«Русский Репортер» представил исследование современного русского культурного кода — 100 книг, которые нужно прочитать, чтобы понимать себя и друг друга. Это не просто список «рекомендованной литературы» вроде того, который поторопилось представить Министерство образования и науки, и не просто список хороших и любимых книг. Это именно исследование, основанное на глубинном опросе, литературном расследовании и анализе упоминаемости текстов в разные эпохи. В результате мы смогли описать происхождение ключевых черт «русской души» и даже задуматься о будущем нашей культуры. Ольга Андреева, Юлия Вишневецкая, Юлия Идлис, Константин Мильчин, Виталий Лейбин, Григорий Тарасевич, Владимир Шпак " Исследование они провели. Какие-нибудь цифры полностью отсутствуют. Сколько людей опросили, возраст, пол, образование этих людей, какие источники использовали для анализа упоминаемости текстов в разные эпохи, в какие именно эпохи и пр.? А проводили исследование журналисты из «РР». По-моему, они просто написали от фонаря все, что, по их мнению, читали самые широкие массы. И здесь много вопросов. Почему нет Маяковского, Зощенко, Ахматовой, Цветаевой? А где Гашек, где Бальзак, Диккенс? Где А. и Н. Островские? Где А.Гайдар? Если уж включать книги для детей, то где русские народные сказки, сказки Андерсена, сказка про Буратино? А где Гофман? Зато уж как вошел в код русской души Ремарк! Три его романа включены. Я, кстати, не первый раз сталкиваюсь с большой любовью составителей всяких списков к Ремарку, а между тем, им восхищались в 50-е, в 60-е его сменил Хемингуэй. А разве у Пушкина больше любят «Евгения Онегина», а не некоторые его стихи? Почему бы и их не включить? Ведь трудно не вспомнить «Мороз и Солнце день чудесный» в хороший зимний день и «Вьются тучи» в метель. А где стихи Лермонтова? Хотя бы «И скучно и грустно…». Зато «Мы» Замятина включили. Да кто его помнит? Было время – люди читали Ю.Трифонова, потом массово читали «Детей Арбата». Сейчас не вспоминают ни того, ни другого. А «Мы» перечитывают, да? Почему от Джека Лондона взяли «Мартина Идена», а не сборники северных рассказов? И уж конечно так популярна «Тошнота» Сартра, что просто тошнит. У Воннегута больше помнят «Колыбель для кошки», чем «Бойню №5». И где тогда «Уловка 22»? Идея выбрать те книги и авторов, которые были особенно популярны в разные десятилетия, не так плоха. Но не надо халтурить и выдавать вкусовщину за серьезное исследование.
|
|