Анастасия ПОРОШИНА, член Союза писателей России, кандидат филологических наук (Челябинск)
ПРИБЛИЖЕНИЕ МИРА К ВЕСНЕ

Отклик на книгу стихов М. Четвериковой «Небесный троллейбус»


Мария Четверикова. Небесный троллейбус. Стихи.
Издательство «Синяя птица». Омск, 2013. – 64 с.

Мария Четверикова относится к поколению молодых поэтов, которые, следуя классической традиции, стремятся привести в гармонию, собрать в единое целое мир, что в современной ситуации особенно непросто из-за очевидного стремления разрушить, разобрать его на составляющие.

В классической традиции по книге стихов как по карте можно считывать духовный путь автора. Это дорога жизни, и чтобы преодолевать ее препятствия и выйти к свету, необходимо иметь ориентир. Таким ориентиром для поэта Марии Четвериковой стала вечная повторяемость, цикличность природы, в каждом времени года являющая свой смысл.

Стихотворение «Трудности, радости, ленты-дороги…» открывает книгу и с первой страницы вводит читателя в мироощущение героини: 

Не успеваю подумать о многом,
но успеваю прочувствовать это.
<…>

Не успеваю понять, что мне нужно,
но успеваю обжечься об искры.

<…>
Что мне поделать с собою, ведь я же
снова от дел отрекусь, собирая
солнечный луч золотистою пряжей.

Канву поэтического пространства составляют не мысли, а тонкие ощущения, едва уловимые, но создающие цельное невесомое полотно. Состояние вдохновения, наиболее полного ощущения жизни предстает через метафору женского творения – как собирание солнечного луча в пряжу.

Весна в природном цикле – готовность к новой жизни и ее начало, с этого времени года и начинается книга:

Мир вновь вступил на путь весны, ведущий в лето.
«Земля напитана водой, а небо – светом»

Поэт вплетает природные явления в канву своей жизни, они становятся приметами радости, наполняются глубоко личным, субъективным содержанием.

Апрельский снегопад задернул город
шитьем белейшим – хоть сорочку шей:
отрез снегов, отмеренный на зиму,
не должен оставаться в небесах.
«Час боли и обиды горькой минул»

К стихиям природы: воде, огню, земле, воздуху – поэт добавляет пятую – стихию города.

Я люблю дождь:
он оставляет на асфальте
окна в подземный город.
там искрящееся небо, блестящие дома,
деревья, растущие вглубь.
«Я люблю дождь»

Мне город кивает рекламной растяжкой –
еще отогреемся после грозы.
«Такие осадки сойдут за осаду»

Довериться троллейбусу
и раствориться в городе…
«Довериться троллейбусу»

Поили вечер фонари лимонным соком,
и разливалась тишина, стекая с окон.
«Поили вечер фонари лимонным соком»

Город в поэтическом мире книги – стихия и собеседник. В нем растворяется, перевоплощается в него и сама лирическая героиня:

Стать улицами, парками,
застывшими в безвременье,
и фонарями хмурыми,
глядящими в асфальт.

Стать вездесущим шепотом
ветров речного города,
неуловимым запахом
преддверия весны,
забытыми аллеями…
«Довериться троллейбусу»

И не случайно «городской» образ дал название книге:

Солнечный свет с выси льется отвесно,
ряби отгадка проста и легка:
ходит по небу троллейбус небесный,
мягко покачивая облака.
«Транспорт общественный, выстывший за ночь»

Небесный троллейбус, отправляющийся за новой весной, – этот образ является соединением городских и природных мотивов.
«Небесный троллейбус» это путь преодоления: душа проходит через препятствия, в которых, кажется, вот-вот потеряет себя – но находит силы и прорывается к свету, как подснежник, вопреки всему.

Путь преодоления становится легче, когда проходишь его в согласии с природой, вместе со стихиями переживаешь расцвет и увядание, жестокую стужу и новое возрождение. Природные стихии – вечное и настоящее, поэтому, выверяя свой путь по ним, как мореплаватель – по звездам, обязательно выйдешь к свету.

И самая живая и сильная стихия – любовь – созвучна природным силам.

Я окуналась в пустоту.

Но щедрым было то ненастье:
всю ночь лил дождь, а поутру
ты целовал мои запястья.
«Весь день был ветер, да такой»

Мир в поэтическом видении автора гармоничен, пронизан глубинными связями на всех уровнях бытия.

Поэт не только называет время года или описывает его – часто он называет и месяцы.

Как живу с октября ожиданием нового лета…
«Чашка крепкого кофе и – мама, прости – сигарета»

У церкви – белые цветы:
октябрь, они – апрелем пахнут…
«У церкви – белые цветы»

Воет ветер февральский волком…
«Минус тридцать, февральский холод»

Пьянит сентябрь дурной водой…
«Пьянит сентябрь дурной водой»

Месяцы – как отметки в календаре, некие вехи пути.

Поэт всему стремится дать имя, так как разговор с миром по имени – взаимодействие, взаимопонимание, узнавание – и возможность получить от него поддержку, силу, энергию.

Для поэтического стиля Марии Четвериковой характерны малые формы, попытка поймать и запечатлеть краткий миг жизни. Но есть состояния, которые невозможно пережить в рамках двух-трех четверостиший. Переломный момент книги – цикл «Одна зима», состоящий из четырнадцати стихотворений, в природном цикле созвучен жестоким февральским морозам, после которых год еле ощутимо поворачивает к весне. Между первой строкой первого стихотворения цикла «Ты – моя дрожь, недопитый чай…»и последними «Ты знаешь, а мне полегче: / я, кажется, оживаю» расстояние глубиной в драму, в мучительные попытки принять и пережить то, что сердце отказывается выносить – потерю любви, и стремление не потерять в ней себя.

В трех стихотворениях цикла – десятом, одиннадцатом и двенадцатом – душевное состояние лирической героини показано через физические – материальные трансформации. В десятом:

Ты бросил меня так просто –
сухою листвой – в огонь.

В одиннадцатом:
Дорога моя – железная.
Наверное, я тоже.

В двенадцатом:
Отболело. Самой не верится,
что лишь малость – до избавления:
не бояться столкнуться на лестнице –
и разбиться от столкновения.

Сухая листва, брошенная в огонь, не гибнет в нем, а обретает жесткую форму – становится железом. Так человек собирается, концентрируется, каменеет, впадает в оцепенение от боли, чтобы не рассыпаться от разрывающих душу чувств. Затем этот кокон рушится, и на свет появляется обновленная душа – набирающая силу для нового жизненного этапа, еще не нарастившая защитную оболочку, способная «разбиться от столкновения».

Превращения души лирической героини открываются на протяжении всей книги.

… тебя обнимаю холодом,
Горю за тебя свечой.
«Прости, я тебя обидела»

Разматываешь мое сердце клубком,
и оно все меньше и меньше.
А потом рассеянно посмотришь
на пряжу в своих руках
и назовешь бессердечной меня.
«Разматываешь мое сердце клубком»

Я нож без рукояти.
Ты сможешь удержать?
«Мне руки жжет та ложь»

Свеча, сгорающая для любимого. Клубок сердца, из которого можно создать прекрасные чувства, жизнь, судьбу (снова метафора женского творения), но который распущен небрежной рукой. Ранящий нож без рукояти. В этих образах судьба женской души, многоликой, ранимой, сильной своим единением со всеми стихиями природы и чувств.

Поэтический хронотоп книги «Небесный троллейбус» представляет собой спираль. От первой до последней страницы прошли весна, лето, осень, зима и снова наступила весна, но лирическая героиня находится уже на ином уровне и продолжает свой путь с чистого листа, но с определенным душевным опытом.

Что бы ни было, было не зря,
все, что выпало, мне – по силам.
Из всего можно доброе взять.
И возьму.
и скажу – спасибо.
(«В мир весенний врывается шум…»)

Завершающее книгу стихотворение «В мир весенний врывается шум…» не ставит точку, а открывает новую страницу жизни:

Белый март. Я на нем напишу,
может – маслом, а может – словом.

Поэтическая энергия Марии Четвериковой воплощается в точных и глубоких образах, легкой и многообразной ткани стиха. Стихи наполнены ощущением цельности и гармонии мира, помогающим преодолевать перипетии жизненного пути. Ее героиня находит силы в единении со стихиями природы и чувства, судьба ее непроста, но выходит к свету.

Анастасия Ивановна Порошина – поэт, литературный критик, кандидат филологических наук, член Союза писателей России. Родилась в 1985 г. в Москве. Живет в Челябинске. Окончила филологический факультет Челябинского государственного педагогического университета. Защитила кандидатскую диссертацию на тему «Семантическая аппликация в поэтических текстах М. И. Цветаевой: структура, семантика, функции». Автор ряда научных и поэтических публикаций, двух поэтических книг «Константа весны» (Челябинск, 2011) и «Неразменный апрель» (Германия, 2012), сборника литературно-аналитических статей «Умножение смысла» (Челябинск, 2011). Руководитель детского литературно-творческого объединения «Алые паруса» (Дворец пионеров и школьников им. Н. К. Крупской, Челябинск), инициатор и организатор детского городского литературного конкурса «Алые паруса творчества» (с 2012 г.). Преподаватель кафедры библиотечно-информационной деятельности Челябинской государственной академии культуры и искусств.

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную