Мария КУЛИКОВА, Светлана ПЛЕВАКО, аспиранты кафедры теории, истории и методики преподавания литературы Алтайской государственной педагогической академии (Барнаул)

ЖАНР МАНИФЕСТА В СОВРЕМЕННОЙ ГУМАНИСТИКЕ

Прошедшее десятилетие ознаменовано появлением нового направления гуманитарной мысли – проективно-творческого. Именно в этот период происходит смена мыслительного модуса: переход от «пост» (эпохи провозглашения концов и смертей) к «прото» (эпоха зачинаний и порождений), от воссоздания и репрезентации к проектированию, предчувствию, обнажению потенциального. В русле данных перемен рождается феномен гуманистики (термин использует вслед за М. Н. Эпштейном). Гуманистика – инвариант протокультуры (культуры Начала, эмбриональной стадии культуры будущего), совокупность гуманитарных наук в их проективно-творческой направленности. Гуманистика – своего рода сращение научного (мыслительного) и творческого.

Формой успешного существования гуманистики становится жанр манифеста. Манифест – один из знаков зачинающейся проективности. Зарождается современный манифест как явление теоретического (философского) порядка и своим появлением трансформирует аналитическое в проективное: то, что прежде было призвано исследовать, искать истину, теперь порождает, творит и «множит сущности без их надобности». Пространством плодотворного существования манифеста становятся концептивистские проекты (реализованные в научно-философском творчестве М. Н. Эпштейна, Г. Л. Тульчинского, С. С. Гусева, Ю. М. Романенко и др. [1] ). Знаковые события прошедшего десятилетия, маркирующего его манифестарно-концептивную сущность – появление «Проективного философского словаря», книг М. Н. Эпштейна «Знак пробела. О будущем гуманитарных наук» и «Философия возможного»; «Историй по жизни» Г. Л. Тульчинского; сетевых проектов М. Эпштейна «ИнтеЛнет», «Веер будущностей» (соавтор – Алексрома), «Дар слова. Проективный лексикон» и др.

Почему именно манифест становится органичен новым словесным сущностям?

В литературно-художественном контексте под манифестом принято понимать « программные высказывания об эстетических принципах литературного направления, течения, школы » (Б. Гиленсон) [2] , в более широком, общественном: «оглашение (прокламирование) основных (программных) художественных и социальных принципов » (Ю. Борев) [3] . Специфика манифеста, на наш взгляд, выражена в совокупности черт: манифест директивен (что оправдано этимологией слова – от позднелат. manifestum  — призыв) и ориентирован в будущее (но «в отличие от прогноза, который описывает будущее объективно или объективистски, в третьем лице, манифест – это, как правило, первое лицо в обращении к будущему. Там, где прогноз говорит «они» и «тенденция», манифест говорит «мы» и «интенция » [4]); это, как правило, коллективное творчество (например, манифесты футуристов, социальные, партийные манифесты и проч.). Манифест всегда появляется в переломную эпоху и представляет собой способ забрасывания нового, нетрадиционного, формирование поля идей и возможностей. С. Чупринин так объясняет назначение манифеста: «оживить застоявшуюся литературную жизнь, аккумулировать накопленный художественный опыт, структурировать и стратифицировать аморфное литературное пространство» [5]. Очевиден и несколько иной вектор: устремленность к новым сущностям и нежелание воспринимать старые. Тот факт, что жанр манифеста актуализируется в рубежные эпохи доказывается его специфику: манифест позволяет переориентировать взгляд из прошлого в будущее: от декаданса – к футуризму, от постмодернизма – к концептивизму.

Жанр манифеста в литературе и искусстве – точка пересечения теоретического взгляда на литературу и практического, словесного воплощения идей. Так, манифесты футуристов – это не только и не столько металитературное явление (говорящее о литературе), сколько непосредственно само литературное творчество: отказ от традиции происходит в тот самый момент, когда, к примеру, футуристы предлагают сбросить с корабля современности всю существующую литературу. Манифест воплощает собой то, о чем говорит (перформативен).

Именно эти свойства манифеста способствуют его востребованности в контексте творчества современных концептивистов. Концептивизм – направление, пришедшее на смену постмодернизму и зародившееся путем проектирования: концептивизм возник в тот момент, когда был провозглашен М. Н. Эпштейном [6]. Основной принцип концептивизма – забрасывать концепты в плоть культуры «самим актом провозглашения той или иной концептуальной возможности» [7]. Жанр манифеста, способствующий реализации данного принципа, претерпевает изменения: расширяет собственные жанровые границы и возможности и становится уже не просто программой направления, но самым актуальным жанром и основным принципом творчества. Современный манифест отличается отсутствием директивной модальности и представляет собой способ провозглашения возможностей. Благодатной почвой зарождения нового типа творчества становится виртуальное пространство: « поколение интернета   <…> предоставило «мертвецам хоронить своих мертвецов», устремившись к тем новым, фантастическим,  пост-реальным, точнее,  прото-виртуальным объектам, которые оно само могло конструировать. В мир, где, казалось, не могло быть уже ничего нового, вдруг ворвалась конструктивная новизна, пафос бурного заселения новых территорий психореальности, инфореальности, биореальности» [8].

Обозначим некоторые концепты, манифестируемые концептивистами:

1.  Собственно «концептивизм»: « философия «зачинающих понятий», конструктивная деятельность мышления в области концептов и универсалий, <…> творческое их порождение , создание  множественных моделей возможных миров, познавательных и общественных практик» [9].

2.  Основной инструмент концептивизма – потенциация, или овозможение: «смена модальностей , переход из актуального состояния в потенциальное,  возрастание степеней возможного,   превращение фактов в вероятности, теорий  - в гипотезы, утверждений - в предположения.  Потенцировать или овозможивать   предмет или суждение - значит переводить его из области бытия в область  можествования ,  из изъявительного наклонения – в сослагательное» [10].

3.  Язык концептивизма: в ходе проектирования концептов творятся новые слова для их называния (например, культуроника, гуманология, протеизм, абдукция, онтофания свободы, инорациональность), кроме того – открываются новые ресурсы пополнения научно-творческой терминологии: служебные слова и имена собственные. Например, приставка «прото-» обретает множественное существование: 1) «префиксоид, первая часть сложных слов, указывающая на первичность, зачаточность определенного явления, например, в таких словах, как "прототип", "протозвезда", "прото-Ренессанс"» [11]; 2) философский термин, маркирующий мировоззренческий и методологический перелом, происходящий в конце XX – начале XXI веков; 3) центральная философская категория проективной парадигмы и т.д. Аналогичное философско-мировоззренческое значение обретают предлог «в», союз «как», артикль « the » и др.

4.  науки, изучающие единичные предметы и явления. Значимым становится единичное само по себе, вне его отношения к общему. Например, проектирование науки «Еленология» [ 12 ] .

5.  Культура новой эпохи – протокультура, которая мыслит себя в качестве эмбриональной стадии отдаленного будущего и т. д.

В этот механизм бесконечного порождения путем манифестирования попадает и литературное творчество. Примером манифеста, порождающего литературу новой эпохи становится «Манифест Гипер Логоса» Алексромы (А. Ромаданова) [13], который предлагает моделировать литературную гипер-реальность. Литературное творчество проектируется как непрекращающийся коллективный процесс творения, в котором человек становится больше средством, чем автором: «Авторы-адепты гипер-логоса намерены вдохнуть новую жизнь в умирающую литературу путем инкарнации персонажей. Героями литературной гипер-реальности выступают реальные люди, как ныне здравствующие, так и почившие в бозе. Необходимо взаимопроникновение био-сферы и гипер-реальности: подлинные персонажи вносят в литературу элемент актуальности, а их личность, жизнь и судьба, в свою очередь, обогащаются в гипер-реальности художественным вымыслом» [14]. Цель Гипер-Логоса – «возвращение Слову его первородной энергии творения», которая возможна лишь в воссоединении литературы и действительности путем появления «обратной связи: «когда литературный текст начнет оказывать не косвенное (через сознание людей), но прямое (через их конкретные действия) влияние на действительность» [15].

Таким образом, манифесты концептивистов направлены на провозглашение первичности созидательных модальностей, понимание настоящего как эмбриональной стадии новой эпохи. Собственно литературное творчество, представленное в манифестах, – это зарождающийся «гипер-логос», виртуальное литературное творчество, кардинально отличающееся от литературы авторско-книжной. Литература новой эпохи – бесконечно порождающий механизм, лабиринт идей без начала и конца, представленный многостраничным гипертекстовым пространством. Детерминированное виртуальностью, словесное творчество, с одной стороны, обогащается невероятным количеством возможностей, но с другой – претерпевает смену автора на гиперавтора, разрушение текстуальности и художественности.

Литература

1. См .: Проективный философский словарь: Новые термины и понятия / Под ред. М. Н. Эпштейна, Г. Л. Тульчинского. СПб., 2003; Эпштейн М.Н. Философия возможного. СПб., 2001; Тульчинский Г.Л. Постчеловеческая персонология. Новые перспективы свободы и рациональности. СПб., 2002; Тульчинский Г.Л. Истории по жизни: Опыт персонологической систематизации. СПб., 2007; Гусев С.С. Смысл возможного. Коннотационная семантика. СПб., 2002; Романенко Ю. М. Бытие и естество: Онтология и метафизика как типы философского знания. СПб., 2003.

2. Цитируется по: Чупринин С. Русская литература сегодня: Жизнь по понятиям. URL : http :// lib . rus . ec / b /147813.

3 . Там же.

4. Предисловие к «Манифестам» «Веера будущностей» М. Н. Эпштейна и А. Ромаданова. URL : http://www.veer.info/05/v5_manifesty_predisl.html.

5. Чупринин С. Указ. соч.

6 . см . Концептивизм в: Проективный философский словарь: Новые термины и понятия / Под ред. М. Н. Эпштейна, Г. Л. Тульчинского. СПб., 2003.

7. Шелковников А. Телесность мысли и мыслимость тела // Философские науки. – 2008. – №5. – С. 134-156.

8. Эпштейн М. De'but de siecle, или От пост- к прото-. Манифест нового века // Знамя. 2001. №5.

9. Концептивизм // Проективный философский словарь….

10. Потенциация // Там же.

11. Прото- // Там же.

12. Эпштейн М.Н. Философия тела. Тульчинский Г.Л. Тело свободы. СПб., 2006;

13. Алексрома. Манифест Гипер-Логоса. URL : http :// www . topos . ru / veer /06/ hyperlogos . html .

14. Там же.

15. Там же.

Вернуться на главную