В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО

В начале было Слово. Словосочетание это в нынешние времена в большом ходу, оно используется иногда и к месту, но куда чаще для того лишь, чтобы, пo утверждению классика, образованность свою показать. Самый близкий пример тому — борзые телеящичные информаторы, которые за красное словцо готовы душу свою продать. Однако же, и среди тех, кто им вольно или невольно внемлет, не редкость услышать бездумное повторение этого ходячего присловья. Не так давно, в разговоре с одной вполне интеллигентной, даже слегка начитанной женщиной тоже пришлось услышать: «Так ведь, как говорится, в начале было слово!» Я спросил: «А что дальше-то?» Собеседница моя смутилась, даже заметно покраснела, и честно призналась, что не знает. А ведь дальше-то идут, можно сказать, главные и куда более значимые, исполненные великого смысла слова. Давайте-ка их припомним.

В начале было Слово. и Слово было у Бога, и Слово было Бог...

Как видим, Слово не только возвеличено, но и обожествлено. И это понятно: ведь все сущее сотворялось Словом, через Слово: «Да будет твердь земная и твердь небесная! Да будет свет и будет тьма…» Но и это еще не все. Далее сказано, что в нем, в Слове, была жизнь и свет человеков. И свет этот во тьме светит и тьма не объяла его..»

Надо ли пояснять, что речь идет не о дневном обычном свете, а о свете духовном.

И если из библейских времен переступим в область последующей человеческой истории, то увидим, что о том или другом народе мы судим прежде всего по его духовному вкладу в общечеловеческую культуру. Если мы заговорим, к примеру, о средних веках, об эпохе Возрождения, то каждый из нас, наверное, сразу же вспомнит Италию, великих итальянских художников Рафаэля и Микельанджело. Пойдет речь о философии — обязательно назовем великих немцев — Гегеля и Канта. Если же кому-то захочется порассуждать о литературе, то будь он немец или француз, англичанин или итальянец, ему никак нельзя будет умолчать, «не вспомнить» — о великой русской литературе. Один из замечательных европейских писателей, лауреат Нобелевской премии именно так о ней, о нашей литературе, и сказал: «Я не знаю в мире ничего более достойного и великого, чем русская литература». Так что если посчитать, что итальянцы, как нация, «высказались» миру своими живописцами и скульпторами, немцы — философами, то мы, русские, высказали себя через литературу, через слово. Уточним — хотя и так понятно — не через слово вообще, а через слово письменное.

Надо ли после всего сказанного пояснять, сколь важно, сколь значимо было появление письменности на Руси — этого священного истока всей нашей тысячелетней культуры.

Как раз, в год празднования тысячелетия нашего Отечества, в 1862 году, и были впервые почествованы создатели славянской азбуки Кирилл и Мефодий. Отмечался День письменности и в последующие несколько лет. Однако же, отмечался, к сожалению, очень скромно, а после 1885 года и вовсе сошел на нет.

И лишь в наше советское время, в 1986 году, моим давним другом мурманским писателем Виталием Масловым праздник славянской письменности был возрожден. Мурманск — город заполярный и там 24 мая сыпал снег с дождем, когда мы с флагами и транспарантами торжественно прошли по его главной улице.

С тех пор День письменности стал отмечаться и в других городах — в Новгороде, Киеве, Минске, Смоленске... А в 1992 году в Москве в этот праздничный День был установлен памятник Кириллу и Мефодию, знаменитого скульптора Вячеслава Клыкова.

Вячеслав Клыков — не только выдающийся скульптор нашего времени, он, вместе с известными славистами — правнуком Льва Толстого Никитой Толстым и Олегом Трубачевым, был еще и создателем Международного фонда славянской письменности и культуры.

В том же 1992 году наш праздник получил статус государственного. Хорошо. Даже очень хорошо! Ведь праздник — это не только одно шествие по главной улице села или города с лозунгами и транспарантами. Ведь это же — праздник Слова, а Слово не является ли своеобразным фундаментом всей культуры?! Вспомним, что в начале было не что-либо, а Слово. И почему не приурочить к этому дню литературный, посвященный Слову, или музыкальный, песенный вечера? Не будет неуместной и выставка художников, или, скажем, приглашение, если и не симфонического, то хотя бы простого оркестра народных инструментов — да мало ли чего еще. Однако же, для того, чтобы кого-то пригласить и принять, разместить в гостинице, нужны деньги, а откуда их взять? Что-то находили местные власти, сколько-то «отстегивал» из своих гонораров за памятники Вячеслав Михайлович. Но чем дальше, тем затруднительней становилось это изыскание хотя бы и не великого финансового обеспечения праздников.

И вот праздник стал государственным. Фонд славянской письменности облегченно вздохнул: слава Богу, государство берет на себя то самое финансовое обеспечение.

В 1862 году, когда впервые в России был отмечен праздник славянской письменности, в издаваемой Иваном Аксаковым газете «День» было высказано пожелание, чтобы в будущем «празднование установилось по всей России от Успенского собора в Москве до сельской церкви в самом глухом захолустье».

Может быть, кто-то из наших государственных мужей вспомнил об аксаковском пожелании и теперь праздник пойдет по всем нашим градам и весям. Как это было бы прекрасно!

Увы. Государственные мужи проведение праздников возложили на министерство культуры, министерство же, имеющее большой опыт по проведению всевозможных шоу, рассудило по-своему: какие еще грады и веси — хватит и одного города. Нынче это, скажем, будет Саратов, на другой год — Тверь, потом — Коломна, Ярославль — да мало ли городов в России!

Что и как было дальше рассказывать не надо, поскольку все это на нашей памяти: в том или другом городе прошел праздник, вечером того же дня отдельные эпизоды его промелькнули по телевизору и — все. Будто никакого праздника и не было.

А если говорить серьезно — праздника нашей великой письменной культуры и в самом деле не было. Его суть стала выхолощенной, замененной господствующей ныне везде и во всем показухой. Суть праздника не в трибунных речах на площади того или другого города.

И Виталий Маслов в Мурманске двадцать лет назад, а кое-где и поныне — в частности в хорошо знакомом мне городе Сергаче, что на юге Нижегородской области, смысл и значение праздника видели и видят в другом.

В начале учебного года в местной сергачской печати публикуются темы конкурсных сочинений для старшеклассников всех школ района. Темы самые разные.. Это и отечественная история: откуда есть-пошла русская земля, Куликовская битва, Нижегородское ополчение, спасшее Россию в Смутное время. Это и жизнь равноапостольных Солунских братьев, давших нам азбуку, а значит, и письменность. Это и «Слово о полку Игореве», и сочинения к 200-летию Пушкина, затем Тютчева, а ныне — Гоголя. Не прошли и мимо 100-летия Михаила Шолохова. А еще пишутся и краеведческие работы: откуда взялся медведь на гербе Сергача и зачем приезжал Пушкин в Сергач в 1830 году (а Пушкин дважды бывал в Сергаче — город находится в каких-то пятидесяти верстах от Болдино). Ну и многое другое.

В позапрошлом году таких ученических сочинений было написано 71, в прошлом — 64, а в нынешнем — 76. Лучшие работы награждаются Грамотами и денежными премиями, которые 24 мая торжественно вручаются на главной, заполненной праздничным народом, площади города. Можно добавить, что отмеченные премиями работы школьников изданы книжечкой, а два сочинения были опубликованы в столичной прессе.

Я сказал, что победители литературного конкурса отмечаются премиями. И сразу же хочу добавить, что в этом замечательном конкурсе нет обычного деления на победителей и побежденных. Ведь любой участник конкурса занимается не разгадыванием, какая телезвезда в ящике перекричит свою соперницу, а размышляет то ли об историческом пути своей Родины, то ли об истоках ее великой культуры. А может, задумается, почему Киевский князь Владимир, крестивший Русь, выбрал именно христианскую, а ни какую-то другую веру? Да мало ли над чем еще может задуматься участник конкурса?!

И хотя немаловажно, конечно, что работа того или другого участника не вошла в число отмеченных наградами, никаким побежденным считать его нет резона — вон сколько нового и важного для себя он узнал и перечувствовал, когда писал свое сочинение!

После всего сказанного только и остается, что задаться вопросом: а почему бы в каждой сельской ли, городской ли школе не проводить подобные литературные конкурсы, готовясь к встрече очередного Праздника славянской письменности и культуры?

Семён ШУРТАКОВ

Вернуться на главную