России, солист Большого театра, председатель  Фонда малых городов Владимир Маторин, который ездит, выступает перед слушателями провинции, собирает юные таланты, продвигает их... 

А вот в Юго-Восточном округе Москвы создан научно-производственный комбинат "Новатор", основанный в 2003 году для обслуживания компьютерной и вычислительной техники в 500 образовательных учреждениях округа. А в 2006 году "Новатор" создает молодежный учебный сервисный центр по подготовке младшего обслуживающего персонала из числа учащихся старших классов, школ и колледжей по обслуживанию компьютерной техники. И еще... стараниями энтузиастов "Новатора", тех, кто создавал еще недавно космическую технику, организован кружок стендового моделирования военной и космической техники, в котором занимаются учащиеся школ Нижегородского района. За 10 лет работы кружок оказался в числе победителей районного, городского и российского конкурсов, посвященных празднику Победы в Великой Отечественной воине. Накопленный массив собранных ребятами моделей позволил создать музей Великой Отечественной войны. С помощью управы Нижегородского района удалось приобрести видеопроекционную аппаратуру, создать библиотеку тематической научно-технической литературы, видеотеку. Союз писателей России передал в дар музею ряд ценных экспонатов, выполненных школьниками различных регионов России. А теперь здесь уже организован межшкольный военно-патриотический клуб "Бастион", на базе которого возможно проведение учебно-демонстрационных занятий по истории, что будет способствовать патриотическому воспитанию школьников. Так что дело благотворения, работы плечом к плечу, в общем, за себя, живёт в нашем обществе и сегодня, несмотря на все гримасы нынешнего, еще дикого, капитализма. Еще примеры.

В Борисоглебском районе Ярославской области уже 20 лет работает директором Ивановской сельской школы Владимир Сергеевич Мартышин. Профессиональный журналист, много лет проработавший в центральной печати, он в начале 90-х гг. уехал из столицы в глубинку, где на базе средней школы сумел разработать и внедрить комплексную программу по обучению и духовно-нравственному воспитанию ребят. Программа эта включает в себя целый ряд непривычных для слуха дисциплин: "Духовные традиции русской земли", "Мир русской деревни", "Сеятели и хранители". Во всех одиннадцати классах введен такой обязательный предмет, как "Добротолюбие". Вот лишь некоторые из курсов этого предмета: "Уроки добра", "Училище благочестия", "Философия добра"...

Ивановскую школу в отчетах областных органов народного образования именуют пока экспериментальной площадкой. Хочется верить, что со временем этот эксперимент станет нормой - и не только на Ярославщине, но и в других регионах страны. Не случайно к Мартышину уже сегодня едут перенимать опыт педагоги со всех уголков страны.

При Новоспасском монастыре в Москве возникло православное молодежное общество "Молодая Русь". Сегодня оно насчитывает немало активных членов — студентов и аспирантов московских вузов. Молодые ребята, вчерашние школьники, взяли шефство над несколькими детскими учреждениями и лечебными заведениями. Это православный детский дом в Ногинске, Дом ребенка при московской больнице № 7, детский дом-интернат № 62, госпиталь имени Бурденко, военный госпиталь в подмосковном поселке Хлебникове. Ребята из "Молодой Руси" проявляют особую заботу о своих сверстниках — молодых бойцах, получивших ранение в "горячих точках". Они не только навещают их с подарками в праздничные дни, но и оказывают повседневную практическую помощь в решении самых разных вопросов: помогают раненым воинам получать необходимые юридические консультации, изучать иностранные языки или овладевать навыками работы на компьютере, созваниваться или встречаться с родственниками из других городов.

По инициативе Комиссии по церковной социальной деятельности при Епархиальном совете Москвы в Интернете создан сайт "Милосердие.ру". В специальных разделах: "Бездомные", "Дети без родителей", "Больные, инвалиды и старики" можно найти сотни таких а адресов. Например:

"Обращаемся к жителям района Чертаново. Рядом с вами живет Екатерина Романовна Нефедова, безногий инвалид. По дому она передвигается на коляске. На улицу не выезжает".

"Вдова с пятью детьми и одним внуком нуждается в средствах на дрова и ремонт дома, а также в питании и обеспечении детей".

"Сгорел дом многодетной семьи. Помогите кто чем может".

Сегодня в зале присутствуют граждане из многих уголков страны, и мы все ощущаем, что наше движение будет развиваться...

Немаловажно ныне поддержать организации и группы защиты порядка, охраны собственности, дома, сада, улицы и, в целом, посёлка. Надо вывести из состояния летаргического гражданского сна, безразличия и даже страха некоторые общины, поселения, группы людей там, где господствует беспредел, хулиганство, нахальство. Это большая и ответственная работа, которая, к сожалению, не может быть выполнена только силовыми органами правопорядка и юстиции, хотя взаимозависима во многом. Так что создание группы самообороны, защиты порядка, самоорганизации — важная задача Движения «Граждане за себя».                               

Юридические консультации, советы. И вот мне кажется, что эта юридическая часть должна быть повышена Движением «Граждане за себя». Она должна дать ключи, определить границы тех действий, которые безопасны и необходимы для целей. Надо граждан вооружить законом, широко развернуть сеть юридических консультаций, пунктов совета в лабиринтах сегодняшнего общества.

Только что вышел очередной номер «Роман-журнала XXI век», где помещена довольно глубокая, разноплановая рецензия «Гражданин за страну» о нетривиальном издании «Листая книгу жизни» учёного, предпринимателя, мыслителя, благотворителя, Игоря Рауфовича Ашурбейли. Нет нужды представлять сейчас книгу — надо её прочитать. Но вот выдержку из рецензии хочу привести. Автор пишет: «Еще одно начинание такого же склада, организуе­мое Игорем Ашурбейли движение «Граждане за себя». В чем смысл его? Наверное, в самой простой поговор­ке, «на Бога надейся, а сам не плошай». Весь свой жиз­ненный путь Ашурбейли проводит в этой максиме: он подчеркнуто «за себя». За себя работает, за себя начи­нает многочисленные проекты, не очень-то оглядыва­ясь на текущую ситуацию в стране, не строит из себя об­раз благостного альтруиста-филантропа. Нужно делать дело, нужно строить свою жизнь и жизнь окружающих (примерно треть рассказа, кстати, об «Алмазе» состоит из того, какой замечательный на нем работал и работа­ет коллектив) соответственно благу и здравому смыслу. Благие дела на самом деле идут с такой технократиче­ской и жесткой позицией рука об руку, что это работает лучше, чем обычные разговоры.

Эта книжка — не история человека, а рассказ о челове­ке на фоне общего хода истории страны, который и вы­страивает логику событий в жизни автора. Этот причудливый калейдоскоп выстраивается в жесткую и довольно пря­мую линию жизни, интересную, наполненную внутренней логикой — но всегда только вместе со страной.

Игорь Ашурбейли в первую очередь «человек дела», а не «человек слова», в том смысле, что совершенно оче­видно, что книга является не каким-то цельным литера­турным или даже публицистическим произведением: это строгое и четкое перечисление достижений (и не толь­ко, кстати: не все получилось из задуманного, и автор не стесняется это признавать, — своего рода шахмат­ная партия: слона сдал, отстоял ферзя и провел контр­атаку!), демонстрация большого гражданского проекта. И, конечно, это важный документ истории таинственной «оборонки» нашей страны, про то, как она могла закон­читься, ан нет, не только сохранила себя, но и начала выходить на новые рубежи. В этой книге наглядно про­демонстрирована не только суть, но и настоящая мето­дика действий «гражданина за,себя» — и «гражданина за страну» Игоря Ашурбейли)».

Думаю, что примеров такого рода можно привести хоть и не так много, но достаточно, для того чтобы высветить те цели и задачи, которые мы обсуждаем сегодня.

В общем, сегодня, решая, обсуждая проблемы Движения «Граждане за себя», мы должны продолжить искать пути, образцы, примеры для широкого пути, полотна новых действий.

Закончить хочу словами нашего выдающегося писателя Валентина Распутина, участника съезда: "Добрые люди — «Граждане за себя» (это о нас).

В условиях нынешних реалий это, конечно, необходимо. Это те самые доброкачественные клетки, которые составляют народный организм. Им необязательно собираться в этом или каком-нибудь другом зале и говорить о том, как нужно осуществлять. У них все это естественно происходит, так что здесь нужно различать естественную жизнь, которая сейчас выливается в организованную силу, чтобы реально помочь Отечеству, помочь сохранить наши традиционные духовные и культурные ценности. Такое движение сейчас, безусловно, необходимо. Если выстоим, если решим задачу такого объединения хотя бы наполовину, то его уже почти не остановить. Главная же задача этого объединения состоит не в том, чтобы тратить огромное количество энергии на обличение сути деяний наших противников (обличать, конечно, нужно но это не должно стать самоцелью), главное — восстановить, себя нацелить на созидательную работу".

Поэтому мы возлагаем большие надежды на нашу встречу и работу после неё.

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную