НАША АНКЕТА
Во весь рост!

1. Ваше самоощущение в современном обществе?
2. Вам как писателю в первую очередь хочется высказаться или – создать произведение искусства (хотя, вроде бы, важно и то, и другое)?
3. Свыше получает, читателю передает – таким было всегда представление о писателе. Насколько утратил сегодня писатель своё сакральное значение? Нет ли у вас ощущения, что современный литературный процесс уже не является своего рода общегражданским форумом? Какова перспектива у коммерческой литературы, доверившейся ощущению, что «Бог умер» даже не в религиозном, а в общефилософском значении этого ницшеанского образа современного мира?
4. У нас теперь появились «фабрики звезд», в том числе, в литературе, и, скажем так, талант перестал быть главным компонентом на пути к славе. Мечтаете ли вы, противостоящий медийным фабрикам кустарь-одиночка, о славе? Или все-таки – «нас мало избранных»?
5. Каковы ваша самая горячая мысль и ваше самое тревожное обращение к современному читателю?
6. Мы живем в новом тысячелетии, после многих революций и связанных с ними катастроф, после двух коренных ломок общественного строя, причем вторая предполагает полный отказ от христианских норм жизни, а, следовательно, коренным образом меняет наш национальный менталитет. Возможна ли в современной литературе связь с литературой прошлых эпох? Какие книги из прошлого, включая ХХ век, могу быть актуальны сегодня и почему?
7. Какого вопроса вы от нас не дождались и что бы вы на этот вопрос ответили?

Ответ не должен превышать 12 000 знаков (одна газетная полоса). Если будут предложения по содержанию вопросов рубрики, мы будем рады принять их.

"... Все, что мне хочется, я делаю"

1. Я чувствую себя нужной: в семье, в обществе, в политике. На своей площади идеи я спокойно противостою любому оппоненту. Другое дело, что площадь эта невелика. Ибо тиражи русских журналов мизерны, книг – тоже, а дорога на телевидение русским писателям закрыта.

2. Все, что мне хочется, я делаю. И, может, это единственный плюс нашего времени, что пока можно озвучивать любое мнение, вплоть до абсурдного. Опять же, озвучивать-то можно, но далее используется самый простой способ уничтожения – замалчивание. Вроде, и сказано, да не обнародовано. Не распространено, не обкатано, а сразу после рождения закутано в бездну тишины. Так, дано на прослушку маленькой группке присутствующих, как правило, группке антогонистической. А сегодня многого не понимают даже единомышленники.То же и с книгами, тем более, учитывая их мизерные тиражи.

3. К насчет «свыше». Мне всегда казалось интеллигентским преувеличением это «свыше». Разве что в пушкинском по отношению к привычке, которая « замена счастию» «свыше» иронически поставлено на место. Как показывает практика все, что талантливо, появляется в мире не на пустом месте, а передается по наследству от предков, воспитывается средой, но, самое главное, извлекается из сердца художника поствленным с детства духовным уровнем, в течение жизни обогащаемым духовным опытом.А этого не дает ни одно высшее образование.И без этого невидимого фундамента любая, самая талантливая,самая интеллектуальная литература остается только игрой ума.

Если же говорить о больших художниках, чьей задачей во все времена была забота о нравственном качестве общества и своего народа, не повторяясь в перечислении уникальных трудов наших живых классиков: Валентина Распутина, Василия Белова, Владимира Личутина, бессмертных работ Игоря Шафаревича, Станислава и Сергея Куняевых и многих-многих других известных и неизвестных, в силу обстоятельств, талантливых моих современников могу назвать последнюю из потрясших меня книг - повесть замечательного сибирского, ныне московского писателя Василия Дворцова «Тогда, когда случится». Это повесть-Летопись, повесть-Совесть, повесть-Укор русскому народу в незнании собственной истории, повесть-Мужество, повесть-Гнев и Любовь. На 220 страницах автору удалось создать общенациональный труд по исследованию, анализу и художественному воплощению южно-русской трагедии России, превосходящей классические, но театральные греческие трагедии.

Что же касается общелитературного процесса, о каком «общем» можно говорить, когда не решена проблема государствообразующего русского народа. Он, составляющий большинство населения и собственно русских территорий, и национальных республик, каким-то образом сам «национальным» не является, ибо не имеет конституционных прав бывших автономий.Интересно, что мы будем говорить о русском народе, если откроем границы с Европой. И наши неправдозащитники свободы от совести начнут нам объяснять с европейской точки зрения, как мы должны относится к нашим бывшим автономиям?! И каким из этих самых западных стран стоило бы объединиться с нашими финнами,уграми, тюрками, немцами и им несть числа. До литературного ли здесь процесса, если у государства нет идеологии?!А у писателя нет конкретного представления, что же это такое русский народ сегодня и какое его ждет будущее?

4. Честно говоря, о славе я не думала никогда. В юности мне хотелось доказать мужчинам, что и женщины чего-то стоят в литературе. Но именно мужчинам. Т.к. тогда существовало поветерие, что литература не женского ума дело. Но это скоро прошло. Может, покажется неправдой, но где-то с 13 лет, т.е. с 1956 года, я начала понимать, что мы как народ стали хуже. Жить стали лучше, а появилась зависть, недоброжелательность. В нашем маленьком тогда городе это было очень видно. Именно поэтому я начала писать стихи, чтобы показать, какая прекрасная у нас душа, какими мы можем быть достойными своих предков. Повзрослев, я убедилась, что мы стали менее сплочены, более зыбки в идеалах, более подвержены каким-то абстракциям. Это единственное, что меня с той поры и волнует. Именно в поисках ответа на вопрос «почему мы сделались хуже» я и стала русским национальным поэтом, прости меня, Господи, если это не так.

5. Как русский православный человек я обращаюсь ко всем русским людям:

Дорогие мои современники! Обратите внимание, как за какие-то 20 лет перестройки мы перестали говорить о том, что испокон веков Россия является православной страной. Именно православие изначально объединило разноплеменные земли под сводами Русской Православной Церкви и дало нам общие фундаментальные основы нравственности и патриотизма. Да, мы всегда мирно сосуществовали с исламом на территории России. И это единственный мировой опыт такого сосуществования. Впрочем, как издавна мирно сосуществуем и с другими традиционными религиями. Но это совсем не значит, что в угоду мнимой свободе совести мы должны забыть свою историю, свои традиции, свои идеалы. Нельзя зачеркнуть память большей части населения государства в угоду какой бы то ни было «демократии». Ибо истинная демократия – власть народа. И если основная, русская, часть жителей государства лишается своей исторической памяти, рассеивается по территориям, имеющим свои национальные имена, вычленяющие их из общего православного мира, то о какой демократии может идти речь? Русские люди, разве вы не видите, какой подъем испытывают сегодня ислам, буддизм, иудаизм? Какой интерес к истории своих религий? История же России навсегда связана с историей Русской Православной Церкви. И без этой истории мы будем представлять собой уже какое-то другое государство.Неужели мы позволим разорвать наше единое духовное пространство, которое тысячелетие создавалось нашими предками?

6. Для того, чтобы согласиться со списком литературы, который я могла бы предложить, сначала необходимо сообщить нашим читателям, что в ХХ веке вышла замечательная книга молодого русского писателя, профессора МГУ С.В. Перевезенцева «Смысл русской истории», на основе которой им вместе с женой Татьяной Перевезенцевой разработаны и изданы уже учебники « История России» для 6 и 7 классов. Сейчас эти авторы работают над следующими книгами для русской школы. Книги представлены в интернете.Что касается русских писателей, они знают, что надо читать. А основная масса читателей без знакомства с основами русской истории просто не осознает всей глубины проблемы. Ибо как справедливо сказал кто-то из современных русских историков: в 1917 году на историю России был опущен железный занавес. И я не хочу ссорить родной соборный народ по партийному признаку. Осознав свое духовное единство, он сам преодолеет смуту сегодняшнего дня. Сначала нужно познакомиться с собственным великим прошлым. Тогда понятней станет и настоящее. Из потрясших лично меня последних книг я уже назвала книгу Василия Дворцова «Тогда, когда случится».

7. Меня устроили все ваши вопросы. Ничего больше, чем сказано в моих ответах, меня как поэта не волнует. Так как именно все вышеназванное и приводит к падению нравственности, снижению уровня патриотизма, унынию молодежи, лишенной идеалов и так далее, так далее. Так дале-е-е-е-е-е-е-е-е.

Ответ не должен превышать 12 000 знаков (одна газетная полоса). Если будут предложения по содержанию вопросов рубрики, мы будем рады принять их.


Комментариев:

Вернуться на главную