Ирина ПОСТОЕНКО, член Союза писателей России, член Клуба профессиональных писательниц «Московитянка» при Центральном Доме литераторов
ВЫБИРАТЬ НАМ
О книге Анжелы Мкртычян «Ангелы из джипа» (М., "Российский писатель", 2012 г.)

Конечно, не принято начинать обсуждение книги с обложки. И всё же… Как театр начинается с вешалки, так и книга Анжелы Мкртычян началась для меня с фотоснимка на передней обложке. Ветхая лестница… Так трогательно подложенный чьей-то заботливой рукой кирпичик, подпирающий шаткую нижнюю ступеньку… С первого взгляда ощущается, что это не случайная картинка. Здесь бегала Эсма, героиня повести «Деньги нашла! Деньги!» И только? Да это же та самая деревянная лестница родного дома писательницы! Те самые, до трещинки знакомые с детства истёртые ступени, по которым она пробежала из младенчества во взрослую жизнь.

Мне непросто судить о книге беспристрастно, поскольку я родилась на юге, детство провела в Крыму и на Кавказе. Поэтому картины родных для автора природы и быта – кстати, мастерски поданные в книге, – воспринимаются мной «изнутри», тоже как нечто узнаваемое, дорогое, близкое с детства. Читала я рассказы Анжелы Мкртычян, пронизанные щемящей любовью к своей исконной родине, что называется, взахлёб. Описания типичных для тех мест узких, круто взбирающихся на горку и резво сбегающих вниз улочек, сплошь увитых виноградными лозами домов, быта и взаимоотношений людей, из поколения в поколение тесно живущих рядом и потому давно сроднившихся – всё очень ярко и правдиво. Цитата: «Мой город… Он встретил меня золотисто-розовой весной и нежным ароматом ландышей». И ещё – необычайно зримо, ощутимо: будто сама, погружённая в бурю чувств, на рассвете бредя по каменистой дороге, встречаешь наполненную росистыми цветами повозку: «Дробное постукивание копыт ослика убивало тишину».

Вообще свежесть, образность языка делает прозу Анжелы Мкртычян исключительно привлекательной. Хочется цитировать целые отрывки, от картин природы до описания чувств героев или поведения второстепенных персонажей, но, к сожалению, приходится ограничивать себя. И всё же – несколько примеров: «Тучка, изгрызенная дождём и градом» – из повести «Деньги нашла! … »; «Покрытые розоватым загаром пушистые облака…» – (На опушке леса). Или: «Его слова, словно камни, летели в меня», «Очнулась, чувствуя себя медузой, выброшенной на берег» и – совершенно неподражаемо – «Как курица, добравшаяся до раскопанного ею корма, заклевала его словами…» – (повесть «Деньги нашла! …» ).

Удивляет и восхищает наблюдательность автора, умение находить множество самых разнообразных характеров и сюжетов, мимо которых обычный человек пройдёт не обернувшись. И, что важно – особенно в наше время пошатнувшейся морали – все произведения Анжелы Мкртычян исключительно нравственны и человечны, в любом из эпизодов ясно угадывается присутствие и позиция самого автора. Она не делит героев только на светлых ангелов и чёрных монстров. Нет, персонажи её очень живые, она старается понять истоки, причины поступков человека, нередко даже сочувствует своим раскаявшимся «антигероям» – как в рассказе «Лузер», например. Кажется, для Анжелы Мкртычян вовсе не существует плохих людей – существуют плохие поступки (рассказ «Женщинам не свойственно долго любить»). И автор, не навязывая собственных суждений, заставляет читателя думать и оценивать действия героев, с которыми успел прожить их жизни: сколько героев, столько и жизней. Это окружающие нас обыкновенные люди, но мы их не замечаем и потому ничего о них не знаем. А писательница чутко улавливает каждое движение обитающей рядом (читай – на одной земле) души и зовёт нас: смотрите, слушайте, и – хотя бы – сочувствуйте. …«И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать»… Именно доброта – главное во все времена лекарство от бед. Об этом напоминают герои и события рассказов «Бродячее горе», «Мать», «Незабудка», «Нечто удивительное» и другие.

В повести «Деньги нашла! Деньги!», занимающей в книге особое место, казалось бы, наивный детский проступок лёг мрачной тенью на судьбу героини. Умной, красивой, решительной, очень обаятельной девушке за эту шалость пришлось заплатить любовью и женским счастьем.

Проза Анжелы Мкртычян не назидательна, писательница не читает нравоучений. Она просто показывает правду. А правда реальной жизни в том, что всё содеянное человеком возвращается ему сторицей, часто в самый неожиданный момент. И что творить – зло или добро – выбирать нам.


Комментариев:

Вернуться на главную