Игорь Шумейко
Генералы русского глянца
Из числа «невидимых миру слёз»: это слёзы российской журналистики — под давильным прессом западных СМИ. «Российские» журналы на российском прилавке: XXL, FHM, GQ, Maxim, Playboy, Penthouse — это, пожалуй, самый невидимый миру абсурд. В 2007 году я посвятил этому большую статью в «Литературной газете» (редакция ЛГ назвала её «Мохнатые лапы глянца»). Обвинительные пункты этой статьи мне довелось отстаивать в одной передаче на «Радио России». Мало что с тех пор изменилось…

 

Еще о «Невидимой руке рынка» и невидимом миру рукоблудстве.

Задача автора: привлечь внимание, бросить свежий взгляд на «сегменты рынка», где нечестная конкуренция снимает сверх-сверхприбыли и тихо-тихо, про себя, шепотом - благодарит судьбу и нашу с вами «зашоренность»…

Изобильные, пестрые журнально-газетные витрины и стенды, мимо которых вы словно сквозь театральные декорации и занавеси, проходите каждый день. Считается что «невидимая рука рынка», уже лет двадцать как все тут невидимо расставила по справедливым, конкурентно завоеванным местам. Тираж = спрос = «голос народа», и т.д…

Нельзя сказать, что Комиссия ФАС России полностью обходит вниманием «рынок печати». 17 июля 2006 г. она, в частности уличила ЗАО «Издательский дом «Бурда» в нарушении пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О рекламе».

…на странице 33 журнала «Лиза. Кроссворды» ЗАО «Издательский дом «Бурда» №7 от 22.03 2006 размещена реклама услуг компаний сотовой связи по продаже мобильного контента с использованием изображения людей в непристойных позах, а также предложением аудиозаписи непристойной брани или интимных звуков… Руководствуясь… Комиссия… РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу услуг компаний сотовой связи по продаже мобильного контента с использованием изображения людей в непристойных позах, а также предложением аудиозаписи непристойной брани или интимных звуков, размещенную в журнале «Лиза. Кроссворды» ЗАО «Издательский дом «Бурда»…

2. Выдать ЗАО «Издательский дом «Бурда» предписание о прекращении нарушения законодательства РФ.

Что меня лично встревожило в комментариях по поводу того Дела? «На антимонопольную службу взвалили борьбу с порнографией. Не ее дело – тут нужна отдельная служба», «Нет - хорошо, что ФАС еще и порнографию ловит!»

А если, сограждане, задуматься, проследовать по такой примерно цепочке:

•  для «Бурды» - порнография была цель или средство? - Средство

•  Средство конкуренции - с порнографами журналов серии ХХХ? - НЕТ, средство конкуренции с «другими рекламистом сотовой связи», проталкивающим тот же товар но без порнодопинга!

По правде говоря, это Дело завелось после обращения депутатов Мосгордумы, возмущенных именно непристойностью «Бурды». Но по мне - лучше бы (в государственных интересах), если б здесь целью ФАС была не игра граней «эротика/порнография», а, строго: наличие/отсутствие допинга, форы в конкурентной борьбе. Было б – больше системности, инвариантности.

Теперь о факте, прекрасно известном всем редакторам, издателям. Что бы продаваться в киосках, на лотках близ метро нужно не только отдать экземпляры на полную реализацию с расчетом за проданное через значительный период – это как раз сущие копейки, в сравнении с тем, что фирме, держащей киоски вы должны приплачивать (по Москве) 30 –50 тысяч у.е. в месяц. Думаете, это обвинение некоего Агентства-распространителя печатной продукции, монополизировавшей газетные ларьки у метро?

Да стоило б огород городить вокруг этих 2х2=4, вокруг столь банальных фактов!!

Нет, постулат мой – гораздо более «еретический». Как раз в газетно-ларечной торговле – монополизация не стопроцентная. Близкая к «разделу рынка», но все же не «стопроцентно-схваченная»: есть 2-4 фирмы борющихся на этом рынке. Дело (вот главная «ересь»!) – не в них. Кому б ни принадлежали ларьки – (вы представляете их размеры?) – сколько разместится там журнальных обложек, газетных стопок?!… так-то. А газет в России на 2003 год было - 41.080 (рост к 2002-му в 1,5 раза). А в цифры 2007 скучно и залезать.

Вот газетные распространители и проводят доступный их пониманию отбор: по вступительному взносу. Но и то! – при этом они сохраняют некое подобие общественной структуризации. Есть спортивная полка, рыболовная, автомобильная, женская, девичья, мужская… То есть пожелай некий концерн учредить еще 100 девичьих журналов, по всем оставшимся свободными женским именам, и приготовь он все нужные суммы – вытеснения не произойдет.

Так что все дело (и все возможные изменения) – внутри тех полок, «сегментов». Вот тут-то думающего человека и должно насторожить… XXL, FHM, GQ, Maxim, Playboy, Penthouse - к чему бы это?

Помните, несколько лет назад спор был с некоторыми татарскими деятелями, пожелавшими перейти на латиницу? Аргумент единой, без кавычек, России: кириллица нужна, как государственная скрепа. Вот он гипотетический ответ противника: а латиница нужна, чтоб в ваших московских журналах разбираться.

Но и не против инобуквенных наименований направлен сей памфлет. К вышеприведенному списку можно добавить и русскоговорящий набор с забавным зоологическим уклоном: «Медведь», «Пингвин», «Махаон».

Просмотрите, убедитесь, суть этого «сегмента»: журнал = приложение к набору мужских товаров. Машины, часы алкоголь (не смотря ни на что, ни на какие ФАСы – «тут уж компромиссов быть не может» ), одежда, бритвенные причиндалы + «звезды», «тусовки», «звездные тусовки», девичьи грудки/попки, «звездные вкусы», путешествия, «еще о звездах», политика... + журналы типа Esquire – чуть другой «формат», содержимое тоже самое.

Денис Чуйко, генеральный директор медиа-группы «Логос-М» (распространение, те самые киоски): «Так или иначе все издатели декларируют, что их журнал формирует собственный «стиль жизни». Но сейчас мы уже понимаем, что это всего лишь прием».

По прогнозам Дениса Чуйко, количество мужских журналов может увеличиться раза в полтора.

Возьмем из этого вороха - возможно даже лучший журнал, на пол-шага отстоящий от тусовочного бытописания - «Медведь». (№72 окт 2003). Тут наличествует даже текст: типа «ироническое», как бы «осмысление» - фуршетно-клубно-дефилейных будней.

Героиня: «С кем бы тут перепихнуться на скорую руку? Вон с тем, в часах Ulysse Nardin? Или вон с тем, который в стиле Марлона Брандо?»…

Сатира? А вдруг? Ну допустим!! - автору был знаком «текст г-на Грибоедова», и слоган оттуда: «Счастливые часов не наблюдают», и тогда перед нами, черт возьми! – Скрытая Пародия! Перекличка! Реминисценция наконец!…

Настораживает только, что название часиков, (в отличии, например, от ФИО тоже иноязычного актера), дано в латинице, то есть почти логотип фирмы вкраплен в «художественный» текст.

Ответ, как и положено, приходит на самой последней странице журнала: на «задней обложке» - самой дорогой (после титульной) площадке для размещения рекламы. На обложке того номера журнала стоит… рекламный модуль… Чей? Все правильно. Только там уже - настоящая реклама: и список магазинов, где можно купить часики, за которые согласно тексту на 34-й странице с вами перепихнутся. И даже заводские характеристики той модели: «водонепроницаемость до глубины 50 метров», и «отсутствие в календаре проблемы 2100 года»! То есть, настоящий плэйбой, как некая субстанция, - всплывет с любой глубины и проживет до…

Тут, кстати, приоткрыты и общие, (не только плэйбойские) перспективы рынка и его Невидимых Рук. Помните, сколько заработали компьютерщики на «проблеме 2000 года»? Вот обозначены новые рубежи… 2100…

Но если вернуться из «прекрасного» для часовщиков и Билгейтсов «далека» – к будням сегодняшних «мужских глянцевых журналов»? Задумаешься. А вдруг «заднюю обложку» того номера выкупила, допустим, Master Card?!

•  «С кем бы тут перепихнуться на скорую руку? Вон с тем, который в стиле Марлона Брандо? Или вон с тем, у которого из штанов торчит кредитная карта…боже! – это же Master Card!”

Но ведь кредитка рекламируется, как удобное, малозаметное средство, в отличие от толстого бумажника с наличными?!… Не получится ли такая рекламная услуга «медвежьей» - уже во всех смыслах, ненароком для «творческого коллектива журнала» - закольцевав и его название?!

И ни в коем случае не сочтите сей памфлет – походом за «благопристойность», «высоконравственность». Как и в случае Дела «Бурда» – ФАС, важнее высветить внутреннюю механику, отыскать, как в Деле Microsoft - USA , скрытую торговлю в нагрузку, злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Так что аналитическая работа, тут - только начинается… Попробуем, однако.

1. Откуда пришли 99% товаров «мужского списка»? Западная Европа, США.

2. Откуда пришли журналы XXL, FHM, Playboy, Penthouse , GQ?

По отдельности ни к одному случаю не может быть претензий: свобода внешней торговли.

Но все знают и об эффекте синергии, когда факторы взаимоумножают свое действие. То есть: десятками лет – Там - складывался союз: Рекламодатель (мужской товар) – мужской журнал. И когда эти Жиллеты, Ролексы шагнули к нам, основали фактории на новом континенте - российские версии этих XXL, FHM, Playboy, Penthouse , GQ, Maxim, можно рассмотреть как: товаросопроводительную операцию.

И когда мы видим городскую наружную рекламу, телеанонсы очередного нового, десантированного к нам журнала – вещи просто немыслимые для российского издания, тем более новичка - это что справедливая конкуренция?

Ведь это даже не мощь издательских монстров «Бурда» (Плэйбой), и Конде Наст (Эсквайр), Independent Media (журнал FHM). Это еще и машины «Мерседес», шины «Мишлен», Жиллеты…

ЦИТАТА.

Издатель «Мужского взгляда» Оксана Бурлука: Реклама в мужских изданиях, как и во всех дорогих глянцевых журналах, в основном представлена международными брэндами. Доля отечественных компаний в рекламных сборах только в редких случаях достигает 30%... так было всегда.

СПРАВКА.

В валовом доходе журналов подобных GQ, реклама дает - 80%.

Официальная цена разворота в GQ - $19 тыс.

«Но ведь есть и российские, и даже российско-патриотические промышленные гиганты», - подумают некоторые. «Они хотя б внутри России - будут посильнее Мерседесов».

Вот вам еще один фокус. Да будь они и в 100 раз сильнее тех Жиллето-Роллексовых, это же…

Вспомните профиль, фактуру наших гигантов. Лукойл, Газпром, Норильский Никель… То что в СССР называлось «Товары группы А». В массовом потребителе они не заинтересованы, они его не чувствуют. Их поддержка СМИ - будет или бессистемная, или вообще - разовая.

Вот патриотичный (без тени иронии) российский металлург вбросил солидные деньги в СМИ. Но… рекламировать из номера в номер продукцию: сталепрокат, (нефть, электроэнергию) – это, согласитесь - глумление. «Имиджевая отдача»? - Беседы с хозяевами, их замами, женами? В том же номере «Медведя», (с «сексуальными часами») – есть интересные, живые беседы с Чубайсом, Альфредом Кохом. Но сие - другая ловушка. Журналу, читателям, самим прославляемым это надоест – единственная загадка: «Кому раньше?» Кому раньше обрыднут такие «Откровенные беседы» и «Портреты на фоне» ?» Мой вариант ответа: тому, кто умнее.

+ Тут наметится и своеобразная линия раскола: «патриотические мужские журналы» – про начальников, а Playboy, Penthouse , G Q , XXL – про...

Вижу как наяву эту редакционную планерку: «Нам наш… патриот-олигарх влил … млн. руб. Должны же и мы… Задача: к …кварталу … года – выйти хотя б на самоокупаемость. Даешь!»

И к кому же они пойдут за этой самоокупаемостью. (напомню: речь идет о гипотетическом патриотическом мужском журнале). Правильно: к Мерседес-Жиллету же! – Если не сразу к «сексуальным часикам»!

Вывод сей теоремы: Органично, устойчиво связаны (не как НТВ Гусинского с Газпромом!) - со СМИ могут быть только производители продуктов Массового потребления. (Ведь и в «СМИ» вторая буква значит тоже «Массовый»).

Следствие: эти сегменты – журналы, выращивающие поколения лояльных потребителей западных брендов должны быть во-первых тщательно выделены (не только по этим уродливым аббревиатурным именам, но и по фактуре публикуемой рекламы), во-вторых отягощены серьезнейшим налогом.

3. Генералы российского глянца

(использованы данные РБК daily, журнала «Итоги»)

1. ИД «Бурда» издает 22 ежемесячных журнала + 7 еженедельников + 6 выходящих раз/2 недели.

Burda, Joy, Playboy, «Лиза»… Годовой совокупный тираж изданий — 350 млн экземпляров. Консолидированный оборот Hubert Burda Media в 2006 году — 2,31 млрд евро.

Гендиректор ИД «Бурда» Арнд-Фолькер Листевник:

- О настоящей конкуренции можно говорить только тогда, когда в киоске вы найдете десять журналов из одного сегмента… Российская система распространения одна из самых дорогих в мире. В Германии и Польше на распространение приходится 30—35% конечной цены за продукт, в России — 50—60%

В Германии, конечно, тоже есть киоски, в них продается примерно 5% от общего оборота продаж прессы в стране, а доля супермаркетов — 35—40%. В России мы продаем в супермаркетах не более 0,05%

…В настоящее время на российском рынке идет процесс консолидации, в результате которого складываются большие структуры… Конечно, объем инвестиций меняется, нужно все больше и больше капиталовложений. Сегодня запустить новый журнал на рынок стоит значительно дороже, чем пять-десять лет назад. Но у нас есть новые творческие идеи, которые будут развивать рынок.

2. ИД "Конде Наст" основан в 1909 году и объединяет самые элитарные и уважаемые глянцевые журналы всего мира. Это 90 журналов в 17 странах . VOGUE, GLAMOUR, GQ, Vanity Fair, House & Garden, Architectural Digest, Conde Nast Traveller, The New Yorker, Wired, The World of Interiors. 120 миллионов читателей.

Глава «Конде Наст», Михаила фон Шлиппе: «В России издателей раскрученных мужских журналов раздражает наличие малотиражных изданий. Годами выходят журналы, которые не приносят денег, а за обложками таких изданий скрываются чей-то престиж или амбиции. Существующее положение ухудшает конкурентную среду, так как часть читателей тратят деньги на эти издания, не покупая журналов «настоящих издателей». Другие помехи, которые особенно отпугивают потенциальных иностранных инвесторов, – низкая покупательская способность и несовершенная инфраструктура доставки периодики.

3. Independent Media, называющая себя "голландской частной компанией", создана в 1992 году специально для деятельности на российском медиа-рынке, глава - Дерк Сауер. Выпускает газеты "Ведомости", The Moscow Times, The St.Petersburg Times, журналы "Культ личностей", "Домашний Очаг", "Кто!", русские версии Cosmopolitan, Playboy, Harper's Bazaar, Men's Health, Marie Claire... Всего 17 изданий, общий тираж - 1,8 млн. экземпляров.

IM недавно был обвинен издательством Norasco Pablishing (подразделение Norasco Holdings, штаб-квартира в Лондоне, президент - гражданин Индии Аджай Гоял, издает The Russia Journal , Life Style , журнал Leader . Общий тираж 75.000) - «в недобросовестной конкуренции». Скандальный процесс, включавший обращения в ФАС был описан в статье

Norasco: "голландский концерн Independent Media BV вступил в негласное соглашение с ведущими издателями в Европе и США с целью, путем применения незаконных приемов, занять доминирующее положение на рынке как англо- так и русскоязычной печатной периодики в России".

Гендиректор компании Сандип Гоял рассчитывал на расчленение Independent Media - монополии, контролирующей слишком большую долю (по данным Norasco, до 60%) журнального рынка. Аргумент Norasco: Independent Media - не унитарная компания, а большой холдинг, которому не позволительно то, что можно маленькой фирме. "Я готов к конкуренции с Moscow Times, - возмущается Сандип Гоял. - Но когда реклама продается пакетом, со скидками в остальных изданиях картеля, когда подписчикам Moscow Times бесплатно предоставляются Playboy, это, извините, не для меня. Это смерть для мелких и средних издательств". Кроме того, по словам г-на Гояла, IM переманивает его рекламодателей, суля большие скидки за отказ от сотрудничества с Norasco.

- "То, что все это бред, очевидно и без моих комментариев, - заявил в свою очередь член Совета директоров Independent Media Михаил Дубик. - Сотрудничество изданий одного издательского дома в области маркетинга является совершенно нормальной практикой. Но зачем нам кому-то раздавать бесплатно свои журналы, на производство которых потрачены серьезные деньги?.." У Independent Media тоже есть что сказать о конкурентах. По словам Дубика, рекламодатели рассказывают, что представители Russia Journal предлагают им убрать рекламу из Moscow Times и поставить в Russia Journal на любых условиях, "вплоть до бесплатного плейсмента".

Далее, - пишут «Итоги», - Norasco намерено обратиться в министерство юстиции США с целью, как сказано в заявлении компании, "добиться расследования деятельности монополистской практики, в результате которой... создаются экономические препятствия для выхода других американских корпораций на этот (российский) рынок..."

4. Пожалуй, хватит

Действительно… в американском суде индус обвиняет голландца в монопольном захвате российского рынка. На подобной сияющей вершине глобализма-либерализма хотелось бы и остановиться, дух перевести. Далее – только тезисы, удобоваримые кусочки информации. Как известно:

1). Франция («свободная страна», член ВТО, и т.д.) – обложила налогом каждый показ иностранного (читай: Голливудского) фильма. Вырученные суммы – на поддержку французского кино. Результат – французы в числе немногих успешно конкурирующих с «Объединенными Калифорнийскими киносборочными цехами».

Наши призывы, страдают «нетехнологичностью»

«К онкурирующих» - если вам понятен смысл сего памфлета - выделено намеренно. Да, против подобных культурн… скажем лучше - медиа-гигантов такая налоговая поддержка – часть справедливой конкуренции.

2) 1 января 2008 прекратят действие существующие ныне льготы по НДС для СМИ. «… с ейчас российские издатели ищут пути пролоббировать сохранение налоговых льгот».

3) Рабочая группа по законодательным инициативам Национального Координационного Совета Прессы (НКСП), провела консультации по налогообложению печатных СМИ. Председатель Комиссии Общественной палаты по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в средствах массовой информации П.Н.Гусев положительно отнесся к предложению о сохранении для СМИ льготного НДС в размере 10%.

4) Вопрос. Государство, проведшее, например, границу Эротика/Порнография, и как-то следящее (эксперты, юристы, ФАС) за этим различием - может ли провести границу между настоящими СМИ и Глянцевыми Каталогами мировых брэндов (пускай и с примесью текстов «о жизни звезд»)?

5) И если оно, государство сумеет-таки подсчитать суммы площадей рекламных модулей, их долю в общем объеме изданий (сравните объективность этого критерия с теми что в случае Эротика/Поргнография) – сможет ли тогда оно наконец сообразить, что льготы, предназначенные общественно-значимым СМИ и получаемые сегодня – Глянцевыми Каталогами мировых брэндов, это… Это как если б субсидии нашего Минсельхоза, предназначенные хлеборобам Сибири – попадали бы мако-робам и марихуаноробам Афганистана.

Прорыв нашей Системы ПРО

Нет, не пугайтесь, аббревиатура из подзаголовка – это ПротивоРекламная Оборона. Хотя и особо успокаиваться тоже не стоит: прорыв этой обороны, лишение этого иммунитета аукнется не так быстро, но станет еще более опасным. Было же сказано: «Что хорошо для Дженерал моторс - хорошо для Америки!» . Я продолжу: «А что хорошо для Дженерал, может ли быть плохо - для его глянцевых рекламных площадок» ?

Да и еще раньше, лет 2000 тому назад, тоже было сказано: «ибо, где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» ( От Луки Гл.12-34).

Еще раз подчеркну: это не донкихотская борьба с Рекламой! Это фиксация математического факта: есть сегменты, где глянцевые журналы на 80-90% зависят от западной рекламы. И такая степень концентрации, такой «переход количества в качество» - должны озаботить… не только того индуса, вычислившего сложившуюся монополию голландца на российском рынке и подавшего в американский суд.

Но это и не челобитная государству - на государственные же упущения, дескать: «Ату! Эти гламурные рекламные каталоги опять продлят - через лоббистскую комиссию льготу по НДС, затесавшись в общественно-значимые СМИ! Вступительный взнос, взимаемый Агентствами- хозяевами киосков превратился в непреодолимый барьер для всех, кто не дружит с западными шинами и шампунями!»

А более всего в таком унизительном перекосе виноваты мы сами. Сначала пустили в обращение Правило, вроде как остроту: «Если ты такой умный, почему ты такой бедный?» Потом прозевали проникновение этого Правила в сферу Массовой Информации. И вот с детской наивностью (любая банальность, пропечатанная на сверкающем фоне «Крайслера» – это уже нечто!), со смехотворным снобизмом листаем приятные на ощупь страницы, предпочитая прочесть любой «абырвалг» – но в глянце… да еще в глянце, подсвеченном сполохами уличной рекламы и телеанонсов… Рецепты от кинозвезд, Статус!

Эпилог.

Не сочтите автора — эдаким кондовым отрицателем «законов рынка», принципов конкуренции. Оборотитесь к практике хотя бы и США.

Случай «Майкрософт» – чем хорош? – Он «на слуху». Пример фирмы главного богача мира иллюстрирует постоянную монополистскую тягу «невидимых рук рынка», и то, как по этим рукам нещадно бьют в самих USA. В 1990 году Федеральная торговая комиссия начала расследование по подозрению «Майкрософт» в торговле "в нагрузку": ее операционные системы продавались только с приложениями.

В 1996 года компания Netscape в письме в министерство юстиции США, обвинила «Майкрософт», и, что главное высветила механизм в «недобросовестной конкуренции». Борьбу с «Микро-Гигантом» повели Жюль Клейн, руководитель антимонопольного подразделения минюста, и Оррин Хэтч, сенатор-республиканец от штата Юта, возглавляющий правовой комитет верхней палаты Конгресса. Кроме федерального минюста власти еще 6 штатов ведут собственные расследования незаконной деятельности «Майкрософт»…

Признанный факт: антимонопольное законодательство России не хуже аналогичного в США, и американцы в нашей Федеральной Антимонопольной Службе проводят что-то вроде русско-американских штабных учений по его, Законодательства, применению. Недавно их действенность отрабатывалась - на полувиртуальном примере петербургских прачечных и попытках захвата одной из них гостиничного рынка. (Постельное белье отелей – действительно солидный кусок). Американцы делились своей богатой историей «антитрестовской борьбы», (помните из наших учебников истории?) Их лекции и «деловые игры» показали, как вычислить, уличить и законно разгромить складывающуюся монополию…

… и вот когда поступила информация, что с 1 июля цены на русскоязычные версии Windows, Office и других программных продуктов вырастут на 18–30%, - Зам руководителя ФАС Андрей Кашеваров объявил о полной готовности: «…мы приступим к рассмотрению дела в обычном рабочем порядке. Если будет установлено злоупотребление компанией Microsoft доминирующим положением на рынке, то с нашей стороны будут предприняты меры»…

Итог вышесказанного:

1) «свободный мир» признает: не всякая конкуренция свободна, справедлива, и не может быть «пущена на самотек», по причине постоянной тенденции перекрытия этого «самотека»;

2) В России, как и в мире есть законы и госорганы по устранению несправедливой конкуренции.

Вернуться на главную