Ох, Русь моя, куда ты катишься? Или нет. Куда тебя подталкивают? А толкают тебя в беспамятство. У Айтматова человек без памяти назвался манкуртом. Может быть, потеря памяти кому-то и выгодна, но только не русскому человеку. Древний китайский философ Конфуций считал, что « Покажите музыку, какую поет народ, и я скажу, как народ управляется и какова его нравственность». Сегодня песенных передач на телеэкране хоть пруд пруди. Тут тебе и «Голос» в разных ипостасях, и «Точь в точь», и другие «главные» и «заглавные» программы. Лидирует Киркоров, он самый любимый народом певец. Песни поет о любви. О любви поют и другие наши «звезды». Видимо, с любовью у народа «нехватка». А о чем еще петь? У юного исполнителя в программе «Голос дети» спрашивают: «Ты какую музыку любишь?» А он отвечает: «Я люблю рок». Что ж, имеет право. У нас свобода, процветающий песенный либерализм. Правда, цветет он не нашим цветом, не нашими колокольчиками да ромашками. Нам теперь больше орхидеи подавай. Да что греха таить? Я и сам люблю рок. Еще и французскую песню люблю, и английскую, особо песни Битлз. А куда сегодня без них? Нашинские они теперь, родные. А «Мыла Маруся белые ножки» - это про что? Откедово? Ни один даже мало-мальски музыкально развитый ребенок вам ничего и не скажет. Маруся теперь больше Мари зовется. Так современней. Ох, признают меня русофилом. Даже не признают, а скорее обвинят. И будут клеймить меня позором. Ишь, чего ему захотелось? Русские песни с экрана послушать. До чего дошел человек в своем НАЦИОНАЛЬНОМ ПАТРИОТИЗМЕ! ПРОТИВ РОКА ПОШЕЛ? Клянусь мамой, я не против рока. Просто местечка хочу на экране и для русской народной песни. Ничего больше. Пусть звучат английские и американские хорошие песни. Я их тоже очень даже почитаю. «Yesterday!» тоже люблю. Но вот угораздило же меня родиться в России (кажется, Пушкин - наше Солнце, наше ВСЁ, тоже так сказал), а значит, и песню русскую люблю по происхождению. И ничего не могу с собой сделать. Бывает ответная любовь и соответственно – безответная. У меня она и такая, и всякая другая. В общем, какая есть, но точно, что есть. И точно, что она русская песня: распевная, завораживающая, раздольная, широкая по мелодике, и ох! какая бывает озорная, веселая по ритмике, и притом всегда русская, а, значит, мою душу греющая, пусть в ней и поется про «мороз, мороз!» Ведь, русская песня наполнила музыку и Михаила Глинки, и Петра Чайковского, и Сергея Рахманинова многих других великих русских композиторов признанных во всем мире. Мысленно и вслух всегда говорю благодарственные слова Арине Родионовне, няне Александра Сергеевича Пушкина за то, что она передала ему живой русский язык. Из уст в уста! Ах, как жаль, что пела она, видимо, негромко, и пела только ему одному свои песни. А до нас если и дошли, да и то, только мелодичностью текстов сказок. Из уст в уста! А как оно происходит? Дети – народ впечатлительный и памятливый. Что лежа в колыбели слышит, то и запоминает. Но что он может услышать от обряженных в короткие юбки или брюки своих мамаш? Какие песни поются малышам, когда они еще в утробе материнской произрастают? Одно время пели про бухгалтера. А что? Хорошая была песня. Но дело дальше уровня бухгалтера не пошло. Про банкира петь не стал народ. Сегодня, как в советские застойные года, все еще поют детям «Пусть бегут, неуклюже пешеходы по лужам». Песня хорошая. А что народ у нас неуклюжий, так это ничего, зато шустрый, и все еще бежит. Так что петь малышам про белые ножки Маруси, которые она моет и моет в речке, и про гусей тоже белых, которые к ней плывут, практически некому. Может в деревнях, еще сохранившихся в российских просторах, кто-то и помнит песню про Марусю, и про гусей, и о строгостях свекрови, а может, и нет, не помнят. Но, не буду сгущать краски. Поют, поют еще в деревнях, есть еще и русские певуньи, сказительницы, но ходу на экран им нету. Видимо, ни к чему они широкому телезрителю. Зачем баламутить народ, всякий смысл в песню вкладывать? Вот про любовь бесконечную пусть и слушают, эдакий безостановочный монолог про любовь. Фактически всякий другой смысл из современной песни изгнан, теперь только про любовь. Не к Родине, конечно, не к тихой речке, что течет «издалека долго», а потом становится великой русской рекой Волгой. Нет! Просто, слушайте с экрана про страдания по любви. Впрочем, любовь сегодня чаще в песнях (как и в жизни) подменяется сексом. Образы верности, надежды, которые как компас земной, давно улетучились из песенных текстов. Сегодня просто, «стою и курю». А еще песня должна сразу идти прямо «в ноги», минуя голову, сердце, потому как лишенная других смыслов песня, лучше наполняет желудок, то есть служит финансовым основанием успеха. Правда и здесь особых достижений что-то не слышно, все больше копирование из жанра программ «Точь в точь» и не более. Но, видимо, руководителей телеканалов это вполне устраивает. Маруся с ее чистыми ножками, да гусями, просто не к экранному двору. А жаль! Мы все-таки живем в России. Могли бы найти местечко русской народной песне на экранах отечественных каналов. Евгений Анатольевич Минаев - профессор, доктор искусствоведения, заведующий кафедрой театрального искусства Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма. Занимал пост заместителя главного редактора Главной редакции музыкальных программ Центрального телевидения СССР. Испонитель авторских песен |