Ольга ШЕЙПАК, председатель Ульяновского регионального отделения Союза писателей России

Как научить детей читать и мечтать?

 

Моей 8-летней внучке родители не разрешают пользоваться телефоном и интернетом. Она жалуется на свою «тяжелую» жизнь: одноклассницы ведут свои блоги! Я заглянула в один из них. Подружка снимает каждый свой шаг: пришла со школы, погладила и покормила собачку, заглянула в холодильник, съела йогурт… Что дальше? Спрашиваю внучку: «Тебе это интересно?» Ответ: «Прикольно».

Во времена нашего детства все было по-другому.… Не успела я прийти со школы, как одноклассница, с которой мы расстались пять минут назад, уже у меня. Вместе что-то проглотили, сели за книжки, потом за учебники и – на каток! Мы общались вживую.

Детский психолог Катерина Мурашова описала в своем блоге эксперимент с детьми, когда 68 подростков на 8 часов были лишены гаджетов. Всего три ребенка дошли до конца эксперимента – у всех остальных произошел нервный срыв.

Да, мы перестали ходить другу к другу в гости, но проблема не только в этом. Сегодня телепередачи, фильмы и даже современные книги запугивают детей. Смысл большинства сюжетов сводится к тому, что в жизни все плохо. Родители тоже внушают своим чадам: внешняя среда враждебна. И этим подталкивают к Сети – в виртуальном мире так спокойно и комфортно!

Спросите: что же делать? Не знаю, но хочу напомнить родителям: что бы ни происходило «снаружи», Любовь в семье никто не отменял!

Когда мои дети были маленькими, мы, обнявшись, читали по очереди вслух, и это были самые благостные минуты. Эту традицию дочь сохраняет и в своей семье.

Конечно, без гаджетов не обойтись, но как отвлечь ребенка от пошлой демонстрации себя в пустых блогах?

Всё чаще родители жалуются, что дети не хотят учиться. Это необязательно лень, а, возможно, протест против заданного вектора жизни. И дома, и в школе им постоянно внушают: «Ты должен хорошо учиться, чтобы хорошо зарабатывать». Может быть, пришло время понять, что гораздо важнее развивать пытливый ум, формировать мировоззрение, которое сделало бы жизнь подростка осмысленной и интересной? Помочь ему осознать свою высокую миссию, заключающуюся в служении людям и обществу.

Умные мамы и папы, бабушки и дедушки понимают, что без хороших книг никак не обойтись, и всерьёз озабочены проблемой: как заставить ребенка читать.

Сразу же хочу сказать: ребенка невозможно заставить читать – его можно только заразить чтением. В каждого человека этот вирус попадает вроде бы случайно, а на самом деле такому «заражению» способствует обстановка в семье.

Я росла в читающей семье. Журналы «Роман-газета» и «Юность», книжные новинки – всё, что появлялось в доме, мы растаскивали по своим углам, стараясь опередить друг друга. Мама, папа, сестры читали запоем, книжный вирус не обошел никого.

Но сегодня одним этим вирусом не обойтись. Важное условие – наличие хороших книг. Таких мало. Как только не изощряются наши издатели! Искусство книгопечатания растет год от года. Картинки, яркие завлекающие обложки… За три последние года мы с коллегой не пропустили ни одной международной книжной ярмарки в Москве. Полки изобилуют книгами, а выбрать нечего. Ищу для внучки книжку со смыслами и останавливаюсь на классике.

В настоящее время детская литература испытывает серьезный кризис. На детское мышление воздействует давление видео-, аудио- и полиграфической продукции коммерческо-развлекательного характера. Вся она лишена воспитательной ценности, потому что затрагивает примитивный уровень эмоций, не требующий умственных усилий. На книжных полках дети выбирают «страшилки». Сейчас издаются десятки наименований «страшилок» и «ужастиков» самого низкого качества.

Современные детские писатели зачастую жертвуют художественными достоинствами книги ради ее занимательности. Язык этих книжек изобилует жаргонными словечками, словами-паразитами, синтаксическими и грамматическими ошибками. Упрощение языка, подделывание под просторечие или детский жаргон свойственно многим авторам. Такой низкий уровень никак не способствует формированию ценностей подрастающего поколения. Поэтому так востребована образовательная литература, передающая все богатство и разнообразие мира.

О кризисных явлениях на книжном рынке говорит и такой факт. В рейтинге продаж детских книг в 2017 году, по данным журнала «Книжная индустрия», первые 16 мест занимает исключительно зарубежная литература: Хирш, Ренцетти, Роулинг, Гейман, Джонс и т.д. На 17 месте – единственная русская книга Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома». И следующие места – опять же: Роуллинг, Хирш, Брэдли. Напомню, что упомянутая книга Н. Носкова была написана в 1951 году!

В рейтинге доходов книжных издательств мира в 2017 году лидирует Великобритания. Почему? Там нулевой НДС на книги. Правительство Великобритании считает, что книги – важный элемент культуры и благосостояния страны. Наше правительство так не считает. В этом же рейтинге единственное издательство России на 38-м месте.

Никогда раньше не думала, что проблема детского чтения так меня захватит и отложу в сторону все свои литературные задумки, чтобы посвятить себя подростковой литературе.

В детской литературе популярен сегодня жанр «фэнтэзи», где приключенческий сюжет разворачивается в чуждых нам времени и пространстве. Герои фэнтези способны перемещаться между параллельными мирами. Именно такой жанр мы с коллегами издательства «Алдоор» избрали для книжной серии «Атлантиада». Первые две книги этой серии получили Национальную премию «Лучшие книги и издательства год – 2017» в номинации «Книги для детей и юношества».

В «Атлантиаде» кроме вымышленных героев-подростков действуют исторические личности, такие как Александр Македонский, Птолемей I, Шампольон, Герон, святая Екатерина, апостол Марк. Все они очень разные, но их объединяет одно: эти герои в стремлении к высокой цели изменили мир. Каждый их шаг в канве сюжета книг уверяет юных читателей: ничего не бойтесь, идите вперёд и смело преодолевайте любые препятствия. Страх бежит от того, кто его презирает. Таково кредо героев книг серии «Атлантиады».

Не могу сказать, что дела в издательстве идут прекрасно. Ни одна из проблем, касающихся книжной индустрии, не обошла нас стороной. Но все трудности забываются, когда мы с коллегой Натальей Цукановой идём «в народ», а точнее, в библиотеки и школы Ульяновской области.

Общение с детьми окрыляет и воспитывает. Встречи проходят в игровой и дискуссионной форме. В конце мы просим ребят коротко написать, чем их поразили герои «Атлантиады» и о чем теперь юные читатели мечтают.

Вот что они пишут.

Хочу, как Шампольон, знать все языки.

Меня поразило, как Александр Македонский смог в 10 лет приучить коня Буцефала. И все военные походы прошел со своим конем.

Хочу прожить так, как святая Екатерина.

Хочу стать апостолом Марком.

Выходит, мы правы, если делаем ставку на литературу, которая даёт возможность ребёнку реализовать своё высокое предназначение.

 

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Комментариев:

Вернуться на главную