Наталья ТЕРЁХИНА преподаватель ГБОУ СПО «Старицкий колледж» (Тверская область, г. Старица)
Ждущая таянья снега…

Неосимволизм на Верхневолжье

Среди поэтов Верхневолжья  Венена Петровская занимает особое место. Ее творчество узнаваемо, поэтесса имеет свое лицо, свой почерк, ее стихи -- это настоящая поэзия.

Совершенно очевидно определяется и стилевая направленность -- можно говорить о проявлении особенностей неосимволизма в ее произведениях.

Для лирики В. Петровской,  как и для авторов пост-романтизма и декаданса, характерна философская концепция одиночества.  Лирическая героиня Петровской одинока в мире. Почему? Она недостойна мира? Мир недостоин ее? Существует ли конфликт между  героиней и действительностью?

Оказывается, мир в восприятии лирической героини таит в себе опасность, агрессию. Так, в стихотворении, которое открывает сборник «Краешек имени твоего», читаем:  «но жизнь с коварством хищного зверька» и далее - «мы попадаем в пасти к тишине», «жестокий зверь - полуночная тишь», где тишина, тишь - символы одиночества. Одиночество невыносимо («жестокий зверь»), но оно порождено жизнью («жизнь с коварством хищного зверька»), т. е. в одиночестве обвиняется жизнь, судьба.

Мир наполнен ложью, предательством: «тебе солгут», «выменяют на фетиш» (стихотворение «В моем королевстве период смут»), он по-прежнему опасен: «минное поле минных минут - и голова долой», «никому не открываем - вдруг там люди цвета хаки» - в стихотворении «Никаких прикосновений»).

Мир обезличен, сер, бездуховен, меркантилен, лишен гармонии ( « на тысячу миль в зараженном пространстве бесцветья»- в стихотворении  «Привыкнув однажды…», « и жить надоело, когда каждый день против шерсти…», « теряет след смиренный инок на паперти средь кошельков»…,  « но люди, люди гибнут за металл»- в стихотворении « Слова идут, как  будто горлом кровь»). Это «рай из бетона», где даже рассвет « каменный».

Итак, мир несовершенен, т. к. в нем нет доброты,  любви, истины. Там царит злоба, ложь, корысть, ничтожество, бездуховность.

Но наряду с миром реальности существует и другой, идеальный мир ( идея двоемирия характерна для философии декаданса). Идеальный мир – мир грез, сновидений, мечтаний. Поэтому важным мотивом сборника является мотив сна. Сон заменяет героине жизнь:

Зря придумала сон,
Им заменяла жизнь,
им, как никто нигде,
лакомилась потом…

(в стихотворении « Зря придумала сон»)

Или: «Гощу себе спокойно в сновиденьях» ( в стихотворении «Довоплотиться можно поутру»)

Или: «во сне - реальность» (в стихотворении « Слова идут, как будто горлом кровь»).

Итак, сон - это символ прекрасного мира, где не надо никого бояться, можно быть самим собой, не надевать маски. Любить и быть любимым.

Там перила с перерывом
И рисунки на асфальте.
Поцелуи у качелей
неосвистанной длины…

или:

Не торопись. Повремени,
Не сразу открывай глаза.
Пластинку сна переверни
И вещие начни вязать..

Лирическая героиня является связной между мирами. Эта связь проходит через любовь и творчество. Любовь глубокая, всеобъемлющая к герою, который принадлежит снам и Вечности. Он – житель надлунного мира. Она называет его ангелом  (« никаких прикосновений - ты прости за это, ангел…», «убери от пульса руку - вдруг услышат во Вселенной»…, «Целый месяц нету вести. У Медведиц память девичья. Только нет на небо лестниц»…

Любовь, истина, духовность - там, где живет Он - Небожитель, часто являющийся в снах. Оказывается, настоящая жизнь героини- ее внутренняя духовная жизнь, ее подсознание, воспоминания, сны, творчество. (« Попробуй объяснить, что я живая», « По вертикали Небо и Земля меняются местами»- в стихотворении «Фигурки песочных часов»).

Его нет на Земле – это одна из причин одиночества  героини. Чувство потери возлюбленного является одним из главных, определяющих настроение произведений.

 Символами  печали   можно считать цветы, камни. Цветы, которые уже завяли, у  Венены Петровской – «цветы с закрытыми глазами». Их «убаюкал» голос героя, мертвенно-леденящий, как  «дыхание морозных вечеров» .
Всех дождей и снегов на свете не хватит, чтобы выплакать горе утраты:

Оплакивать зиму
Не станут дорожные камни.
Оплакивать камень,
Упавший подножьем однажды,
Возьмутся дожди и снега,
Да и мы вслед за ними…
А камень едва не умрет
От космической жажды.

Какова же сила этого чувства потери, если всех слез во Вселенной недостаточно, чтобы оплакать героя. Это действительно космическое горе, космические страдания. Слово «камень» встречается трижды в поэтическом эпизоде, употребляясь и в значении «веха», «знак на жизненном пути». «Дорожные камни» - молчаливые свидетели побед и неудач, радости и несчастья, отрезков судьбы, периодов времени. «Камень, упавший подножием» - символ страдания («Камень на сердце», «окаменеть от страданий»).

Возлюбленного нет рядом, но сила любви такова, что героиня постоянно ощущает его присутствие. Она разговаривает с ним, узнает его в капле дождя, слышит его голос в стуке колес поезда, в шуме ливня. Любая деталь действительности напоминает о нем:

Не улетайте, синие шары,
Не превращайтесь в мертвое «не вижу».
Из-под руки так провожают ближних
В неближние престижные миры.

Вынужденная материально существовать в мире реальности и отвергающая этот мир, считая его временным прибежищем, героиня ощущает себя жительницей совершенного мира. Она - Королева, Золушка, «импрессия Гогена», пост-модерновая экс-Беатриче, ее дом - «все выше, непременно выше…»

Еще одна черта пост-романтизма и декаданса - мотив движения, который порожден желанием героини переместиться из реального мира либо в идеальный, космическое пространство, либо в свое подсознание, внутренний мир, прошлое.

Ау, Вергилий, потерялась я.
Мне нужно выше, непременно выше.
Ау, Вергилий. Я тебя не вижу.
Привыкла к пятому, но можно на седьмой.
Лишь бы домой… никак не ниже, слышишь?

Или: «Открою форточку - летите сны бумажные…», или « К тем перилам не добраться в летописную капель».

Автор использует либо глаголы движения, либо существительные, вызывающие ассоциации с перемещением в пространстве: лестница, поезд, лодка, карета, ступени и т. п.

Движение останавливается или замедляется, когда героиня оказывается наедине с природой, которая является не только  источником  радости, необыкновенного восторга, умиления, но и гармонии, которой нет в мире людей. ( «Пчелы зажимают кулачки- носят осень», «А утро солнцем прыгнет на колени- ах, колдовство», «Светились яблоки в ночи», «Солнце скачет по коленям зайцем теплым и пушистым…»).

Природа  обожествляется: «Проснется утром шепот птичьей стаи- священное писанье чистит кровь»… или  «На ангельском без  сурдоперевода  воркуют птицы, муркают коты»…

Нередко явления природы, Луна, звезды, солнце становятся действующими лицами ее произведений.

Особенностью поэтики многих стихотворений В. Петровской является обращение ее к символу. Символы,  используемые  В. Петровской:

Тишина, тишь, пустота - символы одиночества.
Птицы, птичий-символ духовности;
Камень, алые маки - символ горя, потери;
Сон - символ подлинной жизни;
Дожди - символ связи между мирами;
Луна - символ вечности;
Снега - символ печали, постоянно обновляющегося времени;
Вода, река, капель - символ времени;
Лед - остановившееся время.

Для лирики автора характерна также многогранность метафор и ассоциаций. Каждая деталь стихотворений многозначна, является одновременно и элементом реальности, и составной частью сотворенного поэтом воображаемого мира.
Автор великолепно владеет звуковой организацией стиха, используя аллитерации,  ассонанс, внутреннюю рифму, повторы.
Продемонстрируем эти особенности, обращаясь к стихотворению «Светились яблоки в ночи».

Светились яблоки в ночи –
Луна их светом напоила
Иль звезд немых святая сила.
Светиться – множество причин.
Созвездья тлели в вышине
И падали, мгновенно спея.
Луны нетленная камея
обещана сегодня мне.

С одной стороны, это прекрасный конкретный пейзаж августовской ночи в яблоневом саду с падающими яблоками и звездами. Используются метафоры: «Светились яблоки в ночи», «созвездья тлели в вышине», олицетворение: «Луна их светом напоила иль звезд немых святая сила»…, лексика со значением света: «светились», «тлели», «свет», «луна», «звезды», инверсия «светились яблоки». Двойная метафора «созвездья тлели … и падали мгновенно спея» создает образы и созревших тяжелых яблок и падающих звезд, мгновенно сгорающих в вышине. Действительно, великолепная картина светлой августовской ночи.

С другой стороны, глагол «светиться» употребляется не только в значении «излучать свет», но и в значении духовного горения, которое проявляется в творческом вдохновении , в самопожертвовании, любви: «светиться- множество причин».

(Вспомним - «светлая душа, «светлый взгляд», «светиться от счастья»). Поэтому следующий ассоциативный ряд связан с темой творчества. Мы понимаем, что плоды, падающие к ногам ,- это не только созревшие яблоки, но и плоды творчества, которые приносит в дар людям лирическая героиня. За это в награду ей обещана вечность: «Луны нетленная камея обещана сегодня мне».

Кроме того, яблоко - это символ любви, соблазна, причем любовь одухотворена, ведь яблоки напоила «звезд немых святая сила».  Так в  стихотворении незримо присутствует Он, которого, возможно, ждет героиня в ночном яблоневом саду и который обещал подарок - камею Луны.

Таким образом, помимо пейзажной зарисовки, в стихотворении выявляются два ассоциативных ряда, один связан с темой творчества, другой - с темой любви.

Эти ассоциации подкрепляются и звуковой организацией стиха:  автор использует аллитерации: СветилиСь, Светом,  звеСт, Сила, Созвездья, Спея, Сегодня - звук С - это звук света.

Звук Т ( Тлели,  неТленная) –звук творчества. Звук Л (ябЛоки, Луна, напоиЛа, тЛеЛи, падаЛи, нетЛенной)- звук любви.

Строки гармонизируются и при помощи внутренней рифмы - СВЯтая, СВЕтиться; ТЛЕли, неТЛЕнная.

Звукопись,  повтор «светились», внутренняя рифма придают музыкальность стихотворению.

Таким образом, в творчестве В. Петровской действительно наблюдаются черты неосимволизма: воплощение философской  концепции одиночества, обращение к идее двоемирия, своеобразный характер лирической героини,  использование  символа, многогранность ассоциаций, музыкальность лирики. Но в то же время выражаемое Чувство относит нас к поэзии  первой половины 19 века: здесь нет игры в любовь, нет мучительного надлома, соперничества, любви-вражды, любви-ненависти,  испепеляющей страсти, ревности и отречения – всех оттенков  чувственно-любовных переживаний  века серебряного. Есть только постоянное ощущение духовной близости  с Ним, цельности  и непреходящей вечности любви,  счастье таинственного внутреннего  разговора, тоска по Нему, светлая печаль…  Все это придает особый, неповторимый аромат  стихотворениям, которые  хочется перечитывать вновь и вновь.

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную