Сергей ЛЁВИН (Анапа)

Многоголосье в унисон

 
 
 

В  этом году в библиотеки Краснодарского края поступил сборник «Писатели Кубани. 21 век».

Широка Кубань, раздольна, многолюдна. Свыше пяти миллионов жителей – не шутка! И богат регион не только самым щедрым в стране урожаем золотой пшеницы и янтарного винограда, но и удивительными талантами. Традиционно сложилось так, что лучшие творческие силы сплотило в своих рядах краевое отделение Союза писателей России, которое в минувшем году отметило 70-летие с момента создания. Знаменательный юбилей был отмечен не только масштабным торжественным мероприятием в краевой столице, но и выходом в свет уникального издания «Писатели Кубани. XXI век», объединившего произведения 42 авторов. О самых важных темах, которые волнуют писателей-современников, о том, насколько обширен спектр их талантов, – этот материал.

Эхо жестоких времён

Если и есть тема, которая не оставляет равнодушным даже самого жестокосердного читателя, это Великая Отечественная война. У русского человека из поколения в поколение на генетическом уровне передаётся уважение к подвигу наших героических предков и гордость за страну, сокрушившую фашизм. Неудивительно, что военная тематика проходит красной нитью сквозь всю антологию, находя отражение в пронзительной прозе и стихах.

Рядовой Егор Слюнкин из повествования «На перевалах» Александра Мартыновского преображается из размазни и слюнтяя, думающего только о спасении своей шкуры, в настоящего героя – для этого ему нужно принять важнейшее решение и найти силы не трусить, бросить вызов себе и врагу.

Много лет посвятивший службе Отечеству Андрей Пономарёв во фрагменте повести «Тучи уходят с дождём» рассказывает о случайной встрече на Красной площади пожилого ветерана войны и немецкого туриста, с которым его связывает некий судьбоносный эпизод общего прошлого. Интрига цепляет, и так и хочется узнать, чем завершилась эта невероятная история.

О не дождавшейся возлюбленного с войны женщине, которая всю жизнь провела в надежде на чудо, идёт речь в героической были «Лебединая верность» Владимира Архипова. С ней перекликается стихотворение Татьяны Соколовой:

Он ушёл на войну и сгинул…
Мне оставил свой век вековать.
В том, что нету ни дочки, ни сына
Кто, подруженьки, виноват?

Герой очерка «Человеческий фактор» Айтеча Хагурова – представитель прошедшего сквозь войну поколения, который, несмотря на все преодолённые тяготы и ужасы, не утратил человечности. Пытаясь воззвать к совести девушек из колонии для несовершеннолетних преступников, он сталкивается с предельным цинизмом и хамством и не может поверить, что в этих юных сердцах такая зияющая пустота, поэтому сокрушается: «Мы у врага не отвоевали самое главное – человеческую душу».

Находят отражение в произведениях авторов сборника и другие войны, более «молодые». С потерявшим ногу в бою неподалёку от границы с Украиной парнем, который едет на электричке домой и не знает, как объяснить свою инвалидность родителям, мы знакомимся в тонкой и выразительной новелле «В тихой музыке дождя…» мастера короткой формы Степана Деревянко. Звучит тема Донецка в стихах Сергея Зубарева («Извечное») и Вячеслава Динеки («Были лозунги фальшивы…»):

«Градом» бьют не по пшенице,
А по школам и больницам.

Прошедший боевые действия в Чеченской Республике поэт и бард Юрий Васин пишет о том, что знает не понаслышке. Оттого его стихам веришь безоговорочно, проживаешь их вместе с автором. Словно пуля, пронзает сердце навылет «Тишина»:

Это я был сегодня убит
И укрыт золотым октябрём,
И душа безмятежно парит
Над колонной, накрытой огнём.

Также участник боевых действий Виталий Серков предельно точно формулирует принцип выживания в условиях военного времени, слишком сложного для творческого человека, воспринимающего мир особенно чутко:

Нас время долго колотило,
И верой мы обожжены,
Что, если тверди не хватило,
Мы сами твердью стать должны.

Читая эти произведения, обострённо понимаешь, насколько чудовищна любая война, как разрушительно она воздействует на человека, калеча тело и душу. И всё величественнее представляется подвиг советского народа, сумевшего победить сильнейшего врага в неравной схватке, несломленного никакими трудностями, сохранившего в сердце добро и гуманизм.

От реализма до фантазии

Вошедшие в сборник прозаические тексты не перестают удивлять разнообразием тем и жанров. Чаще всего их создатели говорят о самом важном, о человеческом – о том, что их волнует по-настоящему.

Герой рассказа «СМС» Светланы Макаровой-Гриценко погряз в суете: взрослые дети живут далеко, а он день и ночь крутится-вертится, пытаясь заработать и трудясь на износ. С родными людьми почти нет связи: они тоже в делах и заботах. И потому короткое СМС, которое отец посылает сыну, содержит простой, но единственно верный принцип: «Стремясь к большему, не потеряй главное!»

О тяжёлой доле безденежья, толкающего человека на неблаговидные, унижающие и его самого, и его близких поступки, пишет Геннадий Пошагаев. В отрывке из повести «В своём доме» воровство материалов для стройки нового жилища вместо того, чтобы хоть как-то скрасить неустроенный быт супругов, отдаляет их, делает чужими друг другу.

Нередко авторы черпают вдохновение в своём прошлом, повествуя о людях, оставивших яркий и значимый след в их судьбе. Для Нелли Василининой это рано ушедший из жизни талантливый поэт Валерий Горский. Их знакомству и дружбе посвящено эссе «Осталось между стихотворных строк…» – пронзительное, лиричное, женственное.

Прекрасна проза о братьях наших меньших. Вестником удачи для семейной пары становится найденный мужем чумазый котёнок в искрящемся добротой рассказе «Джоник» Людмилы Бирюк. А Сергей Тимшин в цикле миниатюр «Птицы, которые приносят счастье» с теплом знакомит читателя с поселившимся на водонапорной башне семейством аистов.

А ведь все люди – братья! Об этом живо и с замечательным чувством юмора говорит в рассказе «Палата национальностей» Сергей Бузмаков. Он опытный журналист, и произведение, близкое по духу очерку или житейской зарисовке, рисует выпуклую и объёмную картину.

Владимир Романов в памфлете «Расплата» представляет пугающие картины утопического будущего, которое ожидает государство, где власть ставит свои интересы выше нужд народа и готова пойти на преступление, лишь бы удержаться на троне.

Многие годы службы в органах безопасности помогают Владимиру Полеву создать исторически достоверный портрет послереволюционной эпохи и реалистичный образ глубоко порядочного, руководствующегося личным кодексом чести уполномоченного ОГПУ Данилы Расторопши. Фрагмент из романа «Дело наганное – дело поганое» отличают обаятельнейшие персонажи, живой и образный язык, а ещё добротное чувство юмора, всегда идущее на пользу тексту.

А вот герой мистического рассказа Ольги Хомич-Журавлёвой «Экзаменатор» – обладатель необычной особенности: влиять на судьбы людей, с которыми он сталкивается на жизненном пути. Отнесутся к нему с добром – будут вознаграждены, обидят – жестоко наказаны. Однако дар это или проклятие, предстоит решить читателю.

Энциклопедическими познаниями может похвастаться знаток истории Анатолий Ильяхов, описывающий во фрагменте из романа «Избранник Вечности» несколько дней из жизни Александра Македонского так уверенно и подробно, будто сам был свидетелем давних событий.

Не менее выразительна интригующая проза Николая Курочкина. В отрывке из романа «Авантюрист» не случайно упоминается Роберт Стивенсон: страницы произведения наполнены духом невероятных приключений в экзотической стране, где советский разведчик может влюбиться в королеву Самоа, а она – ответить взаимностью!

Одно из многослойных произведений сборника – эссе «Стабильность» Елены Сухановой. Безрукий парень, который на протяжении многих лет просит милостыню на одной и той же ветке метро одними и теми же заученными словами, – образ сильный, намертво впечатывающийся в память. Нетривиальный персонаж, запечатлённый автором, вполне сойдёт за горький символ современной власти, выдающей за химеру-стабильность бессмысленную езду по замкнутому кругу.

Интересно в сборнике раскрывается краеведческая тема, когда благодаря художественному произведению читатель глубже знакомится с регионом, его прошлым и настоящим. Дмитрий Нестеренко в сказках про Сочи вдохновенно рисует живописные окрестности и подчас очень неординарных обитателей знаменитого солнечного курорта.

Особенности быта кубанского казачества, манера разговора, обычаи выпукло оживают в отрывке из повести «На берегах южных» Бориса Тумасова. Читаешь и будто сам оказываешься в казачьей станице Васюринской, знакомишься с её колоритными обитателями и искренне сопереживаешь бедному казаку Фёдору Дикуну, без оглядки влюбившемуся в дочку атамана Балябы.

В сборнике преобладают произведения, написанные в традиционной манере, но есть и авторы-исключения. Так, проза Николая Ивеншева (рассказ «Шалула») существует по каким-то своим, неподвластным общепринятым литературным канонам законам: пузырится, как шампанское, и затейливо играет словесными переливами. Другой интересный, работающий на стыке фантастики, фэнтези и магического реализма автор – Иван Карасёв. Его мини-рассказы метареалистичны, полны аллюзий и скрытых цитат, отсылок к мифологиям разных стран и народов.

Пишет воздушно и ажурно, будто ткёт затейливый узор, Ирина Иваськова. Её новелла «Норма Джин», несмотря на малый объём, объединяет извилистые линии многих человеческих судеб, пойманных цепким авторским взглядом в одном роковом мгновении. От высокой концентрации образов, в целом свойственной творчеству молодого писателя, захватывает дух.

Букет поэтических строк

Не уступают прозаикам в богатстве тем и выразительности образов кубанские мастера рифмы и ритма. В частности, извечно волнующую творческие умы тему поэта и поэзии каждый раскрывает по-своему. Николай Седов делится секретами так:

Я в букет собираю слова,
Как цветы, что спаслись от морозов,
И душой согреваю для вас,
Отгоняя ненастья и грозы.

Света и спокойствия, умиротворения и душевного лада полны стихи Любови Мирошниковой:

Радужные нити облаков
В кружева причудливо сплелись.
Таинство рождения стихов –
Взмах крыла в неведомую высь.

А для Вячеслава Динеки поэзия – это ещё и сражение, битва:

Все связи мира разорвав,
Как звери в хищном торжестве,
Кружась, сгущаются слова
В моей несчастной голове…

Православные ценности и святыни – ещё одна важнейшая тема. Размышлениями о жизни и о самом главном полна духоподъёмная, мудрая лирика Алексея Смоленцева:

Перечитаю Псалтырь.
Боль моя вспять потечёт.
Русский спасёт монастырь
Там, где ничто не спасёт.

Приведу фрагмент ещё одного стихотворения автора:

Время падать идолам наглым.
Вновь Христу – мой народ – свеча.
Так – молчит за плечами Ангел,
И огонь от его меча.

Важное место в книге занимает любовь к Родине. Это особенно значимо в нашу непростую эпоху со сбившимися нравственными ориентирами, когда само понятие патриотизма многими современниками, особенно представителями юного поколения, стало восприниматься как пошлость или даже ругательство. Очень точно пишет Нина Хрущ:

Кому поможешь в дни лихие,
Храня от страха и невзгод?
Все на поклон идут к России –
Она поддержит и спасёт.

Созвучна и мысль поэта Анатолия Шипулина:

…Наверно, есть непознанная тайна
В святой любви к отеческой земле.

В каждом стихотворении Анны Вартаньян, поэтическое кредо которой «…говорить, писать по-детски честно», видна чистая, не перестающая восхищаться этим миром душа, влюблённая в милый сердцу край:

Родина ясная, мудрая, вечная,
Пташкой твоей поднимусь к небесам.
Ты – моя клятва, судьба подвенечная,
И никому я тебя не отдам.

Понятие «кубанский писатель» имеет куда более обширную географию, чем Краснодарский край. Многие авторы переехали сюда жить из самых разных уголков нашей огромной страны. И, как показывают их произведения, не пожалели. Об этом пишет Марина Самаркина:

Живу от мест родных вдали
И, даст Бог, не напрасно
Я пролетела полземли,
Чтобы пройтись по Красной.

Ещё одно признание в любви к Краснодару звучит в стихотворении «Поклон» Светланы Медведевой:

Моя кубанская столица,
Мой хлебный край, земля моя,
Тобою любо мне гордиться,
Ты – дом родной, моя семья.

Однако малая родина отпускает не так-то просто, прорастая корнями в поэтические строки. Воспоминаниями о любимых местах делится Владимир Архипов в стихотворении «Родниковая душа»:

Край, воспетый Васнецовым,
Называют родниковым.
А ещё мой край неблизкий
Называют богатырским.

Леонид Север во фрагменте из поэмы «Самотлорский дневник» живописует путешествие в холодные края, где «донская с сибирскою удаль сплелись…»:
В ледяных краях, на шальных ветрах,

Где семейный быт навсегда забыт,
Парни крепкие.
Толщь гнилых болот, мощь земных пород
Покоряет бур, ковыряя грунт
Километрами…

Ольга Сафронова в поэтическом цикле «На Таманских берегах» искусно переплетает историю и современность, в её строках оживают крепость Фанагория и античная Гермонасса, а таинственный «тмутараканский камень» – свидетель исторических эпох – открывает своими письменами древние тайны.

Есть среди авторов и те, чьё творчество адресовано самой взыскательной и строгой аудитории – детям. Среди них – Наталья Широбокова, которая учит ребят пользе чтения:

Я целый час уже сижу
И вдруг я в книге нахожу
Сраженья, море, корабли,
Пиратов, скрывшихся вдали.

А из весёлых, ёмких, искрящихся яркими образами стихов Марины Тараненко можно, например, узнать:

Что кладут в портфели
Школьники с фантазией?
Бурю и метели,
И Европу с Азией!

Владимир Нестеренко в своих строках призывает «живите с совестью в ладу» и говорит с юной аудиторией просто и доходчиво:

К нам липнут слова иностранные,
Нередко пустые и странные.
Словами родными горжусь:
Россия, Отчизна и Русь!

Любопытно, как в произведениях кубанских поэтов порой проявляются созвучные темы и мысли. Мастер ультракоротких, хлёстких, как пощёчина, пробуждающая от тяжёлого сна, стихов Николай Зиновьев в тексте «Из дневника» пишет:

Мы перестали быть народом,
Мы стали рыночной толпой.

В тон ему звучит четверостишие Сергея Зубарева:

В наш монастырь, где нет давно ворот,
Вломились орды со своим уставом,
И вот уже мутирует народ
Везде, где защищаться перестал он.

Творчество этих замечательных, давно добившихся признания, по-настоящему русских поэтов схоже и в грусти при виде того, что сегодня происходит в нашей многострадальной стране, и в осознании, что творчество – это, скорее, крест, чем награда. Не случайно Николай Зиновьев обращается к музе так:

Приносишь ты душе усталость,
Томленье – духу, мрак – уму.
Я не хочу, чтоб ты досталась
В наследство сыну моему.

Сергей Зубарев более оптимистичен:

Колокольчики в травах звенят ли, плачут?
Им всем тяжело от слёз, от росы ли?
Вот царь-колокол зазвонил, не иначе –
Русских всё меньше и меньше в России.

…Гроза отшумит. В небе высыпят звёзды,
В прудах ли, реках всю ночь отражаясь.
Земля спит, и ей снится: «Ещё не поздно.
Богатырей мы ещё нарожаем!

Всё о главном – о душе

Анализируя объёмный, щедрый на талантливые произведения сборник,  с обидой могу утверждать, что издательский уровень современной России  наглядно уступает содержательному. Антологии очень не к лицу отсутствие корректуры: лишние или, напротив, отсутствующие запятые, ненужные кавычки и заглавные буквы, усиливающие неуклюжий пафос, а также досадные опечатки, способные подпортить впечатление даже от качественного,  крепко сделанного текста.   

В несомненных плюсах необходимо отметить, насколько удобны и полезны для читателей краткие биографии каждого автора, перечень его основных изданий и, чему особенно порадуются интернет-пользователи, ссылки на сетевые публикации и личные странички на различных ресурсах.

Собрать и обобщить богатый пласт современной кубанской литературы, представить каждого автора – задача сложнейшая, но председателю Краснодарского краевого отделения Союза писателей России, руководителю этого проекта Светлане Макаровой-Гриценко и редакционному совету она, бесспорно, удалась. Сборник представляет собой достоверную и полную картину того, что происходит в кубанской литературе здесь и сейчас, и знакомит с участниками непрекращающегося всем сложностям вопреки творческого процесса. Книга способна украсить любую библиотеку россыпью талантливых и самобытных произведений, которые будут интересны читателям всех возрастов.

Завершая обзор, приведу цитату о состоянии русского литературного языка – «наследственного кода нашей культуры» – Татьяны Немчиновой из включённого в антологию фрагмента её книги «XXI век: время и кредо писателя». Автор считает: «Чем активнее и талантливее современные писатели будут творчески пропагандировать чистую, правильную русскую литературную речь на всех уровнях, тем ярче, цветистее и плодотворнее станут результаты: копилка русской литературы будет продолжать обогащаться новыми достойными, содержательно интересными произведениями, отражающими время и соответствующими отеческому определению: «Русская литература – учебник жизни».

Именно такую цель ставит перед собой краевое отделение Союза писателей России и входящие в его состав авторы. Да, все они пишут по-разному, на высочайшем профессиональном уровне и в поиске собственных уникальных выразительных средств, достигают новых вершин и порой ошибаются – все мы люди, все имеем право на промах. Однако  удивительное многоголосье сборника, в котором каждый солист уникален и значим, звучит, тем не менее, в унисон. Ведь о чём бы ни писали поэты и прозаики, каких бы тем ни касались и какие бы жанры ни исповедовали, думают они об одном и том же – о человеке и его душе.

Лирический герой может быть уверенным в себе оперативником, прошедшим огонь и воду роковых сороковых ветераном или поэтом с обнажённым созданием – человеком без кожи, ребёнком в теле взрослого. Но все эти персонажи – не бесстрастные машины, порождённые масскультом, а живые, узнаваемые, практически родные читателю – совсем как приветливый сосед по лестничной площадке. Это герои, которым хочется сопереживать, волноваться за них и верить, что вопреки всем жизненным перипетиям всё у них сложится хорошо. Опер поймает жулика, ветерану воздадут должные почести, а поэт хоть ненадолго найдёт лад в своём неугомонном сердце, посмотрит на мир глазами пророка – есть они, есть в родном Отечестве! – и напишет очередной шедевр, врачующий наши израненные агрессивной реальностью души.

 

Наш канал на Яндекс-Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Комментариев:

Вернуться на главную