Денис МИХАЛЁВ

Тема Вечности в произведениях Анастасии Черновой

Говоря о творчестве Анастасии Черновой, хотелось бы рассмотреть три ее небольших, но очень, на мой взгляд, знаковых произведения, в которых раскрываются весьма важные и глубокие темы жизни и смерти, одиночества, верности и даже конечной судьбы мира. В отличие от многих молодых писателей современности, ей удалось красиво и образно передать свое восприятие этих сложных и значимых проблем.

 

"Самолет пролетел"

Рассказ "Самолет пролетел" очень светлый по содержанию и легкий по композиции, представляет собой описание одного дня из жизни детей недалекого прошлого нашей страны.

Весь раскрашенный их впечатлениями и эмоциями, он словно переносит нас самих в то недавнее время, когда и мы сами могли также беззаботно, как и они, бегать по берегу Волги, представлять себя отважными капитанами кораблей, борющимися с пиратами и чудовищами, героями совершающими подвиги. Живительный дух детства, обитающий в маленьких героях, перелетает с одного яркого впечатления на другое, находя в них свое основание и смысл.

Вот вернулся с далекого морского похода дядя Петя, и это впечатление воплощается в мечту мальчика стать таким же, как и он. Особенным светом и уютной добротой дополняется эта картина сценой встречи моряка с его женой, их простого и теплого семейного ужина. Ударившая по лицу одной из заигравшихся в перелеске девочек еловая ветка тут же становится лапой сказочного волка, которого их маленький брат берется изловить, чтобы подарить его шкуру дяде Пети. А пролетающий в небе самолет порождает новую мечту и желание мальчика стать летчиком. Наверное, именно этим и ценен посыл этого небольшого рассказа – он напоминает нам об утраченном нами когда-то умении радоваться простым вещам, мечтать и любить,  – обо всем том, что так старательно вымывается из нашей теперешней переполненной суетой жизни.

Особенно интересен рассказ тем, что он начинается и заканчивается рассуждением детей о смерти. И, если в начале произведения это рассуждение представляет из себя попутную зарисовку, то в конце это уже целое философское заключение, поражающее своей духовной глубиной. День, проведенный детьми на природе, позволил им открыть ни много, ни мало, а истину Воскресения:

"Покойники. Но разве так бывает? Нет, не бывает! Сколько раз – весной разливалась Волга, затопляя березовую рощу? Потом вода сходила. Обнажались тонкие стволы, у корней вились низкие кусты, и птицы, слетевшись, пели особенно ярко в ветвях. Так и человек. Пусть и покойник, пусть в земле лежит-лежит, а потом из земли и встал. Ничего особенного. Я ведь и сама не стану в земле лежать. Скучно это".

А ведь, для того,чтобы дойти до таких простых и глубоких рассуждений нужно на самом деле совсем немногое, всего лишь стать по слову Христа такими, как дети, такими же простыми и открытыми, какими показаны они нам в этом рассказе.

 

"Когда затухают фонари"

Это произведение одновременно сочетает в себе гротеск и драму.

Оно является рассказом-символом, в котором аллегорично раскрывается тема одиночества, и того, как личный итог жизни тесно переплетен с конечной судьбой всего мира.

В центре повествования – оставленная всеми старушка Мария Васильевна, живущая в обычной городской квартире и отделенная от остальных жителей дома бетонными стенами, сквозь которые она постоянно слышит шорохи чужой жизни, и только по ним и может оценивать существование своих соседей.

Сквозь сумрак одинокого старушечьего бытия проступают тени ее прошлого в образе умершего год назад любимого кота Мурзика, а время ее жизни, тикающее старым будильником, уже на исходе и нависает над ней кажущимся живым и с каждым днем все сильнее давящим на нее сверху потолком. Обыденная реальность сжимается, искривляется и ее трудно уже становится отделить от потустороннего, что ярко показано в оказавшемся простым телефонным шнуром – хвосте растаявшего в воздухе призрака черного кота.

В жалобах же и ворчании Марии Васильевны видно не только душевное расстройство и капризность пожилого человека, но и некая критическая оценка всей нашей жизни, того, как мы ею не дорожим, расходуем впустую наши силы и душевный свет. Все это символично показано в образе небережливо текущей из крана воды в соседней квартире и бессмысленно горящей лампы в окне напротив.

Чтобы хоть немного ослабить тяготу одиночества, Мария Васильевна общается с молодой соседкой Наташей. В описанной в рассказе встрече с ней старушка внезапно прозревает то, что мир погрузился во мрак конца света, пророчески описывая это словами книги Иоанна Богослова: "Солнце испарилось, небо свернулось свитком, звезды упали в бездну".

Казалось бы, насколько неуместен столь высокий "штиль" по отношению к незначительному масштабу происходящего – ведь на улице всего лишь погасли фонари. Но образ очень ярок и символичен, он снова переносит нас от обыденного к потустороннему, показывая, насколько порой тонка бывает эта грань. Вообще, весь рассказ пронизан системой смысловых параллелей и символических переходов, впрочем, как и сама наша жизнь. Нам лишь нужно в нее зорко вглядеться и не пропустить в ней самого главного, роднящего нас с Вечностью.

 

"Не уходи!"

Это рассказ о человеческом равнодушии и о том, как за повседневной мишурой ненужных впечатлений мы способны забыть о нашем ближнем.

В центре повествования – семейная пара: Галина и неизлечимо больной  Владимир. На протяжении всего рассказа он чувствует приближение своего конца, ощущаемого им в видении обитателей иного мира – сначала бесов, затем умершей матери. Несмотря на страдания своего супруга и просьбы не уходить, не оставлять его одного, Галина остается абсолютно безучастной. Это передается через тонко подмеченные детали: не к месту и не ко времени надетый ею короткий халатик, описание замечательных качеств некой уникальной сардельки, которой она хочет накормить умирающего мужа, и тратит на это так много слов, которые могла бы потратить на утешение мужа.

Не успев завершить свой бессмысленный монолог о пользе колбасного изделия, она бежит в прихожую встречать свою подругу – Самару Дмитриевну. Человек уходит из жизни, а его жена в это время занята бесцельными разговорами с подругой о ее курортных приключениях. И вот уже взволнованная смелым поступком подруги, оставившей своего супруга на Кипре, Галина и сама начинает задумчиво то – снимать, то – снова надевать на безымянный палец свое обручальное кольцо. В это время в одиночестве умирает Владимир.

Пожалуй, что идейное содержание рассказа несколько сгущено, в нем обострены проблемные углы. Но в этом он совершенно уверенно достигает своей цели – обнажает нравственную пустоту семей многих наших современников. Ту самую пустоту, в которой жажда бессмысленных ощущений и пустой болтовни начинает замещать самое элементарное – память о том, что тебя окружают родные люди, которым необходимо нечто большее, чем бытовые материальные дела – хотя бы элементарное сочувствие, не говоря уже о совместном переживании тягот и радостей жизни.

 

Послесловие с объяснением

Завершая небольшой очерк о творчестве Анастасии Черновой, хотелось бы сказать о том, что современной российской литературе очень не хватает таких же простых и глубоких произведений, которые выходят из-под пера молодой московской писательницы. Современный литературный мир переполнен постмодернистскими заумными по форме, но бессмысленными по содержанию текстами, а вот настоящей, проникающей до глубины души прозы в нем очень мало. В этом смысле произведения Анастасии Черновой призваны заполнить эту лакуну и пробудить в нынешнем читателе то светлое, что в нем, несомненно, есть, но о котором он под гнетом нынешнего информационного и социального давления вынужденно забыл.

Денису Михалёву 30 лет. Окончил Православный Свято-Тихоновский Университет. Живёт в г. Анадырь на Чукотке. Постоянный автор журнала «Наследник».

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную