В конце 80-х годов прошлого века попался на глаза альманах «Литературная Рязань», сразу привлекший внимание. Альманах начал выходить аж в 50-х годах, но после появления нескольких номеров выпуск его прекратился, и вот второе «рождение» (позже было и третье!). Помнится, весьма обрадовался всколыхнувшему событию, и теперь говорю об этом издании неспроста: тогда открыл для себя замечательного поэта – Валерия Николаевича Авдеева, которому в эти дни, 26 декабря 2018 года, исполнилось бы 70 лет. Рязанская земля богата поэтическими талантами, но даже среди многообразия дарований стихотворения Валерия Авдеева (1948–2003гг.) заворожили пронзительностью, а первая строфа одного из них моментально запомнилась глубокой образностью. Четыре строчки сразу создали в душе безмятежную картину деревенской жизни, солнечного летнего дня, нетронутого покоя: Птичья возня в кустарнике, И сразу захлестнули воспоминания детства, тогдашнее романтическое сближение с природой, когда, не понимая этого, воспринимал себя частицей окружающего натурального мира, многообразие которого показано у Авдеева в следующей строфе: А за мостками тонкими Здесь уже другая стихия, другое, многомерное изображение, но та же интонация, то же детское тепло, которое буквально окутывает лирического героя, ещё не подозревающего о грядущей взрослой жизни, которую он приближает своим «прытким бегом»: Каждая тропка здешняя Став поэтом, автор трепетно возвращается в стихию детства, увлекает читателя и смотрит на себя, тогдашнего, взрослыми глазами и пытается понять, как же это было: Это потом я вырасту, Да, «всё потом», а пока поэт будто спохватывается, не решаясь расстаться с воспоминаниями о милой картине, «продлевает» детство, продолжая им любоваться, ещё сильнее обнажая поэтическую душу: А пока – Стихотворение, конечно же, необходимо прочитать без комментариев, которые разрывают целостность восприятия. Цитирую его по книге «Время высмолить лодку» (Авдеев В. Н. Время высмолить лодку. Стихи. – Рязань: Узорочье, 2001. – 231с.), за которой буквально охотился, когда узнал о её выходе. В этом сборнике стихотворение несколько отличалось от варианта, опубликованного в «Литературной Рязани» за 1989 год, но это право автора дорабатывать стихотворение, причём, чем талантливее стихотворение, тем больше внимания ему обычно уделяется. Хочется вновь и вновь возвращаться к тексту, желая довести до совершенства. Так захотелось, ей-богу, Здесь прорывается вернувшийся юношеский максимализм, заставляющий забыть о серьёзности и вспомнить тогдашние переживания. Оказывается, перебравшись на жительство в город, автор в душе по-прежнему соединён с родной природой, сынтульскими лугами и лесами, озером, рекой Окой. Поэтому, бывая на родине, он находит радость в крестьянской работе, отдохновение от городской суеты и по-прежнему зорок к повседневным деталям, которые вдруг неожиданно тревожат душу: Сколько горькой и сладкой Это стихотворение с завораживающим лаконизмом соединяет две стихии: сенокос и таинство минувшей ночи, потому что нет, наверное, такого человека, которого это не касалось, который, хотя бы раз в жизни, не задавал загадку другим, будучи на ночном лугу, в тенистом парке или на дачной прогулке. Автор сравнивает опыт зрелого человека с опытом собственной молодости, и появляется лёгкая зависть не к ушедшему времени, нет, а к той ситуации, в какой он когда-то, возможно, сам бывал. И потому с такой пронзительностью он, обнажая собственную душу, рассказывает понимающему читателю о, казалось бы, мимолётной новости, тем самым помогая воскресить золотые денёчки юности. В какой бы строке ни обнажалась его лёгкая душа – она неизменно привлекает интонацией, искренностью, словно автор говорит сам с собою, но вдруг оказывается, что его мысли и чувства близки многим читателям, доверившим поэту сокровенные тайны и не решившимся поведать о них миру самостоятельно. Умереть хотел бы ранней осенью, Чтобы мужики, могил копатели, Умереть хотел бы ранней осенью. И с харчами на помин не маяться, Боровок подрос за изгородкою, Умереть хотел бы ранней осенью… Осенью… И есть ещё желание: Осенью – пусть так оно и сбудется! – Поэты-классики по-настоящему живут в душах большинства читателей несколькими стихотворениями, которые отбирает сама жизнь. Зачастую четырёх-пяти бывает для этого достаточно. В этих заметках довелось прикоснуться лишь к нескольким творениям Валерия Авдеева, но и по ним можно судить о силе его поэтического дарования, отмеченного премией Международного литературного конкурса имени Андрея Платонова. Ведь, чтобы по-настоящему запомнить замечательного поэта, иногда действительно хватает нескольких стихотворных строк. Глубокое же изучение творчества – удел специалистов да тех любителей поэзии, которые не останавливают своё любопытство на нескольких популярных стихотворениях того или иного автора, зачастую превращающихся в любимые песни. |
||||
Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-" |
||||
|
||||