Виталий ШЕВЦОВ (Калининград)
ТВАРДОВСКИЕ «ДАЛИ»

Полна, красна земля родная
Людьми надежных душ и рук.
Все та же, та же, да  иная
И даль, и жизнь, и все вокруг.
А. Твардовский. Поэма «За далью – даль»

Перечитывая поэму Александра Трифоновича Твардовского «За далью – даль», каждый раз ловлю себя на желании отложить все дела и хотя бы на денек отправиться на поиски очередной «дали», за ближайшую линию горизонта. По душе мне слова Александра Трифоновича, которыми, он любил напутствовать своих друзей: «Поезжайте! Поезжайте куда-нибудь. Проветритесь. Посмотрите, как и чем люди живут». Вот я и «проветривался», «утаптывал», как говорится, жизненный материал. Сначала в составе офицерской семьи, на правах сына. Ну а потом и сам – то по службе, а то и по зову души – ездил по свету.

Многие мои литературные герои повстречались мне именно в дороге. И как тут не согласиться с Твардовским: «…С людьми в дороге надо сжиться, чтоб стали, как свои, тебе впервые встреченные лица…» Потому и дороги для меня все мои попутчики. От кого-то из них узнал я почем «фунт лиха» бывает. У других уму-разуму научился. А кто-то в памяти так и остался неразгаданной «зарубкой» на всю жизнь. В дороге ведь иногда как бывает: вроде и попутчик интересный с виду, а разговор не клеится. Так всю дорогу на сон и переведешь. А случается наоборот.

Был я этим летом, по туристической путевке, за границей, в Испании. Как-то лежим с женой на пляже, загораем. Рядом с нами мужчина, моего возраста, разлегся прямо на песке. Перед этим намазался кремом от загара с головы до ног. Смешно. «Зачем, спрашивается, на пляж ходить, если не загорать?» – говорю я жене. «Не твое дело, – отвечает она. – Придержи-ка лучше язык за зубами. Не дай бог услышит человек твою болтовню, обидится ». Что бы вы думали – ведь услышал. Поворачивается в мою сторону, улыбается и говорит: «Руссо туристо?». А дальше у нас с ним такой разговор интересный получился, вы не поверите. Где намеком, где кивком, а где и на пальцах, разговорились… Отличный мужик оказался. Водитель-дальнобойщик из Италии. Простой, как правда. Мы даже песню итальянских партизан «Бандьера росса», на два голоса, на трезвую голову, между прочим, спели. У него, оказывается, дед был коммунистом и партизанил во время Второй мировой войны. А загорать ему нельзя. За рулем сутками. Не дай бог спину или руки сожжет солнце.

К чему я это рассказал? Да к тому, что простые люди, какой бы они национальности ни были, всегда найдут друг с другом общий язык. А вот заметьте, стоит человеку власть на себя примерить – и будто подменяют его. И откуда что берется? Вот что сейчас творится в мире? Западные политики – в одну дуду: черное за белое выдают – и даже глазом не моргнут. Народ на народ натравливают. А все ради чего? Ради надуманных каких-то геополитических интересов. И ведь верят, целые народы им верят. Война стала развлечением. О ней теперь только и говорят. И как семьдесят, и как сто лет назад, во всем виновата Россия. Нам не привыкать держать ответ.

Что ж, или тот урок забыт
И вновь, под новым только флагом,
Живой душе война грозит,
Идет на мир знакомым шагом?
И, чуждый жизни, этот шаг,
Врываясь в речь ночных известий,
У человечества в ушах
Стоит как явь и как предвестье.

Наверно, мы, русские люди, из другой глины вылеплены. Жизнь нас через огонь, воду и медные трубы пропустила не раз. Потому не с руки нам за словом в карман лазить, вокруг да около ходить. И камень за пазухой, что для нас приготовлен, мы за версту видим. Вот нынешняя ситуация с Украиной. Проблема на поверхности лежит, а наши западные, так называемые партнеры, знай себе огород городят из лжи и санкций. А в итоге – что? Сами за этим «забором» и окажутся. В который раз хотят нас «на испуг» взять. Не вышло дышло. Теперь только и остается им во всех своих неудачах в очередной раз винить загадочную русскую душу. А ведь сила русского человека в его характере кроется. Нас обижать нельзя. Себе дороже будет. Широка наша страна родная, многонационален ее народ. Но для каждого из нас Родина, родители – понятия святые. А все то, что для нас свято, мы бережем как зеницу ока.

Записываю эти свои размышления – и кажется мне, что Твардовский, когда писал свои «дали», как раз об этом и думал. Он словно хотел предупредить нас.

И пусть еще юность учтет,
Что следом за нею иная,
Грядущая юность идет,
Ее на работе сменяя,
Неся назначенье свое.

Назначение поэмы «За далью – даль» далеко не исчерпывается заключенными в ней дорожными впечатлениями автора, как привыкли многие из нас думать. Здесь мы видим стремление осмыслить события современности, осмыслить прошлое Родины и заглянуть в ее будущие. Твардовский, пожалуй, одним из первых создал многоплановый образ дали, совмещая воедино даль пространства и даль времени. Война и мир, нравственные устои, государственное руководство страной, трудовые и ратные подвиги народа – весь этот круг вопросов общенародного значения в простой и доходчивой форме литературного повествования представлен на суд читателя. А ведь сегодня те же самые вопросы волнуют каждого из нас. Несомненно, уже тогда, на том историческом перевале, Твардовский чувствовал, что со временем возникнет потребность в литературных произведениях «о времени и о себе».

Спасибо, Родина, за счастье
С тобою быть в пути твоем.
За новым трудным перевалом –
Вздохнуть
С тобою заодно.
И дальше в путь –
Большим иль малым,
Ах, самым малым –
Все равно:
Она моя – твоя победа,
Она моя – твоя печаль,
Как твой призыв:
Со мною следуй,
И обретай в пути, и ведай
За даль – даль,
За далью – даль!

В последних строфах поэмы «Василий Теркин» Твардовский, расставаясь со своим полюбившимся народу героем, писал: «Песня новая нужна, дайте срок, придет она». Этой песнью и стала поэма «За далью – даль».«Дар живой, правдивой речи» отмечает всю поэму А. Твардовского, заявившего себя в ней проникновенным лириком. Его излюбленная, свободная композиция позволила ему создать произведение оригинального жанра – лирическую летопись эпохи. Эпоха как бы раскрылась сквозь сердце поэта, и он, став героем поэмы, выступил вместе с тем выразителем дум народа, его мыслей, печалей и радостей. Это был новый синтез лирического и эпического, личной авторской судьбы и судьбы своего народа, где свое, глубоко личное, есть в то же время всеобщее, а общее, народное становится глубоко личным, воистину человечным. Мне кажется, сегодня мы, народ, вместе со всей страной в очередной раз переживаем те самые забытые чувства, когда не на словах, а на деле – мы едины. Мысль эта, может быть, и не так уж нова, но важно то, как она сейчас предельно своевременна.

Нет ни одной такой страницы,
Ни строчки, даже запятой,
Чтоб нашу славу притемнила,
Чтоб, заслонила нашу честь.
Да, все, что с нами было, –  
Было!
А то, что есть, –
То с нами здесь!

Именно сегодня народу, то есть нам с вами, не нужен «вранья холодный дым», которым нас пытаются пичкать отдельные политики, писатели и журналисты. Твардовский называл их литературными дельцами и приспособленцами.

И все похоже, все подобно
Тому, что есть иль может быть,
А в целом – вот как несъедобно,
Что в голос хочется завыть.

Вы только посмотрите, как сегодня говорят с нами наши отдельные руководители, писатели, журналисты, теле-радио-комментаторы! Десятки слов-«паразитов», иностранные слова, а порой и элементарное отсутствие мысли. Это «заразно». Со временем, сами того не замечая, люди начинают говорить так же, как они. Теряется «искусство» правильного языкового употребления, способствующее воспитанию высокой культуры речи, при которой слово наиболее верно выражает мысль. Слово и мысль – близнецы братья, неотделимые друг от друга. Говорить и писать просто, коротко и ясно – значит, приучить ясно, точно, правильно мыслить. Вот почему чтение и изучение творчества Твардовского является замечательной школой воспитания не только речи, но и мысли. Воскрешая традиции русской классической литературы, поэт как бы отдает себя на суд читателя.

И ради той любви бесценной,
Забыв о горечи годов,
Готов трудиться ты и денно
И нощно – души сжечь готов.

Он как бы предупреждает нас об ответственности за каждое сказанное и написанное слово. «Писатель должен преодолеть в себе «внутреннего редактора», который иногда толкает его на сглаживание отрицательных сторон жизни, на изображение надуманных картин». Но в то же время он с большой любовью и гордостью говорит о тех сыновьях и дочерях Советской Отчизны, для которых интересы страны всегда выше интересов узко личных. Как ни странно это прозвучит, но сегодня, по непонятным причинам, мы не часто слышим, чтобы о наших современниках говорили: …бескорыстно предан делу; готов к подвигу; окрылен мечтой о человеческом счастье; презирает соблазны «легкой жизни. Пафосные фразы? Нет! Это те черты характера советских людей, которые любовно отмечал в своих произведениях Твардовский. Из разговорной речи исчезли «советские люди», но они остались и живут сегодня среди нас. Это наши дедушки, бабушки, папы и мамы.

Кто сегодня не мечтает о счастье жизни? Да, пожалуй, каждый из нас мечтает. А что об этом думал Твардовский? Счастье жизни, говорил он, не в том, чтобы «мимоездом, стороной ее увидеть без хлопот», а в том, чтобы отдать ей все свои силы и страсти, «знать горбом и всей спиной ее крутой и жесткий пот». Призывные слова, обращенные поэтом к юности, звучат гордой уверенностью в ее силах и высоких стремлениях:

Тебе сродни тех далей ветер,
Ты знаешь: очередь твоя –
Самой в особом быть ответе
За все передние края…

В поэме «За далью – даль» Твардовский сумел «встать над всем, что было раньше, не отрекаясь от самого себя, от своей природы и породы, найти новые краски и новые композиционно-сюжетные и жанровые возможности для выражения уже совершившегося факта нового виденья мира» – А. Сурков.

В трудные минуты своей жизни Александр Трифонович любил повторять знаменитое толстовское сокращение: «Е. б. ж.» – «Если буду жив». Только он из единственного числа перевел на множественное: «Если будем живы». Сегодня эти три слова звучат как завет и обещание бессмертия не только одному ему, но и всем нам, живущим на этой земле людям.

Использованная литература:
А. Т. Твардовский. «За далью – даль». М.: Советский писатель, 1961.
А. Сурков. «Вровень со временем». «Литературная газета», 1960, 21 июня.
А. Кондратович. «Александр Твардовский». М.: Художественная литература, 1978.
А. Бакланов. «Об Александре Трифоновиче Твардовском». Ж-л «Октябрь», 1977.

 
Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную