Евгений МИНАЕВ, доктор искусствоведения

ЗОЛУШКА ЭКРАНА

 

 

 

 

В России всегда любили петь. А что пели? Народные песни, русские, конечно. Сегодня русских песен на экране не слыхать. «Редкая птица долетит до середины Днепра», - писал великий русский писатель, по происхождению малоросс Николай Васильевич Гоголь, так и редкая песня долетит до телевизионных каналов. Конечно, речь идет о русской, народной песне.  Потому как нежеланная она гостья на экране. Россия - многонародная страна, чем гордимся и чему радуемся, так как это наше генетическое богатство.  А раз народов много, то и песен должно быть много разных, народных. Ситуация с татарскими, бурятскими, чеченскими и другими песнями несколько иная, чем с русскими. Народы Российской Федерации более бережно относились и относятся к своему певческому наследию, более внимательно сохраняют национальные традиции общения. А ПЕСНЯ – ЭТО И ЕСТЬ ФОРМА ОБЩЕНИЯ ЛЮДЕЙ. С русскими традициями несколько по-другому. Дело дошло до того, что, по мнению некоторых, теперь как бы и русских-то в России не осталось. А раз нет, то и петь русские песни не к чему.

Ох, Русь  моя, куда ты катишься? Или нет. Куда тебя подталкивают? А толкают тебя в беспамятство. У Айтматова человек без памяти назвался манкуртом. Может быть, потеря памяти кому-то и выгодна, но только не русскому человеку. Древний китайский философ Конфуций считал, что « Покажите музыку, какую поет народ, и я скажу, как народ управляется и какова его нравственность».

Сегодня песенных передач на телеэкране хоть пруд пруди. Тут тебе и «Голос» в разных ипостасях, и «Точь в точь», и другие «главные» и «заглавные» программы. Лидирует Киркоров, он самый любимый народом  певец. Песни поет о любви. О любви поют и другие наши «звезды». Видимо, с любовью у народа «нехватка». А о чем еще петь?  У юного исполнителя в программе «Голос дети» спрашивают: «Ты какую музыку любишь?» А он отвечает: «Я люблю рок». Что ж, имеет право. У нас свобода, процветающий песенный либерализм. Правда, цветет он не нашим цветом, не нашими колокольчиками да ромашками. Нам теперь больше орхидеи подавай. Да что греха таить? Я и сам люблю рок. Еще и французскую песню люблю, и английскую, особо песни Битлз.  А куда сегодня без них? Нашинские они теперь, родные. А «Мыла Маруся белые ножки» - это про что? Откедово? Ни один даже мало-мальски музыкально развитый ребенок вам ничего и не скажет. Маруся теперь больше Мари зовется. Так современней.

Ох, признают меня русофилом. Даже не признают, а скорее обвинят. И будут клеймить меня позором. Ишь, чего ему захотелось? Русские песни с экрана послушать. До чего дошел человек в своем  НАЦИОНАЛЬНОМ ПАТРИОТИЗМЕ! ПРОТИВ РОКА ПОШЕЛ? Клянусь мамой, я не против рока.  Просто местечка хочу на экране и для русской народной песни. Ничего больше. Пусть звучат английские и американские хорошие песни. Я их тоже очень даже почитаю. «Yesterday!» тоже люблю. Но вот угораздило же меня родиться в России (кажется, Пушкин - наше Солнце, наше ВСЁ, тоже так сказал), а значит, и песню русскую люблю по происхождению. И ничего не могу с собой сделать. Бывает ответная любовь и соответственно – безответная. У меня она и такая, и всякая другая. В общем, какая есть, но точно, что есть. И точно, что она русская песня:  распевная, завораживающая, раздольная, широкая по мелодике, и ох! какая бывает озорная, веселая по ритмике, и притом всегда русская, а, значит, мою душу греющая, пусть в ней и поется про «мороз, мороз!» Ведь, русская песня наполнила музыку и Михаила Глинки, и Петра Чайковского, и Сергея Рахманинова многих других великих русских композиторов признанных во всем мире. 

Мысленно и вслух всегда говорю благодарственные слова Арине Родионовне, няне Александра Сергеевича Пушкина за то, что она передала ему живой русский язык. Из уст в уста! Ах, как жаль, что пела она, видимо, негромко, и пела только ему одному свои песни. А до нас если и дошли, да и то, только мелодичностью текстов сказок.

Из уст в уста! А как оно происходит? Дети – народ впечатлительный и памятливый. Что лежа в колыбели слышит, то и запоминает. Но что он может услышать от обряженных в короткие юбки или брюки своих мамаш? Какие песни поются малышам, когда они еще в утробе материнской произрастают? Одно время пели про бухгалтера. А что? Хорошая была песня. Но дело дальше уровня бухгалтера не пошло. Про банкира петь не стал народ. Сегодня, как в советские застойные года, все еще поют детям «Пусть бегут, неуклюже пешеходы по лужам». Песня хорошая. А что народ у нас неуклюжий, так это ничего, зато шустрый, и все еще бежит. Так что петь малышам про белые ножки Маруси, которые она моет и моет в речке, и про гусей тоже белых, которые к ней плывут, практически некому. Может в деревнях, еще сохранившихся в российских просторах, кто-то и помнит песню про Марусю, и про гусей, и о строгостях свекрови, а может, и нет, не помнят. Но, не буду сгущать краски. Поют, поют еще в деревнях, есть еще и русские певуньи, сказительницы, но ходу на экран им нету. Видимо, ни к чему они широкому  телезрителю. Зачем баламутить народ, всякий смысл в песню вкладывать? Вот про любовь бесконечную пусть и слушают, эдакий безостановочный монолог про любовь. Фактически всякий другой смысл из современной песни изгнан,  теперь только про любовь. Не к Родине, конечно, не к тихой речке, что течет «издалека долго», а потом становится великой русской рекой Волгой. Нет! Просто, слушайте с экрана про страдания по любви. Впрочем, любовь сегодня чаще в песнях (как и в жизни) подменяется сексом. Образы верности, надежды, которые как компас земной, давно улетучились из песенных текстов. Сегодня просто, «стою и курю». А еще песня должна сразу идти прямо «в ноги», минуя голову, сердце, потому как лишенная  других смыслов песня, лучше наполняет желудок, то есть служит финансовым основанием успеха. Правда и здесь особых достижений что-то не слышно, все больше копирование из жанра программ «Точь в точь» и не более. Но, видимо, руководителей телеканалов это вполне устраивает. Маруся с ее чистыми ножками, да гусями, просто не к экранному двору. А жаль!    Мы все-таки живем в России. Могли бы найти местечко русской народной песне на экранах отечественных каналов.

Евгений Анатольевич Минаев - профессор, доктор искусствоведения, заведующий кафедрой театрального искусства Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма. Занимал пост заместителя главного редактора Главной редакции музыкальных программ Центрального телевидения СССР. Испонитель авторских песен
Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную