Наталья КУЗНЕЦОВА
В названии книги слово «нежность», правда, «мятежная», но - лирики ждешь… Сэда – маленькая, милая, интеллигентная, кажущаяся такой хрупкой… И книжечка ее последняя – тоже маленькая, «покет» такой неброский. Но, зная поэта, берешь в руки с каким-то трепетом, предчувствуя, что там будет не все так уж … лирично… Михаил Письменный в своем предисловии много написал о ее корнях – род Захаридов, 12-й век, при Екатерине II и Павле I - архиепископ, князь Иосиф Аргутинский-Долгорукий,сподвижник Суворова и Потемкина, другой ее предок - генерал-адьютант Его Величества Николая I князь Михаил Захарович Аргутинский-Долгорукий, удостоенный высших военных наград Российской Империи, князья Мелик-Каракозовы – свет армянской истории, светивший и России… Сэда Вермишева несет в себе их кровь, веками питавшую вены сплетенных дружбой рук России и Армении. Ответственность перед теми руками, любовь к двум одинаково родным странам, личная боль от их бездумного, жестокого разрыва – поэт вскрывает свои вены и «кровь проступает сквозь речь»… Что на бумаге – слова ли?... Пепел веков стучит в ее сердце… Эта книга обжигает руки. Она – о понятиях, которые в нынешнем бытии стали почти одиозными – отечество, патриотизм, гражданская позиция, дружба народов, единство…Ее предки столетиями трудились не щадя живота над Со-единением – государств, народов, людей в Армении и России – ради мира, ради общего дома, ради любви к ближнему. А вот ей выпало увидеть крушение вековых их усилий и побед, содеянное злой волей продажных сиюминутных властителей, бессилие или тупое бездействие массы, неоправданную безответность владеющих словом… Распался СССР - великая страна, в которой мы родились, никнет Россия, в которую Сэда Вермишева ступила когда-то с любовью, впитанной ею в отчем краю… Это как на твоих глазах убивают дитя, взрощенное большой дружной семьей, членом которой была и ты… «Что отвечу я вам – Дом, Отечество, Вечность»… Она не может взять меч и пойти на битву, она не может организовывать общественно-политические движения или митинги, она не может колесить по городам и весям с проповедями… Но - она может ГОВОРИТЬ, и время для этого пришло. В битву идет ее душа, собирает - ее сердце, проповедует – ее Слово. И эта книжечка – как вызов, как призыв, как штандарт! Сэда – Женщина, ей просто хочется «праздник свой творить /из работы, из забот, из ситца», отсюда архетипически женское – «на чем мне дом/на чем мне праздник строить?». Но откуда в ней архетипически мужское – «мне тесно жить в отмеренных границах/я слышу зов покинутых пространств»? Она дает ответ – «но обрушится связь поколений/ коль в цепи недостанет меня»…И это – Миссия, которую добровольно приняла на себя маленькая женщина, приняла органически, с горькой нежностью и верой…Высота этой миссии обозначена – «из рук распятого Христа/принять нам ношу»… Читаешь, читаешь – и голова кружится от опрокинутой на тебя боли, от пронзающего временами ощущения обессиленности, от последних нот трагизма…И оторваться невозможно, все – правда! Читаешь, не переводя дыхания, потому что кончилось давно, и только мысль буравит висок - ну почему же именно ты, одна, где же остальные?! Нет ответа с «заспанного Парнаса»… У Сэды Вермишевой в каждом вздохе – любовь к России, в которую она канула когда-то, любовь к далям, бескрайности пространств, к ветру, к нескончаемым дорогам. Эта любовь пробивается через российские грязи, летит над разбитыми этими дорогами, сквозь холодные злые дожди и саванные снега – и ей веришь, веришь…Родное все… И боль ее за нашу Родину – тоже наша, своя…И ее исступленная горечь разъедает нашу плоть… Образы ее поэтические насквозь ассоциативны с есенинским надрывом, блоковской тоской, лермонтовской отрешенностью… Ушли поэты серебряного слова, пришла Сэда Вермишева. Ее слова – от горчайшей ироничности до аффективного призыва и моления…«Но я означила черту, с которой не сойду»… Сэда себЯ в жертву приносит нашему российскому страстотерпству, своЮ жизнь кидает на разрыв русскому безмолвию… «И может быть /уже в последний бой /нас поведет /былых времен наследство»… Я ее книжечку эту как обязательный курс читала бы с выражением, медленно, с обязательными объяснениями в начальных классах наших русских школ. Как прививку для «Иванов-не-помнящих-родства»! Может, в малом возрасте стыд еще не перевелся, может, улучшится кровь в детках русских от армянкой придуманной вакцины – «мы – всех легенд сквозная нота»?... А пока – звучит надежда в одном: «плыть, пока не коснутся лица /покинутых сущностей руки /и теплые руки Творца»… |
|
* * * Мы все-таки всех Потеряли, Со всеми расстаться Смогли. И вновь мы, Как прежде, – В Начале Летящего круга Земли. И надо опять воедино Собрать свою душу и плоть – Долины, равнины, низины, – Разора печаль Побороть. Сквозь все прегрешенья И плыть * * * Может, негожие мы Но по-иному Может, слепа я, * * * И песчинкой я в этом сраженье, Но обрушится связь * * * Словно огонь, И ничего ей уже не в резон – Слышите этот губительный * * * Я – только Прах... Я – голос Мира, Я – эхо Бога Слепая жизнь, Колени содраны... Пред Ликом Всемогущим Но мной не правит И оступиться нет * * * Шаг –
| * * * Не предал – Так Господа моли Ломай в смиренье Мы проиграли бой! Ещ..е лишь час – Кто принял вызов? Не предал – Так Господа моли Ломай в смиренье Мы проиграли бой! Еще лишь час – * * * С высот невидимых * * * Я в сердце взрастила А иначе м..ертвой мне Мне боль прожигает рубаху, * * * Лети, * * * Крепить И Лики Святые |