Алексей ШОРОХОВ

Воробьиная юность заокеанского ястреба

Известный американский сенатор-республиканец Джон Маккейн, из тех, кого на родине называют «ястребами», вновь обратился к председателю российского правительства Владимиру Путину с недвусмысленным посланием. На этот раз в связи с протестными акциями, прошедшими в Москве 4 февраля.

"Дорогой Влад, - написал ястреб в своем твиттере, - "арабская весна" уже пришла и обосновалась по соседству с тобой, "в скованном морозами и протестами центре Москвы". Заключительная фраза является заголовком статьи в газете The New York Times, где, в частности, высказывается мнение о том, что протестное движение в России не утратило запала и акции оппозиции, скорее всего, продолжатся весной.

Что ж, Джон Маккейн, как говорится «стреляный воробей», хотя и предпочитает называться «ястребом». В предвыборной кампании он усиленно напирал именно на своё боевое прошлое во Вьетнамской войне.

Чем же прославился этот американский «герой» и где истоки его патологической русофобии?

 

Джон Сидни Маккейн родился 29 августа 1936 года на базе американских ВВС, его отец (также Джон Маккейн) был тогда военно-морским офицером. Детство маленького Джона прошло на различных военных базах, куда семья Маккейнов переезжала вслед за отцом семейства. В результате частых перемещений Джон успел поучиться приблизительно в двух десятках различных школ, что соответственно отразилось на успеваемости юноши.

По окончании школы будущий «ястреб» пошел по стопам отца (и деда-адмирала) и поступил в Военно-морское училище США в Аннаполисе. Во время обучения он не мог похвастаться дисциплинированностью и получал не менее 100 выговоров ежегодно. Успеваемость будущего пилота тоже не претерпела изменений, и училище Маккейн закончил в 1958 году с 894-м результатом из 899 выпускников. Но это не помешало внуку адмирала поступить в академию. После академии Дж.Маккейн пошел в летную школу, и, завершив обучение в 1960 году, начал службу в качестве пилота на авианосцах в Карибском море.

Карьера пилота Маккейна оказалась под стать успеваемости курсанта Маккейна и сопровождалась постоянными авариями и происшествиями, в которых ему чудом удавалось остаться в живых. Зато будущий «герой» освоил самое важное искусство – во время катапультироваться.

Еще во времена летной школы в полете у него отказал двигатель, и самолет рухнул на землю при посадке. Затем, во время службы в Испании, «мастер высшего пилотажа» Маккейн по неосторожности зацепил своим истребителем линии электропередач, после чего его перевели на должность инструктора на авиабазу в Миссисипи. Однако это не спасло будущего сенатора от очередного авиаинцидента: в 1965 году во время полета двигатель его самолета загорелся, и незадачливому «ястребу» вновь пришлось экстренно катапультироваться (машина, разумеется, разбилась). Но и это не отбило у него желания летать и дальше, и он обратился с просьбой перевести его на боевую должность. Желание пилота было удовлетворено, и в конце 1966 года он был переведен на авианосец "Форрестол". Правда, авианесчастья продолжали преследовать его и там: в 1967 году во время пожара на авианосце неуправляемый снаряд попал в истребитель, на котором бедный Маккейн готовился к взлету. По сложившейся традиции Маккейну удалось выжить, однако на этот раз он получил свои первые «боевые» ранения в ноги и грудь.

Поправившись после ранения, неутомимый Маккейн продолжает совершать вылеты - во Вьетнаме вовсю идет американская военная операция, и будущий сенатор в составе своей эскадрильи участвует в карательных акциях янки, выжигая напалмом деревни и промышленные центры Северного Вьетнама. В октябре 1967 года, во время выполнения очередного такого задания, Маккейн разбивает последний самолет в своей отнюдь не ястребиной карьере – будущего сенатора сбивают вьетнамские ПВО. Сам пилот при этом опять же успел катапультироваться и упал в озеро, откуда его и выловили бойцы вьетнамской народной армии.

Но и после приземления Маккейну в очередной раз повезло – обычно американских летчиков за совершённые зверства забивали мотыгами. Но Джона отправили в тюрьму, которую с сарказмом называли Hanoi Hilton. Не расстреляли его благодаря имени - все-таки сын адмирала. Однако он попал в плен на долгие пять с половиной лет.

Здесь можно бы и закончить о прошлом заокеанского ястреба; не слишком блестящая карьера не слишком блестящего лётчика. Но всё это вряд ли объяснит истоки завзятой русофобии будущего кандидата в президенты США. А они на поверхности.

Для Маккейна не было секретом, что именно русская ракета, выпущенная русским ракетным расчётом, поставила жирную кляксу в конце его недолгой боевой карьеры.

А совсем недавно скончался и русский ветеран Вьетнамской войны, подполковник в отставке Юрий Петрович Трушечкин, сбивший 6 октября 1967 года во Вьетнаме самолет Джона Маккейна. В качестве трофеев из той негласной командировки он привёз в Россию гермошлем Маккейна и так называемый «флаг нищего» — это такая бирка, где на нескольких языках было написано, что он, американский гражданин, потерпел бедствие, просит оказать помощь. Среди других вещей пленного была летная книжка, где красовалась сделанная фломастером надпись: Джон Сидни Маккейн.

В отличие от своего североамериканского визави Юрий Петрович имел полное право гордиться собственной боевой работой: на его совести не было сожженных деревень, зато помимо машины Маккейна ещё четыре американских самолёта его расчёту удалось сбить в небе над Вьетнамом. И домой он вернулся с орденом Красной звезды, на современный лад подтвердив известное высказывание Лао-Цзы: зачем палить из пушки по расхрабрившимся заокеанским воробьям? Лучше образумить их русской зенитной ракетой.

Поэтому сенатора Маккейна можно понять – такое не забудешь, не простишь…


Комментариев:

Вернуться на главную