Тамара ЛУЖЕЦКАЯ
...С душою на «ты»
30 мая исполняется 8 лет со дня смерти Николая Поснова

Он знал, что жизнь покидает его бренное тело. знал, что это случится осенью, в его любимую пору года. Что-то не состыковалось: поэт ушёл 30 мая, весной.

В день его памяти хотелось бы рассказать об одном из сынов России, мимо которых прошла известность в силу обстоятельств: время перестроек, мусора и всякой дряни… Говорят, время возвращает имена достойным.

 

Стихи Николая Поснова (1946–2005г.г.) – члена Союза писателей СССР, лауреата Международной премии им. К.Симонова с вручением золотой медали, Всероссийской премии им. Ф.Тютчева «Русский путь»… известны далеко за пределами Брянской области.

Их глубокий смысл привлекает внимание и читателей, и профессиональных литераторов.

Творчество Н.И. Поснова, казалось бы, укладывается в традиционные поэтические рамки, однако он сумел многое увидеть по-своему, во многое вложить свою душу.

Две области, Орловская и Брянская, имеют право считать его своим.

В одной он родился 10 января 1946 года в деревне с негромким и поэтичным названием Изморознь в семье сельского учителя.

Столица детства накрепко привязала его к себе, подпитывая живительной силой. «Сельское во мне - детское, как сердцевина в стволе дерева», - сказал как-то поэт. Так и жил он открыто, нараспашку, считая, что человек должен быть естественным, как сама природа.

На заре юности найти и осознать жизненный путь ему помогла Орловская земля, богатая литературными именами, традициями, сохранившая особенность и красоту русского языка. Стихи появились в областных газетах, когда в 1963-м он стал студентом Орловского машиностроительного техникума.

Потом служба в армии. Тетради солдата заполнялись строчками, написанными мелким почерком и обязательно чёрными чернилами. На бумагу выплёскивались глубокие чувства любви и печали.

Затем Николай Поснов работал в карачевской районной газете «Заря» и одновременно учился в литературном институте в семинаре Валерия Дементьева.

В 1976 году его пригласили на телевидение в Брянск. Передачи были самобытны, интересны и по содержанию, и по форме.

Позже он возглавил Брянское отделение Тульского Приокского книжного издательства.

В течение десяти лет Н.И. Поснов был председателем отделения Союза писателей России, входил в Секретариат Союза писателей СССР.

В 1996 году по его инициативе получила прописку Всероссийская литературная премия имени Ф. Тютчева, стали проводитьсялитературные праздники в усадьбе А.К.Толстого, издаваться газета «Литера», коллективные сборники «Истоки»….

Николай Поснов – автор поэтических сборников. Среди них «Предчувствие» (1980), «...И слышу голоса» (1984), «Гроздь» (1987), «Синие холмы» (1988), «Червлёный щит» (1992), «Утоли моя печали» (1995), «О любви и печали» (1996)… Особое место в творчестве поэта занимают, по мнению многих, исторические шедевры - поэмы «Летословцы», «Роман Брянский», «И слышу голоса»…

Талант поэта не знал границ, и свидетельством этого является создание историко-художественного альбома «Брянщина. Век XX», которую можно назвать энциклопедией края.Подача материала уникальна. Это последнее крупное творение Николая Поснова, вышедшее в 2003 году.

Когда в стране царило всеобщее молчание, Николай Поснов негодовал, протестовал своими стихами, страдал, что распалась великая страна-труженица. Поэт не щадил себя, не щадили и его.

Не случайно вспоминаются слова А. Блока, произнесенные им

10 февраля 1921 года по случаю годовщины памяти А.Пушкина: «Покой и воля. Они необходимы поэту для освобождения гармонии. Но покой и волю тоже отнимают. Не внешний покой, а творческий. Не ребяческую волю, не свободу либеральничать, а творческую волю, - тайную свободу. И поэт умирает, потому что дышать ему уже нечем; жизнь потеряла смысл».

То же самое можно сказать и о Николае Поснове, который вдруг понял, что литература оказалась ненужной, что в творческий процесс вмешиваются люди, далекие от него. На полки магазинов и прилавок хлынули книги-пустышки.

Ему нечем стало дышать, он оказался на обочине жизни. Но, страдая, не жалуясь на боль и образовавшийся вакуум, он продолжал писать. И о чём бы ни писал – везде прослеживается жизнеутверждающее начало.

В чем ценность творчества Николая Поснова для России, в которой живут мыслящие люди? В чем ценность стихов, где есть все для изучения истории Родины, образности русского языка, природы, воспитания любви к отчему краю?!В вопросах и содержится ответ.

Отношение к литературе у поэта всегда было серьезным. За помощью Н.Поснов обращался к первоисточникам или к произведениям тех авторов, кого не раз брал в свои союзники, советчики. Школу самообразования посещал ежедневно, склоняясь над книгой далеко за полночь;мог восхищаться не только содержанием, манерой изложения,но и стилем, языком, образностью, одним словом, произнося его не раз вслух и долго прислушиваясь к звучанию; часто реагировал смехом, замечаниями, полностью уходя в мир книги.

Он любил погружаться в глубину мыслей веков, сразу уточняя что-то, отвечая на возникшие вопросы.И тогда рядом возникала гора книг. Появлялись закладки, выписки…

В большой домашней библиотеке рядом с произведениями прозаическими дружножили поэтические: сборники стихов разных авторов и народов. Много справочной литературы ждало своего часа. Н.Поснов свободно «плавал» в именах и содержании книг, блистая интеллектом.

Следует отметить очень важное в творчестве поэта: он не отрывается от земли, но при этом его творчество освещено небесным светом – светом вечности.Выходец из деревни, Н.Поснов получил высшее литературное образование, что помогло ему в наилучшем виде соединить народную мудрость, философию, книжный опыт:

Листья жжет по садам городок,

А в садах и просторно и гулко,

И сухой горьковатый дымок

Невесомо висит в переулках.

Ну, гляди, убеждайся сама,

Как остывшие меркнут калитки,

Как плывут и сады, и дома

В сизоватой тончайшей накидке.

Легкий дым над тобой, надо мной,

Смысл прощания в этом горенье –

Листья жгут для того, чтоб весной

Не мешали поре обновленья.

Время катится комом тугим,

Зарастают травой пепелища.

Оставляй свое место другим,

Тем, кто будет красивей и чище.

Оставляй, уходи налегке –

В этом, может быть, истина истин…

Листья жгут, листья жгут в городке –

В легкий дым превращаются листья.

Николай Поснов пишет о себе, своих переживаниях, своем восприятии всего, что происходит вокруг него:

От себя никуда не уйдешь,

Простодушную душу не спрячешь.

Что на сердце, про то и поешь,

И покуда не можешь иначе.

Жизнь тревожна, мятежна, вольна,

Горяча, как полуденный ветер:

Опалит и любовью она,

И грозою дохнет на рассвете.

Но пока мне дышать и гореть,

Пока чувства, как полные реки,

Буду петь,

Буду петь,

Буду петь

О себе, о стране и о веке.

Голоспоэта сливался с другими голосами братьев по перу, но его песня звучала по-своему и была красивой:

Как часто в минуты заката

Люблю я с душою на «ты»

Стоять на пригорке покатом,

Вдали от людской суеты.

Уединение помогало ему осмыслить важное, подметить, на первый взгляд, незначительное и довести это незначительное до больших высот.

Старинная церковь на взгорке,

Светясь куполами, стоит.

……………………………

Кто строил ее,

Вероятно,

Тот бога искал в красоте.

……………………………

Нетленной своей красотой, -

Восходит любовью земною

Над всею земной суетой…

Поэт постоянно сравнивает человека с каким-то явлением природы, самой природой. Казалось бы, речь о закате, который «пылает и пышет, красноперо цветет». И здесь же

Нежно и грустно, и лепо,

Словно живой человек,

Все отдает напоследок

И исчезает навек…

Или:

Листья сгорели, как лето,

Землю укрыли собой.

Вспомнят ли в буйстве метели

Эти деревья о них,

Как они дерзко шумели,

Как зеленели и пели

Утром в лучах золотых!?

Увы! Жизнь слишком быстротечна, поэтому «каждой секунды мгновенье благодариэту жизнь!» Чувствуется, что Н.Поснов не поучает, а делится своим выводом с другом-читателем. И все понятно, ясно. Только легко ли найти слова, образы, сравнения, чтобы поведать так просто о сложном?

Исследователи поэзии утверждают, что вершина творчества, гениальность созидателя содержится именно в простоте.

 

«ДУШИСТАЯ ЗРЕЛОСТЬ»

Стихи Николая Поснова нежны, красивы, свежи. Ему удается не только передать собственный образ, например, осени, но и побудить читателя увидеть в ней что-то свое, дополнить или воссоздать свою картину этого времени года, почувствовать свое настроение. В этом ценность его поэзии и особая любовь к ее Величеству Осени:

Высокое небо инеяркое солнце,жаркие созвездия пылающей рябины и блескпаутины на желтой стерне – вот картина этого времени года. И начинаешь соглашаться с автором, что осень схожа со зрелой порой человека, когда наступает «глубокая ясность», особое осознание своего присутствия на земле.

Осень не дается поэтом застывшей картиной. Вот уже

Пламенем охваченная полесь.

В поволоке дымчатая ширь.

Лета удивительная повесть

Главами последними шуршит.

Веет уже тайною печалью,

Серебристой грустью тополей.

В небе уже медленном мельчает

Клинопись прощальных журавлей.

Скоро-скоро с ночью день сравнится.

И закроет, слов не говоря,

Самую последнюю страничку

Розовым листочком сентября.

Словно в киносъемке, от стихотворения к стихотворению природа меняется так же, как и человек:

Медвяный свет разлит сейчас в лесу,

Стекает с лип и кленов позолота,

И каждый лист, как капля на весу,

Живет предощущением полета.

Конечно же, происходящее в природе накладывает свой отпечаток на настроение, состояние души:

Покатились в печальные пади

Золоченые шлемы дерев.

…………..…………………

Непонятная тихая радость

Прикорнула светло на груди.

Листопады идут, листопады,

Как слепые грибные дожди…

Конец октября. Обычно чувствуется далекое, но уже приближение зимы. И каждый ощущает ее по-своему, по своим приметам.

С яблонь листья последние пали.

Полузябкая наша заря

Обагрила притихшие дали.

Хризантемы давно отцвели.

Неуютно на дачах и пусто.

Среди вскопанной черной земли

Сизовато мерцает капуста.

Скоро-скоро ударит мороз,

Как под вздох, возле самого сердца…

К чему здесь другие слова? Все уже сказано поэтом Николаем Посновым. И ты вместе с ним «Как воду чувствуешь губами/ Холодность в воздухе пустом». И понимаешь, что надо принимать жизнь такой, какой она есть: со всем ее естеством. Поэтому и грусть-то у него светлая. Ведь в ней (в грусти) есть тоже своя прелесть.

Осенний ветер. Дождик едкий,

И вечер сумрачный, как вор,

Отодвигая яблонь ветви

Скользит бесшумно через двор,

Как сон медлительно-тягучий,

И влажно-рыхлый, как ватин,

Ползут взлохмаченные тучи,

Хвосты на крыши опустив.

Здесь, что ни строка, то новый образ, помогающий поэту показать нам этот осенний вечер, увидеть «хвосты взлохмаченных туч на крышах», сумрачного вечера-вора и неспокойную тишину.

Николай Поснов умело соединяет настроение природы, жизнь села, людей в единое целое, говоря о своей любви к земле и не скрывая боли за происходящее вокруг:

Кустики да меточки.

Темные поля.

До тоски, до смертушки

Милая земля.

В дали-непогодушки

Осень бьет крылом,

Завивают горюшко

Ветры за селом.

Осень – любимая пора года поэта, об этом красноречиво говорят строки его стихов:

До сих пор люблю я день осенний,

Резкий ветер, холод и печаль.

Листопад, летящий каруселью,

За туманом иневую даль.

Долгий дождик, стынущее поле,

Грусть ракит на старом большаке,

Крик прощальный, с нежностью и болью,

Журавлей, летящих вдалеке…

Ему люба и унылая осенняя погода, схожая с курицей, попавшей под дождь…

Мне по нраву и дни эти грустные,

Долгий дождь, что печален и тих,

Шум осенний и дальние тусклые,

Огоньки деревушек моих.

В такую пору болит, болит душа поэта, и он не скрывает своего состояния: осень накладывает отпечатокна его мысли.

Даль тихой осени ясна.

И куст калины у дороги

Кровоточит, не зная сна,

Как бы в предчувствии тревоги.

В жизнь неспокойную вглядясь,

Порою резко цепенею…

Не объясню: какая связь

У осени с душой моею?..

………………………………

И тянет холодом жилища

И одиночеством души.

Тоска и грусть без расставанья.

И здесь же убеждает себя, что это все временное, что впереди будет иное настроение.

Особого прочтения, понимания и вхождения требует венок сонетов «Листопад», оставленный нам Н.Посновым.

 

«В ЛЕДЯНОМ ХРУСТАЛЕ»

«Красота художественного образа дает дополнительно красоту научной, философской мысли…», – произнес в одном из своих выступлений известный поэт Владимир Костров. Здесь роль поэтического слова несомненна. Но только ли в этом?

Сегодня явно не хватает поэзии, взгляда, устремленного в будущее. Сохранить нравственность, красоту души человеку во все времена помогали совесть и честь, которые живут на страницах поэтических сборников Николая Поснова. Без них исчезает надежда на завтрашний день, в котором есть зима. Суровая или мягкая... Но зима! И в ней надо выстоять, сумев найти сгусток эмоциональных сил, которые помогают пройти сквозь метели, пережить большие морозы.

Новый образ. Казалось бы, манера письма все та же. Но неоспоримо меняется характер, изобразительные средства. Меняются и образы-помощники, которые усиливают, раскрывают главный образ – образ Зимы. А она, как и остальные времена года, имеет свои особенности и закономерности, и даже свои оттенки, что удивительно тонко подмечает поэт. Например, зима в городе и на селе. Одинакова ли она?

Первый снег у Н.Поснова как народившийся ребенок:

И падает лохматый снегопад.

И, как малыш, невнятное лепечет.

Ни перед кем еще не виноват,

Ложится он на крыши и на плечи.

Или как новое ощущение:

Идет снежок, как первая любовь,

Мечтательный, загадочный и робкий.

Чистота, белизна, радость, ласковость связаны у человека с первым восприятием зимы:

Мягкий, доверительный, отрадный,

Не спеша, окутывая сад,

Снег летит, как будто бы на травы

Сказочные лебеди летят.

В этот час, распахивая двери,

Веришь в откровенности своей

Люди все становятся добрее,

Радостней, внимательней, теплей.

В этот час плохого не отыщешь,

В это утро – снега торжество –

Ты и сам доверчивей и чище,

Словно в пору детства своего.

И вокруг просторнее и легче,

Снег летит, мерцая, чуть дыша,

И ложится пухом на крылечки

На потеху звонким малышам.

Он идет, улыбчив и доверчив,

К каждому порогу и двору,

И душа, душа летит навстречу

Ласковому солнцу и добру.

Поэт не пишет, а любуется каждым словом, нежно поглаживая его. Все насыщено желанием жить, тихим ликованием, нежностью, стремлением идти навстречу солнцу и добру. Автор строк схож с любящим отцом, на руках у которого чудо-чудное – ребенок!

И снег пошел. Вначале робкий,

Мерцая, отблески бросал

На лиловеющие тропки,

На потемневшие леса.

Каким-то тайным силам внемля,

Как будто птичьи голоса,

Скользил легко с небес на землю,

И вновь с земли на небеса.

Он шел, смелел, не суетился.

И, словно праздник,

Молодел.

Он – не мерцал уже – светился,

Он мрак растапливал, как день.

И тусклый свет теряли лужи,

И степь светлела перед ним.

Снег шел.

Он знал, что людям нужен,

Что он земле необходим.

Поэт в своем творчестве, как уже отмечалось, постоянно соединяет человека с природой. Поэтому и читатель, порой неожиданно для себя, тоже становится соучастником событий или переживаний.

Однако зима по своему характеру не столь проста: мы это чувствуем, читая стихотворение за стихотворением. И даже метель у Н. Поснова разнолика:

Эх, метель поет по нотам,

Завывает диким псом.

Чтобы показать ее характер, поэт подыскивает сравнения, которые подчеркнули бы веселый нрав метели, легкой, кружащейся. Ищет он и дополнительный образ, где все гудит, движется. И лучше образа свадьбы не находит

И снова целую неделю

В заросшем вербами логу

Танцуют белые метели,

Как бабы в свадебном кругу.

Играет ветер на раздолье,

Тонки, узорны и легки

Кружат широкие подолы,

Взлетают белые платки.

Поземки мчатся по дорогам,

Как захмелевшие сваты,

Что колокольцы под дугою,

Звенят промерзшие кусты.

И песни льются на усладу,

И все вокруг белым-бело.

Февраль с пургой справляет свадьбу,

Как раньше шумное село…

Поэт словно играет со словами: свободно, легко. И захочется, ведь захочется и читателю закружиться в белом танце метели.

Метель шуршит морозным шелком,

Свистят, как птицы, подреза.

Танцуют вихри за кошёвкой,

Как будто чертики в глазах.

И краснотала гнутся ветви,

И за верстой летит верста,

И кони стелются, как ветры,

Как кони стелются ветра.

И белый снег не кажет милость,

Покрылись пеной трензеля,

И будто все вокруг сместилось.

Смешались небо и земля.

И снег кружится беспокойно,

И посреди степной глуши

Несутся ветры, мчатся кони,

Шуршат тревожно камыши.

Пожалуй, не позавидуешь сам себе, оказавшись в такой круговерти, когда метель вот-вот выхватит тебя из кошевки, завихрит-закружит вместе со снегом и унесет в неизвестность, а уж с ног собьет точно, как и приведет не к одной пугающей мысли. Но у поэта получается успокаивающе: нет ничего страшного,впереди –надежда на благополучный исход.

Как же хорошо надознать сельскую жизнь, насколько быть наблюдательным и талантливым, какие найти слова, чтобы показать не просто зиму, а именно зиму в сельской местности. Показать ее величие и красоту, неохватный белый простор:

Бело-белыми стали луга.

За деревней просторно и тихо.

Опустились большие снега,

Чисто поле цветет, как гречиха.

Белый цвет охватил полземли,

Накатился разливом волнистым,

Брызги солнца, как будто шмели,

Над полями летят золотисто.

Этот день меня сводит с ума,

Он, как кровь с молоком, бело-розов.

Наконец-то настала зима

Со снежком, с ветерком и морозцем.

Именно с «морозцем». Эта мысль находит подтверждение в письме Б.М. Петрова, Почётного разведчика недр России,имеющего немало трудов и в области литературы:«Мое детство также было связано с деревней. Зима, сани – все это памятно и обычно для деревенской Руси, как поцелуй на морозе, но вот так, в двух словах (Зима и белый бег саней), беглым ассонансом, перетекающим в метонимию, изобразить бесконечность заснеженных русских равнин может только настоящий поэт.Н. Поснов свободно владел поэтической формой, ивсегда подчиняет ее содержанию. В этом он был также настоящим русским поэтом…»

Своеобразной тишиной отличается зима, в которой есть неповторимые звуки, характерные только ей. Когда, спасаясь от холода,

… разом в стынущие выси

Над белой тихостью домов

Вдруг потянулись и повисли,

Синея, рощицы дымов.

Или «Зимняя ночь в деревне»:

Тихо, тихо. Снег да поле.

Месяц выше – свет ясней.

И повизгивает полоз,

Как собака у саней.

Тает выдох белым клубом,

Опершись о передок

И, закутавшись тулупом,

Призадумался седок.

В меховые дышит полы,

В воротник запрятал нос.

Тихо, тихо.

Снег да поле.

Звезды, месяц

Да мороз.

Поэт любил морозную зиму, поэтому у него «под ногами молодо и звонко белый снег кружится и скрипит».Он любил много ходить, слушая хруст под ногами, пробуя сочинять стихи или петь в ритм шагов и скрипа снега.

Более сдержано звучат стихи о зиме в городе. Здесь Н. Поснов находит уже другие сравнения, ощущается уже другой стиль. Словно в красивом зале, под удивительную музыку проплывают строчки-пары в стихотворении «Шиповника куст». И видишь себя у окна, подернутым узорами мороза, за которым «в матовом свете кусты, в кружеве тонком деревья». И хочется слушать-слушать… Появляется желание сочинить свою мелодию романса.

Как прекрасно на этой земле!

На морозе и шелест, и хруст.

Под окном, в ледяном хрустале,

Пламенеет шиповника куст.

Алым светом налит изнутри,

Растекается свет по коре.

И сверкают на нем снегири,

Словно розы в росе на заре.

Свет надежды и нежен и густ! –

Словно искры роятся в золе…

Пламенеет шиповника куст

Под окном, в ледяном хрустале.

Вот то настроение, красота чувств, без которых невозможна жизнь! Вот почему нам так нужна поэзия с ее проникновенностью.Это та Истина, то Вечное, о чем говорит поэт.

 

«КАПЕЛИ СТУЧАТ ЗА ОКНОМ»

Творец – это всегда человек любящий. Только любящей душе открывается главное, что есть в жизни. Равнодушному человеку чуждо все. Ему и сама жизнь бывает в тягость. Он не может порадоваться синему цвету, который господствует в стихах

Н.Поснова,услышать переливы птиц, восхититься цветением вербы, удивиться разливу рек, испытать восторг.

Почему в стихах Н. Поснова предпочтение отдается синему цвету? Да потому,что в «имени Россия какой-то тоже синий цвет».

По всей березовой России

Нигде не сходится на нет,

Струится синий, синий, синий,

Так несказанно синий свет.

И снег высвечивается сине.

И синий тающий рассвет.

И даже в имени Россия

Какой-то тоже синий свет.

………………………………

…Струится свет,

Струится синий –

И без него России нет.

Конечно, можно только догадываться, что еще лежит в основе этой любви.Быть может, то, что усамого поэта была синь небесная в глазах, удивляющая многих своей яркостью и чистотой; да и отцовский дом (родное гнездо) был окрашен голубой краской. Весной же синь половодья и неба как бы сливались, осиняя все в округе.

Весна! Она всеми ожидаема: и природой, и людьми.Сам поэт был схож с ней: такого же веселого нрава, такой же солнечный. Николай Поснов был подвижным, влюбчивым, как и это время года, когда просыпается все живое.

Стою и улыбаюсь

Под синим небом дня.

Горячими губами

Целует май меня.

Мне волос гладит ветер,

Трава у ног шуршит.

И рвутся к солнцу степи,

Как песня из души.

Тонкая, восприимчивая его натура раньше других могла услышать звон капели, почувствовать «легкий вздох березы на зорьке ранней под окном».

Да и сам я вижу, вижу сам я –

От восторга жмурясь, кувырком,

Покатилось солнце над лесами,

Вынутым из печки колобком.

И скоро-скоро птичий перещелк

Наполнит звонкой радость округу.

С приходом весны эта радость входила и в его душу.

Ах! Что за веселое дело –

Капели стучат за окном!

И тихо надежда запела

В оттаявшем сердце моем.

Это состояние души знакомо каждому человеку. Поэт ничего не придумывает, он просто извлекает из вечной жизни диво-дивное, то вечное, чем живет человек.

Прорвалось весеннее солнце

Сквозь непогодь и холода.

И вот уж беззвучно смеется

В лазурных озерах вода.

И все задышало весельем

От кустиков до облаков,

Как яркая нежная зелень

Озерных моих островков.

Все стихи, написанные о весне, излучают радость пробуждения, светлые надежды. Меняется у поэта и лексика:

Я с весеннею радостью прыткой

Засмотрелся в промытую высь,

Где на солнечно-песенной нитке

Над землей жаворонок повис.

Пожалуй, именно в этих строках заключена истина,которую искал поэт.

Но повторения Природы

Берут за душу новизной.

Да, все в жизни возвращается, но есть и своя неповторимая прелесть, которую надо увидеть, почувствовать, принять. Стихию звуков порождает природа. Поэт слышит их, отбирая нужные, словно дирижер оркестра.

Да и в самом деле, при чтении своих стихов Николай Поснов делал удивительно выразительные движения руками. И строки вселялись в душу слушателей, заставляя вторить его словам-звукам.

А ночью пахло молодою вербой.

Крутые тучи гром сгонял в табун.

И молнии распарывали небо,

И падали в намокшую траву.

А дождь работал, как заправский банщик,

Мыл мостовые, скверы и сады,

И хлопотал, счастливый и звенящий,

Аж пена поднималась из воды.

Он весь светился в переплясах молний,

Упруго гнулся вербною лозой.

Огромный мир до края был заполнен

Предмайской очистительной грозой.

Весна приходит в деревни и села великой труженицей. Сколько суеты, радости в подготовке к выходу в поле. И поверишь, ой как поверишь в радость коллективного труда, даже если сам не испытал этого.

Жизнь словно оживает, наполняя шумом дворы, пашни– «этоцелого мира родство».

Над пробужденной пашней реет

И золотится легкий пар.

В вершинах всклоченных деревьев

Грачиный возится базар.

Вода синеет по лощинам.

И у колхозного двора

Скрипят возы. Кричат мужчины,

Урчат незлобно трактора.

И за дорогою опальной,

Где небосвод крыла простер, –

Гудит, гудит, как колокольня,

Открытый радости простор.

Не оставляют равнодушными, словно признание в любви к природе, родному краю, строки, написанные поэтом уже в зрелом возрасте. Здесь он весь: характер, безграничная любовь к жизни, полное единение со всем, что его окружает. Он дышит одним дыханием с природой родных мест, которые вошли с детства в его кровь и плоть.

Я отвык от простора такого,

Где свет ходит над полем, дрожа,

И где все, что не выскажешь словом,

Мне оставит на память душа.

Я иду – пальтецо нараспашку,

Без фуражки, как в детстве, босяк.

Где лукаво играют овражки,

Где по горло в воде березняк.

Где мне все и родимо, и близко,

И сине, золотисто и в лад,

Где все реки в разливе,

И низко

Журавелюшки с криком летят.

Интересно по своему содержанию стихотворение «Цветут сады», которое склоняет читателя к размышлению. И даже в вечном повторении природы поэт старается понять, в чем смысл, радость жизни. Он находит его… в мгновении! Будет повторяться все, но только «каждый миг, увы, неповторим». Пусть мысль не нова, но он сам это почувствовал, сам для себя сделал вывод.

Если у Николая Поснова идет речь о весне, то, безусловно, «струится свет», «широким небом властвуют стрижи», «бурлит весна», «ошалело сердце», «горячими губами целует май», «рвутся к солнцу степи», «и солнце веснушки сыплет», и « лодки тычатся в калитки», а

На солнечно-песенной нитке

Над землей жаворонок повис.

Эта яркость, образность, под стать большому поэту.

 

«ЛУЧИСТОЕ ЖЕЛТОЕ СОЛНЦЕ»

Четыре времени года. Конечно, они разные, как и отношение к ним автора. И, несмотря на то, что на лице своем поэт носил веснушки – брызги солнца, лето не было его любимой порой: кожа не воспринимала яркие лучи солнца. Но и в лете он находил свою прелесть.

Лучистое желтое солнце,

Как белка кружит в колесе,

И утро по-детски смеется,

Купается в синей реке.

По тропке, белеющей зримо,

Лечу, не склоня, головы,

Сквозь сосен зеленые взрывы,

Сквозь зелень высокой травы.

Поэт видит и предвестников лета – одуванчики, которые

Как будто желтые цыплята

На яркой зелени двора.

У него«надеждой светит скромная ромашка»–тот чудесный цветок,который позволяет влюбленным отрывать свои лепестки. Да и сам поэт

…готов до ночи слушать,

Как среди камешков, до дна,

Ручей выплескивает душу

И счастьем полнится душа.

Восторг, оставленный детством, когда родители купили велосипед, на зависть всем мальчишкам деревни, однажды всплыл в памяти, помогая написать стихотворные строки. Ведь собственные переживания дают любому стихотворению большую жизненную силу, как и порождают скрытое чувство вины, понимая, что и в этом времени года есть много восхитительного, но иутомляющего тоже:

Ах, как печет!

Разморит и слона.

У солнца блеск

Фарфорового блюдца.

И не летят в тетрадь мою слова,

С одышкою вспотевшие плетутся.

Жара досаждает не только его - страдает и природа.

Блескучий оранжевый полдень,

Ленивая знойная мгла

Повисла над выцветшим полем,

Над пущами возле села.

От пыли обочины буры,

Мягки, как болотные мхи,

И даже, нахохлившись, куры

Запрятались под лопухи.

Поникли, завяв огороды,

И жаждой измучился сад.

И солнечной этой погоде

Никто на деревне не рад.

На улицу вышла старуха,

Крестя утомленную тишь,

Бормочет безмерно и глухо:

- Куда ты, о Боже, глядишь?

Нет, не приглянулись поэту жаркие летние дни:

Взгорок, зеленый колок.

Речка да берег пологий,

Жаркий, как солнце, песок.

Совсем по-иному в «Вечерней заре»он воспринимает летние вечера:

Сосенки в розовых коронах,

И колокольчиковый звон.

Заря, как красная корова,

Бредет домой за горизонт.

Себя в прохладе речек вымыв,

Она несет среди долин

Большое солнце, словно вымя,

Почти касаясь им земли.

И день, устав, как в поле пахарь,

На землю падает ничком.

И разнотравьем вечер пахнет,

И травы пахнут молоком.

Но больше его располагает к себе раннее утро.

Как молоко парное в кружке,

Чуть розовата и тепла,

На крыши сонной деревушки

Заря июньская текла.

Она плескалась в листьях сада.

Росой играла на лугах.

Ее медлительное стадо

Несло на выгнутых рогах.

Она росла и созревала,

До удивления тиха,

И алым светом наливалась,

Как красный гребень петуха.

Вздымалась кверху,

Стлалась низом

И, утверждая с миром связь,

Рвала туман, как полог сизый,

Погожим утром становясь.

Картины деревенского лета чудесными мелочами живут в памяти Н.Поснова.

Расправив солнечные стропы,

Что протянулись за крыльцом,

Раскрылись зонтики укропа

Над сонной тиной огурцов.

Ах, этот запах, этот запах –

Ни с чем нельзя сравнить его,

Как он идет на мягких лапах

Из детства прямо моего.

Как он плывет волною света,

И как зимой, в конце-концов:

Откроют бочку –

Пахнет летом

И малосольным огурцом!

Привычная бытовая картина. Что в ней необычного, интересного? Но читатель с удовольствием вдыхает запах малосольного огурца, и у него появляется огромное желание отведать его. В этом и заключается талант поэта, дарящего нам эти ощущения.

 

«ЗДЕСЬ ЗВУК ПОСТОРОННИЙ НЕЛЕП»

Одним из центральных образов (хотя сложно в творчестве Н. Поснова выделить что-то главное, а что-то второстепенное) является Образ Деревни, от которой веет дедовской Русью. Поэт не мыслил вместе с ней внести в литературу себя, а только показать значимое, глубинное, вечное – малую родину, перед которой всегда склонял голову.

Я слушаю душу мою,

Все вижу и все привечаю.

И тихую песню свою

О родине милой слагаю.

Родина! Какой видится она тем, кто с молоком матери вобрал ее в себя, густо «намазал» на хлеб, насыщенный разнотравьем воздух, испил парного молочка, «приклеив»белые пенистые усы, и провел не одну ночь на сеновале?Родина, «где даже дождик плачет и смеется», «где звезды – золотые пчелы», где «в единстве все: природа и душа»!?

Увидев в ней исток добра и света, Николай Поснов считает, что родина вечна, как и ее необъятные просторы, люди, искренние, добродушные, преданные и трудолюбивые.

Бессмертен мир и славен,

Пока цветут поля,

Пока восходят травы,

Пока шумят дубравы,

И реки, и моря.

Пока нам солнце светит

И труд горяч в селе, -

Бессмертна жизнь,

Бессмертны

И люди на земле.

Мысль о тяжелом прошлом деревни, где жизнь, как и дорога, протекала то круто, то полого, прослеживаетсяв стихотворении «Проселочная дорога»:

То круто на холм, то полого,

Петляя, уходит дорога.

То снова с холма и долиной

По травам течет стороной,

Над ней облака проплывают,

Да темные птицы летают,

И пахнет полынью былинной,

И веет седой стариной.

У деревни за плечами седая старина, особая судьба, о которой мы узнаем из стихотворения «Соловей». Через образ матери поэт показал непростую жизнь крестьянки, жившей терпением, надеждами на лучшее завтра.

В зарослях сиреневых ночами

Соловей, осыпанный росой,

Пел взахлёб, разрух не замечая,

Девушке с откинутой косой.

Сколько счастья юной он пророчил,

Забываясь в собственном бреду,

В звёздно-майском ясном узорочье,

В сорок пятом памятном году!

Я не знаю, как потом он часто

В тех кустах перед резным крыльцом

Пел опять, захлёбываясь счастьем,

Женщине с задумчивым лицом,

Я не знаю, в радости ль, в печали,

Но она, тревожно по весне

Почему-то плакала ночами

Над детьми, сопящими во сне.

Я не знаю, колдовские звуки

Долго ли звучали в высоте,

Помню лишь морщинистые руки,

Как поля в глубокой пахоте.

Не имею никаких известий,

Почему годами вновь и вновь

Верила обманным этим песням

Про извечно юную любовь?

Почему и ныне неустанно

Соловей поёт среди ветвей

Над уснувшей женщиной усталой,

Над могилой матери моей.

Многие стихи у поэта оставались в рукописях и лежали в ящике стола из-за одного слова, которое по каким-то причинам он не сумел или не захотел заменить. Зачастуюв этих строках и живёт та искренность, близкая и понятная читателю, который не всегда замечает огрехи на бумаге.Он остается под впечатлениемчего-то большего, что живет в строках. Было решено некоторым дать вторую жизнь - в печати.

Я снова здесь, в краю родимом,

Где жизнь моя, как ключ, светла,

Где тонко-тонко пахнет дымом

У дома отчего ветла.

Где, как котенок белолобый,

Ручей мурлыкает у ног.

И не сдержать мне в миг особый

Души невольный, сладкий вздох.

У какого сельского жителя или выходца из нее не дрогнет сердце при чтении этих строк!? Нет, обязательно дрогнет, ведь в каждом живет тоска по родной калитке, скрипучим ступенькам, пахучему сеновалу и ночной тишине, по которой месяц ходит в гости, заглядывая в каждый дом.

Спит деревня милая, устало,

Как крестьянка, в тишину упав.

Никаких законов и уставов.

Лишь собаки брешут невпопад.

Ночь плывет над запахами сена,

Ткет из нитей луневых ковер.

И звезда притихшая присела

Белою голубкой на конек.

«Такие сравнения могут прийти в голову человеку наблюдательному, умеющему рассмотреть красоту и одухотворенность в привычном, примелькавшемся, докучливом подчас», - отметил одну из особенностей творчества поэта Николай Родичев.

Н. Поснов по-своему воспринимает деревню, видит ее красивую усталость. Спокойствие помогает ему понять самого себя и других, родившихся и выросших в родных местах. Именно здесь поэту впервые и открывается Россия, «как незабудка на лугу», как вселенская любовь:

Деревня. Седые ракиты.

Дома тишиною повиты.

Здесь звук посторонний нелеп.

Лесок за околицей. Солнце.

Сверкая под солнцем, смеется

Речушка у розовых верб.

И с поля, покрытого синью,

То хлебом пахнет, то полынью,

Цикорий цветет на меже.

Есть высшая в мире награда,

Когда так светло и отрадно

На родине милой душе.

И странно, как могут иные

Места эти, столь дорогие,

Сменить на Оттаву иль Рим.

Дотоле народ мой бессмертен,

Пока в сердце Родина светит,

Пока к ней любовью горим.

……………………………………………………………………………

У него, «сплетая старь и новь,

В душе в одно соединилось –

Россия, Родина, Любовь».

Без кричащих, надрывных признаний и слов Н. Поснов говорит о значимости в жизни человека родного очага, родного места:

Шумит, шумит зеленая сосна.

Сплетаясь, тени вяжутся в узоры.

Перед моим истосковавшим взором

Изба родная, хата в три окна.

Кусты сирени, низкий палисад,

Под лопухами квоханье наседки.

О, Господи, как здесь бываю редко,

Но каждый раз невыразимо рад.

Не здесь ли мир раскрылся для меня,

Где собран свет в одном лазурном поле,

Где я давно и непреложно понял:

Россия там, где родина моя.

В который раз ему хочется понять, в чем сила притяжения, почему бесконечно стремление вернуться в те места, где его «встречали отец и мать, два брата и сестра».

К дорогим и памятным местам:

Рощице да ивовым кустам,

К синей речке и ржаному полю

Я однажды все же возвращусь,

Памятью нетленной приобщусь,

Наброжусь и налюбуюсь вволю.

И пойму в осенней полумгле,

Что же остывающей земле

Журавли с заката прокричали;

Почему, годов изведав власть,

К родине торопимся припасть

И в минуты счастья, и в печали.

Здесь, в деревне, его радость чиста, здесь «напасти и грозы все – мимо».

Здесь надежды поэта не гаснут, уходят его печали и грустные мысли:

О, Родина – ты исцеленье,

И ты утешенье мое,

- признается он.Поэт искренне верит, что

Если ты здесь, на родине, значит

Ты в раю, дорогой человек.

Сельский край помогает рождению строк, которые бесконечно хочется произносить:

Какой простор!

Глядишь – не наглядеться!

Широким небом властвуют стрижи.

Бурлит весна. И ошалело сердце –

Толкает кровь в крутые виражи.

Прекрасна жизнь!

Мечтай, дерзай, надейся!

Люби луга, речушки и поля.

Прекрасна жизнь,

Покуда в это сердце

Вмещаются и небо, и земля!

А каковы следующие строки!Здесь видится единение неба с землей, которое, словно сбросило на поле голубое покрывало из льна.

Голубым-голубой, нежно-нежный,

Словно утренний выдох небес.

Широко, далеко и безбрежно

Колоколится лен-долгунец.

Синим отсветом поле омыто…

Лен цветет. С замираньем дыша,

Я на поле гляжу, что открыто,

Словно русская наша душа.

Русская душа! Открытая и красивая! И это - истина.

Многое можно забыть и не вспоминать, но только «не деревенские избы, и ручьистые воды».

Нет, нельзя позабыть край, в котором родился,

И где в вечном покое мои родичи спят.

Светлые чувства, у Николая Поснова в большей степени связаны с посещением родных мест, встречами с односельчанами, которых уважал, которым бесконечно был благодарен. «Здесь все свои, и я здесь тоже свой», - написал поэт. И это тоже истина.

Человек сельского труда. В нем живет своя красота, свое величие, и поэт видит это. Ончувствует его своей душой, преклоняясь перед мужеством, мудростью и великой любви крестьянина к матушке-земле.

Под семьдесят. Живет и не тоскует.

Кусты бровей. Морщин тяжелых сеть.

У старика лицо широкоскуло,

Усталое и смуглое, как степь.

По кистям рук крутые вьются вены.

Но взгляд хранит еще былой огонь.

Здороваясь, протянет он степенно,

Как пласт земли, тяжелую ладонь.

В рубахе чисто, праздничной, недлинной,

Простоволос, ничем не знаменит,

Медлительный и мудрый, как былина,

Старик у поля хлебного стоит.

Степной простор вошел в него, как в небо.

В своей душе сыздетства, с малых лет

Хранит он запах зреющего хлеба,

Замешанный на солнце и земле.

Вот он стоит и мнет в ладонях колос, -

Судьбой доволен, судя по всему…

И деду низко кланяюсь я в пояс,

И втайне я завидую ему…

Сенокос – тяжелая, но и любимая пора. К нему готовились как к большому празднику или событию, припасая для косарей самое лучшее, что есть из еды в семье. А накануне выхода на луга собирались всей деревней у костра, где в большом котле варили мясо, выделенное колхозом, пели, плясали. Трудились в сенокосную все. А какое было настроение!

Как бусы, звуки рассыпались, -

В кругу задиристых девчат.

Смеялась женщина. Качались

Тугие косы на плечах.

В кофтенке простенькой и милой,

Лицом светлей, чем утром дол,

Смеялась женщина и била

Рукою рвущийся подол.

Смеялась женщина. Шуршали

Легко под граблями луга.

И возвышались, возвышались

Веселья полные стога.

И красота мне открывалась

Под шелест трав и посвист кос.

Где долго женщина смеялась,

Гудел, как пасека, покос.

Сколько радости, любви и любования в этих строках. Не раз на покос выходил и сам Н. Поснов, поэтому ему знакомо чувство коллективного труда. Поэт, переполненный желанием показать красоту деревни, искренне переживает, что ему, быть может, не удается показать всю прелесть родного края.

Переживает напрасно. Здесь и вольность, и свет небесный, здесь пахнет сеном и пылью. Здесь есть все. И даже с раннего-раннего утра «грач уже вышагивал, как бригадир по пашне».

Деревенские люди отличаются особой мудростью, добросердечностью. Николай Поснов из их числа, он тоже живет «по законам деревни», ему «всякий встречный кажется другом» и говорит об этом с искренним восторгом:

Да, в деревне родился и горд,

Что деревня меня воспитала!

С годами в стихи, а значит, и в душу поэта вселяется печаль, растет протест при виде содеянного:

Такое печальное дело,

Глядишь и душе тяжело.

Как роща, деревня редеет,

Сквозит пустырями село.

………………………………………

Но улицы, будто бы грядки,

Прополоты волей судьбы.

В стихотворении «Заброшенная деревня» душа Николая Поснова кричит: нет прежнего веселья, нет радости, а тишина – удручающая. Все мрачнее и мрачнее становится на душе от поездок на родину.

- Слава Богу! Вечер прожит, -

Так старушки подытожат,

Отходя ко сну.

Лай собачий не тревожит

Эту тишину.

На деревне пусто-пусто.

Как литой кочан капусты

Катится луна.

И от этой тяжкой грусти

Нет старухам сна.

На деревне глухо-глухо.

Ничего не слышит ухо,

Не горят огни.

И хатенки, и старухи

Доживают дни…

***

На сто верст ни кола, ни двора.

Здесь была деревенька, да нету,

И распахнуто ходят ветра

Невесомой волною по свету.

Новый день золотист и румян,

Но кусты и луга поседели.

Там крапивник шумит да бурьян,

Где сады плодоносно шумели.

Над оставшейся купой ракит

Жаворонок

Взлетает все выше,

Так поет,

Словно плачет навзрыд.

Только кто его, бедного, слышит?..

С уходом деревни вселилась в его стихи великая горечь – одна на всех.Люди лишились своих корней, оборвалась пуповина, подпитывавшая их.

Нам туда, где дом был с колыбели,

Не пройти под благостную синь –

Заросли, давно замуравели

Древние дороги деревень.

Дикий луг, печалью зарастая,

Заглушил останки серых хат.

Заслонив забытый мир крестами,

Кладбища над памятью стоят…

В мире том мы плакали и пели,

Верили, что счастье впереди…

Боже мой!

Куда же вы глядели!?

И о чем вы думали, вожди!?

Свою веру в значимость деревни поэт нарочито вплетает в стихотворение слова известной песни, которую любил петь народ:

«Нету лучше родимой сторонки,

Лучше нету родимой земли».

Нет деревни, ушел поэт. Но осталась жить его Вера в новое поколение, которое будет пить родниковую воду из нравственного источника, не останется равнодушным к деревне, зовущей людей, любящих землю, умеющих растить хлеб.

 

«ЕСТЬ ЕЩЕ РОДИНА. ЧЕСТЬ»

Раскрывая грандиозные темы духовно-нравственного содержания, Николай Поснов пишет широкие полотна стихотворений и поэм, которые поражают воображение читателя масштабностью образов, предъявленных в слове, цвете и звуке, наполненных биением собственного сердца.

Среди других стихотворений привлекает внимание «Дуб у Свенского монастыря», олицетворяющий образ России. Он стоит «на высоком угоре», «дышит на вольном просторе», «горделиво вознесся», «покоится прочно», «вершиной уходит в грядущее».

Каждое слово несет солидную смысловую нагрузку, направленную на создание мощного, исторически значимого образа России, у которой есть будущее. Не случайно два композитора написали на нее мелодию, а брянский городской струнный оркестр под руководством заслуженного дирижера В. Осипова исполнил произведение в двух вариациях.

На рекою Десной, на высоком угоре,

У замшелой старинной монастырской стены,

Дуб раскидистый дышит на вольном просторе

Посредине России, среди тишины.

Горделиво вознесся над всею округой,

Как стоячее облако, крона сама,

И, как землю в горсти, напряженно и туго,

Корни дуба сжимают верхушку холма.

Он судьбою самой удостоен бессмертья,

Он в одной золотой, богатырской поре –

В этой кроне шумят, словно ветры, столетья,

И истории знаки горят на коре.

На зеленом холме он покоится прочно,

Обозрим с четырех неоглядных сторон.

Он корнями своими находится в прошлом,

А вершиной уходит в грядущее он…

Профессия писателя, поэта – особая профессия, принадлежность к которой нужно доказывать всю жизнь каждой вновь вышедшей книгой произведений. И Николай Поснов подтверждал это.

В каждом сборнике стихов у него прослеживается неразрывная связь с родиной, «где родился и рос», и Родиной без которой не мыслил своей жизни.

Он гордился тем, что он – русский:

Я здесь. Я жив. Мой век великий.

Стою, как будто в землю врос,

Широкоплечий, светлоокий,

Голубоглазый русич,

Росс.

Недюжинной силой Николай Поснов не обладал, не был широкоплечим и могучим, но сила его духа оказалась великой. Он прочно стоял на своей земле, готов был защищать ее всегда и, не задумываясь, положил бы голову за Россию.

«Все времена сошлись во мне», - написал когда-то Н. Поснов. И это тоже верно, потому что жил не только сегодняшним днем, но и прошлым России, с трепетом в сердце заглядывая в ее завтрашний день.

О Русь моя! Как велика

Твоя история!

Невольно

Твои минувшие года

Волнуют счастливо и больно.

Историческое прошлое всегда влекло Николая Поснова.Дома у него были различные исторические карты, схемы, книги. Бережно относилсяк беседам и встречам с людьми, глубоко знающим прошлое страны, имеющим свое мнение.

По передаче исторического прошлого, внутреннего напряжения, динамике и неожиданной концовке интересно стихотворение «В запасном полку на поле Куликовом».

Мой конь храпит и бьет копытом,

И пышет злобой, как огнем,

Мы с ним в одном стремленье слиты,

Мы в ожидании одном.

Вороний грай, орлиный клечет…

И конь, и я напряжены.

Звенят мечи на поле сечи,

Грызут друг друга скакуны.

Смерть, как оса жужжит над ухом,

И стрелы – тучею вокруг.

Вон смерд упал,

Боярин рухнул,

И выбит меч из княжих рук.

Пора, пора! Я бой приемлю.

За Русь любимую

Вперед!

Конь, оттолкнув в порыве землю,

Меня в бессмертие несет.

У этого стихотворения было два окончания: «Меня к товарищам несет», «Меня в бессмертие несет».Было решено взять второй вариант, так как люди, бившиеся за светлое завтра Руси, как правило, уходили в бессмертие.

Не забывает поэт и о Великой Отечественной, герои которой лежат в братских могилах, усеянных по всей земле. На первый взгляд совсем просто, без всяких ухищрений написано стихотворение «Сельский обелиск». Но как оно величественно в этой кажущейся простоте!

В оградочке зеленой,

Где травы шелестят, -

Коленопреклоненный

С винтовкою солдат.

Как будто с болью тайной –

И днем и по ночам –

Фамилии читает

Своих односельчан.

Глядит из жесткой глины

На ряд холодных плит,

Где жаркая рябина

Живым огнем горит…

Есть у поэта и стихотворение «Курган бессмертия».

Звезда! Под нею в бой ходили,

Под нею мертвые лежат.

Звезда объединяла живых, идущих в бой за Родину, она не предала их и мертвых.

Военной теме посвящены строки стихотворения «Фотография из семейного альбома», особенно близкие тем, у кого отцы не вернулись с фронтов. На своих детей они смотрят, смотрят и сейчас с пожелтевших альбомных листов.

Смотрю на квадратик бумаги,

Судьбу принимая свою,

Тот воздух любви и отваги,

Как воду бессмертия пью.

Сжимает сердце и стихотворение «Гармонист», в котором показана вся трагическая судьба, однорукого гармониста, бывшего солдата. Николай Поснов был потрясен увиденным, он с удивлением и восхищением произнес: «Понимаете, брошенный всеми, голодный и холодный, он прославляет Победу, нашу Катюшу… Победу! за которую заплатил семьей, кровом, здоровьем. Ему по праву надо быть во главе праздничного стола, его, простого солдата надо тоже благодарить, и, может быть, больше генералов».

А он, наклоняясь над ладами,

Вот так отмечал торжество

И горькими плакал слезами,

Совсем не стыдясь никого.

Будущее России поэт видит не только в возрождении деревни, этого светлого и чистого родника, но и в высокообразованных людях, которые будут вершить благие дела.

Повторю: встает Россия.

Повторю: и вижу Русь.

У Николая Поснова особое понимание, отношение к русскому языку, в защиту чистоты которого не раз писал, выступал. В стихотворении явно читается государственная мысль.

Спасенье – он великорусский,

Объединяющий язык.

Поэт не мог и не хотел спокойно созерцать развал страны в 90-е годы, на жажду «урвать» хоть что-то, «на плавающий мусор», который, он верил, история смоет.

Гляжу, - и смеюсь я, и плачу, -

Как будто грибы на засол,

Все лезут назойливо дачи,

Взамен наших рек и лесов…

Он негодует, протестует против такой жизни, где

Мы в обиженной нашей России

Самый бедный на свете народ.

…………………………………………..

Неужель, от села до столицы

Всем законам живым вопреки

При Советах рождались тупицы

И сплошные одни дураки?..

Поэт восстает против мнения, что виноват во всем народ. Да и сама история, жизнь подтверждают сообразительность, природную смекалку русского мужика.

Поэт сам вволю хлебнул перестроечной несправедливости, унижения и нищеты. «О, Господи! Что натворили?», - срывается с его уст. Но никогда, хотя была возможность, он не подумывал покинуть родину. Считал постыдным предать ее, подлым - не разделить с ней ее участи.

Н.Поснов никак не мог понять, почему те, кто вершит людские судьбы, не проанализирует исторические процессы, почему не поймут, что двигало русскими князьями, которые обильно проливали кровь, объединяя земли, чтобы сделать сильным государство. Почему цари «берегли отеческую землю и вели ее к величию и славе».

Новые правители пришли.

Где Россия? Где былая слава?

Где она, могучая держава?

Где они, ревнители земли?

Как жить в стране, где считаться русским так зазорно?

Далеко ль до бед?

Господи, молю тебя в бессилье:

Сохрани страну мою Россию

И спаси заблудший мой народ.

Перестройка! Хорошо запомнил, запомнил хорошо ее народ, когда был

Каждый русский оскорблен,

Как не предвидел Достоевский.

………………………………….

В отчей стране, в разоренном дому

У нас исковерканы души и судьбы.

Но кто озабочен этим?!

По стихам Николая Поснова можно изучать судьбу страны и людей, живших в это время. Он писал, не скрывая своих суждений.

Поэт верил, верил в светлое завтра России, потому что народ в ней особый, красивый душой, в которой множество тонов и оттенков. Вот поэтому-то все чаще сегодня звучат голоса, что не только хлеб нужен нашему народу, а нравственность, которой всегда отличался русский человек. Чистота души нужна, тогда и у ДУБА крона будет пышной.

 

«ВЫСШИЙ ПИЛОТАЖ»

Особое место в творчестве Николая Поснова занимают поэмы. «Говоря языком авиаторов, - пишет заслуженный работник культуры А. Новицкий, – это высший пилотаж!»

К сожалению, возможности не позволили Н. Поснову полностью раскрыть свои дарования. Но уже те поэмы, что написаны им, подтверждают умение автора соединять далекое прошлое и настоящее так, что прошлое кажется настоящим. И при этом читателю все понятно.

Исторические полотна, написанные Николаем Посновым, заслуживают особого внимания, особого прочтения и разговора. Их следует изучать не только в школе.

«Я – эпический поэт, мне нужно было писать поэмы. Давно вырос из коротких штанишек. Хочу успеть сделать что-то большое, значимое. Я вижу, чувствую такую книгу», - изрек однажды поэт. Но судьба не дала ему на это время.

 

«ТУМАННА, ЖЕЛАННА, СМУТНА»

Ее величество Любовь. Почему она «туманна, желанна, смутна»? Да потому, что ни один человек в своей жизни не проходит мимо нее, а тем более поэт, тоньше чувствующий и острее ощущающий состояние влюбленности. Такая уж она - Вечная! Живущая везде, не любящая громкого говора и всевидящего ока. Настоящее чувство поселяется в душе, куда посторонним вход воспрещен. Ее можно услышать в биении сердца через рожденные стихи поэта.

Любовь – это красота и созидание, не находящаяся в одном и том же состоянии, как и сама природа. И все вроде бы сказано, но, судя по стихам Н. Поснова, не все.

Светлой, чистой, легкой, как вальс, как первое дуновение весны, она пришлак Николаю Поснову. Когда? Этого никто не знает. Зато появилось стихотворение-песня. Оно первое из сохранившихся: воздушное, солнечное, как и надежды поэта.

В завьюженном городе где-то

Спит опаленное лето.

В платье горошком из ситца –

Лучше ее не найдешь.

Снег на моих ресницах,

Снег белой птицей кружится.

Милая, что тебе снится

В эту январскую ночь?

И долго ли ждать нашей встречи,

Снег мне ложится на плечи.

От писем твоих мне не легче,

Но жду их, как утро, я все ж…

Метелью оденется вишня –

Весна подойдет неслышно.

Ветер, играя косицей твоею,

Тебя вдруг ко мне приведет.

… А снег все идет и идет.
1965

Избыток чувств, невозможность сдерживать их приводят поэта к людям, чтобы поделиться с ними своим счастьем, пожелать им того же.

Доброй ночи всем,

Доброй ночи.

Для любимых – нежнейших слов.

Я сегодня счастливый очень.

Я хочу вам красивых слов.

Даже месяц, как будто в зыбке,

Закачался на синем дне,

Оттого что ее улыбка,

Ее губы - в моем огне.

И отчаянный конник-ветер,

Припадая ко гриве дней,

Позабыв обо всем на свете,

На буланом вздремнул коне.

Доброй ночи всем,

Доброй ночи.

Акварельных вам, люди, снов.

Я сегодня счастливый очень:

Полюбил

Николай

Поснов!
1967

В его душу заглянуло солнышко и поселилось там. Это было поистине спасением для вольнолюбивой натуры, которая необычайно больно воспринимала грубую солдатскую жизнь.

Уже ты не расстанешься со мной:

Ты будешь небом, летнею травой,

Березкой будешь, дождиком нагим,

Пускай уйдешь, любимая, с другим.

И синим плесом будешь, и весной,

Сумятицей истерзанною снов,

Круженьем сердца, желтою бедой,

И тишиной, заполонившей дом.

Ты будешь лебединою строкой,

Совсем-совсем не думая о том,

Что я тобой, любимая, назвал

Все – от звезды до щебетанья трав.

Все – до кричавшей сердца темноты,

Что даже я – наполовину ты,

Что ты со мной как песня на Руси.

… Плывущим небом, дождиком босым.

Подъем чувств, сил ведут его к пробе различных форм написания стихов. От пишет «Семистопный сонет», пробует перо в акростихе…

Наверное, человеку не напрасно даются испытания в жизни. Рядом с большим светлым чувством поселяется грусть, переживания… Они естественны. И называется это школой чувств.

От тоски щемящей

Никуда не деться.

Облетел мой где-то

Одуванчик детства.

Золотой и тонкий

Облетел невнятно.

А ведь было все так

Просто и понятно.

А в окне светились

Зорь июньских бусы,

Словно земляника

В кузовке бабуси.

Всех любил я очень.

Был любим я всеми.

А сейчас кружусь вот,

Точно лист осенний.

Неужели вправду

В взрослость мы играли.

Плыл по речке месяц –

Голубой кораблик.

Вместе с весной в сердце поэта пришла большая радость, которая запела в его сердце:

Стою и улыбаюсь

Под синим небом дня.

Горячими губами

Целует май меня.

***

Не знаю, как мне довелось,

Что я на лен, на лен похож.

Твоих распущенных волос

Меня укутал русый дождь.

И я доверчиво к нему

Губами мягкими тянусь…

………………………….

Жизнь, как вода, бежит по камешкам, а они где крупнее, где мельче. И нужно большое искусство, терпение, желание научиться обходить опасные места, помогать находить новое русло.

Уходим бессловесны и печальны

И каждый – на удельный островок.

И нам обоим тягостно ночами

От нами же придуманных тревог.

Любовь требует душевных усилий, обновлений, как и все остальное в судьбе человеческой, а природа – тому подсказчик.

И вижу, как на улице,

Где мы с тобой живем,

Цветы, цветы целуются,

А мы чего-то ждем…« Цветы»

Иногда в стихах поэта мелькают нотки сожаления, тоски по прошлому:

И герани на окнах цвели,

И плетни обнимала повитель.

И девчата красивые шли

По деревне –

А я не заметил.

Как на море бывают приливы и отливы, так, увы, и в чувствах, где «суровость с тоской сменяют прозрачную нежность»:

Нашу лодку течет по теченью,

В нашей лодке сломалось весло.

Не гляди на меня с осужденьем,

Не смотри на меня тяжело.

И все же любовь у поэта – чистое и светлое чувство, в нем все оттенки: радость, печаль, грусть, сомнения. Любимая женщина сравнивается с березкой, синим плесом, небом, дождиком…В другом стихотворении автор строк говорит о сложности любви, противоречиях своего характера, обращаясь с просьбой о любви, порой преувеличивая как чувства, так и вымышленные пороки:

Живой души

не переделать ввек.

С. Есенин

Любой из нас собой неповторим –

В природе то не видится секретом.

И не могу я сделаться другим,

Как ни просила б ты меня об этом.

Да, может быть, я влюбчив и томим

Злой ревностью, и мучаюсь тоскою,

И пью вино, и напиваюсь в дым –

Бывает, да к чему скрывать такое.

Вся жизнь моя – полынь да лебеда,

Но верю я в судьбы своей истоки.

Пусть искры высекают не всегда

В чужой душе мои, столкнувшись, строки.

Мне не к лицу тщеславья ложный грим –

Не ведать мне ни счастья, ни покоя,

Нет, в этой жизни я неповторим,

Да, я такой. Но полюби такого!..

Каждый читатель может найти в стихах Н. Поснова что-то свое. У поэта в письмах «тоненькая боль», «запоздалое признанье»:

Опять прощения прошу

За то, что чувства не стихают,

Что письма нежные пишу

Своими грустными стихами.

В них всё просвечено до дна,

Как в роднике вода живая.

Пускай ты, знаю, не одна

Живешь, меня не вспоминая.

В тех письмах тоненькая боль

И запоздалое признанье.

Наверно, это не любовь,

Но все ж её напоминанье.

Где «да» и «нет», как тень и свет,

Переплелись от края к краю.

Тебя я выдумал, иль нет—

Теперь и сам не понимаю.

Я лишь прощения прошу,

Что чудный сон свой сберегаю,

Что письма нежные пишу

И никуда не отправляю.1979

Стихи, датированные одним годом, дают возможность почувствовать душу Н. Поснова, например, в смятении из-за апрельской погоды, которая многих сводила с ума, поэтому и звенящая капель«до упаду смеется»:

Там возле штакетной ограды,

Где ты, озорная, стоишь,

Смеется капель до упаду

И радостно брызгает с крыш.

Играя на выступах льдистых,

Плывет сквозь мерцания лет

Густой, словно мед золотистый,

Пронизанный песнею свет.

И нет с душой тающей сладу,

И сладко, и больно-то ей,

Затем, что звеня у ограды,

Смеется капель до упаду,

Как ты над любовью моей. 1979

Творческому человеку необходим душевный лиризм, зовущийся любовью.

Поэт – сгусток эмоций, переданный легкостью пера; сочетание мыслей обычного человека и особенного: его перепад настроений в стихотворных строках как дорога от грусти, отчаяния к надежде.

Ах! Что за веселое дело –

Капели стучат за окном!

И тихо надежда запела

В оттаявшем сердце моем.

Я вышел, улыбкой согретый,

И понял, что чуть пережди,

Что главная песня не спета,

Что там – еще жизнь впереди!1980

У каждого человека свои проявления любви. Порой все кажется обыденным, возникает мысль: а не ушла ли она? И вдруг

Ничего я не ведал о чувствах,

Упоенно словами звеня.

Ты уехала только – и пусто,

Ни огня, ни тепла у меня.

В одиночестве рощи и долы

Обежал, словно пес, налегке,

И, щетинистый, мрачный, бездомный,

На луну завываю в тоске.

Веет холодом сизым из мрака,

Остывает уставшая кровь.

Я привязан к тебе, как собака.

Неужели и в этом любовь?

Глубина чувств может быть разной, и, на первый взгляд, не совсем радужной. Но как раз в ней-то и есть та сокрытая, прочная связь двух любящих сердец.

Когда-нибудь, знаю наверно,

Душою, волнуясь до слез,

В мою ты приедешь деревню,

В которой я некогда рос.

И где молодым и веселым

Еще будут помнить меня

Старинные липы и клены

В тяжелой листве у плетня.

Ты молча постой у калитки,

Вглядись в хороводы светил,

Пройди по росистой тропинке,

Которой я в детстве бродил.

Смиряясь с судьбой своей женской,

Припомнив, былые года,

Возьми горсть земли деревенской,

Которой я стану тогда… 1987

***

Ни звонков телефонных, ни писем,

Есть какая-то странность в судьбе, -

Друг от друга с тобой не зависим

И живем - каждый сам по себе.

Но какая-то связь, безусловно,

Вся из нежностей и из тревог,

Протянулась меж душами словно

Звездный луч между нами пролег.

Прозревая небесные знаки

Сквозь осеннюю темень и тишь:

Не береза сияет во мраке, -

Это ты под окошком стоишь… 1987

Любовь – большие переживания, которые бросают человека на голые ребристые камни, усеянные опавшей листвой. Поднявшись, стряхнув листву, человек, как осеннее дерево, снова обрастает надеждой на яркую весеннюю зелень, на счастье, на пламень чувств. Он имеет на это право. Человек живет любовью!

«ЖИЗНЬ НА ВЕТРУ ОТКРОВЕНИЙ»

Повсеместно рассветы

Тихо росы прольют...

Почему же поэты

Столь недолго живут?

В.Селезнёв

Отношение поэта к поэзии, поэтическая мастерская Николая Поснова – темы не из легких, и осмысление их зависит от степени изучения творчества таким, например, специалистом в литературе, каким был Вадим Кожинов, предъявивший нам сравнение двух видов искусства: «Поэзия классического склада требует не меньших усилий, не меньшей подготовленности, чем освоение серьезной классической музыки».

Поэт часто задумывался о месте художника слова в жизни, об ответственности за сказанное им, за достоверность предъявленного читателю. Поэтому и вопросы, обращенные к себе: «Зачем живу? И так ли я живу?» – отражают переживания и глубокие размышления:

Но прежде чем все же навек отгореть,

Наверное, надо и листьям, и людям

Последнюю песню, сгорая, пропеть.

Желание «пропеть» что-то важное всегда отличало Николая Поснова. У него имелся большой опыт, были накоплены знания, он чувствовал силу своих возможностей, но в последние годы беспощадная болезнь много раз укладывала поэта на операционный стол. Любящий жизнь во всех ее проявлениях, он не хотел «тлеть» – его выбор был за «горением». И онсгорал.

Поэтвынашивал задуманное, как ребенка. «Ничего не дается мне даром, - пишет он в одном из своих стихотворений. - Томит постоянно и точит тревога неясная грудь».

Такое состояние, скорей всего, испытывают многие творческие люди.Николай Поснов не был исключением.

Он умел видеть, чувствовать, слышать,

… что листва берез смеется,

В сиянье тонком чистоты,

и что « осень стукнула в двери», «что вскипает ветер в зелени берез»….

У писателя и поэта не такое видение жизни, как у обычных людей. Широкий охват действительности, глубина знаний, понимание происходящего способствуют философскому подходу к постижению души человека, ее христианским истокам.

«Как все неожиданно в мире,

Как жизнь человека хрупка», - пишет он.

Все, как сон, на земле преходяще…

В тихо-медленный вечер, на даче,

Перед церковкой дальней с крестом

Я молюсь за сегодня и плачу,

А что станется – будет потом.

………………

Все чаще тягостные ночи,

И, понимая, скажешь лишь:

«Все в руке Господа!» -

И молча крест православный сотворишь.

Николай Поснов мыслил в унисон со своим читателем, и написанные им когда-то строки никогда не будут подвергнуты сомнению: «как все неожиданно в мире, как жизнь человека хрупка»; «как мало мы ценим, ребята, все то, что нам в жизни дано»; «все, как сон, на земле преходяще».

Трогает своей искренностью «Молитва», написанная поэтом, а знающим ее наизусть, помогает справиться с удручающейповседневностью:

Я в разлуке с душой одинокой,

Я бреду в неизведанный край.

На земле утвердиться до срока

Помоги мне, святой Николай.

Многогрешному, в сенях убогих,

Но живущему правым трудом,

Дай мне силы осилить дорогу

С предназначенным Богом крестом.

Время стынет, как темная чаша,

Без тепла, без уюта, любви.

Утешитель болезно-скорбящих,

Ты прости прегрешенья мои.

Освежи жалкий ум мой, попробуй,

От разлада с душою спаси,

Мой хранитель и верный, и добрый

Николай, Чудотворец Руси.

Николай Поснов хорошо понимал свою ответственность перед людьми.«Главное достоинство книги не в красоте обложки, а в содержании», - говорится в одном из его стихотворений. Сам же он был хорошим знатоком книг.Ему часто приходилось быть и редактором, и издателем, и оформителем. Иногда переплетал старую книгу, возвращая ее к жизни. Он отлично понимал, что книга должна выдержать все требования как эстетические, литературные, так и языковые. В его библиотеке были редкие издания, чему онбыл несказанно рад.

Люди умные читают,

Люди друга выбирают,

А друзья нас понимают,

И я истину пойму.

Как не вились бы дорожки,

Поэтические стежки –

Нас встречают по одежке,

Провожают – по уму.

У поэта «жизнь проходит на ветру откровений»,

Когда душу сжигает поэт

Ради нескольких стихотворений.

В творческом поиске образа, сравнений, в самой подаче каждого слова у поэта есть что-то свое, особое, порой не прописанное пером.

Н. Поснов, сокрушался по поводу того, «что классическая лира нынче вовсе не нужна», и восклицал:

О как бы тебя уберечь,
Живое народное слово.

Наиболее показательно, каким должно быть творчество поэта, его отношение к поэзии, стихотворение «Дружеский совет».

Ты прав: других не хуже,

Мой друг, твои стихи.

В них месяц пляшет в луже,

Горланят петухи.

Летит воронья стая,

В росе горит лопух…

Но что же, их читая,

Мой не займется дух?

Душа не встрепенется,

Не хлынет в сердце боль?

Бесцветной остается

В стихах твоих любовь.

И мысли неуклюжи,

Что вовсе не секрет…

Стихи других не хуже,

Но и не лучше, нет.

Твои потуги – слезы,

Но на других взгляни, -

Забудь стихи и прозу,

А в критики махни.

«Читаю стихи молодых» - хороший урок начинающим поэтам, которое можно рассматривать как мудрый совет, как призыв грамотно владеть словом:

Читаю стихи молодых.

Гладки: нет ни кочек, ни рытвин,

И все-то, и все-то есть в них:

Эпитеты,

Образы,

Ритмы.

И выписан верно сюжет,

И найдена вроде тональность,

И подан текущий момент

С претензией на гениальность.

Есть в голосе гнев и металл

(Хоть верно и то, что иные

Стихи будто где-то читал,

Хотя и читаю впервые).

Но дело не в этом,

А в том,

Что нынче в стихах этих гладких

Не пахнет вечерним дымком,

Рекою, укропною грядкой.

Не пахнет землею своей,

Которой мы с детства согреты.

Ужель позабыли о ней

Еще молодые поэты?..

Или: «Ты песню петь учись свою, не переделывай чужую» («Щегол»).

Не раз высказывал Николай Поснов свое мнение об отношении в обществе, государства к таланту.

Увы! – талантов и пророков…

При жизни их не берегут.

Многие поэты мечтают о славе. А Николай Поснов?

Для него важнее всех наград было признание его как поэта.

Тишина. Она была любима поэтом и необходима, как и большинству творцам.

В тишине потрескивает печка.

Наплывает благостный покой.

Хорошо. Ни вздоха, ни словечка.

Книга и бумага под рукой.

Вот они-то всегда и везде должны быть с ним. Они – неизменные спутники. Как и ручка, обязательно с черными чернилами или пастой.

Человек, взявший на себя смелость виртуозно использовать перо, автоматически берет на себя ответственность за каждое слово и мысль. Его миссия заключается в умении «достучаться до сердца народа» и оставить там зерно для будущего ростка. Человек с его помощью должен осознать, что счастье – это движение к вершине. И Николай Поснов «стучал», «стучал» своими стихами и находили отклик. Многие стихи становятся песнями. К ним вновь и вновь обращаются композиторы.

В тонкой дымке лиловеет город,

Недвижима прозелень пруда.

Воздух чист и ломок, словно голос

У неоперенного дрозда.

Розовеют вытянуто вербы,

Тих и чист вечерний окоем,

И звезда мерцает в темном небе.

Господи, спасибо, что живем!

Жизни путь почти уже осилен,

И ничто не ново для меня,

Но стою под зябкою осиной,

Ощущая бренность бытия.

И сладка до дрожи эта бренность

На закате гаснущего дня.

Нет, не примелькалось, не приелось,

Что во мне и что вокруг меня.

И ничем особым не блистая,

Но в смиренье праведном своем

Повторять душа не перестала:

Господи, спасибо, что живем!

Что со мной в одном благодаренье

И звезда, и вербы, и река,

Что в высоком горнем освещенье,

Словно годы, тают облака…

Вспоминают близкие его теплый взор, обращенный к исписанному листку, критические замечания, мучительный поиск наиболее выразительного слова : «Звучал мне голос ТИХОЛИРНЫЙ». В течение длительного времени он ходил, произнося, прислушиваясь, то к одному, то к другому найденному слову, вдумываясь в его толкование, как, например, здесь:

Я не забыл одной старушки

С лицом, как темная кора,

В «неперспективной» деревушке,

Где оставалось три двора.

Где плети желтые картошки

Тоскливо жухли у плетня,

Она глядела из окошка,

Как бы с иконы на меня.

С печально-строгим, скорбным ликом,

Как Богоматерь сквозь века.

И осенила путь мой дикий

Крестом дрожащая рука.

Я уходил из той деревни,

И долго-долго на пути

Звучал мне голос тихолирный:

«Господь вас, деточки, прости…»

Не только по смыслу, но и по исполнению это стихотворение вполне можно отнести к классике.

Поэмы, стихи поэта насыщены глубоким содержанием, поэтому многие учителя используют их для уроков русского языка, литературы, истории, во внеклассной работе. В них есть все.Они учат не только видеть и понимать окружающую жизнь, но и находить смысл жизни.

ДЯТЕЛ

Я слышал в минуты невзгоды,

Когда тучи шли в вышине,

В ненастную злую погоду

Как дятел стучал на сосне.

Работал он как одержимый,

Так дробь его лесом неслась,

Как будто была с этой жизнью

Единственно верная связь.

Во время глухих потрясений

Души своей, понял одно, -

Коль есть в этом мире спасенье,

Так только в работе оно.

А гляну, случается это,

Сквозь бремя потерь и обид, -

И слышу

Безудержно дятел

Стучит и стучит…

В этом дятле видится сам Николай Поснов. Его трудоспособность былаудивительной. Он заставлял себя в любом состоянии души и тела брать в руки перо или книгу. В этом состояло его лечение, да и жизнь тоже.

«Это самобытный поэт, по праву заслуживающий к себе внимания России», - так говорят ведущие литераторы страны. И здесь возразить сложно.

 

Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"
Комментариев:

Вернуться на главную