ЛИРИКА САТИРИКА
(О новых книгах Евгения Нефёдова)

Принято считать, что талантливый человек талантлив во всём. Так-то оно так, но ведь нередки случаи, когда человек с излишним упорством трудится в одном жанре, тогда как талант его ориентирован совсем на другую сферу, К примеру, автор строчит поэму за поэмой, а его конёк – эссеистика или, скажем, очерки.

С другой стороны, ярлык литературного «амплуа» часто настолько крепко приклеивается к писателю, что преодолеть устоявшуюся репутацию очень трудно. По собственному опыту могу сказать: порой приносишь в редакцию рассказ или стихи, а там на тебя смотрят с таким выражением лица, мол, писал бы ты лучше критические статьи про нас, а нечего рядиться в тогу поэта или костюм прозаика.

Такие соображения пришли мне в голову в связи с вышедшими один за другим лирическими сборниками Евгения Нефёдова, известного своими зубастыми пародиями и сатирическими стихами в жанре «Евгений о неких», вот уже много лет появляющимися на страницах газет «Завтра» и «День литературы». Эти остроумные и боевые сочинения не только стали визитной не только поэта, но и самих патриотических изданий подобно фирменным передовицам Александра Проханова.

Если поэтическая книга «Миг абсолютного счастья», посвящённая супруге Е. Нефёдова – Людмиле, во многом посвящена впечатлениям новейшего времени, то сборник «Дом-коммуна» главным образом, состоит из стихов, дошедших до нас из времён юности и молодых лет автора, проведённых в донецком городе Красный Лиман. Здесь немало строк посвящено его родителям, близким и единомышленникам поэта. Впрочем, книги роднит проникновенная задушевная интонация и чувство сопричастности судьбе нашей многострадальной Родины и её народа.

То, что за плечами Евгения Нефёдова два десятка стихотворных сборников, не было для меня тайной. Приходилось ранее писать о его лирике, делая особый акцент на стихотворении «Вечность», в котором автор поднимается до философских глубин постижения законов бытия.

Новые книги автора показали дополнительные грани творчества этого несгибаемого ответственного секретаря «Дня» и «Завтра», например, пристальное внимание к красоте окружающего мира и преклонение перед талантливыми и душевными современниками.

В то же время порой накатывало желание увидеть ироничный и в чём-то даже лукавый взгляд известного сатирика. Понятно его стремление не нарушать общего лирического настроя этих книг. Но ведь умная, аргументированная улыбка вряд ли нарушила бы органику и композиционную целостность, но прибавила бы диалектики в отношении к миру. Те испытания, которые выпали на долю разных поколений наших соотечественников, невозможно преодолеть и вынести без юмористического начала, ведь русский смех есть то начало, которое нас подбадривает и придаёт крепость духа борцам за сильную страну и здоровое общество.

При этом не хочу сказать, что остроумие вовсе отсутствует в этих изданиях. В Праге лирический герой Нефёдова перемигивается со Швейком, в Белоруссии балагурит с рыночными торговками, у себя на родине посмеивается с друзьями над сердечными страданиями прошлого. Но хотелось бы чуть-чуть побольше перца.

Так или иначе, лирические сборники Евгения Нефёдова дают возможность не только обогатить себя страницами поэзии, но и поразмышлять над принципиальными и общими проблемами функционирования искусства.

Сергей КАЗНАЧЕЕВ

Вернуться на главную