Роман КРУГЛОВ (Санкт-Петербург)

Европа и ее (не)желание понять Россию

 

Размышления петербургской писательницы, директора Санкт-Петербургского ПЕН-клуба Елены Чижовой под названием «Русские и их (а)моральность» были напечатаны в газете «Нойе Цюрхер Цайтунг» 23 апреля 2018 года. Продолжает заявленную тему петербургский писатель, кандидат искусствоведения Роман Круглов.

Образ врага

«Почему „простые россияне” не сочувствуют жертвам вооруженных конфликтов в Сирии и на юго-востоке Украины, почему они не осуждают хотя-бы военные преступления, ответственность за которые несёт российское военное командование?» По мнению госпожи Чижовой, подобными вопросами задаются многие разумные европейцы, стремящиеся не осуждать огульно всех «россиян», а понять их. Однако на все вопросы в статье даются весьма категоричные ответы в русле агрессивной пропаганды, нацеленной на создание образа врага.

Как о несомненном факте Чижова пишет о том, что россияне не сочувствуют невинным жертвам и поддерживают «военные авантюры». О том, что нищим семьям погибших русских наемников затыкают рот деньгами и те молчат, чтобы иметь возможность хоть как-то прокормиться. О том, что мораль россиян держится на рабском преклонении перед подавляющей любую свободную мысль машиной тоталитарного государства: «невыразимый страх – без очертаний, фантомный, давящий на желудок – выражается в самых разных формах, будь то истерический „патриотизм”, или – чувство внутреннего единства с большим, непогрешимым „вождем”». Разве это похоже на стремление понять россиян?...

Если «разумные европейцы», которым госпожа Чижова взялась разъяснить ситуацию, действительно стремятся понять нас, то как они могут всерьез воспринимать реплику, всецело основанную на огульном осуждении? Статья полностью построена на выдуманных штампах, формирующих в сознании читателя образ врага – безжалостного, но трусливого, жалкого и подлого. Если у «разумных европейцев» это называется«стремлением понять», то они мыслят в соответствии с лозунгами из антиутопии Оруэлла: «война – это мир, свобода – это рабство, незнание – сила». Проделанная в статье работа по промывке мозгов настолько топорна, что сама себя разоблачает.

Я не сомневаюсь, что среди читателей газеты есть здравомыслящие люди, допускающие плюрализм мнений. К тем, кто, в отличие от автора статьи, действительно стремится понять россиян, а не осуждать их огульно, я и обращаюсь.

Русская писательница?

Нужно ли говорить о том, что ни я, ни любой другой «обычный россиянин» с этой статьей не может быть согласен? Клевеща на целую нацию, госпожа Чижова показала, что к этой нации она имеет лишь опосредованное отношение. Действительно, разве может русский писатель (а именно так представлен автор статьи) быть настолько некомпетентным в области русской литературы? Чижова говорит о том, что тип «маленького человека» введен в русскую литературу Н.В. Гоголем, но это не так. В России общеизвестно, что тема маленького человека особенно широко разрабатывалась после «Станционного смотрителя» А.С. Пушкина. Тема маленького человека имеет интернациональное распространение, а конкретно в русской литературе она появляется почти восемьсот лет назад в «Молении» Даниила Заточника.

Окончательно автор статьи компрометирует себя, называя «обычного россиянина» – «„тварью дрожащей” по Достоевскому». Дело в том, что в романе «Преступление и наказание» идеолог убийства Родион Раскольников называет «тварью дрожащей» человека, обладающего совестью и потому на убийство не способного! Получается, что «русская писательница» Чижова, обвиняющая Россию в аморальности, использует точку зрения убийцы и обвиняет своих соотечественников в… морали. Вероятно, автор пытался высказать что-то иное, но помешало или неумение владеть словом, или редкая для России необразованность. Госпоже Чижовой, вероятно, не известно, что упомянутые в статье классики (Гоголь и Достоевский) – яркие представители «почвеннического» направления русской мысли, это патриоты России, неоднократно дававшие таким как она самую суровую отповедь.

Автор статьи в равной степени некомпетентен в русской классике и в жизни нынешней России. Европейцам, которые действительно хотят понять нас, имеет смысл прислушаться к мнению «обычного россиянина» – того самого, которого так грубо пытается очернить госпожа Чижова.

Подмена понятий

Подлог начинается с утверждения о том, что советский строй изменил русскую ментальность. Автор статьи игнорирует признанный мыслителями как прорусского, так и антирусского направлений факт: советизация в ХХ веке коснулась лишь внешних форм общественной жизни, оставив незыблемым культурное ядро русской нации. Как писал о традиционной русской крестьянской общине замечательный философ Константин Леонтьев, «европейцы, чуя в нас для них что-то неведомое, приходят в ужас при виде этого грозного, как они говорят, „соединения самодержавия с коммунизмом”, который на западе есть кровавая революция, а у нас монархия и вера отцов». О близости русского коммунизма к исконному православию писали многие ученые, обобщенный взгляд на это явление читатель найдет в работе «Истоки и смысл русского коммунизма» Николая Бердяева.

Сама постановка вопросов в статье совершенно беспочвенна. Равнодушие к судьбе невинных жертв – последнее, в чем можно обвинить Россию. Жалость и обостренное чувство справедливости – характерные черты русского менталитета. Русские сострадают невинным жертвам Сирии и Донбасса, как сострадали тысячам невинных жертв неспровоцированной агрессии во Вьетнаме, Югославии, Ираке и т.д. Деятельное сочувствие к угнетаемым и обуславливает то, что Чижова называет «поддержкой военных авантюр».

С первых дней нападения Украины на самопровозглашенные республики Донбасса по всей нашей огромной стране стали возникать фонды помощи. Гражданское население по собственному почину собирает и отправляет в помощь жертвам агрессии деньги, лекарства, еду, одежду, предметы первой необходимости и книги. Многие уезжают добровольцами в горячие точки. Когда наши добровольцы погибают, отстаивая свободу, СМИ не молчат об этом.

Чего хотят русские?

Население России в большинстве своем не вполне удовлетворено нашей внешней политикой. Это связано с тем, что наше государство, к сожалению, не всегда может отстоять право того или иного народа на свободное самоопределение и свои традиционные ценности.

В течение одного только 20 века Россия создала самостоятельную государственность в Финляндии, Польше, Латвии, Эстонии, Литве, Молдавии, Белоруссии, Украине, Сербии – это только в Европе. Однако в наши дни государство, увы, недостаточно сильно, чтобы помочь всем, кто в этом нуждается. Именно поэтому активно проявляет себя гражданское общество.

Ради идеи справедливости русский человек не жалеет себя и идет на подвиг. Госпожа Чижова, не способная понять, как возможно что-то ставить превыше собственной шкуры, всерьез говорит об исчезновение европейских сыров из русских магазинов… 

Самый подлый момент в её статье касается того, как молчат «семьи русских наемников». Наемники есть, например, во Французском Иностранном легионе, а на службе своей страны – кадровые военные. С точки зрения госпожи Чижовой, семьи павших героев почему-то должны жаловаться – как будто воины сражались не по своей воле и защищали не правое дело…

Называя государство «продажный аппарат, своего рода менеджер, которому ты платишь за его эффективную работу по улучшению твоей жизни», Чижова демонстрирует, что симптоматично, западноевропейский взгляд на природу государства. Тем, кто знаком с русской философией и литературой, прекрасно известно, что государство в России всегда было явлением, в первую очередь, идейным. Русское государство – это не наемный работник; это братья и сестры, объединенные общим языком, историей, верой, идеологией. Такой подход характерен как для советской государственности, так и для России в исторической перспективе.

Тем европейцам, которые хотят попытаться понять Россию, следует читать Гоголя и Достоевского, а не русофобов, которые их перевирают. Читать великих русских философов, а также писателей советского периода – Вячеслава Шишкова, Михаила Шолохова, Валентина Распутина. Те, кто ненавидят Россию, не скажут Вам о ней правды, поскольку сами ее не знают. По-видимому, совершенно не хотят знать.

Если же «разумные европейцы» в действительности не пытаются понимать Россию, а предпочитают просто видеть в ней врага – это их выбор. Россия не хочет враждовать ни с кем, но мировая история знает немало примеров того, как нам навязывали войну. Известно, как кончили Наполеон, Гитлер и другие деятели, пытавшиеся привить свободной России «европейские ценности».

Проблемы России

Разумеется, наше государство далеко не идеально, у меня к нему множество претензий. Я говорю об этом прямо, поскольку в нашей печати, в отличие от некоторых западных стран, позволяется высказывать любые точки зрения.

Я, например, не согласен с тем, что госпожа Чижова входит в Оргкомитет премии имени Даниила Гранина – наряду с председателем Российского книжного Союза Сергей Степашиным и губернатором Санкт-Петербурга Валерием Полтавченко. Может быть, Чижову привечают за литературный талант? Его нет и в помине. Только однообразная писанина, лишенная как фантазии, так и жизнеподобия. Один из редакторов журнала «Звезда» говорил мне о творчестве Чижовой, как о текстах нулевого уровня, которые проталкивает в печать «либеральная общественность». Этот уровень Чижовой отлично виден в рассмотренной статье.

«Писательница» исчерпывающе себя охарактеризовала грубым пасквилем, который рассчитан на читателя, не знакомого с русской культурой. Я рекомендовал бы автору больше не мучиться среди ненавистных ей «обычных россиян», а переехать в одну из стран «иудео-христианского мира», как она его называет. Там в магазинах есть европейский сыр, а читатели не уличат ее в необразованности и вранье. К самой госпоже Чижовой у меня нет никаких вопросов.

Круглов Роман Геннадьевич (27.02.1988) – поэт, критик, редактор.
Член секции поэзии Союза Писателей России, член бюро секции критики Союза Писателей России.  Кандидат искусствоведения (специальность – теория и история искусства). Заведующий искусствоведческой частью альманаха «Молодой Санкт-Петербург». Преподаватель Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, Института культурных программ.
Автор книг стихов «История болезни» (2010), «36 кадров» (2012), «Двигатель внутреннего сгорания» (2014), «Гербарий» (2016), сборника литературоведческих и критических статей «Грани» (2013). Лауреат Литературных премий: «Молодой Петербург» (2009 г.), премии им. Б.П. Корнилова «На встречу дня» (2013), премии журнала «Зинзивер» (2015), победитель конкурса одного стихотворения-2016 Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России в номинации «Лучший лирик». В сборниках и периодической печати Санкт-Петербурга, других городов России и зарубежья публикуется с 2000 г.

На  сайте "Российский писатель" были опубликованы статьи Романа Круглова: "Адмиралы, блогеры и другие профессионалы" и "Христианские темы и мотивы в современной русской литературе"

 

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Комментариев:

Вернуться на главную