О творчестве русского писателя Георгия Гребенщикова, эмигрировавшего в 1920 году в Европу, а затем в Америку, Иван Бунин, Николай Рерих, Алексей Ремизов, Федор Шаляпин и другие деятели культуры отзывались в самом высоком стиле. В 1926 году многотомная эпопея Гребенщикова «Чураевы» была признана специальным Комитетом интеллектуальной кооперации при Лиге Наций в Швейцарии выдающимся трудом мировой литературы и включена в список рекомендуемых книг. Имя Г.Д. Гребенщикова вошло в различные международные справочники, его произведения переведены на многие языки мира.
Родился Георгий Дмитриевич Гребенщиков в поселке Николаевский рудник Змеиногорского уезда Томской губернии (ныне Восточно-Казахстанская область) в 1883 (по другим сведениям в 1882 или 1884 ) году в бедной многодетной семье. Его отец, потомок хана-кочевника, был горнорабочим, мать – дочь вдовы-казачки Убинского форпоста на Иртыше. Пройдя через все перипетии нелегкого крестьянского детства, занимаясь самообразованием, Георгий Гребенщиков «выбился в люди», начал заниматься литературной деятельностью.
В 1907-1912 гг. Георгий Гребенщиков учится в Томском университете, с 1908 года начинается его сотрудничество с различными сибирскими периодическими изданиями. Он знакомится с известным исследователем Сибири, ученым, географом Г.Н. Потаниным, и под влиянием «большого сибирского дедушки», как называли Григория Потанина современники, формируется одно из ключевых направлений литературных интересов начинающего писателя, «малого сибиряка» Георгия Гребенщикова, связанное с Сибирью, Алтаем. По совету Потанина Гребенщиков вступает в Российское Императорское географическое общество. Материалы, собранные писателем во время путешествий в 1910-1911 гг. по заданию Общества по долинам алтайских рек Убы и Бухтармы, стали основой для его очерков «Река Уба и убинские люди» и «Алтайская Русь», которые д о сих пор, по мнению многих ученых и краеведов, остаются одними из самых значительных этнографических исследований истории Алтая и Беловодья .
Став в 1911 году редактором газеты «Жизнь Алтая» в Барнауле, Георгий Дмитриевич сплачивает вокруг себя талантливых сибирских литераторов, в числе которых - Вячеслав Шишков, впоследствии автор знаменитых «Угрюм-реки» и «Емельяна Пугачева. Задача, которую ставит Гребенщиков - освещать кардинальные вопросы о сибирских нуждах, а попутно с этим создавать местную художественную литературу.
При поддержке А.М. Горького, который положительно отозвался о его творчестве, в «Современнике», а затем в «Летописи» были опубликованы повести Гребенщикова «В полях» и «Ханство Батырбека» , очень хорошо принятые читателями. В 1914 году в Петербурге вышел сборник «Алтайский альманах» с произведениями Гребенщикова. Там же один за другим издаются два тома его рассказов «В просторах Сибири», в которых Гребенщиков показал себя как превосходнейший знаток деревенской жизни, ее традиций и обычаев, тонкий исследователь людских нравов и поступков. « Праздником сибирской литературы» назвал выход в свет сборников этнограф и беллетрист Василий Анучин, а Гребенщикова – «бытописателем этого смутного времени». С восторгом отозвался о рассказах писатель Вячеслав Шишков
.
В начале Первой мировой войны Гребенщиков уходит добровольцем в действующую армию, возглавляет Сибирский санитарный транспорт для передовых позиций и одновременно является внештатным корреспондентом московских «Русских ведомостей». На фронте он завершает первую часть романа «Чураевы», о которой одобрительно отозвались писатели А.М.Горький и В. Я. Шишков. Высокую оценку «Чураевым» дал И. А. Бунин, с которым Гребенщиков познакомился в Киеве в 1918 году.
В 1920 году Гребенщиков эмигрирует в Стамбул, оттуда во Францию. В парижском журнале «Современные записки» печатается его роман-эпопея «Чураевы», издается 6-томное собрание сочинений в издательстве Я.Е. Поволоцкого. В 1923 году он пишет одно из самых своих значительных произведений – «Былину о Микуле Буяновиче». В Париже Гребенщиков знакомится с художником, ученым, путешественником Н.К. Рерихом, и тот предлагает писателю принять участие в его программе «Мир через культуру», в которой значительное место отводится Алтаю и Сибири.
В 1924 году Г.Гребенщиков уезжает в Америку. Здесь, под Нью-Йорком, у слияния рек Помпераг и Хусатоник, названных по именам индейских вождей, с которыми легендарный Гайавата закурил Трубку Мира, писатель закладывает «скит русской культурной мысли», названный «Чураевкой», для совместного труда лучших представителей русского Зарубежья. Чураевку посещали композиторы С.Рахманинов, А.Гречанинов, актер М.Чехов, хореограф М. Фокин, скульптор С.Коненков, другие. В числе единомышленников и друзей Гребенщикова были известный русский авиаконструктор И. Сикорский, певец Ф.Шаляпин, писатель А.Ремизов.
В Америке расцветает публицистический талант писателя, он пишет на общественные, политические, философские темы, много статей посвящает деятелям русской культуры. В 1928 году в издательстве «Алатас», организованном Г.Д. Гребенщиковым вместе с Н.К.Рерихом, выходит его книга «Гонец», основой которой стали «Письма с Помперага» - послания писателя на родину, написанные в жанре исповедальной прозы и имевшие большое воздействие на читателя.
Есть сведения, что в 1933 году Г.Д. Гребенщикову, также как и писателю И.А. Бунину, предлагали выдвинуть свою кандидатуру на Нобелевскую премию, но он отказался от участия в конкурсе в пользу И.А.Бунина .
Мало кому известна миротворческая деятельность Гребенщикова в эмиграции, когда во время Второй Мировой войны и после нее он призывал народы двух стран – Америки и России уничтожить «железный занавес», найти пути к сотрудничеству и взаимопониманию. В 40-е годы 20 века Гребенщиков начинает подготовку проекта «Сибирь-Америка», мечтая объединить культурные и экономические силы двух стран.
Последние годы жизни Г.Д. Гребенщиков провел в городе Лейкленде (штат Флорида), где преподавал в местном колледже литературу и историю, ему было присвоено звание доктора философии. Здесь же, на кладбище города Лейкленда, он был похоронен после своей смерти в 1964 году.
Георгий Гребенщиков был неординарным явлением в доэмигрантской и эмигрантской литературе. По мнению исследователей его творчества, появление такого «писателя из народа» ждал и предчувствовал Ф.М. Достоевский, во второй половине 20 века Гребенщикову наследовал В.М. Шукшин. Писатель В.Г. Распутин уверен в том, что несмотря на величие и обилие русской литературы, без Гребенщикова, автора многотомной эпопеи “Чураевы”, без его автобиографической “Егоркиной Жизни” и “Былины о Микуле Буяновиче” она была бы неполной.
Преодоление бездны падения и небесная высота возрождения трагической души, поиск Истины и восхождение на Белую Гору Духа - таков путь героев книг Георгия Дмитриевича Гребенщикова. Это - духовная программа, которую писатель завещал грядущим поколениям.
Отзывы о книгах Г.Гребенщикова:
Максим Горький: « Роман Чураевы» написан крепко, красочно, а главное: надолго».
Федор Шаляпин: « Золоторокотные сказания о нашей Матери-России. Когда я читаю «Чураевых», я горжусь, что я Русский и завидую, что не Сибиряк».
Николай Рерих: «Простота, Красота и Бесстрашие окружают творчество Гребенщикова. Радуюсь Сибири, взрастившей этого большого человека».
Митрополит Леонтий: «Немного в русской литературе отыщется таких книг. Это летопись временных лет, откуда есть пошла Русская Земля».
Профессор П.Е. Ковалевский (Париж): «Можно без боязни назвать Чураевых классической эпопеей».
И.И. Сикорский, русский авиаконструктор, ученый, изобретатель, философ: Для меня имеет смысл только та литература, которая содержит смысл поучения. Среди величайших писателей этой категории я считаю двух: Достоевского и Гребенщикова. Достоевский, живя в мирное время, предсказал ужас грядущего, тогда как в произведениях Гребенщикова, который живет в наше трагическое время, мы находим надежду и предвидение более светлого будущего, несмотря на все несчастья сегодняшнего дня».
Р.А.Григорьева, кинорежиссер, лауреат Государственной премии РФ: « Гребенщиков среди этого слома, можно сказать, среди хаоса – уже пророчествовал о той будущей России, о которой потом Василий Шукшин сказал «Надо прорваться в будущую Россию, Россию Микулы Селяниновича».