1. По своему жанру новая проза Владимира Крупина "Во первых строках", вышедшая в печати к 75-летию писателя, - воспоминания, записки о памятном. Жанр как будто простой, необязательный, но в него вместилось многое. Жанр-исповедь. Здесь есть и развернутые сюжеты, и характеристики людей, которых знал, с которыми встречался; есть и заметки о виденном и слышанном, и раздумья о передуманном, о прошлом и настоящем. Калейдоскоп впечатлений и мыслей, которые заставляют задуматься, вспомнить, осмыслить...Память, работай, - призывает автор себя и своего читателя. И память работает . Не забылись горе и крики вдов и матерей, сирот...И победу помнит..Но, конечно, больше всего писатель помнит мальчишечьи игры, которые все были военными. Раздавался клич: «Айда в военку играть!» И собирались моментально. В этих играх были и «наши», и «немцы». "Бросали монетку, кому кем быть. Делились по-честному". Но побеждали всегда "наши"... В конце же игры собирались на поляне, кричали, спорили. Спорили, опять чуть не до драки, чья победа. Но какая победа, кого над кем? Победа была одна. Возвращались сплочённой ватагой. "Шли и дружно жалели, что настоящая война нас не подождала, закончилась, а то бы мы повоевали! А то жизнь проходит, и никакого просвета. Уже и Знамя над рейхстагом, и вообще мир во всём мире..." И не знали, несмышлёныши, что войн и крови на всех хватит с избытком... Послевоенная жизнь, как и у всех мальчишек, была трудной, голодной. У Крупина есть рассказ "За разбой"- о том, как его героя посадили "за картошку" аж на три года... "И что там от меня осталось? Тень человека". Взросление, первое серьезное чувство. "Девушку эту и после смерти помнить буду". В. Крупин рано стал писать. Еще одно воспоминание давней поры. В 15 лет занимался рекламой -писал в приложение к "Вечерней Москве". Сегодня он вспоминает об этом с юмором. Рекламные стихи о хеке серебристом, нототении, бельдуге... Тогда было не до смеха. ------------------------------ У В.Крупина проза внешне простая, легкая, но не легковесная, нагруженная смыслами. Она идет из самой глубины народного сознания, знания жизни, постоянного самообразования. Всю жизнь он много читал,размышлял о литературе,учился у мастеров. Русская литература - лучшая в мире, убежден В.Крупин. Это, по его мнению, определяет три начала -православие, народность, государственность. И все дело опять - таки в русском языке. Три единства- написания, звучания , смысла. Он считает, и не без основания, в последнее время язык стал меньше сопротивляться "дурному влиянию" - варваризмам, жаргонам, иностранщине, канцелярщине.... Прослеживая кратко историю литературы , он подчеркивает ее изначальную духовность. Особенно важным является то, что его концепция опирается на важнейшие события в историческом бытии России. Рассказывая о ранних, устных периодах развития литературы, отмечая далее значение более поздних, письменных , когда были созданы яркие произведения допетровской эпохи, подчеркивая прочную взаимосвязь и преемственность всех этих периодов, В.Крупин спрашивает :"Иначе откуда было бы взяться Ломоносову, Державину, Сумарокову, Крылову, Пушкину...? И заключает: "Мы ходим по золоту". Этим "золотом" была и осталась наша литература... 2. "Главная крепость России, она же и единственная и последняя -слово Божие, людьми подхваченное", - пишет В.Крупин. "Безкостной, хрящевой" называет он основную массу советской литературы. Обидно, но во многом честно и даже по-доброму вспоминает он об этом. "Всё в ней правильно, иногда интересно, чаще уныло. Но даже и такая, она нравственна"... "Нравственное"- важное определение литературы. И в памяти писателя всплывают книги Г.Николаевой, Ф.Гладкова, Бабаевского, А. Макаренко, О.Гончара, В.Лациса, В.Кожевникова… Много прочитано и ничто не отброшено. В том числе зарубежное... "И самиздата была полна коробочка,-- вспоминает он.- Всё то, что науськивало на соцсистему, а по сути, на Россию. Но не стал же в ряды зубоскалов-хохмачей типа войновичей, матершинников алешковских: как-то мерзки были их «сходняки», их готовность услужить осмеянию русской действительности, из них один Владимов нравился независимостью суждений. И ещё Максимов". "Партия не запрещала писать хорошо, я сам был коммунистом"--признается В.Крупин . "Не считалось: шаг влево, шаг вправо, считается побег. Антисоветчиком не будь",-- говорит он. Еще одна полушутливая максима:"Хочешь хорошо жить- пиши плохо". И многие пользовались этим вполне откровенно и цинично. Советская власть не была "драконовской", -продолжает писатель. А ведь творческая судьба его все же не была легкой - стоит вспомнить его повести "Живая вода", "Сороковой день", другие произведения...И никаких жалоб на власть. Лишь одно, но такое "вселенское преступление большевиков - изгнание Бога из России",- не может простить власти писатель.- Наивная была эта их мечта". А что касается либералов, то этим "господам шелкоперам все хотелось свободы творчества: писать смелое", - вспоминает Крупин. И советует : конечно, писать о "торфоперегнойных горшочках, кукурузе веселого мало, но ты пиши о человеке". Сам он , как мы знаем, писал о человеке и в конечном счете о Боге.... Крупина нередко обижает торопливое, поверхностное отношение к вере. Вспомнилась ему , как-то одна "авторша" в поездке подошла к нему и предложила: «Я поняла, что вы писатель клерикальной темы. Мы сейчас едем причащаться. Едемте с нами. Это быстро». И так торопливо, на бегу, как о чем-то немаловажном, десятистепенном. Как музей посмотреть, в "киношку сходить, пустяковый роман пробежать глазами. Его вера серьезная, искренняя,сердечная- никакая это не "клерикальная тема" ... Он снова задумывается над главным .Над тем, что " миссия России -сохранять присутствие Христа на Земле". Он давно задумывается об этом - о мессианстве России. Над ним иногда даже друзья посмеиваются. "Христосик,- пошучивает Виктор Астафьев. В том же духе посмеивается и Валентин Личуин. Оба и еще больше : мол, "Христосик", который радуется бедам страны " .Ну, это уж совсем несправедливо... Некоторые считают, что его погруженность в религию мешает писать, отвлекает от работы. Ерунда это, сам же он считает, что вера, православие не может мешать делать благое, святое дело... 3. В. Крупин пишет о гнетущей, придавливающей тяжести современной жизни. Бьемся, а ничего не меняется. Ощущение равнодушия президента к народу: "слова правильные, а веры нет", всё только хуже. "И культура изпохабливается и школа, особенно, искалечена, и телевидение продажно, и Москва – проходной двор…" Но особенно удручает, что кажется, будто многих такое положение вещей устраивает. Правда, все же по сравнению с 90-ми годами что-то понемногу исправляется, но очень уж медленно... Он признает, что в жизни всегда трудности были и будут, но сейчас ещё и "искусственные трудности. Они специальны, чтобы нас вымотать, измучить". Вот почему так важно их преодолевать. Надо "строить себя", объединять в себе ум, сердце, волю., не допускать "раздрая" в мыслях и чувствах... И запоминающийся афоризм : когда волк хочет задрать овцу, то отгоняет её от стада. "В тебе два волка. Они враждуют. Один добрый, другой злой. Какой победит? Тот, которого ты будешь кормить". Он с горечью пишет о новом времени - о телевидении ( "пустышки малаховы, басковы киркоровы, им подобные учат жить), "позыв к подражанию" .Сам он всегда советуется с матерью и получает мудрые советы. И опять мучает: в телевизоре же одно спаривание, секс, разврат. "...Мы родину любили. А вы обокраны в главном, именно в любви к родине. Без этого жизнь бессмысленна". Откуда столько "скобленых рыл", "живем среди скобленых рыл" ... 4. Иногда кажется: все приходит оттуда, с Запада. Не зря "Западную сторону" в Вятке называют "гнилым углом"... Недаром всегда оттуда приходит плохая погода : дожди летом, оснью - вьюги, зимой. А не упрощает ли он? Да нет, это его кредо, его твердая вера в то, что идеалы важнее идолов. "На Западе идолы, в России идеалы." Две крайности, два взгляда на мир, два мировоззрения. На Западе- идол материального, культ благополучия, в России- вера в Бога, чаемый культ справедливости. "Без Бога не до порога", "Россию лихорадило именно тогда, когда она отходила от Бога". "Без Бога идеалы могут стать идолами",- уверен он. И что ждать от Запада, считает писатель, "когда у них в Красном углу не иконы, а благополучие? "Хорошо жить, в этом вся цель. А не лучше становиться".В основании же должна быть не арифметика, а метафизика бытия, в которой цель, достойная человека, -"лучше становиться", а потом уж "хорошо жить". Не всем очевидная цель... Мы и они. "Мы толерантны, мы политкорректны, а нас паскудят..."; "Мы патриотичны, а нас гадят"..."У англичан нет слов "правда", "истина". Их заменяет слово "выгода"..." Так ли? Он снова и снова приходит к этим мыслям. Не один он так думает , вон и Валентин Распутин похоже рассуждает. "Нас ненавидят, все бы были рады дорваться до наших кладовых"... Его патриотизм бесспорен, очевиден, глубок; но он и самокритичен, иногда не щадит некоторые наши обычаи и недостатки. Порой может показаться довольно обидные. Вот самое начало заметок "Во первых строках", шутка о "несунах" 60-х годов: «На работе ты не гость, унеси хотя бы гвоздь». И дальше "некрасовское" :«Вынес достаточно русский народ. Вынесет всё...». Или "разговор" о воровстве - с "национальным" подтекстом :" Японский император русскому: «У меня где какая вещь лежит, лежи она сто лет, никто не возьмёт». Русский император ему: «Нет, у меня нос промеж глаз украдут. А ежели какая вещь валяется, то что ей зря валяться, надо её взять и к делу пристроить"...Тематика обидная, но сегодня вполне актуальная... "Память моя, память моя, работай!" |
||