Сергей МОРОЗОВ (Новокузнецк, Кемеровская обл.)

Заря нигилизма

1. Производство Гоголей

Я думаю, что в России много хороших писателей. Только о них никто не знает. И скорее всего, не узнает никогда. Откуда? Книжки их не печатаются, а письмо в стол и на жесткий диск не приведет их к посмертной славе.

К тому же качество текста нынче никак не связано с различением писателей плохих и хороших. В этом мало кто разбирается по существу, и судят, в основном, исходя из собственного опыта.

«Кому и кобыла невеста». Поэтому хороший писатель теперь – это тот, кого принято считать таковым. Ну и конечно же, здесь очень важно крикнуть во всеуслышанье, что он народился. Кого прокричали, тот и хорош, а остальные - бездари, графоманы, или так, «приходите завтра!»

Таким крикливым способом писателей у нас народилось в последние годы много. Появился свой Гомер – Сергей Самсонов, Федор Гладков в юбке – Ксения Букша, Максим Горький – Захар Прилепин, и даже наш, российский «Умберто Эко» - Евгений Водолазкин. И все это, не считая разных мелких Гоголей – от Ирины Денежкиной до Анны Козловой, от Андрея Геласимова до Антона Секисова.
Читать их, конечно, невозможно, да и по большому счету бессмысленно, но ведь это не самое главное. Важнее, что у нас есть штуки, штатные единицы «больших писателей», есть позитив, движение вперед, радужные перспективы и еще много чего. Духовность прирастает, а слухи о смерти отечественной литературы преувеличены.

Никогда еще российская литература не была так велика и богата! И пускай ее рейтинг на мировой арене и в самом российском обществе примерно такой же, как у сборной России по футболу, главное, что есть свои «звезды», есть, кого отрядить на ярмарки и конференции как лицо новой российской прозы.

То есть в литературе, как и во всякой другой сфере с успехом освоили метод создания видимости успехов и достижений за счет шума и гама. «Вперед, Россия!» - вот что важно. Поэтому уже не удивляешься тому, что процесс выращивания Гоголей в последние недели решили поставить на поток. Гоголи растут как шампиньоны в подсобном хозяйстве промышленными масштабами. Впрочем, над шампиньонами еще потрудиться надо, а здесь всего и делов-то, рот открыть: «настоящая литература», «в России появился большой писатель». Хорошо бы, чтоб рот этот был поизвестней, пораскрученней (например, как у Галины Юзефович) – вот и вся хитрость, потому что таким ртам у нас верят вернее, чем Господу Богу. А кто не верит, тот либо оригинальничает для пиара, либо вообще ничего не понимает, «непрофессионал».

В общем-то, такую раздачу ярлыков у нас даже раскруткой сложно назвать, потому что раскрутка подразумевала бы рынок и широкий круг читателей. Но их у нас по существу нет. Просто идет процесс заполнения пустот, имитация деятельности. И вполне возможно, люди от скуки изобретают некое движение, молодую поросль, смену поколений. Почему изобретают, а не открывают в действительности? Да потому что поверить всерьез в то, что называемые имена реально собой что-то представляют невозможно. Берешь в руки текст и понимаешь, что рядом с заслуживающей внимания литературой эти люди и рядом не стояли. Да и шум вокруг отдельной  персоны стоит недолго, пара-другая дней, и все – переход к новому снаряду. «Новый Гоголь», «настоящий писатель» - это такое переходящее звание, как «ударник социалистического труда». Здесь опять-таки главное - количество, а не качество. Гоголи должны прибывать с каждым днем, а куда они потом деваются, это уже не так важно. Ругали советскую действительность за показуху и формальное отношение к выполнению плановых показателей, так тут уж давно перекрыли социалистических лакировщиков.

Пару-тройку недель назад в «отличные писатели» попал у нас Владимир Медведев с криво сшитым романом «Заххок». На этой неделе надежд российской литературы аж две штуки сразу – Дмитрий «Метро» Глуховский и Ольга Брейнингер. Что объединяет эти три фигуры? Почему за ними будущее?

Все три романа с полки, где стоят Олег Рой и какая-нибудь Марта Кетро. То есть ничего великого-глубокого там нет, кроме претензий и амбиций. Последнее тоже, говоря откровенно, не новость, у нас ведь и детективы пишутся то и дело «под Достоевского». Обычное рядовое чтиво, между сериалом и сном. С формой и стилем у всех троих большие проблемы. Равно как и с содержанием. Нынче, когда в литературе ценится конкретика, они по-прежнему болтаются на уровне абстракций: «человек-зверь» (Медведев), «не пей из лужи, козленочком станешь» (Глуховский), «невыносимая легкость бытия» (Брейнингер).

Почему ж выбраны они?

Помимо указанной выше причины избрания в «надежды» (имитация движухи, смены поколений, нормальной работы литературы), может быть еще множество других объяснений: личная заинтересованность, элементарный прикол, спортивное состязание (метают же где-то коровьи лепешки «кто дальше?», почему бы с литературой такое не попробовать?). Но в контексте темы «производство Гоголей», примечательно другое, лежащее на поверхности объяснение - «под Запад пишут». У Медведева всякая там  экзотика, у Глуховского - новые технологии (хотя на самом деле - нет, потому что обзор содержания телефона убитого полицейского и взаимодействие с ним на 250 страницах выглядит искусственно, неубедительно, литературно), у Брейнингер – глобальный мир.

Получается, что поскребешь так наших новых «настоящих писателей», и увидишь в итоге «Произведено в России, по лицензии…». Ну а качество, уже сказано, известно какое. Вот тебе и все импортозамещение с реальным производством. Вот такие нынче Гоголи. Обман один. Как и везде.

https://clck.ru/SpuLb

 

2. Заря нигилизма

Начинать всегда следует с простых (они же главные) вопросов.

Зачем все это? Для чего мы читаем?

Раньше ответить на него не составляло труда: познание, воспитание, развлечение. Чтение всегда имело функциональное значение, практический смысл (отдых сюда тоже относится).

Современная литература (отечественная в особенности) слабо со всем этим справляется.

Теперь смысл, цель потеряны. Знание не обязательно, мораль – фикция и манипуляция. Развлекать разучились, да и неохота: быть интересным значит опуститься до уровня быдла.

Некогда литература была местом особого рода коммуникации. Автор делился чем-то с читателем в надежде на отклик, диалог, обсуждение. Ныне пространства для диалога полно, а обмениваться нечем и незачем. Звать к чему-то? «Россия исчерпала лимит на революции»*. Прививать ценности? Так в качестве общеобязательных их отменили. Теперь у каждого свои. Автор их уже не распространяет, а всего лишь делится, рассказывает. Сообщить о происходящем? Так мы из интернета все знаем.

Автору нечего сказать читателю, а читателю промолвить в ответ. Книга, ранее бывшая источником серьезного разговора, перестала быть поводом даже для светской беседы. Разговора вокруг пустоты быть не может. Суть выветрилась, остались лишь статусные позиции – автор, читатель, издатель. Автор выше только по факту написания текста. Читатель ниже его – ведь он должен все это читать, да еще в идеале оплачивать. Содержание не имеет значения.  Содержание ценно лишь с точки зрения рассказа автора о себе – отсюда любовь писателей к автофикшну.

Быть автором пока еще почетно. Но и то в относительном, а не в абсолютном смысле.

Слово Анастасии Мироновой: «Литература в России (конечно, при условии, что тебя читают) – это куда более прочное и безопасное место, чем публицистика».

В переводе на русский  это означает «литература – последнее прибежище негодяя». Позиция автора – сейвик для личного профиля: «Писателя читают долго» (не будем разочаровывать Анастасию).

Читательская масса – не более чем инструмент, обеспечивающий сохранность писательской личности. Читатель – средство, а не цель.

Для самого читателя литература из сферы продуцирования сил, эмоций, характера, морального сознания превратилась в сферу истощения.

«Читатель» - нет такого сейва, сохраненки для личности. Книга стала жвачкой, чем-то бесполезным, заполняющим время, отпущенное на нее. Читать - значит убивать время. Значит, заниматься ничем. Делать что-то такое, что не имеет никакого результата, практической пользы.

Точка зрения не новая. Читающего человека и раньше часто называли бездельником. «Все работают, а он только книжечки почитывает». Но только сейчас этот старый взгляд воплощен в жизнь, стал отражением происходящего в литературе. Читать - значит выпасть из жизни, значит - перестать развиваться.

Однако даже ничто, в которое превратилась литература в последние десятилетия это тоже нечто. Только негативное в своей основе.

Лишившись своего изначального функционального назначения, но не перестав существовать физически, литература и книгоиздание превратились в нечто противоположное, не в сферу развития личности, а в сферу ее деградации. Продуктивная пара «производство-потребление» сменилась на свою противоположность - дегенеративное производство и такое же дегенеративное потребление.

Такова общественная функция современной литературы – оглупление, деинтеллектуализация личности, ее обуздание, содержание в загоне семейной саги, в узде эротомании, на поводке коротких и маленьких политизированных мыслей-лозунгов, в кругу малых дел.

В какой-то мере такой переход был неизбежен. Не может же быть такого, чтоб все общество отступало, впадало в спячку, а литература по-прежнему будила и звала.  У общества действительно оказался прочный желудок. Оно проглотило и литературу. Перспектив роста нет, будущее отменили. Весь XX век шла разборка с большими идеями. Следовало их выветрить и из литературы.

Мысль Владимира Войновича, о том, что «свобода лучше литературы» следует прочитывать не только в том смысле, что всеобщее чтение – признак тоталитаризма, а при демократии можно и не читать, но и в том, что у литературы в эпоху падения всеобщих смыслов и ценностей остается лишь одна функция – идеологическая. Идеи ушли, осталась идеология, причем такая, которая исключит появление любых иных, альтернативных.

Это интуитивно чувствовалось у нас на протяжении последних десятилетий. Закрепилось и оформилось в виде двухпартийной системы – либеральной и консервативно-патриотической. И в том, и в другом лагере эстетическая ценность текстов и моральный авторитет писателя определялись его политическими убеждениями. В обоих партиях текст имел смысл только тогда, когда попадал в определенную идеологическую струю.

Важны были не творческие достижения, а верность догматике. Слово «творчество» вообще стало малоупотребительным. И потому что его не стало, и потому, что оно не требовалось. Творчество предполагало новизну, новизна - выход за колючую проволоку разговоров о сталинских лагерях или дедовскую деревенскую поскотину. Без творчества письмо стало идеологизированным, имитационным, шаблонным, схематичным. В том лагере – плывут пароходы с заключенными, и несется плач интеллигенции по чему-нибудь, в этом – благодатно дымит святая печная Русь, мужики и бабы расселись на завалинке. Там требовался доморощенный модернизм. Здесь верность заветам классики (несмотря на то, что та вовсе не была деревенской), высокому дедушкиному реализму.

Собственно в этих условиях и критика потеряла всякий смысл как оценка эстетических достоинств. Текст мог быть воспринят только с точки зрения идеологической значимости – неважно, память ли это о тоталитарной травме, прославление сексуальной свободы, гуманного отношения к меньшинствам или «развитие традиций».

Написать что-то вразрез, самому, выпадая из предписанных тем и положений, означало остаться за бортом очерченного литературным «светом» пространства большой литературы.

То же самое произошло и с читателем. Его формовка, воспользуемся словом Николая Добренко, считающего, что прокрустово ложе работало только в советские времена, шла в направлении дрессировки существа, ориентированного на определенный набор тем, на определенную ее подачу, которые так или иначе оправдывают сложившийся порядок, рисуют его как лучшую эпоху «в истории России и человечества». Никогда еще мы не жили так хорошо, и лучше жить не будем – вот то, вокруг крутится вся современная литература, даже когда ноет о бедствиях и неустройствах сегодняшнего дня.

Алексей Варламов едва ли не в каждом интервью говорит о том, что современная литература не знает цензуры.

Это не то заблуждение, не то лукавство. Отсутствие цензуры в современной литературе мотивировано не изобилием свободы, а тем, что она вся, целиком, на выходе имеет сейчас подцензурный характер. Незачем контролировать того, кто и так уже знает границы дозволенного литературной идеологией, кто свыкся с тем, что не летать ему соколом по поднебесью.

Общая позиция, озвучиваемая теперь: литература не должна искать, тогда она не будет и проповедовать.

Литература должна транслировать уже готовое, найденное, стать лексиконом прописных истин. Потому что иных истин искать и не надобно.

«Властители дум сейчас не возникнут, и слава Богу» - заявляет главный редактор «Литературной газеты» Максим Замшев.

Вот так откровенно. Но ценно, что не затаился и сказал напрямую. Все верно. Дела обстоят так, что к литературному рулю не могут быть подпущены люди такого властительно-думающего, размышляющего рода. Вся система работает на это. То есть не нужны не только властители, с чем еще как-то можно было согласиться, но и сами думы.

Дозволенное – это уровень Водолазкина: «Российские писатели пишут ради некой сверхзадачи – помочь человеку, сделать так, чтобы читателю стало легче».

Легче! Вот лозунг эпохи.

Быть слегка вдумчивым, в меру моралистом. И побольше оптимистом.

А вот мнение Алексея Макушинского, попавшего в первые ряды литературы, видимо, за генетические заслуги перед ней, за то, что потомок родителя «Детей Арбата»: «Мне кажется, что одно из преимуществ нашего времени в том, что литература утратила свою традиционную роль, свою общественную миссию. Традиционная русская литература, которая собой замещала все… утрачивает свою роль. Я считаю, что это позитивный фактор… Все же это признак какой-то нормализации».

То есть литература перестает быть литературой. Она становится ничем. Это нормально.

Вот на таком фоне, среди вот такого откровенного признания, что мы входим в стадию нормального легкого дебилизма, возникают возгласы о нигилизме.

Но разве то, что творилось последние годы в литературе - не нигилизм в чистом виде? Литературу превратили в пустое место. Это признает даже новоявленный «защитник» отечественной словесности Герман Садулаев. Правда, просит при этом сохранить ее для потомков именно в таком виде.

Современные попытки отстоять существующее положение с паразитарным существованием толстых журналов, залезших в карман налогоплательщику, распределительной премиальной системой, убеждением, что литература не только может, но и должна существовать без читателя  - разве это не нигилизм чистой воды?

У нас нет ничего. Литературные функционеры хотят, чтобы так было и дальше.

Их устраивает контролируемая (только малое может быть легко контролируемо) небольшая сфера для немногих. Что бы им пришлось делать с тем, если бы литературы оказалось много? Неподцензурная, интернетная литература и критика пугает не непрофессионализмом (откройте, к примеру, того же Водолазкина, ну что там профессионального?), а принципиальной своей неподконтрольностью, неуловимостью. Там может быть что угодно, в том числе и то, из чего что-то выйдет. В том числе и то, что отрицается последние годы – адекватное восприятие действительности, должные моральные ориентиры, вообще тот род литературы, который не согласуется с тем, что дозволен ныне литературным начальством и функционерами.  Вдруг возникнет, что-то новое, интересное, а вовсе не съеживающееся и не умирающее?

Все последние годы бытования литературы – превращение ее в совершенно бесполезную вещь, не имеющую никакого позитивного значения для общества. Поэтому возмущение Сергея Белякова тем, что стрим с вручения премии «Большая книга» вызвал не слишком большой интерес (86 человек смотрящих) вызывает недоумение. По нынешним временам  тут вообще не должно быть зрителей – потому что нет разницы, какой выверенной, правильной и совершенно не нужной книжке достанутся деньги за верную службу. Будет ли это роман о кладбище, короле блошиного рынка или эссе ни о чем, как в случае с Иличевским или Макушинским. Какая разница. У читателя, у общества нет потребности ни в одном из премиальных текстов.

Нас долгие годы кормят нигилистическим по своему характеру мифом о «временах, которые не выбирают». Герман Садулаев: «Времена изменились».

И мы принялись в них обустраиваться.

Нас уверяют - литература упала сама. Но это не так. Она не упала, ее уронили писатели-нигилисты, редакторы-нигилисты. Падение было сознательным, целенаправленным.

«У хорошей литературы не может быть много читателей» (Глеб Шульпяков).   

Да, много нам не надо.

Мы постоянно живем с этим лозунгом.

Одним не надо столько читателей. Другим - писателей (хватит и десятка, как говорит Алексей Варламов, штампующий при этом в Литинституте «литературных работников» сотнями).

Эти люди всю жизнь прожили под лозунгом литературной оптимизации. Они начали ее давно, когда 30 лет назад поменяли вывеску над всем литературным хозяйством с «Зари коммунизма» на «Зарю нигилизма». Это стало последней большой идеей отечественной литературы.

«Мы не можем придумать решение социальной проблемы», - говорит Шамиль Идиатуллин в телепрограмме «Открытая книга» Сергею Шаргунову, возможному будущему председателю Ассоциации писательских союзов, той, что создается по инициативе Администрации Президента. После чего они дуэтом поют «Мы не врачи, мы - боль».

Но зачем нам боль? Не пора ли принять болеутоляющее, болеудаляющее? Нам нужно лекарство. От скуки, от страха, от бесперспективности, от бессмыслицы.

Однако искать этого в современной литературе бесполезно. Там проповедь самодовольства угасания. Лучшие времена.

Но, может, это только старики?  Может, грядет молодежь, новая сила?

Да нет, там то же самое. Только другими словами. Даже у тех, кто распускает павлиний хвост «перемен требуют наши сердца».

Вот, к примеру, Булат Ханов в журнале Сенчина «Авангард и традиция» зовет к новому Великому отказу, настаивает на том, что «надо вернуть в литературу идею разрыва с действительностью». И тут же пишет книжку, в которой считает необходимым отразить важный эпохальный момент недавнего увлечения крафтовым пивом.

Артемий Леонтьев, автор косноязычных поп-мэйнстримовых романов «Варшава, Элохим!», «Москва, Адонай!» надеется на «обновление», то есть дальнейшее литературное окукливание: давайте, говорит, сложнее, бессюжетнее, толстожурнальнее.

У молодых слова расходятся с делом. Во многом потому, что они не могут понять, каким образом даже правильные мысли могли бы быть соединены с действительностью. Это уже продукт десятилетий царящего у нас в литературе нигилизма.

Что же будет с теми, кто придут за ними?

Заря нигилизма сменится вечным полднем?

https://clck.ru/SproZ
______________________________

*«… Наша страна исчерпала лимит на революции и прочие потрясения. Мы абсолютно не приспособлены сейчас к борьбе. И слава Богу» — Зюганов Г.А. Драма власти. М., 1993, с. 77

Сергей Борисович Морозов родился в 1976 году в Новокузнецке Кемеровской области. Окончил факультет русского языка и литературы Новокузнецкого государственного педагогического института. Кандидат философских наук.
Работал учителем в школе, преподавал в вузе.
Печатался в журналах "Урал", "Нижний Новгород", "Литературная учеба".
Постоянный автор сайта "Дайджест Лит-ра.инфо"
Живет в Новокузнецке.

Наш канал на Яндекс-Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Система Orphus Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную