|
Совет Федерации одобрил, а Путин подписал
закон о фейках, аналогичная судьба у закона «неуважения к власти».
ПОПЫТКИ ЗАТКНУТЬ РОТ И НОВЫЙ ПОХОД К ПОЛИТИЧЕСКИМ РЕПРЕССИЯМ?
Если следовать логике закона, то при его принятии практически все СМИ, а в первую очередь федеральные СМИ должны прекратить свое существование. Да просто потому, что такого потока информационной дряни, фейков, мусора, передергивания фактов, как от ГосСми (в первую очередь ТВ) в последние 2-3 года мало где встретишь. По степени отрешенности от реальности, агрессивности, напоре пропаганды (а в любой пропаганде ложь является доминирующим звеном) и общей омерзительности рядом с российскими ГосСМИ стоят разве что северокорейские и украинские. Иранские, китайские, турецкие и даже белорусские СМИ все же сохраняют определенные «берега» и не настолько ядовиты, остервенелы в своей пропаганде.
Если отбросить лирику и иронию в сторону, то конечно же закон принимают не для поиска истины и борьбы с фейками. Его смысл состоит в следующем.
Первое и самое важное. Запрет на критику властей. Закон в том виде, в котором представлен позволяет предельно широко трактовать «неуважение к власти». На траектории гиперконцентрации антинародных законов и инициатив (закручивание гаек и ограничение свободы по всем фронтам, повышение налогов и сборов, повышение пенсионного возраста, невозможность решения экономических проблем, отсутствие реалистичного проекта будущего страны и так далее) проявление критики/недовольства властями в грубой или деликатной форме не просто отражение/зеркалирование действительности, но и возможность стравливания эмоционального напряжения.
Власть этим законом не только пытается запретить говорить по существу (а без грубой формы зачастую никак нельзя комментировать высокую степень охренения некоторых представителей власти), но и лишает самого безопасного и безобидного механизма стравливания ярости и протестной энергии народа. Недовольство народа внутренней экономической и социальной политикой имеет кумулятивный эффект. Это как пар в котле, если его не выпускать, то котел взорвется рано или поздно – это вопрос времени, не более. Если народу затыкать рот, то люди это будут решать другими способами – зачастую более радикальными и в том числе на улице.
Будь власть умнее, она бы наоборот допустила абсолютную терпимостью к любой форме электронной агрессии в СМИ или соцсетях, потому что с одной стороны – это срез общественного мнения и оценка результатов работы правительства, а с другой стороны механизм выпуска негативной, протестной энергии, тем более есть за что. Именно анализ всего спектра мнений, пусть даже острых и неудобных – это путь к адекватности и последующему развитию. Но это точно не про современную власть в России.
Однако, как очевидно многим, нельзя быть идиотами в одном и разумными в другом, поэтому они идут на самому худшему из возможных путей. Причем в наиболее подлом и циничном формате, когда главный инициатор закона трусливо шкерится по непонятным местам, вместо того, чтобы принять всю ответственность и критику на себя. Наверное, новые многомиллионые часы себе подбирает в очередной раз, дел то много, не иначе.
Когда с одной стороны большая часть народа нищает и все больше нищает от безумных инициатив правительства, невозможности справиться с экономическим кризисом и отсутствием позитивной, конструктивной повестки дня, а с другой стороны основной части власть-держащих сносит крышу от гиперроскошной жизни и нерациональной траты ресурсов, то деформация социальной конструкции неизбежна. Поэтому убирая самый безопасный механизм абсорбации народной ярости, они получают эту ярость в другом месте, в кратно большем объеме и у себя на пороге подъезда.
Второе. Стерилизация информационного пространства. Монополизация «единственно верной точки зрения», узурпация властями идеологического права и смысловой нагрузки. Иначе говоря, единственное допустимое и легальное мнение – это мнение администрации президента, ретранслируемое через госпропаганду. Все остальные точки зрения потенциально нелегальные, потому что в своей основе они будут альтернативными и как следствие оппозиционными/ оппонирующими. По сути, речь идет о госцензуре в самом тупом своей проявлении.
Лучшая возможность справиться с «неуважением к власти» это более понятное донесение своей позиции через СМИ – раз, а второе – это более качественная работа и исполнение своих обязанностей.
Сам по себе закон бесконечно глуп и далек от реальности. Это даже не борьба с ветреными мельницами, это борьба с тем, с чем изначально нет ни единого шанса. Дело в том, что сам по себе бюрократический механизм регистрации дела, «лингвистического анализа» или чего они там собираются делать и вынесения решения – достаточно продолжителен, что обнуляет практическую сторону вопроса.
Актуальность процедуры равна нулю. Чтобы запретить фейки или критику нужно запретить сам интернет. Когда информация вышла в информационное пространство, бороться с ней бесполезно, т.к. функционал цитирования и репостов позволит ей распространиться за очень короткий промежуток времени куда угодно, но про актуальность нельзя забывать. В высоко-динамическом информационном мире информация теряет актуальность едва ли не сразу, как только попадает в масс медиа. Утром вышла, вечером уже все забыли, а на завтра уже другой инфо-повод.
Борьба с Телеграммом показала, что государство не может победить даже одну единственную информационную компанию – нет компетенции и ресурсов. Стоит ли говорить, что новый закон не будет работать? Строгость законов компенсируется не обязательностью их исполнения – нет ни культуры соответствующей, ни компетенции. Сама по себе инициатива говорит о достаточно низком интеллектуальном уровне лоббистов.
Поэтому, еще раз. Это не закон против фейков. Надеюсь у них есть хоть немного мозгов, чтобы понимать бессмысленность борьбы с интернетом.
Это процедура избирательной репрессии. По-другому быть не может. Бороться со всем информационным дерьмом, которое есть в интернете невозможно с технической стороны, глупо по содержательному плану и бесперспективно с практической стороны.
Третье. Для власти закон нужен, чтобы легализовать административные механизмы избирательного подавления и блокировки наиболее одиозных оппозиционных элементов в оперативном режиме. В некотором смысле закон может дублировать закон о клевете, однако в последнем случае нужна какая –то доказательная база с двух сторон, что долго, муторно и повышает издержки. Закон должен обойти всю эту бюрократическую волокиту и едва ли не в автоматизированном, внесудебном формате блокировать любого (кто мешает власти охеревать от безнаказанности и роскоши). Вот и все.
Но по существу – это еще один такой мощный рывок к утрате властями связи с реальностью. Отключение обратных связей, а именно: окружение себя лоялистами/жополизами, запрет на критику, запрет на альтернативные мнения, третирование и репрессии в отношении оппонентов и потеря всяких берегов, ориентиров. Не открыто посмотреть в лицо всего того бардака, что сотворили, а конструирование/создание фейковой, подменной реальности, некой матрицы, удобной и комфортной властям.
На мой взгляд важны не эти законы, а тенденция, которая происходит в медийном и политическом пространстве России.
Последние 25 лет поддерживался некий баланс между народом и властью, одним из основополагающих базисом которого была следующая негласная установка: мы (власть и элита) не трогаем вас (народ) и не лезем к вам в карман, а вы (народ) не мешаете нам (власти и элите) безнаказанно эксплуатировать сырьевой потенциал страны и вывозить в тихие гавани (попросту говоря – воровать). Т.е. каждый сам по себе существует. При этом среди элиты существовала высокая степень терпимости к народной критике и озлобленности. Подсознательно или осознанно понимая, что они (элита) в определенной части (хотя и не все) являются той еще отборной мерзостью, где клейма ставить негде, а критика со стороны народа является механизмом превращения протестной энергии в пар и обеспечения долгосрочной безопасности власти. Более того, власть сама относительно регулярно подкидывала жертв среди своих для «съедения народу», при этом не меняя структуры межвластных отношений и баланса. Своеобразные сакральные жертвы во благо общей стабильности.
Но с 2018 был нарушен общественный договор – власть (можно сказать впервые за 15 лет) залезла в карман к населению (пенсионная реформа, повышение НДС, косвенные налоги в виде доп.сборов и платежей), допустив в этом же году рекордное за все время (возможно с конца 90-х) количество резонансных антинародных высказываний (я не буду делать «реестр» этих высказываний, все есть в сети даже сгруппировано по хронологии).
Можно бесчисленное количество раз ссылать на международный опыт пенсионных реформ и проводить экономические и демографические расчеты внутри России, однако нарушена форма и последовательность. Дело в том, что мировая практика как раз состоит в том, что налоги на население и пенсионная реформа – последняя линия обороны, которая идет за исчерпанием любых других источников, т.е обычно (хотя и не всегда) сначала государство изымает у богатых, потом у среднего класса и лишь в конце у нищих.
В России за ошибки олигархов всегда платят самые бедные – это аксиома. Помимо этого, важна скорость и адаптационные возможности. Пенсионной реформе и повышению налогов на населения предшествуют долговременные процедуры финансовой и информационной адаптации – делается это много лет, а сама скорость повышения растянута на десятилетия. В России это сделано молниеносно, без обсуждения, а скорость повышения возраста самая быстрая среди всех стран мира.
Залезая в карман к населению, никак не умерев собственный жор, как не в себя, власть фактически запрещает не только публичные формы протеста, но и даже самую безопасную из возможных форм – информационную критику. Закон сконструирован настолько отвратительно, что под «неуважение к власти» можно подписать вообще все, что угодно. Не так много законов, которые имеют настолько вольную и неопределенную трактовку. Этот псевдо закон в своей основе является инструментом легализации избирательных карательных процедур против неугодных.
В этом смысле зарождается новый общественный договор: мы воруем, залезая к вам в карман, но вы нас не трогаете и не ругаете!
Второе на что следует обратить внимание – это монополия на фейки.
Дело в том, что если инициатива действительно была бы направлена на стерилизацию информационного пространства от некачественной, недостоверной информации, то механизмы контроля и блокировки распространялись по меньшей мере на всех.
Из-под закона выводятся традиционные медиа и новостные агрегаторы. Хотя важно подчеркнуть, что основной поток фейков и наибольший общественный урон идет в первую очередь от федеральных СМИ. Тут, как никогда актуальная шутка, - если захотите покончить с ложью в СМИ запретите два главных телевизионных канала в России. Это не лишено смысла, потому что по охвату (аудитории) и воздействию федеральные СМИ имеют наибольший эффект. Первичная задача федеральных СМИ – переключение внимания новостной повестки с внутренних проблем на внешнего врага, культивирование образа внешнего врага и вылизывание начальственных задниц, что проявляется в положительном оправдании любых инициатив и действий властей вне зависимости от их вменяемости и целесообразности. Поэтому о правде тут речи не идет. В самом лучшем случае – циничная подтасовка фактов под нужный результат, концепцию, а в худшем случае наглая и омерзительная ложь, когда циничной манипуляции цифрами и событиями недостаточно.
Из инициативы властей очевидно, что их не интересует правда, т.е вообще. Единственное, что их интересует – это удержание власти, чтобы вся эта чернь по мнению властей не мешала, не бузила и не хулиганила. Холопы и смерды, как известно имеют безусловное право на смерть и страдания, а развитие и прогресс? Нет, это не для них.
Учитывая, как они кучно пошли в 2018 в череде антинародных инициатив, далее, по всей видимости, будет еще драматичнее. Тут уже даже не удивлюсь, если под тем или иным предлогом с Курилами придется распрощаться, китайцам отдать прилегающие территории Дальнего Востока и Сибири под ТОРы или даже озеро Байкал перекачать в Китай. Закручивание гаек для народа при череде каких то совершенно отмороженных инициатив.
Понятно, что в таких условиях нужны каких-то механизмы по мнимой легализации карательных процедур против населения. А то видите ли, критиковать вздумали! Еще чего!
Недовольство населения растет, решить экономические и социальные проблемы не получается, да и не собираются они ничего решать (уже не хотят и не могут). Финансовый пирог, доступный к распределению сжимается в следствие затяжного кризиса и внешних ограничений, что повышает конкуренцию противоборствующих кланов на свой кусок пирога. При этом аппетиты элиты никак не уменьшаются, а степень оторванности от реальности скорее только увеличивается (чего только стоят все эти высказывания и действия властей и олигархов последние 2 года).
Поэтому с точки зрения краткосрочного балансирования инициативы против «фейков и неуважения к властям» вписываются в общую логику политических и социальных процессов в России. Действительно, наблюдаются определенные центробежные силы, где во многих областях все идет в разнос или начинает идти в разнос, планов и инструментов по стабилизации нет, образа будущего тоже нет, необходимой квалификации и решимости как-то не наблюдается, а жрать как не в себя хочется все также, как и 10 лет назад. И ресурсов все меньше, приходится лезть в карман к нищим, а чтобы не бузили – кляп в морду и в обезьянник. Вот и все.
Но в долгосрочном плане это безусловно опасно и не для народа, а для элиты, т.к. эффект закрытого кипящего котла – если нет инструментов стравливания протестной энергии и разочарований, то стравливать будут уже в других местах, гораздо более опасных для властей.
И еще. Законы написаны исключительно «волюнтаристски» с предельно широкой трактовкой, необычайной неопределенностью и отсутствием внятной процедуры разделения на «фейк – не фейк», «уважение – не уважение». Понятно, что еще нет правоприменительной практики, но тенденции не вселяют оптимизма – прежде всего во вменяемость властей. В текущих условиях, им наоборот нужно быть тише воды, ниже травы и исключительно терпимыми к любой критике, но нет, пошли по самому тупому и опасному пути. В свете событий в Венесуэле, где власть точно также, как и в России концентрировалась на формировании верноподданных лоялистов, а не профессионалов и последовательно закрывала глаза на формирующиеся дисбалансы, то инициатива о данном законе не просто апогей идиотизма, но и деградация всей вертикали власти в терминальной стадии. Они вообще не понимают, что происходят. Тотальная утрата связи с реальностью, окукливание и деградация по всем фронтам. |
|