Светлана РЫБАКОВА

О ВЕЛИКОМ РУССКОМ ПРАВДОЛЮБЦЕ

Памяти Михаила Петровича Лобанова

 

10 декабря 2016 г. ушел в путь всея земли учитель и творческий наставник Михаил Петрович Лобанов. В истории нашего Отечества и русской литературы об этом человеке останется светлая память.

Не всякому свыше дается говорить от лица своего народа и заступаться за него. Наверное, прекрасные бесконечные просторы Рязанской земли, где «не видать конца и края», и где со всех стороны небо с землей сходятся, рождают именно таких вольных  правдолюбцев. Потому и другой уроженец этих краев, русский национальный поэт Сергей Есенин, также в смутно-темные 20-е годы ХХ столетия позволял себе открыто выговаривать власть предержащим то, о чем все вокруг угрюмо молчали или шептались тихо, чтобы никто не услышал. В конце такой короткой жизни лебединой песней поэта стали стихи о любви к Руси уходящей, которой он остался верен даже до смерти.

Михаил Петрович творил уже в несколько другие времена, но вопрос о судьбе России и  русского народа стоял так же краеугольно и остро. Впрочем, как и сегодня.

Очень кратко скажу о его жизни, об этом много уже написано. Михаила Лобанова родился 17 ноября 1925 г. в Спас-Клепиковском районе Рязанской области года в деревне Иншаково. В январе 1943 г. из 10 класса средней школы он был призван в армию, участвовал в боях на Курской дуге. 9 августа 1943 г. был ранен в бою осколком мины. За участие в сражениях награжден двумя боевыми орденами – Красной Звезды и Отечественной войны I степени. В 1949 г. окончил филологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Защитил в университете кандидатскую диссертацию по своей книге «Роман Л. Леонова «Русский лес». В 1963 - 2014 гг. был руководителем творческого семинара прозы, профессором Литературного института им. А.М. Горького.

Всю свою долгую и нелегкую жизнь он всегда был правофланговым в строе патриотов России. В 60-ые годы, когда Михаил Петрович стал членом редколлегии журнала «Молодая гвардия», по словам В.В. Кожинова, там начало складываться «новое направление» и «прежде всего в статьях Лобанова… но стало явным для всех позднее». Особый резонанс вызвала его статья «Просвещенное мещанство», в которой он. в частности, писал, что в будущем «рано или поздно смертельно столкнутся между собой две непримиримые силы – американизм духа и нравственная самобытность» народа («Молодая гвардия»,1968, №4). Один бывший работник комсомольского журнала, эмигрировавший в Америку, вспоминает, что «даже на кухнях говорили об этой статье шепотом». Будущие «архитекторы перестройки» обвиняли молодого автора столь нетипичных для его времени публикаций в «антимарксизме», «внеклассовости», «почвенности», «русском шовинизме» и т.д. В 70-ые годы нападкам людей, не любивших историческое прошлое России, подверглась книга Михаила Петровича «А.Н. Островский». Жизнь великого драматурга, описанная вопреки омертвелым «канонам» «революционных демократов», вызвала гневную критику, что Лобанов неправильно, «внесоциально» описывает имперскую Россию, бывшую, по их мнению, лишь «темным царством». Но самая трагическая страница в жизни моего учителя произошла после опубликования в 1982 г. в журнале «Волга» статьи «Освобождение». В ней говорилось о замалчиваемой современными историками народной трагедии - голоде в Поволжье в 1933 г. Сам генсек партии Ю.В. Андропов потребовал принять постановление ЦК КПСС, осуждающее статью Лобанова. Последовали гонения, проработки и прочее…

Но вскоре вдруг наступила «перестройка», и в непродолжительное время бывшие марксисты и комсомольские вожаки «перековались» и неожиданно стали ярыми противниками советской власти, либералами, модернистами… А Михаил Петрович продолжал славить великую Россию. Это был человек, всю жизнь совершающий поступки согласные с голосом совести и до самого конца верный своим убеждениям. На его слова и действия никогда не влияли никакие «ветры перемен». Зато, повторюсь, многие общественные деятели, имевшие в не столь отдаленные «советские» времена большие льготы и почести, стали выливать на эти времена мутные потоки, отрицая все - плохое и хорошее, которого был немало, унижая русский народ и обвиняя его во всех смертных грехах. И Михаил Петрович вновь поднялся во весь рост и стал на защиту своего народа, рассказывая новым поколениям правду о любимой России. Одна за другой появлялись книги «Великая победа и великое поражение» (2000), «В сражении и любви» (2003), «Память войны» (2006), «Оболганная империя» (2008), «Твердыня духа» (2010).

Однако для меня, человека верующего, самое главное – это взаимопонимание души человека и Бога. Ведь в свое время Христос каждому из нас, не взирая на лица, должности, мировоззрение, социальное положение задаст одни и те же вопросы, совсем не о достижениях в чем-то или чего-то, а о простом, но самом сущностном: «Ты дал стакан воды жаждущему? Не воровал, не прелюбодействовал? Отца и мать не обижал? Накормил голодного? Проведал больного?»

Могу с радостью свидетельствовать, что Михаил Петрович был настоящим искренним христианином. Однажды он рассказывал мне, что когда в послевоенное время в стране объявили об очередной переписи населения, то в народе говорили, что одним из пунктов ее может вновь стать вопрос о вероисповедании. Когда Михаил Петрович завел об этом речь со своим старшим другом писателем Леонидом Леоновым, то тот говорил с ним уклончиво. «Как же это, Леонид Максимович? Нельзя промолчать… Ведь это будет отречение от Христа, – заметил тогда Михаил Петрович. — Надо отвечать прямо —  верующий». Из этого разговора я сделала вывод, что Михаил Петрович был готов к исповедничеству. В те годы еще помнили перепись 1937 года, когда в самый разгар невиданных в истории Православной Церкви гонений на веру (даже в сравнении с первыми веками мученичества) многие люди назвали себя христианами, и атеисты были в меньшинстве. Но, видимо, время отрытых гонений и мученичества прошло и Михаил Петрович и многие верующие люди, готовые стать исповедниками, нужны были Господу на нашей земле для свидетельства о высшей истине и правде. Поэтому так сложилось, что безбожные власти, вероятнее всего, желая избежать повторения случая из довоенной переписи, исключили пункт о вероисповедании.

Еще меня очень тронул и запомнился на всю жизнь один случай. Михаил Петрович, когда я стала болеть от сильного переутомления (дело дошло до капельниц), предложил свою помощь в покупке для меня лекарств. И я даже растерялась от неожиданности. Сердечно его благодарила, сказав, что тут дело не в лекарствах, а в необходимости хоть изредка давать себе отдых. Сейчас думаю, что Михаил Петрович наверняка не только мне предлагал, да и оказывал разную помощь. Это была необходимая потребность его верующей души.

Вообще очень благодарна Богу, что нежданно выпала мне именно такая, творческая, дорога жизни. И что встретились на ней прекрасные люди - Михаил Петрович Лобанов и Светлана Владими­ровна Молчанова. Сна­чала стало страшно, когда Светлана Владими­ровна, прочитав мои рассказы и пе­редав их Михаилу Петровичу, в конце концов, предложила поступать в Лит. Сидела я в приходской библиотеке, выдавала людям богословские книги, время от времени жила в мо­настырях, писала об этом в стол для себя впечатления и расска­зы, ни о каком писательстве не мечтая. И вдруг — Литинститут. Сам Михаил Петрович берет меня в свой семинар! В первое время, сидя на лекциях, изумлялась: как меня сюда занесло? Потом почувствовала, что на семинарах Михаила Петровича я не инородное тело. Творчество — объединительное начало, для самых непохожих друг на друга натур. У Михаила Петровича был особенный талант собирать вокруг себя одаренных и по своей сути хороших людей. Наверное, в текстах абитуриентов он чувствовал созвучных себе художников. В наших семинарах всегда были неповторимые творческие личности, работавшие в самых разных направлениях: реалистических, модернистских, сказовых, фантастических, - под объединяющим началом «да будет творчество». Сам Михаил Петрович однажды написал: «В истории семинара все было. Были и Виктор Пелевин, и Юрий Пономарев, из выпуска 1977 года, ныне о. Феодор, монах Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря…» (См.: В шесть часов вечера каждый вторник. Семинар Михаила Лобанова в Литературном институте. М.,Изд-во Литературного института им. А.М. Горького, 2013).

Надо еще сказать, что у Михаила Петровича многими замечалась еще одна удивительная черта натуры: он в своих статьях бывал подчас резок в суждениях, точнее, называл неприглядные действа современников своими именами. Мне, как читателю, иногда казалось, может надо бы иначе написать, не так остро… Хотя его рассуждения всегда уходили в самый корень вопроса. А по жизни наоборот он был весьма доброжелателен, на семинарах очень щадил студентов во время обсуждения рассказов и с мягким юмором относился к нашим «проколам» (мы сами, критикуя, иногда отзывались во время дебатов намного жестче). Никогда наш мастер не давил собственным авторитетом, не навязывал своих убеждений, а просто душой и сердцем рассказывал о том, что ему было дорого, исподволь передавая свою любовь студентам. И всегда давал нам свободу быть собой, мы не опасались выражать перед ним своего мнения, но если кого-то в творчестве кружил дух сего лукавого времени, то Михаил Петрович весьма бережно давал понять, что это «не художество». Однако если наш мастер принципиально был с чем-то не согласен, то высказывал свою позицию спокойно, никогда не повышая голоса, но очень веско, убедительно, и это запоминалось навсегда. Мы любили нашего учителя и закончив Литинститут продолжали посещать его семинар. Как было отрадно, что ему всегда можно было позвонить и поздравить с праздником, либо посоветоваться о своем новом творческом начинании, получить в ответ слово одобрения или мудрый совет. Очень больно, что теперь этого уже никогда не будет. Но у меня остались друзья, наши семинарцы, и ведь опять, это Михаил Петрович одарил нас друг другом.

Слышала несколько раз от педагогов Лита: «О! это лобановцы, молодцы». (Недаром семинар Михаила Петровича считали лучшим Литинститута). Что и говорить, учитель отражается в своих учениках. Труды Михаила Петровича на ниве взращивания литераторов, и даже монахов и священников, дали много прекрасных плодов. Хотя он был очень скромным человеком, и если бы это все сейчас услышал, то, наверное, сделал бы мне замечание, что я мыслью по древу растекаюсь. Но, как говорится, от избытка сердца…

Ушел Михаил Петрович так, как может сподобиться только лучшим из христиан. О жизни человека говорит его смерть. (К этим словам старца Силуана, разумеется, не относятся судьбы людей, живших по-христиански, но ушедших из мира трагически. Мученики – это избранники Божии, как правило, в глубине души желавшие подвига. Бог дает людям по сердцу их, и не нам разбирать Суды Божии). Однако для меня стало откровением то, что Бог особо принимает и жизнь людей, в борьбе отстаивающих Его и человеческую правду. Давно уже для себя сделала вывод, что Бог не любит нераскаянных предателей и лицемеров, они обязательно за это расплачиваются уже в земных измерениях, и вообще как написано: «смерть грешника люта». А вот как перед судом Божьим предстоит человек, который был здесь правдоборцем и позволял себе говорить или писать подчас резко… Уход Михаила Петровича ясно показал, что Бог такого человека приемлет, и что он в своих обличениях был абсолютно искренен, честен и если появлялся в его словах гнев, то праведный. Причастившись Святых Христовых Таин раб Божий Михаил мирно перешел в жизнь вечную в день иконы Богородицы «Знамение».

Отпевание совершалось в храме его небесного покровителя святого Архистратига Михаила, прихожанином которого он был многие годы. Нищая у храма спросила: "Кого хоронят? Народа больно много…" Да, пришли люди, его любившие, а их было немало. Такая чудная в тот день погода случилась: яркое солнце, голубое небо, иней на деревьях, - все переливалось. Даже на кладбище было красиво и значимо во время прощания с нашим мастером. Вдруг подумалось, что и икона Богородицы «Знамение» в день его ухода тоже стала своеобразным знаком, потому что творческая судьба и жизнь Михаила Петровича была действительно неким особым примером - «знамением» для его современников и потомков.

Светлана Рыбакова родилась в Саратове. В 2003 г. закончила Литературный институт им. А.М. Горького. Училась на семинаре прозы у профессора Михаила Петровича Лобанова. В 2002 г. стала членом Союза писателей России.
Выходили книги. Сборник рассказов «Круг жизни» в 2004 г. Составлен к празднованию икон Богоматери «Тропарион: Милосердия двери отверзи нам…» в 2-х кн. в 2005. В соавторстве с Мариной Анашкевич вышли книги: «Самые знаменитые храмы Москвы» в 2007 и «Москва Златоглавая» в 2008. Так же в 2008 была издана 1 Т. «Чудеса и судьбы икон Богоматери в ХХ веке». Авторский сборник «Монастыри и храмы России. (Записки паломницы)» в 2009. Составила сборник статей многих авторов о святых местах, находящихся в разных концах мира «На перекрестка вечности», 2011. Новый сборник рассказов «Живут такие люди», 2016.
Детские книги – «Сказка о Светлой Радости» в 1999 г. Сборник детских рассказов «Настоящее счастье» в 2003 г. Сборник сказок и рассказов «Чудесная лампада» 2013.
Статьи Светланы Рыбаковой печатались в журналах «Наш современник», «Москва», «Русский дом», «Держава», «Православная беседа», «Славянка», «До 16 и старше», «Божий мир», «Свечечка».

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную