Наталья МЕЛЁХИНА (Вологда)

Семинар молодых авторов на Беловских чтениях-2019

(Заметки руководителя)

21 и 22 октября в Вологде проходил литературный семинар молодых авторов. Я была одним из его ведущих, поэтому считаю своим долгом поделиться объективными фактами и субъективными впечатления.

 

ОБЪЕКТИВНО
— За четыре года своего существования это мероприятие стало одним из ключевых в программе Всероссйиских Беловских чтений, — заявил Иван Поздняков, старший референт Главы города Вологды по вопросам культуры, на открытии семинара молодых авторов 21 октября 2019 года.

И это, действительно, так: именно ключевым. Изначально идея проведения семинара для молодых авторов принадлежит вологодскому писателю Дмитрию Ермакову. В первый год своего существования, 2016-й, возраст участников был строго ограничен — с 14 до 22 лет. И получился неожиданный эксперимент: поскольку литературных семинаров именно для школьников и студентов у нас в стране практически нет, для этой возрастной группы мероприятие в рамках Беловских чтений стало уникальной возможностью получить советы экспертов и коллег-ровесников.

Неудивительно, что уже на первый семинар заявки поступили не только из Вологодской области, но и из других регионов России. И сразу же посыпались просьбы от молодежи увеличить возрастной ценз потенциальных участников до 35 лет.

Организаторы откликнулись на эту просьбу. В 2017 и 2018 году обсуждение велось по двум категориям — 14-17 лет и 18-35 лет, без обычного разделения на номинации «Проза» и «Поэзия». К четвертому мероприятию этот порядок решили изменить.

- Популярность семинара, несомненно, растет. В этом году заявки подали 76 человек, что значительно больше, чем в прошлом. География очень обширная – от Москвы и Санкт-Петербурга до Хабаровска и Камчатки. Впервые в этом году участников разделили не на возрастные группы, как это было у нас ранее (14-17 лет и 18-35 лет), а по номинациям «Поэзия» и «Проза», - пояснила Марина Колесникова, руководитель Центра писателя В.И. Белова.

Заявок от молодых поэтов и прозаиков в 2019 году было подано примерно поровну, а некоторые авторы прислали свои работы в обе номинации. Есть и такие юноши и девушки, которые участвуют в семинаре не первый год.

- Это особенно радует. Значит, литературная учеба на нашем семинаре в предыдущие годы была для них полезна и дала результаты, - замечает Марина Колесникова.

Некоторые «семинаристы» прошлых лет, окончив школу, для продолжения образования выбрали учебные заведения, дающие специальности, связанные с литературным трудом.

 

КАК ЭТО БЫЛО В 2019-м
30 сентября ведущие семинаров отобрали 20 лучших работ (10 в номинации "Проза" и 10 в номинации "Поэзия"). Авторы, попавшие в эти списки, получили приглашения на Беловские чтения. В жюри семинара поэзии вошли Инга Чурбанова (Вологда), Виктор Кирюшин (Москва), Геннадий Сазонов (Вологда), а прозы — Дмитрий Ермаков (Вологда), Андрей Сальников (Вологда), Юрий Фофин (Челябинск) и я, Наталья Мелёхина. В первый день к жюри у прозаиков присоединился писатель Леонид Иванов (Тюмень), а во второй — писатель Лидия Сычёва (Москва). (Наши «послужные списки» тут выкладывать не буду, чтобы не загромождать статью. Подробнее о жюри можно прочитать в постах группы,там же найдете больше фото).

Литературная учёба длилась два дня. 21 октября состоялось торжественное открытие, работа по секциям «Поэзия» и «Проза». Закончился день заседанием круглого стола по теме «Я – читатель. Я – писатель». Молодые поэты и прозаики из разных городов познакомились друг с другом, рассказали о литературной жизни в тех городах, которые они представляют. Поэт Юлия Зайцева (Ярославль) и прозаик Юрий Сычев (Боровичи, Новгородская область) презентовали свои новые книги, а делегация из Нарьян-Мара литературный альманах «Заполярье» и детский журнал «Пунушка».

 

22 октября с утра молодые авторы сходили на экскурсию по Вологде и посетили музей-квартиру В.И. Белова, причем экскурсию для них провела обладательница звания «Лучший гид России» Нина Смелкова.

Затем продолжили свою работу секции «Проза» и «Поэзия». После завершения обсуждений в торжественной обстановке подвели общие итоги семинара, финалистам вручили дипломы и сувениры. Далее началась неофициальная часть вечера. Полина Акимова и Валерий Селивёрстов из Нарьян-Мара порадовали всех музыкальными номерами. Полина сыграла на домре, а Валерий — спел под гитару (кстати, он музыкант рок-группы).

Писатель Леонид Иванов представил свою новую книгу «Суббота — банный день». Оказалось, что Леонид Кириллович — уроженец Вологодской области, а именно села Озерки Вашкинского района. Неудивительно, что деревенская тематика — красная нить всего его творчества. Лидия Сычёва кратко рассказала о своей новой книге «Мёд жизни»: ею открывается новая серия издательства "Вече" - "Любимые", раскрывающая всю многогранность человеческих взаимоотношений.

 

СУБЪЕКТИВНО
А теперь субъективные впечатления от нынешнего семинара прозы. Среди авторов-прозаиков всё меньше абсолютных новичков, всё больше тех, кто в литературе не первый день, несмотря на молодой возраст. Такая тенденция говорит нам о том, что растет статус семинара в рамках Беловских чтений, что молодежь о нем не просто знает, но считает его важным и интересным событием в литературном календаре.

Так Виктория Татур (Москва) и в особенности Ирина Михайлова (Москва) фактически уже сложившиеся писатели со своим сформировавшимся стилем, тематикой, образным рядом и т.д. Виктория на семинаре позиционировала себя как детский автор, представленные ею рассказы «Нанозавры» и «Бабушкино облако» можно и нужно рекомендовать к прочтению, но если «Нанозавры» — это произведение именно для детей, то «Бабушкино облако», скорее, о детях, но для взрослых читателей.

У Ирины все три рассказа хороши, и хоть и есть в ее текстах кой-какие мелкие недочёты, их всё же легко уберет внимательный редактор книги или журнала. «Я слышу», «Подвиг», «Голос» - мне лично понравились все три, но "Я слышу" всё-таки больше за попытку не просто показать, а дать почувствовать читателю, как воспринимают мир глухонемые люди. Как заметил ведущий семинара, главный редактор журнала «Вологодский Лад» Андрей Сальников: «Эти произведения я бы взял для публикации». Конечно, нам всем, экспертам семинара, хотелось бы, чтобы у Ирины вышла и дебютная книга.

По остальным авторам я полностью согласна с Дмитрием Ермаковым. Копирую часть отзыва Дмитрия Анатольевича с его странички в ВК: «Самые хорошие впечатления оставили работы Александры Кузнецовой из Тюменской области, вологжанки Анны Вышегородцевой (это совсем юные девушки 17 и 15 лет). Очень интересную работу представила Полина Пименова (интересно и приятно наблюдать рост литературного мастерства этой девушки), а ведь ей всего 18 лет. Интересны литературные поиски ("северные" рассказы) Анны Фирулёвой. Юрий Сычёв - старожил нашего семинара - растёт творчески, развивается».

Общее наблюдение: в текстах молодых прозаиков много семейных историй почему-то, которые часто заканчиваются трагично, и много рассказов, в которых персонаж (рассказчик) так или иначе возвращается в воспоминаниях к своему детству. Эту же тенденцию отметил и Андрей Константинович Сальников. Даже повесть в жанре фэнтези «Рыжая полоса жизни» от Анны Вышегородцевой — это тоже в какой-то степени семейная история (или даже сага). В ней девочка из многодетной семьи, живущей в райцентре Вытегра, узнает, что новенький мальчишка в классе — на самом деле эльф. Героев ждет множество испытаний и приключений, по ходу повествования они взрослеют и в финале повести женятся. Как и Дмитрия Ермакова, меня тоже очень удивляет, что столь юная девушка в целом справилась с написанием сказочной повести, и вовсе не легковесной, а доброй и светлой по своему содержанию. По сути, вся сказка Ани Вышегородцевой преисполнена уважением к семейным ценностям.

За четыре года ведения семинара заметила, что восприятие мира у авторов в возрасте примерно до 20 лет и старше 20 лет колоссально отличается. До 20 лет авторы часто присылают притчи (им кажется, что они могут научить мир чему-то великому и мудрому), фэнтези (им ошибочно кажется, что фэнтези можно выдумать из головы, без оглядки на реальность), сказки (как правило, с моралью в конце), эссе (как для ЕГЭ) и т.д. Однако в этом возрасте ребята очень по-светлому смотрят на мир, и даже некая мрачность - это всего лишь дань подростковому возрасту. А после 20 лет авторы начинают писать о том, что действительно их волнует, «по-невыдуманному», и вот тут уже, к сожалению, некоторая мрачность - не дань возрасту, а некое следствие невеселого жизненного опыта. Впрочем, это отдельная тема для огромного разговора.

Остается добавить, что по итогам семинара был выпущен сборник лучших работ, а три автора рекомендованы на Всероссийское совещание молодых авторов в Химках в 2020 году. Это поэт Валерий Селиверстов (Нарьян-Мар) и прозаики Виктория Татур (Москва) и Екатерина Рогачева (Смоленск).

 

ДЛЯ СПРАВКИ: Всероссийские Беловские чтения «Белов. Вологда. Россия» — огромное ежегодное мероприятие в честь классика. В этом году оно продлится с 14 по 24 октября и включает в себя научные заседания, концерты, спектакли, Беловский диктант, читательский марафон, презентации книг, круглые столы, телемост между музеями писателей-деревенщиков и т.д. В этом году в чтениях уже приняло участие более 20 000 человек со всей России.

Наталья Мелехина родилась в деревне Полтинино Грязовецкого района Вологодской области, живет в Вологде. Окончила факультет филологии, истории и теории изобразительного искусства ВГПУ. Автор книги прозы. Лауреат конкурса журнала «Север» «Северная звезда» в номинации «Проза» (2012).

 

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Комментариев:

Вернуться на главную