Пётр КРАСНОВ
Сбережение народа и современная русская литература
Выступление на Пленуме Союза писателе России 27 июня 2013 года

Думая о роли и месте нынешней русской литературы в жизни нашего народа, надо в первую очередь ясно отдавать себе отчёт о сложившейся за 20 с лишним последних лет ситуации - и доводить до сознания читателя: в стране царит либерально-олигархический террор как в информационном, так и в социально-политическом пространстве. То, что политолог А. Фурсов очень точно назвал СМРАДом – средства массовой рекламы, агитации и дезинформации. Царит, беспредельничает диктат олигархии, что бы ни говорили нам из Кремля. А также понимать, что либералы как таковые изначально, со времён Французских революций, являлись и являются не борцами «за нашу и вашу свободу», а наёмниками за свободу – желательно без берегов - больших и очень больших денег, капитала, корыстными прислужниками и холуями его. Начав с пресловутого «жить не по лжи», либеральщина закончила такой бесстыжей, тотальной ложью и ограблением народа и страны, что, кажется, небеса помутились...«Это какая-то сучья порода» - так выразился Александр Проханов, и за все годы Смуты, «большого хапка», это сполна подтверждается.

Взламывая самосознание наших народов, нагло посягая на менталитеты их, развращая и оболванивая, вся эта люмпен-интеллигенция, эти бени-венидиктовы, гусевы-драбкины, гельманы-гозманы и прочая сванидза рассчитывают погасить жизненную энергию, самую волю к жизни русского прежде всего, государствообразующего народа. Ясно, что они работают не только на внутренний, россиянский олигархат, компрадорский, предательский и русофобский по самой своей природе, но больше даже на внешний «чёрный интернационал», на наднациональные управляющие структуры, частью которых являются и «вашингтонский обком», и «лондонский ЦК». Не понимать этого – значит не видеть главной опасности, вызова, угрозы нашему народу, нашей великой культуре, - со всеми вытекающими последствиями для всех нас.

Я потому остановился на этой, казалось бы, всем понятной политической данности нашего грозового времени, что, читая многих наших талантливых же, умных, известных авторов, братьев-писателей, вижу порой, что они будто не то что не подозревают об этой более чем зловещей данности, а попросту отмахиваются от неё как от малозначащей, с некиим ничем не оправданным оптимизмом: ничего, мол, переборем, собаки лают – а караван идёт… Нет, собратья дорогие, эти собаки загоняют, загнали уже наш караван в такую безводную, всё мертвящую пустыню,

в такой геополитический и социокультурный тупик, в Антисистему, из которой если и удастся вызволиться народу, стране, то только, похоже, очередной большой, а то и великой «кровью невинных», как выразился один мой персонаж…

Не сочтите за какое-то там назидание, менторство, но о чём бы ни писалось нам, я убеждён, эту грозную реальность нам весьма желательно всегда иметь ввиду, помнить. Хотим этого или нет, сознаём или уклоняемся от осознания, но это народ вырастил нас, воспитал каждого по-своему, выучил чему мог и поручил сказать, выразить своё самое заветное, увидеть и понять только-только нарождающееся – доброе ли, худое, осмыслить, предупредить вовремя, остеречь. В каком-то смысле вперёдсмотрящими выдвинул, и не только от литературы, но всех людей искусства, высокой культуры, философии, истории, науки вообще. И не оправдать этих его надежд на нас – не дай Бог и не приведи. Не оправдать прежде всего перед своей совестью, что не работал под потолком своих возможностей, в непозволительные компромиссы сваливался, поддался соблазнам лживой до предела «стабилизации».

Мы переживаем сейчас, по сути дела, второе после начала ХХ века и уже фарсовое во многом «издание», а вернее нашествие декаданса, разложения всех этических и эстетических императивов - с заменой модернизма всяческим и порой самым низменным постмодерном. «Продвинутые» литераторы гнушаются нелёгкого труда реализма и пускаются во все тяжкие, предпочитая вычурный полёт фантазии, ныне именуемый фэнтэзи, метафорические изыски, трижды переваренные скрытые цитаты из предшественников, аллюзии с ассоциациями, за которыми лучше и легче всего укрыться от реальности, прикрыть несостоятельность или недалёкость мыслей своих, целей и смыслов. Легкожительство их – по роману в год – и дрязги из-за «букеров», «НОСов» и «Большой книги» иноплемённого формата давно не удивляют и говорят лишь о том, что они вместе с издательскими мафиями успешно вписались в систему потреблятства, на потребу развлекающейся публике, и с собственно литературой их связывает подчас лишь употребление печатных знаков.

А между тем в связи со стремительным, в историческом масштабе, развитием глобального кризиса всё больше является предвестий того, что уже в этом десятилетии России предстоит сделать окончательный выбор, попытаться вырваться из гибельного тупика Антисистемы, в который её загнали предательство и безумная корысть верхов. Тяжкое во всех отношениях бремя выбора, чреватое огнём и кровью, и сейчас народ наш как никогда раньше нуждается в уяснении правды нынешнего времени, самой опаснейшей исторической ситуации, в какую ввергнут, в осознании ошибок и поисках выхода из неё. Как никогда нужна объективная картина мира, реальности, в которой приходится жить и действовать, бороться за лучшее и полнокровное будущее уже и не для нас, а для потомков наших. И грех для честного пишущего человека разменивать свою творческую судьбу, свои способности на мелкотемье, на желание очень уж понравиться публике и издателям. Давайте помнить завет Ярослава Смелякова:

Я стихи писать не буду

Из-за всякой ерунды:

Что мне суды-пересуды,

Алиментные суды…

Не могу себе представить, как это можно сесть и накатать целую повесть о том, как незадачливого альтэр эго автора укусила собака… Ведь жалко же и времени, и какого-никакого труда, способностей – выделки не стоит эта овчинка, как говорится. Или как герой другого автора с туристическим восторгом проехался в «правильную» Скандинавию – забыв, как поорудовали на нашей земле несколько легионов СС, до 100 тысяч её добровольцев в вермахте… Ничего нельзя забывать, всё надо вспомнить: забыть прошлое – не иметь будущего, старая истина. Неужто это от недостатка тем, проблем, насущнейших вопросов бытия – это у нас-то?... И речь не только и не столько о беспределе и «чернухе», творимой власть наверху предержащими, но и о том повсеместном и мало осмысленном ещё нами сопротивлении здоровых сил, честных людей, которым «за державу обидно», не позволивших свалить страну в окончательный распад и маразм. Мы пока, мне думается, не уяснили себе даже, не осознали всего масштаба и значимости этого вроде бы невидного, но спасительного народного сопротивления наших людей совести, чести, ума – и сколько за всем этим стоит мужества, самоотверженности, подвижничества, трагедий и драм, сколько сил народных на это положено... Человек сопротивления на любом месте, в любом деле, во всяких обстоятельствах – вот наш герой. Его ведь надо ещё и увидеть, ибо дело его чаще всего неброское, о таких не галдят по телеящику, а если и заметят – грязью облить норовят, сломать, дело погубить. Именно на таких держится до сих пор страна, и крайне труден поворот на верную дорогу, нескор, «медленно мелют мельницы Божьи» - но он совершается в народном сознании. А само историческое время, тем не менее, идёт быстрей, чем нам думается, и наша главная забота – постараться увидеть его направление и суть, выразить его, донести до читателя.

А что касается жанров, то они все хороши. Но выразить всю полноту более чем злосчастного для нас переломного времени любая, даже самая талантливая повествовательная драма, мне кажется, уже не может. Это, сдаётся, под силу только трагедии, мощной, умеющей поднять и раскрыть сокровенные пласты народной жизни, вековечные проблемы добра и зла, социального быта и исторического, духовного бытия, хотя бы отчасти ответить на самые насущные вопрошания наши, - в художественном и нравственном соотношении с той трагедией, которую переживает сейчас наш народ. Но прежде это надо осознать как трагедию, «пропустить через себя», а это тяжкое дело. И только тогда пытаться найти пути к очищению, катарсису – пасхальному в православном смысле, к возрождению, о каком сейчас так много и подчас пусто говорят. А с кондачка не возродишься. Возрождение – это тяжелейший труд ума, души, сердца, рабочих рук, это сродни родовым мукам...

Знаете, я не любитель пафоса, скорее уж наоборот. Но вот позвольте прочесть строки Юрия Кузнецова, какие запомнились мне сразу и навсегда, да в них и нет пафоса – только искреннее чувство:

Бывают у русского в жизни

Такие минуты, когда

Раздумье его об отчизне

Сияет в душе как звезда...

И главное, конечно, чтобы не угасала в нас эта звезда.

Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"
Комментариев:

Вернуться на главную