Алла БОЛЬШАКОВА, доктор филологических наук, зам. председателя оргкомитета

ЛИЦА И ЛИКИ ЛИТЕРАТУРНОГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ

Дорогие друзья!

Уважаемые коллеги!

Рада сообщить: оргкомитетом конференции получено более 200 заявок – из разных регионов России, из Европы, США и других стран. Из этих заявок отобрана примерно четверть, в т. ч .– из восьми зарубежных стран.

Конференция собрала представителей почти всех писательских союзов – независимо от их идейно-эстетических пристрастий и политических ориентаций. Это говорит о том, что Союз писателей России по-прежнему остается центром литературного притяжения, несмотря на раскол, происшедший в связи с распадом Советского Союза. Здесь я вижу представителей и Союза писателей Москвы, и Союза российских писателей, и Пен-клуба, и Союза литераторов РФ.

Отрадно и то, что, наряду с СП России, устроителями конференции выступили МГУ им. М. В. Ломоносова, Литературный институт им. А. М. Горького, Московский педагогический государственный университет, Открытое Международное научное сообщество «Русская словесность: духовно-культурные контексты». Информационную поддержку в подготовке конференции оказала центральная и региональная пресса.

Думается, столь широкий интерес к конференции вызван очевидными изменениями в литературной картине последнего десятилетия. Если 90-е дали нам торжество эстетики распада, то теперь явственен разворот к иной идейно-эстетической парадигме, примечательной поисками реального героя нашего времени. На смену «браткам», «ментам», «банкирам», не совпавшим со временем «выпивохам-художникам» приходят Тамара Ивановна и ее сын Иван из известной повести Валентина Распутина, Санька – из одноимённого романа Захара Прилепина, автор-повествователь – из рассказов Бориса Евсеева… Надеюсь, последующие докладчики продолжат этот ряд.

Разнообразнее, интереснее стали поиски и в области метода и стиля, жанра и языковых форм. Как зампредседателя оргкомитета, ответственный за формирование списка докладчиков и знакомый с их тезисами, могу сказать: это мнение большинства участников конференции.

Многие критики и литературоведы выстраивают свои ряды имен и произведений, определившее движение литературного десятилетия. Одни говорят о «Господине Гексогене» Александра Проханова, другие – об «Асане» Владимира Маканина, третьи возносят «Матисса» Александра Иличевского, четвертые на первое место ставят «Елтышевых» Романа Сенчина, пятые – «Изгоя» Александра Потемкина… Позволю себе выстроить свой ряд. Это:

1. Валентин Распутин. Повесть «Дочь Ивана, мать Ивана».

2. Владимир Личутин. Романы «Миледи Ротман» и «Беглец из рая».

3. Вера Галактионова. Роман «5/4 накануне тишины».

4. Юрий Поляков. Роман «Грибной царь».

5. Захар Прилепин. Роман «Санькя».

6. Борис Евсеев. Сборник рассказов «Узкая лента жизни».

7. Юрий Козлов. Роман «Реформатор».

8. Владимир Кантор. Рассказ «Смерть пенсионера».

Сейчас стало обыкновением сетовать на утрату читательского интереса. Но 2000-е свидетельствуют и об обратном. Можно по разному относиться, скажем, к нашумевшему роману Сергея Минаева «Духlеss», однако нельзя отрицать его попытку сказать свое слово о новой реальности. Думаю, особо следует отметить роман Александра Сегеня «Поп», завоевавший позиции и благодаря «перекодированию» литературного содержания в кинематографическое.

Один из показателей возможного возвращения литературы – пополнение рядов мыслящих критиков. Здесь, в первую очередь, следует назвать Владимира Бондаренко, Павла Басинского, Юрия Павлова, Михаила Бойко, Льва Данилкина, Льва Пирогова, Алексея Шорохова, хотя ярких образцов, которые по степени общественного воздействия могли бы сравниться с критикой Белинского или Кожинова, лично я не вижу.

Несколько слов о поэзии. Мы привыкли к тому, что поэзия всегда в авангарде литературного процесса, что именно она наиболее быстро и чутко реагирует на духовно-нравственные изменения в нашей жизни. Сегодня же главенствующие позиции занимают проза и публицистика. Можно и, конечно, нужно говорить об отдельных поэтических именах. К примеру, о Светлане Кековой, Ирине Семеновой, Всеволоде Емелине, Николае Зиновьеве, Евгении Семичеве, Сергее Соколкине, Владимире Берязеве, Светлане Сырневой… Но в целом стихи нынешних авторов, на мой взгляд, обнаруживают некую усталость поэтических форм.

И всё-таки – литературный процесс есть! Есть новая русская литература: по-настоящему серьезная, современная, а значит – по-настоящему интересная.

Вернуться на главную