Юрий ЩЕРБАКОВ, секретарь СП России, председатель Астраханского отделения СПР

ОЧЕРКИ СМУТНОГО ВРЕМЕНИ

<<< Ранее      Далее >>>

10.11.19 г.

ДАДИМ ВСЕМ!

На днях я получил письмо из управления Федеральной антимонопольной  службы по Астраханской области с просьбой:

«…представить в Управление позицию Астраханского отделения Союза писателей России о том, содержит ли непристойные, оскорбительные образы и нарушает ли общепринятые нормы и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности реклама следующего содержания: «Ночной клуб «Монако» приват клуб «Голден ривер» самые красивые девушки города vip – апартаменты с аква-шоу шоколадные бои new crazy menu тел. 344-444, 502-042 www.monakoclub.ru проезд Воробьёва, 7 «а» и изображением полуобнажённой женщины (копия рекламы прилагается)».

Первым моим чувством по прочтении письма была благодарность к его автору – руководителю Управления Н.С.Меркулову. Значит, не зря писали и публиковали заметки на темы морали и нравственности в современном обществе я и мои товарищи по творческому союзу, если к нам, общественной организации, обращаются, как к экспертам! Потом пришла растерянность. Потому что, если для меня ответ на поставленный вопрос очевиден, то как быть с «общепринятыми нормами и принципами поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности»? Существуют ли они вообще, эти нормы и принципы?

Философ Клод Леви Строс вывел очень точную, на мой взгляд, формулу: «Культура – это система табу, то есть запретов!» Мораль, нравственность, духовность – эти понятия появились тогда, когда люди научились накладывать «табу» на дела и поступки, недостойные человека. Безусловно, и критикуемая реклама, и множество подобных ей «зазывалок», книг, кинофильмов, спектаклей, действующих на животные, низменные инстинкты, должны попадать под эту систему запретов! Так считаю я, так считают многие здравомыслящие люди, но так считают далеко не все.

Напомню читателям историю с хрестоматией «Современная русская литература», которую выпустил в своё время астраханский педагогический институт. Не зря я всё-таки назвал в одной из своих статей события вокруг этой хрестоматии «Бесконечной историей».

Потому что, несмотря на нещадную критику общественности, составители и издатели сего «шедевра» остались при своём мнении, ошибок не признали. Напротив! Представители университета до сих пор на всех уровнях доказывают, что их детище – не во вред, а на пользу молодёжи!

Наверно, особенную «пользу» приносит рассказ Владимира Сорокина «Свободный урок», помещённый в хрестоматию.

Его действие происходит в советское время. Сорокалетняя завуч школы совращает шестиклассника и берёт с него «честное пионерское» за молчание. Сама же даёт «честное партийное». В классе, под портретом Ленина, конечно.

Кроме этой порнографии Сорокина, в хрестоматии есть и «творения» других авторов – со сценами поедания кала, совокупления с мертвецом и его расчленения. На этом фоне произведения неонеофутуристов, концептуалистов и прочих куртуазных маньеристов, также включенные в «учебное пособие, адресованное преподавателям и учащимся выпускных классов общеобразовательной школы», смотрятся шедеврами современного литературного процесса!

Не стал бы ворошить прошлое, в котором были и многочисленные возмущённые письма читателей, и коллективные обращения общественности к начальству разных рангов, и бурные дискуссии, и даже пикет у педагогического университета с лозунгами «Позор филологам-растлителям!», «Грязную хрестоматию – на помойку!» Но оказалось, что попали мы тогда в точку. В болевую точку! В своё время представители 14 общественных организаций области обратились с открытым письмом к ректору АГУ А.П.Лунёву,  в котором писали: «…включение в хрестоматию произведений, содержащих откровенную порнографию, площадную брань, описание различных патологических состояний, было не ошибкой, а злонамеренной акцией, цель которой – растление школьников и студентов». Официального ответа мы так и не дождались. Зато очень точный ответ дал один из «крёстных отцов» пресловутой хрестоматии доктор филологических наук Г.Г.Исаев. В интервью АГТРК «Лотос» он сказал, что «через 50, 100 лет её будут воспринимать, как заметную веху в освобождении астраханского менталитета от догм прошедших эпох».

В освобождении от традиционных норм нравственности и морали, в замене их принципами вседозволенности и себялюбия! Как же мешает наш проклятый российский менталитет с его неистребимым желанием жить по совести и справедливости, с его спасительным нравственным целомудрием тем, кто пытается привить миру главную «общечеловеческую ценность» – торжество принципа: можно всё, чего хочется! И хрестоматия, и реклама ночного клуба «Монако», и публикация объявлений своднического характера – одного поля ягоды. Их отрава – против нашего нравственного и морального здоровья! Увы, многие уже хлебнули этой отравы. Поразила меня недавно знакомая учительница литературы. Она ведёт для старшеклассников урок о взаимоотношениях учителя и учеников на примере того самого рассказа Владимира Сорокина «Свободный урок»!

«Она шире развела дрожащие ноги.
Чернышёв потрогал её набухшие половые губы.
– Потрогай ещё… ещё… что ты боишься… ты же не девочка… пионер всё-таки…
Чернышёв просунул палец во влагалище.
– Вот. Нашёл… видишь… дырочка… – шептала Зинаида Михайловна, сильнее оттопыривая зад и глядя в потолок. – Нет… побудь ещё там… вот… встань… что ты сидя».

Где уж тут говорить об «общепринятых нормах и принципах поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности»!

Общество ведь состоит, в том числе, и из «продвинутых» филологов, горе-учителей, рекламщиков «Монако» и хозяев борделей…

Я как-то в своей статье цитировал знакомого депутата-либерала, который цедил снисходительно: «Брось ты в Дон-Кихота играть! Бороться с развратом – всё равно, что бороться с ветряными мельницами: смешно и глупо. И вообще, наличие легального секс-бизнеса – признак демократии. Пора об этом говорить всерьёз».

Действительно, пора! Давайте называть вещи своими именами. Разврат – не признак демократии, это признак приближения катастрофы, краха общества, допустившего падение нравов! Не вандалы разрушили могучий Рим – прежде это сделали пороки, разложившие общественные мораль и нравственность! Это у нас, в провинциальной Астрахани в начале 20-го века ставились пьесы фривольного содержания, в летнем театре Поляковича – знаменитом «Аркадии» – резвились члены «Лиги свободной любви», а газеты, как и сегодня, печатали рекламу публичных домов и притонов. И так по всей России. Чем это кончилось?

Демократия наступит только тогда, когда не только реклама публичных домов исчезнет с улиц – когда сами притоны, замаскированные под ночные клубы, пропадут, как дьявольское наваждение, когда исчезнет социальная почва для торговли телом, когда целью и смыслом жизни станут одухотворённый труд и высокая любовь, любовь людей, а не скотов. Если сегодня нет для этого законов – их нужно принять. Если нет людей, способных принять эти законы – их нужно выбрать. Всё очень просто. «Как стакан воды выпить!» – как любила выражаться горячая сторонница свободного совокупления товарищ Коллонтай. Если бы всё было так просто…

Иду по улице Савушкина в Астрахани. На столбах «скромная» реклама. Полуобнажённая девушка, смахивающая на красотку с рекламы ночного клуба «Монако», и предложение: «Сдадим всем!» Причём буква «с» кокетливо запрятана в прелестях барышни. Жизнь продолжается…

 

СОСИТЕ, ГОСПОДА, СОСИТЕ…

Мифический Козьма Прутков говорил: «Чрезмерный богач, не помогающий бедному, подобен здоровенной кормилице, сосущей с аппетитом собственную грудь у колыбели голодающего дитяти!» Сколько же сегодня развелось таких «чрезмерных богачей»!

– Ну и пусть себе сосут хоть грудь, хоть что-нибудь покруче! – может на это ответить «продвинутый» читатель. – Негоже деньги в чужом кармане считать!

Так да не так! Потому что наши современные скоробогатеи предпочитают сосать и причмокивать непременно на виду у всех. Взять хоть недавний случай на Истринском водохранилище, где столкнулись самолёт и вертолёт. Наше телевидение трагическое происшествие свело к обсуждению, кто из пилотов более виноват. Наверное, нарушителя правил найдут. Хотя какая разница? Ведь погибли оба, а с ними вместе и все пассажиры, в том числе, и дети.

А что, собственно говоря, делали представители «малой авиации» над водохранилищем? Прогуливали желающих отведать экстремального отдыха. За немалые деньги, конечно.

– С жиру бесятся! – такой была реакция на лётное происшествие одной моей знакомой. – А если бы самолёт с вертолётом на людей упали?

Есть в этих словах та самая сермяжная правда, от которой становится не по себе. А ведь не тот «кайф» у любителей острых ощущений, если «экстрим» их проходит не на глазах у публики, где-нибудь в безлюдье! Потому что они себе это могут позволить, в отличие от сирых и убогих, от безденежных неудачников.

Не мною первым замечено, что для многих наших современников богатство имеет смысл, когда есть перед кем ним похвастаться, когда может ему кто-то позавидовать. Вот предложи сейчас доморощенному буржую, ругмя ругающему «совков» и «быдло», которые завидуют его домине с бассейном и личному автопарку, взять всё своё добро со слугами впридачу да и переместиться «по щучьему велению» куда-нибудь на необитаемый остров, подальше от соотечественников-лузеров. Думаете, кто-нибудь согласится? Да ни за что! Потому что нужны им бедные! Не для того, конечно, чтобы с ними делиться, а для того, чтобы перед ними величаться! Роскошью быта и развлечений. В том числе, и полётами над водохранилищем, где отдыхают тысячи людей. А разве у нас в области не падали такие вот «туристические» самолёты? Счастье, что пока не на головы астраханцев! Пока…

Может, и вправду «с жиру бесятся»? Не о них ли, «грядущих хамах», писал в своё время почти забытый Николай Некрасов:

«О, Господи, удвой желудок мой!
Утрой гортань! Учетвери мой разум!
Дай ножницы такие изобресть,
Чтоб целый мир остричь вплотную разом –
Вот русская незыблемая честь!»

Сказано это, конечно, с сарказмом, потому что никакая это не честь, тем более – не русская. Зато вот пословица: «В три горла жрать не будешь!» – точно русская! Есть и ещё одно старинное горькое присловье, которое до неузнаваемости изменило время: «Куда мне с посконным рылом да в суконный ряд!» Посконина – грубая и дешёвая ткань, а сукно – дорогая. Стоит мужик у торговых рядов и чешет в затылке с такой вот приговоркой. А сегодня и раздумывать не надо: кому бутик, а кому «вьетнамские ряды» на толкучке… Капитализм строим-с, где главный закон – социальное и имущественное неравенство! Волей-неволей опять вспоминается Некрасов:

«Я заснул…
Мне снились планы
О походах на карманы
Благодушных россиян,
И, ощупав мой карман,
Я проснулся…
Шумно… В уши
Словно бьют колокола,
Гомерические куши,
Миллионные дела,
Баснословные оклады,
Недовыручка, делёж,
Рельсы, шпалы, банки, вклады –
Ничего не разберёшь!»

Может, телевизор поможет разобраться? А что? Вот в недавней передаче НТВ «Вы не поверите!» прямо так и говорится: «Разгадка тайны русских капиталистов». Посмотрел и понял, что главная тайна – это фамилия банкира, за два миллиона евро отгрохавшего свадьбу дочери на греческом острове. Причём гости на торжество прибывали из России на персональных самолётах. Напрасно меня, как и миллионы других телезрителей, уверяли: «Вы не поверите!» Верю, что прихоти богатых за деньги выполняются. Как верю и в то, что рано или поздно этого не будет. Как и самого класса буржуинов.

Наш канал на Яндекс-Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Комментариев:

Вернуться на главную