В Совете по поэзии Союза писателей России

РАЗГОВОР О ПОЭЗИИ

Плач о гибели литературы в целом и поэзии в частности, очевидно, начался с самого их возникновения. Вот не самый давний, отстоящий от нас всего на 180 лет: «Подломились ходульки наших литературных атлетов, рухнули соломенные подмостки, на кои, бывало, карабкалась золотая посредственность, вместе с тем умолкли, заснули, исчезли и те немногие и небольшие дарования, которыми мы так обольщались во время оно».  Это Виссарион Белинский, цитата из статьи «Литературные мечтания», опубликованной в газете «Молва».

И так век за веком, год за годом, даже и в те времена, когда творили Лермонтов, Тютчев, Боратынский, Некрасов, Фет… А что же сегодня? Да тоже самое. Непрекращающийся стон: литературы нет, поэзия погибла, вокруг одни графоманы. И невдомёк плакальщикам, что погибнуть национальная литература может только в случае гибели самого народа. Ну а что касается поэзии, впору вспомнить  Маяковского: «…существует и ни в зуб ногой!»

Да, существует. И сегодня много поэтов хороших и разных. Ещё больше людей, считающих себя поэтами, но по сути ими не являющихся. Благо сейчас не проблема и в интернете свои произведения публиковать, и книжку издать, а то и не одну. Возьмёшь такую в руки, прочтёшь несколько опусов и поневоле вспомнишь Бунина: «Тот, кто называется «поэт», должен быть чувствуем, как человек редкий по уму, вкусу, стремлениям и т.д. Только в этом случае я могу слушать его интимное, любовное и проч. На что же мне нужны излияния души дурака, плебея, лакея?..»

 Многие ли ныне выдержат бунинские критерии? Не знаю, но знаю точно, что такие поэты есть. И что остро назрела необходимость поговорить о самой современной поэзии России: её вершинах и достижениях, бедах и утратах. Вот почему недавно созданный Совет по поэзии Союза писателей России и затевает этот разговор. Предлагаем три вопроса для обсуждения.

1. Ваше мнение о современной русской поэзии? Почему она теряет читателей?

2. Поэтический язык: как он меняется и что происходит с ним сегодня?

3. Поэзия в интернете: сплошные минусы или новые возможности?

Приглашаем к разговору не только поэтов, но и просто любителей и ценителей поэзии.

Виктор КИРЮШИН,
Председатель Совета по поэзии СП России

Нина ЯГОДИНЦЕВА, поэт, критик (Челябинск):

«ЗА ПОЭЗИЮ ПРИНИМАЕТСЯ ВСЁ, ЧТО САМО СЕБЯ ПОЭЗИЕЙ НАЗЫВАЕТ…»

1. Ваше мнение о современной русской поэзии? Почему она теряет читателей ?

Слава Богу, поэзия есть. И она выполняет свою задачу. Все споры вокруг неё носят характер сиюминутный и не затрагивают главного. Отсюда время от времени и вспыхивает паника: где поэзия? Что с ней? Кто поэт? Ах, это поэт?! Да вы что! Как можно!
Если говорить сурово прагматически, сфера деятельности поэзии – созидание, преобразование, поддержание образа мира, целостного представления, исходя из которого разворачиваются все остальные действия человека. Мы ищем одного поэта, самого-самого, который бы сказал нам… А поэзия – целая иерархическая система, где есть и разведчики нового, и те, кто обустраивает человеческую Ойкумену, обживает её, определяет «моду», несёт смыслы, звуки краски в сугубо прозаическую повседневность. И в этой иерархии необходим каждый «этаж» – без разведчиков поэзия задыхается, без строителей ветшает, без просветителей отрывается от реальности – и так далее. Эта система – малая, однако по значимости вершинная часть нашего Мироздания.

Теперь посмотрим, какие процессы происходят внутри поэзии и вокруг неё. Так называемые «либералы от поэзии» всё настойчивее превращают творчество в «самовыражение» – а это тупик, потому что, самовыражаясь, поэт перестаёт выполнять поэтическую функцию (см. выше). Он не творит, а описывает себя – изменяя поэзии в сущности и переставая быть интересным кому-либо кроме жены и парочки близких знакомых. Но шуму от этих ребят на всю современную поэзию.
Разведка и строительство смыслов по-настоящему мало кого сегодня прилекают – это ведь сложность и новизна, тут надо трудиться думать и чувствовать… Но вот именно сюда толпами и рвутся поэтические самозванцы и разнообразные мессии – их легко опознать по ярким рекламным наклейкам, чётко затверженным слоганам и неплохо организованному сопровождающему гулу поклонников. Здесь идут основные битвы за поэзию и против неё.

Самая благополучная ситуация у «обустройщиков» – в их распоряжении разработанная система форм и образов, которую можно эксплуатировать путём комбинации и рекомбинации хорошо известного и многократно проверенного. И «своих» опознать в этой системе проще простого. К данному уровню всё смелее приникают литературная самодеятельность и до зубов вооружённая перьями армия милых добродушных графоманов, бесконечно пережёвывающих уже безвкусную поэтическую жвачку. Создаётся странное впечатление: пишут все, написано больше, чем много – а поэзии нет. На всякий случай повторюсь: она есть.
В мире, окружающем поэзию, тоже не всё весело. Доминирующее потребительство прямо противостоит творчеству. Потребитель поглощает, а творец излучает – тут принципиальная разница, и значит, излучать следует то, что гарантированно будет поглощено, и за него непременно заплатят – а иначе как жить-то? Представление о поэзии размывается: помним, что нужна, но вот зачем? За поэзию принимается всё, что само себя поэзией называет.

Вы скажете, во все времена происходит именно так? Пожалуй, соглашусь – с оговоркой: мы живём и пишем не всегда, а конкретно сейчас. Это наше время, наш крест и наша ответственность. Это во-первых. А во-вторых, отношение к поэзии – индикатор общего состояния, показатель способности и стремления к развитию (см. выше – о функции поэзии). Сегодня он очень тревожен. Если в советский период поэзия применялась и активно вменялась (простите, романтики!) как инструмент развития общества, то сегодня искусственная изоляция от поэзии (а слишком многое заставляет говорить именно об этом) – инструмент его резкого торможения.

Ни создателей, ни истинных читателей поэзии никогда не было много. Это нормально. Но эти немногие несли многим то, что нужно для всех. Современный кризис и смертельные схватки за ресурсы – тревожный признак крайней узости и смертельной тесноты представлений человека о мире. Проще говоря – образ мира устарел, человечество выросло, ему нечем дышать, но никто не спросит у поэзии – где выход? Пока вопрошаешь и ждёшь ответа – можно ведь и не успеть схватить то, что ещё осталось…
Это не поэзия теряет читателей. И посему низкий поклон ежедневному труду педагогов, библиотекарей, самих, наконец, поэтов, превратившихся из «юношей бледных со взором горящим» сразу во всё, чего не хватает для нормального бытия литературы вообще и поэзии в частности. Издатели, редакторы, рецензенты, корректоры-верстальщики, организаторы, администраторы, чтецы и певцы, психологи и педагоги, текстовики-подёнщики – дорогие коллеги, что я ещё не внесла в этот список наших с вами ежедневных вполне себе поэтических забот?
 

2. Поэтический язык: как он меняется и что происходит с ним сегодня?

Язык – система координат. Речь – формула. Решение  формулы – сама жизнь. В этом смысле поэтический язык – самая совершенная система координат. Сегодня бросается в глаза обилие кочующих из стихотворения в стихотворение от автора к автору устойчивых словосочетаний, образов и выражений (причём это в равной степени наблюдается и в традиционной поэзии, и в той, которую принято называть «постмодернистской»). Это к вопросу об образе мира и его контурах.
Поэзия всегда отражает то, что происходит в сознании. Навязанная нам «игра на понижение» приводит к обмирщению языка, «приземлению» и уходу в глубины хтонических подземелий, к тамошним слепым чудовищам. Невесомая, прозрачная поэтическая речь скатывается почти к фене – но тысячекратными усилиями тех, кто понимает происходящее, её вытягивают на свет и на просвет даже и оттуда. Словесная пена на волнах перемен играет разноцветными искрами, да это бы и ладно, пена поискрится – пеной и останется, но самое тревожное – то, что родное слово постепенно перестаёт восприниматься в объёме смысла, в его глубине, теряет корневые связи…

Как сказано уже не однажды, «цивилизация слова» уступает позиции «цивилизации глаза». Сколь советский поэтический язык, теряя равновесие, тяготел к реализму и прагматике, столь современный тяготеет – к очевидности. Мирской, плоской, почти – и не почти – пошлой. И когда мне говорят: вот, в начале XX века было то же самое, и ничего, вылавировали, – я отчётливо понимаю, что вылавировали не потому, что так было предопределено, но потому, что хотели этого, а не смотрели сложа руки на печальное шоу разлада и распада. Всё происходит здесь и сейчас.

3.Поэзия в интернете: сплошные минусы или новые возможности?

Минусы:

  1. Неодолимый соблазн немедленно познакомить мир с результатом своего самовыражения, отсутствие разумной паузы между рождением стихотворения и выходом его в свет. Интернет не даёт автору возможности опомниться. При почти полном отсутствии внешнего культурного контроля – вопиющее отсутствие контроля внутреннего.
  2. Разрушительная демократичность в рамках иерархической по природе своей поэтической системы. (Написал – имею право. В строчку – прозаик, в столбик – поэт!)
  3. Обманчивая лёгкость и доступность поэтических высот: выложил – номинировали – гений. (А что не так? А вы вообще-то кто?)
  4. Размывание критериев поэзии, поэтического качества, размазывание поэтического языка, появление вместо армии читателей армии писателей (полное литературное самообслуживание).
  5. Кстати, заметили ли вы, что так называемый «постмодернизм» (а чаще провинциальный слабовразумительный гул) оседлал эту тенденцию и радикально сменил тактику? Если раньше его представители, как кукушата, с весёлым гиканьем сбрасывали всё остальное «с корабля современности», то теперь они, смешивая и тщательно размешивая «традиционное» и «новаторское», ищут пропорцию, в которой будут видны и ощутимы только они. Проще говоря, задались вопросом: сколько дёгтя нужно положить в бочку мёда, чтобы на вкус получить чистый дёготь, а назвать его можно было натуральным мёдом? И первый помощник у них – Интернет.
  6. Ну и ещё: подсадив как следует всех на Интернет и сгрузив туда всяческие архивы, так просто нажать кнопку и его выключить. И где всё будет?

Возможности:

  1. Широта и скорость коммуникаций…
  2. И все их замечательные последствия.

В общем, подсчитав пункты, можно сделать простой вывод: Интернет, как и любое средство, требует в обращении с ним культуры. (Не цензуры! Это совсем другое!) И, пожалуй, культуры большей, чем была до него, потому что от возможности до соблазна здесь – только ani key.

 

Мария АВВАКУМОВА, поэт (Москва):

«НЕТ НИКАКОГО ОСОБЕННОГО ПОЭТИЧЕСКОГО ЯЗЫКА…»

1. Ваше мнение о современной русской поэзии? Почему она теряет читателей?

Так уж получилось по жизни, что современная русская поэзия – это и я тоже: русская по корням, говорящая и думающая на русском языке, живущая там, где родилась и где родились все семью семь слоёв моих предков, то есть в России. И уже поэтому я не могу относиться к себе как поэтической единице слишком плохо, иначе бы я запретила себе писать. Почему конкретно я теряю читателей? – Не знаю. Сколько их я потеряла? – тем более не знаю, так как всегда жила как-то отдельно: читатель сам по себе, я – сама по себе. Заниматься продажей себя как автора стихов не приходилось. В советское время этим занимались какие-то таинственные организации. Заниматься продажей своих книжечек в уже антисоветское время тоже не приходило в голову по причине уж слишком скорбного вида этих книжечек, изданных кое-где и кое-как, по принципу «не до жиру…». Таким образом, я очень плохая «книжкина» мать: родила и бросила.

Если же отвлечься от себя любимой и взглянуть окрест, то нельзя не уязвиться страданиями некоторых коллег по поэтическому цеху, пытающихся, оседлав случайные пеньки и табуретки, продавать свои произведения. Впрочем, безрезультатно. Таков, почти верещагинский, ландшафт поэтического поля после битвы 90-х, где поубивало разнообразными способами не поэтов, а читателей. Да столько поубивало, что и терять больше некого. Новые читатели уже не нарастут в прежнем количестве; люди заражены антикнижным вирусом. Мне пришлось наблюдать такую картину: мамаша с ребёнком на руках задержалась у книжного развала, а недовольный ребёнок впал в настоящую истерику: - Я ненавижу-у-у книжки!..

Да что там сильно тосковать! Не раз уже бывало моровое охлаждение к поэзии. Эхом откликнулось нам тютчевское воздыхание : «Теперь тебе не до стихов, // о, слово русское, родное»

2. Поэтический язык: как он меняется и что происходит с ним сегодня?

На вопрос о поэтическом языке и о том, что происходит с ним сегодня, придётся честно ответить – не знаю. Поговаривают, что у него плохи дела. С моим личным поэтическим языком ровно ничего необычного не происходит: он со мной родился, он со мной сослужил, он со мною и умрёт. Язык моих поэтических «художеств» прост - это язык чувства с простым словарём, куда серебряной зернью впаяны старинные слова из словаря моих предков, словаря их бытования. Чем ярче трудами, праздниками и моленьями были земные судьбы предков, тем богаче становилось их духовное наследство - с языком, норовом, обычаями, заветами. И вот однажды всё это в мгновение ока досталось мне! Остаётся только поблагодарить. Дурацкие попытки моей молодой поры заговорить в поэзии на «своём» языке, который узнавали бы издали, как дыр-бул-щил, закончились, слава богу, ничем. Духовное наследство предков, проросшее во мне, оказалось сильнее - смело все мертворождённые штучки. Великий и могучий… победил. И не без удовольствия вторю почти библейскому: «Понеже люблю свой природный русский язык» Что же происходит с ним сегодня? - А вот что: Мучается, выживает… Живёт! Совершенно так же, как мы, человеки.

Да и нет никакого такого особенного поэтического языка! Было бы наитие. Были бы глаза незамыленные. Было бы сердце богатое, сострадательное да корни не обрубленные – вот и родится новый поэт…вот и будет жива Русская поэзия – поэзия Есенина и Клюева, Заболоцкого и Гумилёва, Николая Тряпкина и Юрия Кузнецова… А слова найдутся, сами прилетят…незачем будет выуживать их из словарей, как некий литератор С. в штате Вермонт.

Как была поэзия – дрожание эфира, так она тем же и остаётся. Эфир смущается и дрожит от слова, посланного свыше. А твоё дело – стараться внимать ему сквозь белый шум обыденности. И не более того. Нет нужды выкамаривать, засорять пространство лингвистическими упражнениями, если нет правды чувства, если нет и тени чувства. Будем же честны сами перед собой.

3. Поэзия в интернете: сплошные минусы или новые возможности?

Интернетом надо переболеть. Рефлексия молодости и страсть к самолюбованию ищет хоть какого-то выхода. Да хоть в медные трубы залезть и там погреметь! Ну, разве за это осуждают?.. И в этом смысле – интернет какая ни какая, но возможность остудить и укротить свои заносы, запросы и словесные п----ы, если других путей нет.

На мой вкус – строки, выхваченные из электронного чрева, ничем не пахнут, они как выпаренная в химических колбах вода, даже если они и от Мастера. Потому стихов там я не ищу. Сознаюсь в этом, рискуя быть уличённой в гордыне. Но буду рада, если прибыток русской поэзии произойдёт и с помощью интернета. Несомненно, что уж «другие вызваны вперёд» на смену наших дряхлеющих сил. И какие-то новины в поэтическом языке неизбежны. Вот тонко вибрирующий на своё предреволюционное время Александр Блок подметил, что « историческая эпоха диктует поэту даже ритм и размеры стихов» ( видимо, защищая свои «Двенадцать»).

Я – теперь ретроградка - люблю пошуршать страницами, ощутить их материальность, прежде чем начать читать. Печатной книге достойной замены нет. И нет сомнения, что жизнь бумажной книги продлится. Вседержитель не допустит такой катастрофы, чтобы исчезла книга. Не будем забывать, что СЛОВО было БОГ. И то не забудем, где мы это прочитали.
Итак, не вижу в интернете для поэтического дела ни минусов, ни плюсов, так – очередная игрушка человечества. ( Была - и нет её: судьба игрушек.) Да и муки творчества, оттого что « поэзия темна, в словах не выразима», бесчинствуют и торжествуют вовсе не там – не в электронном ящике разрушительницы Пандоры.

Искусству поэтического слова, идущему от Безначального, особо печалиться не о чем. Разве что о нас, безумцах, подсевших на экстазы секундного блаженства в надежде спеть свою блистательную песню. А ждёт ли кто её?

 

Светлана ЗАМЛЕЛОВА, писатель, критик, главный редактор сетевого журнала «Камертон» (Москва):

«ЧИТАТЕЛЮ И ПОЭТУ НЕГДЕ ВСТРЕТИТЬСЯ…»

1. Ваше мнение о современной русской поэзии? Почему она теряет читателей?

Беда нашей современной литературы не в том, что у неё подломились ходульки, и не в том, что дарования умолкли, заснули, исчезли. Дарования никуда не делись. Они были всегда и, наверное, всегда будут. Беда в том, что о них почти ничего не известно широкому читателю. То, что мы привыкли называть литературой, это не то же самое, что издательский бизнес и, соответственно, издательские проекты. Среди лучших издательских проектов сегодня мы видим подчас мало связные косноязычные тексты. Формально это в большей степени касается прозы. Но ведь и о прозе тоже можно сказать Поэзия. В узком смысле слова, поэзия – это стихи. В широком – это синоним литературы. Потому что настоящая, большая литература – это всегда Поэзия, то есть художественный язык, мелодичность, образность, целостность, жизнь и чувство. В Поэзии нет пустых слов, ни о чём не говорящих фраз, ничем не наполненных образов, нет трескотни и крикливости. В этом и заключается искусство Поэта. Поэта в самом широком смысле слова. Но издательский бизнес интересует коммерческая составляющая книги, а не поддержка отечественной словесности. В этой связи удручает ещё и критик, нахваливающий либо «своих», либо «раскрученных», повторяя как мантру одни и те же имена и даже не пытаясь найти новых авторов. Тем более что литературный поток сегодня могуч как никогда, и найти новые имена и таланты не так уж сложно. Но Белинского нет, увы.

В современной русской поэзии много замечательных имён. Известных, малоизвестных и неизвестных вовсе. Но много и псевдопоэзии. Много пустоты, трескотни, публицистики в стихах. Много опять же косноязычия. А много и неумелых, но очень писучих авторов. Если поэзия теряет читателя, то во многом это связано с тем, что читатель теряет доверие к поэту. Потому что привык уже к литературной вседозволенности, к тому, что опубликовать можно всё, что угодно. И если опубликовано, то это не значит «хорошо». Кроме того, как ни парадоксально, читателю и поэту почти негде встретиться. Это как найти настоящего друга в толпе – помочь может только случай. Так и с хорошей поэзией встретиться читателю непросто. Особенно с учётом массива написанного за последние годы.

2. Поэтический язык: как он меняется и что происходит с ним сегодня?

Поэтический язык – это часть языка повседневного, поэтому он естественным образом меняется вместе с языком, на котором мы говорим. И конечно, поэтический язык изменился и отличается от языка поэзии девятнадцатого века или начала двадцатого. Но что особенно важно – сегодня у нас нет единого литературного пространства. Литературное сообщество раскололось, и особенность нашего времени в том, что писатель пользуется соответствующим, наиболее подходящим ему языком. То есть пишет порой так, как принято писать среди единомышленников. Чтобы, например, подтвердить свою принадлежность к патриотическому лагерю, многие, как заведённые, пишут о деревне и о жизни простого народа, выбирая соответствующий словарь и даже соответствующий порядок слов в предложении. Желающие продемонстрировать своё свободомыслие, нередко обращаются к нецензурной лексике. Ну выругается человек и сразу видно, что ему мол решительно всё равно и в общем наплевать. Нечего и говорить, что он против традиционализма, патриарха Кирилла и «кровавого путинского режима». Всем всё понятно. Конечно, возможны варианты и нюансы, но в целом это особенность современного литературного процесса: литературный язык стал языком переклички, из инструмента превратился в эдакий флажок, которым нужно помахивать, чтобы было понятно, кто ты есть и чьих.

Вообще к литературному языку стали относиться сегодня небрежнее, намного проще, менее строго. С этим связано и засилье штампов в поэзии, и то самое косноязычие, о котором уже много говорилось. Но опять же, это вовсе не отменяет того, что хороших стихов не мало.

3. Поэзия в интернете: сплошные минусы или новые возможности?

Интернет, как и телевидение, не есть абсолютное зло. В интернете много ерунды и грязи, но и много как полезной информации, так и хорошей литературы. Следует просто признать: публикация в толстом журнале, издание книги за счёт издательства с последующим распространением тиража, престижная премия – всё это не есть гарантия качества написанного текста. Это вообще ни о чём не говорит. В то же время достойные стихи, интересная проза, острая публицистика гуляют по интернету в свободном доступе на самых разных сайтах. Интернет – всего лишь способ тиражирования и распространения. В том, что в Сети попадаются плохие стишки, нет ничего страшного. Гораздо хуже, что централизованно большими издательствами выпускается и навязывается читателю очень посредственная литература. Поэтому если и есть «сплошные минусы», то они отнюдь не в интернете.

 

Владимир БЕРЯЗЕВ, поэт (Новосибирск):

«ПОДОБНО ВЕЧНОЗЕЛЁНОМУ ДРЕВУ…»

1. Ваше мнение о современной русской поэзии? Почему она теряет читателей?

На самом деле, я с ходу могу назвать три десятка крупных, претендующих на всероссийскую славу современных русских поэтов. Живых, работающих, наших современников. О чём это говорит? Ну, никак не об упадке. В XIX веке такого не было. Если говорить о книжной поэзии, да, она теряет читателя, но ведь поэзия и начиналась не с книги, а с живого звучащего слова. Сегодня это слово сетевое, кочующее в пространстве языка и прямого общения.

Многотысячная очередь на церемонию вручения премии «Поэт года. 2014» в прошедшем марте – тому неоспоримое свидетельство.

2. Поэтический язык: как он меняется и что происходит с ним сегодня?

Поэтический язык в современной России это такая сокровищница, по сравнению с которой все запасы международного валютного фонда есть барахолка нищебродов. Причём, алмазный фонд пушкинского века обогатился такими перлами, слитками и самоцветами ХХ века, что невозможно все эти сокровища постичь и вписать в единый каталог. Только имена первого ряда, предельно расширяющие возможности современного поэтического языка, составляют не один десяток: Клюев, Корнилов, Павел Васильев, Смеляков, Кедрин, Твардовский, Мартынов, Сергей Марков, Несмелов, Поделков, 60-тники, Юрий Кузнецов, Тряпкин, Виктор Лапшин, Денис Новиков… За каждым – новая страница в языке поэтическом и просто в русском нашем языке, который через поэтов, подобно вечнозелёному древу, растёт, величально величается и торжествует.

3. Поэзия в интернете: сплошные минусы или новые возможности?

Сегодня поэзия русская в мировой Сети себя и смогла явить, а через это во всей красе самоутвердить. Да. Посрамив тем самым сей корыстолюбивый, лишь на выгоду и наживу нацеленный мир бабло-материи. Задача заставить Сеть платить хоть какие-то крохи авторам за массово распространяемые стихи…

 

Александр БОБРОВ, поэт, публицист (Москва): «НИКТО НЕ ЧИТАЕТ, ТОЛЬКО ПИШУТ…»

1. Ваше мнение о современной русской поэзии? Почему она теряет читателей?

Председатель нашего Союза писателей Валерий Ганичев, помню, на подведении итогов литературного года или в докладе съезду заявил, что «поэзия сегодня на подъёме». Я с ним - не согласен. Несмотря на часто появляющиеся хорошие стихи, подборки (и на сайте РП), книги отдельные, всё равно поэзия – в упадке. Потому что русская торжествующая поэзия – это прежде всего зачаровывающие имена и строки на слуху, особенно в молодой среде. Подчёркиваю: имена и строки стихов. Потому что все знают (приучены СМИ) – ах, Бродский! Прижмёшь к стенке: читай что помнишь?  И – в лучшем случае: «На Васильевский остров я вернусь умирать». И тут обманул читателей – не вернулся. С другой стороны, какие строки на слуху? И выпившие туристы, и ленинградские седые дети блокады поют строчку Олега Митяева: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались». Ну, высказал бытовую эмоцию, в Кремлёвском дворце даже выступает, а мира поэтического – не создал. Ведь начинаешь рубцовское: «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны» или соколовское «Хотел бы я долгие годы на родине милой прожить»  - и даль открывается…

Раз такого сегодня нет – поэзия влачит жалкое существование. А вот почему теряет читателей – долгий разговор. Как государственник скажу не в первый раз об одной причине. В Пекине, помню, на «круглом столе» книжной выставки Евгений Бунимович (получил хорошую чиновничью должность – и заткнулся!) заявил: «Поэт в России теперь не больше, чем поэт, но… и не меньше. Он занимается своим делом, и это мало кого интересует. Вот и хорошо». А чего тут хорошего? Им-то, постомодернистам, конечно, удобно заниматься своими делишками, посмеиваясь над ролью поэта как выразителя эпохи и народной души или уж тем более – ха-ха! – пророка в своём Отечестве.

А вот Евгений Евтушенко, например, выступал на огромном ежегодном фестивале поэзии в Италии, приехал, полный впечатлений и сожалений, дал интервью в России. «Кстати, это неправда, что в нашей стране поэзию перестали любить - просто никто ею не занимается в организационном плане, к сожалению. Организовываются какие-то фестивали-междусобойчики маргиналов – да, маргиналов из-за границы тоже с маргиналами русскими. А чтоб такого размашистого – вот я был в Генуе и обалдел: 80 иностранных поэтов!».

А что в тех же США, которые нам порой преподносят как царство сплошной маскультуры? Там проводится колоритный фестиваль ковбойских, то есть крестьянских поэтов, а осенью огорошила такая весть: определился обладатель крупнейшей в США поэтической награды - премии имени Уоллеса Стивенса. Лауреатом стал 63-летний американский поэт и переводчик Майкл Палмер. Денежный эквивалент премии составляет 100 тысяч долларов. У нас тоже есть крупные премии для своих, но размаха государственного – нет. Это лишь одна причина, но весомая. Чего ждать, если на ТВ нет ни одной программы со звучащими стихами? Иногда на «Культуре» Иван Засурский или Александр Гаврилов в бабочке что-нибудь занудное затеют, даже с голосованием, но всё равно – скучно. А самих поэтов – и не подпускают, кроме обязательного Андрея Дементьева с его стихотворением полувековой давности: «Никогда ни о чём не жалейте». Полная глупость ведь – нет, читает…

2. Поэтический язык: как он меняется и что происходит с ним сегодня? Поэзия – язык взволнованной души, как сказал мудрец.

Если скудеет душа – язык поэзии обедняется, сколько ни насыщай его приёмчиками, сленгом-матерком, терминами и формальными приколами. Всё это – мертворождённое.  В июне, сразу за праздником рождения Пушкина, следует день рождения выдающегося русского мыслителя Петра Чаадаева. Он, родившийся на пять лет и один день раньше Пушкина, всегда как-то уходит в тень своего великого младшего друга. Так вот, философ многое предсказал и чеканно высказал, рассуждая о сути, а значит, о литературе России, невзирая на все упрёки и ломки. «Есть три непобедимые вещи: гений, доблесть, рождение», - от этой загадочной фразы Петра Чаадаева веет убежденностью и внутренней духовной силой. Гении во все времена были редки, но ведь нынешним поэтам явно не хватает «доблести и рождения». Ну, доблесть в такое прагматическое и продажное время - понятно, а вот под рождением надо понимать не только происхождение (хотя дворянская гордость и Пушкина, и Чаадаева помогала им гордо держать голову, не пресмыкаться в творчестве пред сильными мира сего), но и осознание своих духовных корней, отеческих заветов, преданий старины глубокой. И, конечно, ощущение языка как родной колыбели, святой стихии, данной от рождения. Что происходит, когда поэт не ощущает прекрасного, теряет почву под ногами, живет эрзац-заменителями, телевизионно-попсовой виртуальностью? Он пытается надеть на себя любую гламурную маску. Например, Андрей Вознесенский написал к своему 75-летию поэму «Серп и топор», как ему казалось, наверное – дерзкую поэму, в которой выделил красным шрифтом такие строки:

Берусь
поутру
Звать
Русь
к топору!

Я искренне тогда расхохотался. Более нелепого и напыщенного заявления – давненько не читал. Никого он не звал уже никуда, земля пухом…  Зачем нужны такие позы и формальные поиски?

3. Поэзия в интернете: сплошные минусы или новые возможности?

А какие такие новые возможности даёт интернет? Только лишает стихотворца настоящих читателей! Ведь я убеждён: сами авторы сайтов – чужих стихов не читают. Или «просматривают». Даже отзывы и оценки их – скучнейшие! К нам в студию «На Никитской» (так она называлась много лет, пока Владимир Бояринов лично не лишил нас помещения в Московской писательской организации!)  пришёл один интернетный товарищ – тихий, аккуратный. Дал подборку на обсуждение, все единогласно сказали, что стихи – никакие, гладкие, безликие,  как с сайта «Стихи.ру». Он выслушал, взял исчерканную подборку и… больше не появлялся. Ему и не нужно мнение читателей – даже умное, заинтересованное. Он и не собирался ничего править, обдумывать, поскольку виртуально состоялся, внутри себя. Он выкладывает стихи в электронной помойке и думает, что ОПУБЛИКОВАЛСЯ. Там у них – звёзды, форумы, премии. Но никто не читает – только пишут. Я сужу по тому, что не раскупаются книги стихов. Во времена моей поэтической молодости я в месяц писал 2-3 стихотворения, иногда больше, чтобы на семинаре в Литинституте было что обсуждать. Но за это время прочитывал классиков для учебной программы и души – книг десять. Покупал 3-4 новинки – они дёшево стоили, не понравится – отдавал кому-нибудь. Подборки в журналах – обязательно, тоже несколько штук, ну и четыре подборки товарищей по семинару. То есть за месяц на свои три стихотворения я прочитывал тридцать чужих (или ставших родными) поэтических произведений. А сейчас? На «Стихи.ру» 500 000 авторов, что ли. Если бы каждый хоть по две-три книжки в месяц покупал – не было бы поэзии на прилавках! Интернет  отучил читать, обсуждать, вести творческие споры – или хвалят или собачатся. Это не минусы – это вообще другая ипостась. Хотя какие-то строки ко мне из интернета доходят. Но ведь пройдёт немного времени, и ты не помнишь – откуда они в памяти и душе.

Помню, во Львове, где ЦК ВЛКСМ незадолго до гибели своей и всего союзного государства проводил фестиваль молодой поэзии, я вместе с грузинским критиком Акакием Васадзе (внуком великого комика, первого народного артиста СССР в Грузии - тоже Акакия Васадзе) помогал вести семинар Владимиру Соколову. Запомнился львовянин Симон Иосиашвили, который подошел после разгромного обсуждения и спросил: “Нет, вы честно скажите: есть у меня перспектива?”. “Сомневаюсь, - прямо ответил я, - еврей с грузинской фамилией, живущий в националистическом Львове и пишущий на русском языке...”. Симон вскоре перебрался в Москву, женился на эстрадной певице (уже и фамилию забыл), написал несколько популярных шлягеров, сам вдруг запел. Видел его имя на афишах вечеров, лицо под шапкой волос на телеэкранах, приехал как поп-звезда на Фатьяновский праздник в Вязники. Нашли кого пригласить! Но и поёт он так же невыразительно, как писал стихи, которые без попсовой поддержки - не звучали. А вроде, популярность потом была, деньги. Ну и что? Как был в молодости никем, так и сейчас сгинул. Или благополучно в Израиль перебрался.

Больше всего запомнился в том же Львове, конечно, Владимир Соколов. Так, на одном из семинаров стали просить обласкать какого-то молодого поэта (поддержка форума для издания книги или вступления в Союз писателей много тогда значила): «Помогите, Владимир Николаевич! Имяреку - не везет, он просто выбит из колеи». Соколов поднял свои выразительные глаза и сказал задумчиво: «Выбит из колеи? А вы знаете, выбитость из колеи - нормальное состояние для лирика...». Сколько раз я вспоминал эти его слова: лучшие строки рождались в минуты раскаяния, нетерпения, ожидания и печали - в общем, выбитости из колеи.

Вот это знание и понимание судьбы русского поэта – спасает и оставляет надежду: чего-чего а ударов, нестроений, испытаний у России и её поэтов меньше не будет!

 

Светлана СЫРНЕВА, поэт (Киров):

«ИНТЕРЕС К ПОЭЗИИ СНОВА ВОЗРАСТЁТ…»

1. Ваше мнение о современной русской поэзии? Почему она теряет читателей?

На мой взгляд, современная русская поэзия достаточно сильна и разнообразна. Отражая картину сегодняшнего мира, она синтезирует в себе все основные достижения отечественной поэзии предшествующих веков, использует всё богатство художественных приёмов, наработанное поэтами-предшественниками. То есть на сегодняшний день русская поэзия не сдала завоёванных позиций, и это – главное её достижение.

У нас не просто много, а очень много хороших, настоящих поэтов. Количественно их даже больше, чем в советское время. Наверное, этот факт тоже о чём-то говорит.

Периодически наступают такие времена, когда в общественном мнении, выражаясь словами тургеневского героя, «порядочный химик в двадцать раз полезнее любого поэта». Лирический бум 60-80-х годов прошлого столетия ушёл в прошлое, и  сегодня во всём мире торжествует офисно-деловой стиль, имеющий даже своеобразную философию. Поэзия потеряла читателей не только в нашей стране, но и в масштабах всего земного шара, и с этим приходится считаться. Однако неизбежно настанет период, когда интерес к поэзии снова возрастёт.

Мне кажется, что увлечение «валовым сбором читателей здесь и сейчас» – вещь достаточно сомнительная. Думаю, что у Пушкина при жизни было меньше читателей, чем, скажем, у Роберта Рождественского, которого читал весь Советский Союз. Зато какие были у Пушкина читатели! И как начали Пушкина читать, так двести лет остановиться не могут. Никто не запрещает стяжать читательскую аудиторию не по горизонтали, а по вертикали. С моей точки зрения, потерявшие в численности читатели русской поэзии сегодня выигрывают в качестве.

2. Поэтический язык: как он меняется и что происходит с ним сегодня?

Поэтический язык в широком смысле, то есть язык художественных образов, за прошедшие сто лет не претерпел сильных изменений. Что касается современного литературного языка, на котором сегодня пишут поэты, - он, как обычно, подвержен набегам просторечий, диалектизмов и сленга. Но это – нормальный процесс развития литературного языка. Что-то не приживётся, что-то останется и обогатит поэзию.

3. Поэзия в интернете: сплошные минусы или новые возможности?

Польза от интернет-ресурсов, конечно, есть. В первую очередь, интернет даёт возможность познакомиться с творчеством авторов, чьи книги трудно достать в условиях далеко не совершенного книгоиздания и книгораспространения. У многих поэтов имеются свои сайты или блоги, где можно не только прочесть стихи, но и узнать об авторе, оставить свой отзыв. Кому-то подобная связь с миром просто необходима.

Конечно, такие сайты, как «Стихи. Ру», изобилуют самыми низкопробными литературными опытами. Но ведь не хочется читать – не читай!

Есть поэты, выкладывающие в интернет всё своё творчество – вплоть до школьных сочинений. Порицать за это их нельзя. Но лично я не придерживаюсь такой линии поведения. Мне больше нравятся бумажные носители, поэтому я предпочитаю действовать в пользу книжных издательств и печатных изданий.

 

Иван ЩЁЛОКОВ, поэт, главный редактор журнала «Подъём» (Воронеж):

«НАДЕЮСЬ НА САМОЧИЩЕНИЕ ОБЩЕСТВА ОТ ПОЭТИЧЕСКОГО ШЛАКА…»

1. Ваше мнение о современной русской поэзии? Почему она теряет читателей?

Состояние современной русской поэзии назвать блестящим затруднительно. Причины политические, экономические, общецивилизационные. В условиях глобализации и постмодернисткого запроса на актуальное искусство идет снижение уровня требовательности к культуре как таковой. Поэзия как часть этой культуры попала в тень от этих процессов. Тем не менее, не думаю, что сама русская поэзия теряет своих читателей. Вопрос в другом – резко снижается количество публичных площадок для знакомства с поэзией и поэтами. Тиражи толстых журналов мизерные, газеты стихов не печатают, книги имеют куцую географию распространения.

2. Поэтический язык: как он меняется и что происходит с ним сегодня?

Поэтический язык скудеет, но не у мастеров слова, а у графоманов, число которых множится в условиях свободного доступа к интернету и возможности за свой счет издать книгу.

3. Поэзия в интернете: сплошные минусы или новые возможности?

О поэзии в интернете не стал бы говорить только отрицательно. Интернет – данность, от неё не отмахнешься. Надо думать, как улучшить качество интернетовской поэзии, на что, к сожалению, лично я пока не имею ответа. Надеюсь на процесс самоочищения общества от поэтического шлака из-за угрозы  полной деградации.


Станислав МИНАКОВ, поэт, публицист (Харьков–Белгород):

«ЯЗЫК ВЫЗРЕВАЕТ В ДУХОВНОМ ДЕЛАНИИ…»

1. Ваше мнение о современной русской поэзии? Почему она теряет читателей?

Апокалиптическое ожидание конца времён мне в той или иной мере присуще, однако нынешнее русское поэтическое состояние мне не представляется катастрофическим. Конечно, есть на земном уровне видимые нами черты общекультурного одичания — на фоне нарастающего развития технологий и коммуникаций. Культура всё более обретает черты катакомбности, а человек всё более тяготеет к тому, чтобы превратиться в обезьяну с «навороченными гаджетами» в руках. Харьковец Б. Чичибабин уже сказал (а покинул-то нас он еще в 1994-м!): «Поэты вымерли как туры, и больше нет литературы». Клиповое, разорванное сознание современного человека всё менее способно осваивать самую высшую форму существования слова — поэзию. То же — о молитве.

Но поэтическая Русь пока ещё жива и дышит. И говорю это вовсе не потому, что на сайте Стихи.ру зарегистрировано без малого 300 тысяч (!) стихослагателей. Количество в данном случае не есть залог перехода в качество. Хотя опубликованы на «стихире» и подлинные поэты.

Есть, есть и сегодня прекрасные поэты, и по-прежнему справедливо наблюдение о том, что «войско певчее» русской поэзии столь сильно, что в нём даже отделениями командуют генералы.

2. Поэтический язык: как он меняется и что происходит с ним сегодня?

Нет большей новизны, чем слова «Христос воскрес!» Этой новизне уже две тысячи лет. И большей новизны не будет никогда. Поэтому новый язык вызревает в духовном делании, а не в штукарстве и выпендронах.
Язык стихотворцев усваивает и преплавляет в себе и речь толпы, и высокий штиль, и архаичную лексику, и канцеляриты, и литературную норму, что угодно. Это всегда умели наши выдающиеся мастера — от Пушкина до, если угодно, Бродского и ныне здравствующих. Но сделано это должно быть органично — а меру органики определяют только совесть и мастерство, уровень дарования автора.

Что касается поэтических классических размеров, метров, то они, на мой взгляд, являются универсальными космическими константами эфира, их немало, а потому они сохранят своё присутствие — в русской поэзии так уж точно. Есть убедительные ритмико-интонационные находки и у наших современников.

Особенность нынешнего времени такова, что одновременно существует поликультура. Однако размежевание художественных течений происходит совсем не по линии манеры, приемов, «средств выразительности» и т. д. Это всё — производные. Основа же всему — начала нравственные. И мысль о линии размежевания культуры не по стилистике, а по совести и нравственности — не моя придумка, а Достоевского.

За барабанным боем и сущностным ничтожеством штукарей так называемого «нового авангарда», который всенепременно отпадёт как шелуха, как кожура змеи при линьке (по Далю — «выползина»), в полный голос и рост будет предъявлена — Господу, миру, времени — настоящая русская литература, которая существует и сейчас, но не всем слышна теперь из-за разрушенного эфира, той самой упругой среды, в которой и должны распространяться поэтические волны.
Ни интернет, ни мобильные коммуникации, ни голливуды, ни умопомрачительные телеспутники — не помеха для глубинного биения молитвы и радения о Господе. Цивилизационный дурман касается личностей «внешних», а не «внутренних».
Cмерти Духа — не бывает.

3. Поэзия в интернете: сплошные минусы или новые возможности?

К публикациям в Интернете отношусь как неизменный соучастник. Плюсы — в быстроте реагирования, возможности донести произведение до огромной аудитории и получить отклик. Тут же и минусы: быстрота может соседствовать с несовершенством, скорописью. А отклики зачастую бывают злобны, неадекватны, некомпетентны.

Наличие в сети Журнального зала Русского журнала, объединяющего на одном поле большое число центральных, региональных, а также обитающих в разных странах толстых журналов и альманахов текущей русской литературы, — считаю важным явлением современной культуры. Другое дело, что ЖЗ перекошен в либеральную сторону, а потому неполон.

 

Марина САВВИНЫХ, поэт, главный редактор журнала «День и ночь» (Красноярск):

«ФОРМАЛЬНЫЙ ПОИСК В ПОЭЗИИ - ДЕЛО ТРЕТЬЕСТЕПЕННОЕ»

1. Ваше мнение о современной русской поэзии? Почему она теряет читателей?

Современная русская поэзия необычайно ярка, разнообразна и многообещающа.  Хотя и внутренне противоречива. Как и общество в целом, расколотое и поляризованное, русская поэзия развивается, по крайней мере, двумя весьма обильными потоками,  которые почти не соприкасаются, а если и сталкиваются, то враждебно. 

Вовсе не думаю, что русская поэзия теряет читателей. Наоборот, последние годы замечаю возрастающий интерес читателей к поэтическому слову. Часто вспоминаю в связи с этим  знаменитую  строчку Маяковского: "Улица корчится, безъязыкая, ей нечем кричать и разговаривать". 

Наша теперешняя жизнь - как раз такая "маяковская" улица. Горячее, страстное, энергичное , искреннее поэтическое слово сейчас востребовано публикой, как всегда бывало в переломные моменты истории. 

Другое дело, наш читатель - он же, как правило, и писатель. Но это - многотысячная, если не многомиллионная аудитория! взыскательная и компетентная, как, наверное, никогда прежде. Так что не вижу здесь ничего плохого. 

2. Поэтический язык: как он меняется и что происходит с ним сегодня?

Убеждена, что эстетика и этика (включая политику) с необходимостью взаимно обусловлены. Нельзя быть в поэзии последователем, допустим, Пригова, а в  жизни гуманистом и патриотом. Трагедия многих современных русских поэтов
- как раз в том, что в нынешней раскалённой атмосфере стало ясно, что поэтический язык,  усвоенный ими в 60-80-е годы, противоречит их теперешним философским, религиозным, нравственным  убеждениям. Раньше можно было рассуждать о собственных нравственных поисках, пользуясь, допустим, инструментарием Бродского, сегодня все чувствуют невыносимую 
фальшь  подобных рассуждений. ТАК об ЭТОМ - нельзя! Речь и её предмет - не совместимы! 

Боль "несказуемости" нового содержания я чувствую сегодня у многих прекрасных поэтов...  показательно в этом отношении замечание  - не поэта, но очень чуткого к слову писателя -  Захара Прилепина, который прямо говорит об этом в своей новой книге "Не чужая смута". Андрей Синявский  признавался в своём "стилистическом несовпадении" с советской властью. А Прилепин горько недоумевает: вот ведь со многими - уже бывшими -  друзьями он как раз "стилистически" совпадает, а  по жизни, как выяснилось,  - категорически нет.  В чём же был "недогляд", ошибка? Вопрос вопросов для нынешней творческой интеллигенции...  

Вообще, формальный поиск в поэзии - дело третьестепенное. Сегодня смешно слышать разговоры о том, чего такого "нового" вносится тем или иным автором в современный поэтический арсенал. Испробовано уже всё - на грани разрушения всякого смысла вообще. 

Но мы видим, как стремительно реабилитируется, реанимируется регулярный стих.  Как поднимаются из глубин стиховой, песенной русской традиции - свежие ритмы, интонации, прозрачный синтаксис, могучая энергетика. Думаю, эта тенденция будет
нарастать. 

3. Поэзия в интернете: сплошные минусы или новые возможности?

По-моему, и новые возможности, и новые вызовы - как для поэта, так и для ценителя поэзии. В любом случае, сетевая поэзия заставляет с собой считаться. По-моему,  гораздо больше вреда нашей литературе приносят многочисленные конкурсы 
и премии - с раздачей обесцененных титулов и размыванием  ценностной шкалы. 

Многие талантливые поэты остаются "за кадром", а на виду - одни и те же фигуры, зачастую явно "дутые". Вот это беда! а интернет - это просто данность нынешнего быта. Осваиваемся и в нём. 

 

Александр КЕРДАН, поэт (Екатеринбург):

«ГЛАВНАЯ КОСМИЧЕСКАЯ БИТВА ЗА ЧЕЛОВЕКА СЕГОДНЯ ПРОИСХОДИТ В МИРЕ ПОЭТИЧЕСКОГО»

1.Ваше мнение о современной русской поэзии? Почему она теряет читателей?

Слухи о смерти русской поэзии, как всегда слишком преувеличены. Как не может исчезнуть враз воздух, которым мы дышим, так и поэзия никуда не девается. Но если уж продолжать аналогию с воздухом, то она, как и воздух в наших мегаполисах, подвергается загрязнению. Впору, как в Токио, ставить будки с кислородом! Подобием такой «будки» с чистым воздухом является сайт «Российского писателя», где всегда можно найти образцы замечательной русской поэзии, а также альманахи и журналы, издаваемые во многих регионах России. И, конечно, как можно говорить о смерти поэзии, пока живут и творят Владимир Костров, Константин Скворцов, Валентин Сорокин, Николай Рачков, Николай Зиновьев, Светлана Сырнева, Татьяна Четверикова, Анатолий Гребнев, Виктор Кирюшин, Владимир Скиф и другие (пусть не обижаются не упомянутые) наши замечательные современники.

Диагноз же загрязнению, очень точный на мой взгляд, поставила замечательный поэт и ученый Нина Ягодинцева, в одной из своих недавних статей. Не могу не процитировать: «В чём роковое перепутье поэзии? Здесь, пожалуй, даже и не развилка, а крест. Потому что одна линия, вертикальная, – вниз, ведёт к самости (я), а вверх – к общности (мы). Вторая линия – горизонтальная – весь размах от рассыпания человеческого мира в прах до собирания и рифмования его с непостижимым целым Универсума. В центре креста – Человек и его Слово. И борьба за него (за них) идёт повсюду.

Чтобы понимать смысл современной полемики вокруг поэзии, нужно всмотреться в это роковое перепутье внимательно. Вот ось, где общности противопоставлена самость – как отражает это современная поэзия? В самом что ни на есть сущностном вопросе: самовыражение ли она (т.е. вытряхивание ли души своей вплоть до самых тёмных и чудовищных углов и подвалов сознания и подсознания) – или самосотворение, выстраивание себя по законам гармонии, ограничение тьмы и её высветление, утверждение света? Поставленное во главу творчества самовыражение гибельно и для творчества, и для человека. Ведь человек, и его сознание – не столько результат, сколько процесс развития духа, долгий и опасный путь, вовсе не обязательно с запрограммированным счастливым финалом. И человек несёт за себя ответственность сам. Собиранию противопоставлено рассыпание – и это тоже сущностный вопрос: созидатель человек или разрушитель, в космическом масштабе – носитель импульса энтропийного или эктропийного? От свободного выбора личностью своей роли зависит и наша общая космическая участь. И есть ли более очевидный способ, чем поэзия, обнаружить гармонию или разлад личности, вектор её устремления, степень со-гласия с миром вокруг? Едва ли…

Главная космическая битва за человека сегодня происходит в мире поэтического – связующего, проективного, возводящего человеческий дух к максимально возможной высоте. Утрата и рассеяние поэтического будет означать окончательное отпадение нашего мира от Мiра всеобщего, выпадение его в хаос и тьму, где места человеку нет»

К этим теоретическим выводам Нины могу добавить некоторые практические наблюдения.

1.Резко снизился уровень профессионализма в стихах современных литераторов, даже увенчанных званием члена того или иного писательского союза. Недавно составлял Антологию к 70-летию Победы, мне прислали подборку стихов членов СП (не стану называть регион, дабы не обидеть коллег)… За голову схватился… Раньше в лито таких ляпов не допускали! И это вопрос и к правлениям областных организаций и приемной комиссии СП! Кого принимаем? И главное - зачем?

2. Поэтические сборники выходят без редактуры и корректуры! Почти напрочь утеряна книжная культура… У современных книг может быть золотой обрез, но шрифт, иллюстрации, техническая редактура… Возьмёт такую книжку в руки истинный любитель поэзии, и… отложит.

3.Тиражи наших поэтических книг варьируются от 100 до 1000 экземпляров. Может быть, для малого городка, села этого и достаточно, но автор, как правило, и оказывается известен только в своем околотке. Столичные же издательства поэзию не издают, или издают за деньги того же автора, передавая весь тираж ему. Следовательно, сборники не попадают в книжные магазины и расходятся (раздариваются) на встречах с читателями… То есть снова попадают в руки тех, кто и так автора знает и любит, коль скоро пришел на встречу с ним.

4. Из региональных школьных программ исчез так называемый региональный компонент (в прежние времена, земляки хоть таким образом знакомились со своими поэтами). Сегодня все подчинено натаскиванию по ЕГЭ (а там вопросов о местных поэтах нет, и быть не может). И, наконец, у нас нет серьёзной литературной критики, способной выстроить систему поэтических ценностей не по принципу кружковщины, а по высшему счёту. Критики работают, как правило, с «текстами» из своего региона и обслуживают ту или иную «литературную команду».

Теперь о наших читателях. Их число, как бы ни казалось это странным, остаётся неизменным. Тех, кто любит поэзию и читает её, всегда не более 2-3% от числа читающих. Это подтверждают социологические исследования. Поэтому, проблема, скорее в коммуникации: поэт – издатель –критик – читатель – заслуженное признание (или забвение, что чаще)…

2. Поэтический язык: как он меняется и что происходит с ним сегодня?

Это вопрос к филологам и лингвистам. Я себя к ним не отношу. Поэтому воздержусь от комментариев. Замечу только, что ненормативная лексика и новояз авторитета современной поэзии не добавляют

3. Поэзия в интернете: сплошные минусы или новые возможности?

Интернет-поэзия, конечно, очень редко приносит поэтические открытия. Но следуя рассуждениям о коммуникации, определённую позитивную роль играет. Особенно, если сайтом занимается человек талантливый и с литературным вкусом. Не могу не вспомнить в этой связи о самарском сайте «Литературная губерния» (редактор Владимир Клименко), о сайтах ряда писательских организаций (Псковской, Челябинской областей). Но ещё раз повторю, такие сайты тоже (и может быть, даже больше, чем книги) нуждаются в редакторах! Тогда минусы Интернета вполне обратятся в плюсы.

 
Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную