Дмитрий ТРУНОВ
Пуссины дети: то ли люди, то ли куры
Почему Pussy Riot и группа «Война» открещиваются от своих последователей

Пуссины дети: то ли люди, то ли куры Ну все, теперь Россия точно встала с колен. Свобода восторжествовала, искусство преодолело границы. У стен храма Христа Спасителя прошел новый нетривиальный перфоманс будто бы белорусского художника-акциониста из арт-группы «Липовый цвет» Дениса Лимонова, который очень не хотелось бы поминать в этом тексте. Очередные кресты повалены на Алтае и в Ленинградской области. Есть даже персонаж, который перешагнул последние пределы разумного и написал «Free Pussy Riot» на стене кровью, причем не своей. И вроде бы либеральная общественность, защитники Pussy Riot и поклонники современного искусства, как им и полагается по развитию, должны по этому поводу радоваться и плясать, как дети. Однако они зачем-то испугались и винят в происходящем ФСБ, Путина и «Молодую Гвардию».

Сторонники пропуссинской тусовки оказались в сложном тактическом положении, но им не впервой. Защищая творческие инновации, кипящие в последние месяцы вокруг главного храма страны, они вынуждены разделять неразделимое: бунт Pussy Riot, имеющий, по их мнению, право на самые крайние формы, и крестоповал с осквернением храмов по всей стране. Дескать, первое — хорошо, второе — плохо, но второе не наше, это все Кремль.

Разделить эти вещи невозможно. Поэтому либералам и страдальцам о Pussy приходится упражняться в принятии крайне сложных позиций. Например, одновременно поддерживать узниц и высказывать что-то вроде осуждения их последователей, как это делает, например, журналист «Эха Москвы» Владимир Варфоломеев: «Московскому патриархату следует отчетливо осознавать, что такие выступления (дай бог, чтобы не более радикальные) наверняка будут продолжаться и впредь, если девушек не освободят, и остановить волну протестов вряд ли удастся быстро и безболезненно».

Еще проще, разумеется, кивнуть в сторону кремлевских кабинетов. Тогда вообще все просто. Версия о пакостях со стороны спецслужб, не шибко оригинальная, но проверенная временем, снимает с «лучших людей страны» всякую ответственность за бурную поддержку позорных вакханалий Pussy Riot и за ментальную близость к их духовным пастырям — группе «Война».

Но разделить эти вещи нельзя: даже если за нынешними «культурными жестами» стоит сам сатана, так или иначе их предвосхитила и благословила творческая среда Pussy Riot и группы «Война». Pussy Riot, «Война» и вандалы, малюющие краской на вековых храмах — одно и то же расширившееся до омерзительных масштабов скудное и темное сознание. Просто «нарушение смысловых границ», девиантное поведение, преодоление моральных норм, которые продекларировали кривляющиеся девки, а потом поддержали «лучшие люди страны», набирает нынче промышленные обороты. Поизношенная несколькими поколениями идея о том, что публичное непотребство, демонстративный плевок, «пощечина общественному вкусу» есть культурный прорыв, переразложение смыслов и расширение границ, всегда воодушевляла террористов, революционеров и прочих психов всех мастей. Именно такое необычайное воодушевление, вызванное культурно-генитальными находками Толоконниковой и ее мужа Верзилова, мы нынче имеем.

Расписывание христианского храма тайными знаками и спиливание крестов есть то самое отбрасывание табу и расширение границ дозволенного, воспетое Толоконниковой-Верзиловым, яростно защищаемое адвокатами Pussy Riot и вызывающее восторг прогрессивной общественности России. Акт единения с мороженой курицей, который продемонстрировала в питерском супермаркете группа «Война», в этом смысле глубоко символичен: он показывает путь любого последователя этой культурной тусовки, который уже не человек, но еще не совсем курица, хотя, несомненно, к этому стремится. Существо это, что особенно заметно, еще стыдится быть курицей, чувствует себя неуютно в контексте классической русской культуры, поэтому он идет пилить крест или малевать на стенах, чтобы ей, этой культуре, за свой стыд отомстить.

Идея о том, что Pussy Riot чем-то отличаются от отморозков, спиливающих кресты и оскверняющих храмы, зиждется на представлении об их особенной одаренности, их интеллекте и их исключительной ценности для современной культуры. То есть, и те, и другие свергают идолов и преодолевают границы, но этим можно — они большие художники.

Это ложь. В культурной среде «Войны»–Pussy Riot–Femen–безымянных вандалов нет никаких разделений, она однородна. Нет никакой особой одаренности, никакого приличного образования, никакого интеллекта. Есть только куры с их единственным и поистине редким для человека даром — крайней беспринципностью.

Однако людям, живущим в России, нынешняя свистопляска, как бы ни были они терпимы, не нравится. Взаимосвязь между балаклавами и крестоповалом может стать окончательно ясной, и тогда пуссиных детей, пожалуй, решительно не с чем будет поздравить. Чтобы это не случилось уж очень рано, тусовке приходится нехотя рядиться в порядочных и открещиваться от тех, якобы других, которые прилюдно оголяются у храмов и пилят кресты.

Нет никаких других. Они такие же.

http://clck.ru/23EYN


Комментариев:

Вернуться на главную