СТЕНОГРАММА

заседания XV Съезда Союза писателей России

г. Москва, ул. Большая Никитская, 53
15 февраля 2018 года. 10 часов.

1 2 3 4 5

  После выступления Валерия Николаевича, наверное, я дам слово Орлову Юрию Васильевичу, руководителю Ивановской организации, потому что он сказал: «Я буду говорить о Валерии Николаевиче Ганичеве. Я должен сказать от всех нас доброе слово Валерию Николаевичу». Пожалуйста.

(Аплодисменты.)

Приготовиться Алексею Григорьевичу Береговому.

Ю.В. ОРЛОВ

Думаю, что 4 минуты моего выступления вас не успеют утомить.

Дорогие друзья, на своем без малого четверть-вековом секретарском поприще в современной истории нашего творческого союза я, как говорится, волею судеб оказался ровесником эпохи Валерия Николаевича Ганичева, если брать за точку отсчета 1994 год, когда практически одновременно, хотя и на разных уровнях личной ответственности мы оба впряглись в нелегкий этот воз общественных забот, тянуть которых с учетом все усложняющихся по объективным причинам финансовых и прочих проблем пришлось практически все время в гору. Свою деятельность и причастность к этой эпохе, даже как  делегат пяти предыдущих наших с вами съездов я ощущаю в полной мере.

И теперь, когда Валерий Николаевич добровольно сложил свои председательские полномочия, я склонен оценивать работу возглавлявшегося им до последнего времени правления Союза писателей России не за отдельно взятый межсъездовский период, а за все эти 2,5 десятилетия его председательства, которые по полному праву я и называю эпохой Ганичева. И полагаю, что это справедливо, как справедливо то, что именно благодаря блистательному организаторскому таланту Валерия Николаевича эпоха эта вопреки, казалось бы, всеразрушающему духу наступившего безвременья была отмечена всплеском живого писательского общения, нескончаемой чередой умопомрачительных перелетов и творческих поездок по необъятным просторам страны в рамках наших выездных пленумов и секретариатов. Вспоминается в данной связи восторженный многозначительный возглас незабвенного Михаила Николаевича Алексеева на расширенном писательском пленуме в Якутске летом 1995 года во время теплоходной экскурсии по реке Лене: «Это фантастика!»

Не менее фантастическими даже по прошествии времени представляются подобные же, исполненные высокого гражданского пафоса выездные наши пленумы на острие известных событий в Приднестровье, в  Моздоке с выступлениями писателей в действующей нашей армии практически на чеченской передовой. В столице Южной Осетии в Цхинвале вскоре после совершенной там грузинкой агрессии 2008 года, именно тогда на Цхинвальском пленуме Южноосетинская  писательская организация была официально принята в состав Союза писателей России. И уже на обратном пути в Москву в самолете Валерий Николаевич по-особому трогательно благодарил всех участников данной миссии, дружески обняв каждого со словами: «Спасибо, мы с вами сделали очень важное дело».

В том же ряду литерный агитпоезд Москва-Владивосток и так называемый «Пленум на колесах», посвященный 100-летию Транссиба и ещё многое-много другое, что побуждает меня сегодня не только по факту признать работу правления Союза писателей России за весь его ганичевский период как минимум вполне удовлетворительной, но ещё и справедливости ради выразить сердечную признательность самому Валерию Николаевичу за его многолетнее, честное служение родному Союзу. Ибо, как мудро замечено, забудем мы – забудут нас.

В оставшиеся 1,5 минуты хотел бы сказать, что Ивановская писательская организация – одна из старейших в России, ныне, как и многие другие региональные писательские организации, в полной мере испытывает последствия образовавшегося законодательного вакуума в отношении творческих союзов в нашей стране, когда на местах все замыкается, увы, на личность того или иного губернатора. Отсюда и вопиющий разнобой. Если кому-то где-то ещё живется более-менее сносно, то кому-то совсем никак.

В изначальный постсоветский период ещё ощущалась некоторая инерция благоволения творческим союзам. Даже в 90-е годы их финансирование в обязательном порядке прописывалось отдельной строкой в областных бюджетах, но уже с января 2002 года, с момента вступления в силу Бюджетного кодекса РФ какое бы то ни было бюджетное вспомоществование писательским организациям оказалось под запретом. Упование же на скорое принятие закона о творческих союзах так и осталось иллюзорным. А тут еще как повсеместное явление – участившиеся тяжбы за офисные помещения, непосильное долговое бремя коммунальных платежей, спасительная шапка по кругу стала для писателей знамением времени. И все мы прекрасно понимаем, что так быть не должно. Мы рассчитываем внедряемые грантовые системы применительно к профессиональным писательским сообществам, может иметь место лишь как дополнительная возможность их финансовой подпитки. Потому как целенаправленная, системная, литературно-творческая и литературно-просветительская работа, которая проводится писательскими организациями ныне почти исключительно на голом энтузиазме, это и есть работа по укреплению духовно-нравственных устоев государства, которые рано или поздно, как я полагаю, спохватятся, и с неизбежностью должно будет задействовать на это необходимый финансовый ресурс. Однако же почву для этого должны готовить, в том числе, и мы с вами. Полагаю, что этим займется вплотную вновь избранное нашим Съездом авторитетное, дееспособное правление Союза и его обновленный рабочий секретариат.

Спасибо.

(Аплодисменты.)

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ

Спасибо, Юрий Васильевич.

Слово предоставляется Алексею Григорьевичу Береговому, руководителю Ростовской писательской организации.

Приготовиться Канта Хазматовичу Ибрагимову, лауреату Государственной премии, Чеченская Республика.

 А.Г. БЕРЕГОВОЙ

Я прошу прощения, я не думал, что мне сейчас дадут слово. Я думал, немножко попозже. Поэтому задержался.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ

Мы даем слово регионам в первую очередь.

А.Г.БЕРЕГОВОЙ

Но все равно спасибо за предоставленную возможность сказать пару слов.

Во-первых, хочу поприветствовать всех делегатов съезда. Хочу, чтобы съезд прошел плодотворно, чтобы каждый из делегатов чувствовал ответственность за наш Союз и с большой ответственностью голосовал за принимаемые решения.

Хочу сказать, что прошедшие 5 лет от прошлого съезда были в нашем отделении непростыми. Мы пережили такую тяжелую болезнь, которая называется раздрай, который доходил до войны из-за действий некоторых товарищей, нарушающих устав. У нас за 1,5 года было 64 судебных заседания. Ну и прочие-прочие, вытекающие из этого все прелести жизни.

Но, тем не менее, мы выстояли с помощью центрального аппарата правления, которое нас своевременно поддержал. Мы выстояли, и на сегодняшний день уже больше 5 лет издаем газету. Кстати, в холле газета есть. И издаем журнал. Он новый, но многие из присутствующих авторов уже печатались в нем неоднократно и, в общем-то, этот журнал знают во всей России.

Сейчас в отделении у нас 65 человек. Отделение стабильно. Собрания собираем с кворумом не менее 90%. Не приезжают обычно люди больные, но, тем не менее, мы стараемся этих людей подключить хотя бы интернет-голосованием. Они в виде письма в интернете присылают свое голосование и тем самым участвуют в собрании. Это важно не столько для нас, сколько для этих больных людей. Они как бы не выбиты из жизни отделения, и участвуют и в приеме в Союз писателей, и в других вопросах, выражая свое мнение.

Теперь хочу сказать 2 слова вообще о Союзе писателей. 12 ноября прошлого года у нас состоялось общее собрание, которое было посвящено предстоящему XV Съезду нашего Союза. На этом собрании мы выбирали делегатов на этот съезд и обсуждали вопросы из жизнедеятельности Союза. На основании этого у нас родилось письмо съезду. После вчерашнего оргкомитета его нужно было бы подкорректировать немножко. Но так как оно было принято на собрании, мы корректировать сейчас не будем, а подкорректирует его новое правление, которое будет избрано. Мы же не навязываем свое мнение, а выражаем его. А уже новое правление будет пожелания эти принимать или не принимать. Это уже, как говорится, дело вновь избранного правления и вновь избранного председателя. Я коротко зачитаю и передам письмо, оно принято.

Здесь основные три пункта. Некоторые изменения в устав связаны как с приемом в Союз писателей, так и с исключением, потому что нужно все-таки как-то наводить порядок в этом вопросе. Не так, как там писали, что Иванов  создаст казарму. Нет, не казарму, но элементарный порядок нужен. Просто многие писатели у нас чувствуют так: если получил билет, то он уже вне зоны критики, вне зоны прикасаемости. Но надо четко различать саму профессию писателя, быть писателем и быть членом общественной организации, у которой есть устав, и который все обязаны выполнять. Как и  распоряжения и постановления вышестоящих избранных органов.

И второй пункт – мы продолжаем считать, что для того, чтобы все-таки навести элементарный порядок, - это наше мнение, - Союз писателей, секретариат или правление новое должны провести обмен билетов. Потому что только обмен билетов, а не предоставленные списки могут дать точную картину положения в Союзе. Это несложная процедура, мы уже меняли билеты в 1997 году, и в 1991 меняли билеты, и всё проходило нормально.

И ещё хотелось бы сказать: к сожалению, такие вещи, как у нас в Ростовском отделении случился раздрай, случаются и в других отделениях. Мы просим обратить внимание Центрального аппарата правления на положение отделений. Ибо только крепкие и дружные, работоспособные региональные отделения могут составлять основу крепкого, дружного, работоспособного Союза писателей России. Сюда входит Московское отделение, и все остальные. Но отделения должны все-таки иметь больше полномочий, и к решениям отделений должны прислушиваться и как-то поощрять.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ

Хорошо, Алексей Григорьевич, предложение ясно, предложение понятно. Солидарен с этим выступлением. У меня разговор сейчас был, Владимир Илляшевич поднимал этот же вопрос: необходимо то ли делегировать, то ли четко определить, что определяет центр, что определяют организации и руководители на местах. Вот у них случилась ситуация, когда у члена Союза писателей России за его определенные качества, - и творческие, и человеческие, - все три рекомендателя отозвали свои рекомендации. Писательская организация единогласно исключает из своих рядов этого члена Союза писателей России. Как дальше быть? Вот это должно быть прописано, это мы должны отработать.

И вот поступило предложение провести замену членских билетов. Вы знаете, этот вопрос обсуждается уже в течение долгого времени, он поднимался у нас на Пленумах. Прятаться от него мы не собираемся, хотя, в принципе, понимаем, что вопрос обмена билетов достаточно болезненный и даже больше нравственный, чем технический. Мы все это прекрасно понимаем.

Тем не менее, я просил бы съезд сформулировать такое поручение: «Поручить секретариату продумать вопрос о приведении к единому образцу и единой системе учета билетов члена СП России и доложить на правлении о методах и сроках выполнения решения съезда. Правлению Союза утвердить образец билета, сроки и методы замены». То есть мы сейчас не занимаемся этим вопросом, не голосуем. Этот вопрос надо проработать. У каждого человека, который как-то отошел от работы, были на это свои определенные причины. Давайте поручим рабочему секретариату продумать все нюансы и на ближайшем Пленуме вернемся к нему с конкретными предложениями. А правление, как высший коллегиальный орган, примет то или иное решение по данной проблеме.

Кто за такую формулировку и такое поручение? Прошу голосовать. Кто за то, чтобы поручить секретариату проработать вопрос обмена билетов? И делегировать правлению принять решение?

(Идет обсуждение, реплики с мест.)

Обязательно этот пункт запишется, он очень важный. Он затрагивает очень многих людей, он затрагивает, ещё раз говорю, больше нравственную сторону, чем техническую. Мы запишем это в документы Съезда, и Съезд поручит продумать вопросы приведения к единому образцу и единой системе учета билетов Союза писателей и доложить на правлении о методах и сроках выполнения решения съезда. И делегировать правлению, как высшему органу нашего Союза принять это решение.

Кто за это решение? Прошу голосовать. Против? Воздержавшиеся? Нет. Решение принято.   

Реплика из зала:

Николай Федорович, извините, я два слова по поводу вопроса, который Илляшевич задал.

Вопрос этот решается очень просто, как по приемной коллегии.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ

Мы приняли решение – этот вопрос прорабатывает секретариат. Вы обязательно будете включены в эту рабочую группу. И мы все моменты: где, что, когда, - мы разработаем и оговорим в рабочем порядке.

И еще одна информация в связи с выступлением нашего ростовского руководителя. Нашему Союзу в этом году исполняется 60 лет.  Мы только что приехали с Донбасса, где неожиданно пересеклись с Анатолием Сергеевичем  Трубой, жителем города Мичуринска. Он должен быть в зале. Он рассказал, что в их исследовательском институте до сих пор работают специалисты, которые ухаживали за садом Шолохова. К сожалению, время не пощадило деревья, да и почва там не для яблонь. Мы оговорили с ним возможность посадить фруктовый сад  рядом с домом отца Михаила Шолохова.  Давайте посадим 60 яблонь в память о великом писателе и в честь нашей даты – 60-летия Союза писателей России. Это должно быть в середине апреля.   Саженцы будут приготовлены, по поводу отвода земли переговорим с местной администрацией. Если есть желающие поехать в эту экспедицию — дайте знать. Мы приглашаем  поехать с нами вместе Книжный Союз — вы нас на выставки, а мы вас приглашаем сажать сады. Мы приглашаем издательства, которые печатали книги Шолохова, Союз журналистов России. И это будет большая совместная акция вместе с региональной организацией — то, о чем мы как раз говорим, чего порой нам не хватает по жизни: совместные мероприятия – регион и центр. А если мы осилим ещё два сада, если нам мичуринцы дадут ещё саженцы, то, конечно же, мы должны посадить ещё два сада — Льву Николаевичу Толстому и Сергею Есенину. Тем самым мы обеспечим и Союз писателей России яблоками, и местных жителей яблоками.

А.Г. БЕРЕГОВОЙ

Я хочу добавить, что мы ещё допосадим там рядом 35 абрикосов, потому что нашему отделению в этом году в октябре исполняется 95 лет. И основателем нашего отделения был Александр Фадеев.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ

Хорошо. Спасибо.

Слово – Канта Ибрагимов, лауреат Государственной премии России.

Приготовиться Александру Владимировичу Федорову.

К.Х. ИБРАГИМОВ

Добрый день, дорогие друзья! Уже 12 часов, время идет. И я не буду говорить вам, какая ситуация у нас в Республики, как развивается литературный процесс в нашей республике. У нас есть конкретная задача сегодня – мы должны избрать председателя. И уже пора называть имена выступающим. Мне кажется так. Ну и оговорить надо, как мы будем жить дальше, что мы хотим, и что мы должны делать.

Сегодня утром, когда была регистрация, мне сказали, что я вчера смеялся, когда одна коллега наша выступала. Я, конечно, смеялся не над ней, не над ее выступлением, разумеется. Мы беседовали, и я был рад той атмосфере, которая вчера царила у нас на расширенном Пленуме или правления Союза писателей. Потому что разговор был мужской, откровенный, прямой. Все говорили о том, что думали. Никаких кулаков в кармане не было, это было очень приятно. Так и должно быть. Эту традицию мы начали и должны сохранить.

Наш председатель сказал, что мы не будем говорить о том, что было в прошлом. Знаете, я 9 лет работаю председателем в Республике, и сказать, что помогали, не помогали, ну так, мы сами по себе, скажем так честно и откровенно. Вот мы есть и есть. У нас с ним нет связи. Но она должна быть. Я хочу, чтобы наш Союз был, чтобы он развивался.

Я приведу маленький пример. У нас в Грозном был такой дом образцовый, я об этом доме написал роман. «Дом проблем» называется. В этом доме жила вся элита. Мой отец был физик, ученый, вот нам дали в этом доме квартиру, и в этом доме жил первый секретарь обкома партии. И, разумеется, перед первым секретарем обкома партии остальные люди как-то суетились. Ну не как сегодня, разумеется, при демократии. И получилось так, что как-то  этот первый секретарь обкома пришел к нам в школу, нас собрали в актовом зале, а первый секретарь сам суетится, бегает, нервничает. Я думаю – что случилось? И тут в зал заходит высокий, красивый, импозантный мужчина. Это был Сергей Михалков, он баллотировался  в депутаты от нашей Республики. И я понял, что надо быть не космонавтом и футболистом, а писателем.

(Аплодисменты.).

Конечно, времена поменялись. Но я никогда не жалею, что стал писателем, что я пишу. Я рад, очень рад, что стал писателем. И если сегодня у нас беды какие-то есть, то в этом виноваты мы сами. Значит, мы не пишем так, как писал наш патриарх. Надо писать, чтобы были мощные, хорошие современные произведения.

И я не буду ходить вокруг да около. Вот сегодня я смотрел телевизор, и там объявили, что Путин учредил такое звание – заслуженный наставник России. Есть народные артисты, заслуженные артисты, а почему мы не можем сделать, чтобы был народный писатель, заслуженный писатель Российской Федерации?

Я несколько раз был в Китае. Когда первый раз приехал, то услышал, что у них есть ассоциация писателей в которой есть писатели 1 категории, 2 категории, 3 категории. Я, как и вы сейчас, рассмеялся, когда это услышал. Но когда узнал, как они живут, сколько они получают… 1 категория получает как академик. Сегодня академик РАН получает 100 тысяч. А мы пашем всю жизнь, мы даже на пенсию не можем заработать. Это разве дело? Вот для этого и съезд, чтобы мы выбрали председателя и отстаивали свои интересы. Вчера, когда на Пленум мы шли, стою с одной дамой и говорю – вон наш писатель, вот ещё один наш один писатель идет. А потом она уже говорит – а вот ещё один ваш писатель идет. Я говорю – откуда ты знаешь, что он писатель? А ты посмотри, вид у нас у всех один и тот же! Понимаете? (Аплодисменты.) Это тоже мы виноваты, что настолько однообразны.

И сейчас по кандидатуре председателя давайте четко, ясно и прямо. В прессе назывались разные кандидатуры. Я только вчера услышал, что будет еще один кандидат, выдвигается Шаргунов Сергей Александрович. Я его давно знаю, уважаю, люблю, ценю как писателя. Мне очень нравится его проза, его произведения. Но до этого у меня был разговор, и я сказал, что я буду поддерживать Николая Федоровича Иванова. И на этом я стою. И к этому я призываю вас. (Аплодисменты.) А голосуйте как хотите. Но слово есть слово. И к тому же, понимаете, Иванов Николай Федорович в Чечне попал в плен. Он писал с одной стороны эту войну, я с другой линии фронта. А линия фронта проходила по мозгам, ее провели в умах наших. Сегодня у нас одна линия фронта, нам надо отстоять и нашу организацию, и нашу Россию, и нашу литературу. И поэтому я много говорить не буду. Николай Федорович есть, а рядом с ним стоит, и мы будем растить, Сергей Шаргунов. Он сегодня депутат, у него просто не хватит времени и сил и там, и там быть. Это объективно.

И я ещё скажу. Даже если мы сегодня изберем Шаргунова, он завтра поймет, какой это тяжелый в управлении корабль, как тяжело его будет вести. И поэтому сейчас на переправе коней не меняем. У нас есть военная дисциплина, нам нужны такие четкие полномочия. И я очень рад, что сегодня пришел Владимир Ильич Толстой. Это единственный руководитель, которому можно позвонить из Грозного в любое время суток, он трубку возьмет, ответит, позовет и решит любую проблему. Я, пользуясь случаем, Владимир Ильич, огромную благодарность выражаю вам за это. Большое спасибо, огромное спасибо!

(Аплодисменты.)

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ

Спасибо, Канта.

К.Х. ИБРАГИМОВ

Я желаю, чтобы мы плодотворно сегодня поработали.

Спасибо всем.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ

Слово Александру Владимировичу Федорову, издательство «Русское слово», кандидат филологических наук.

Приготовиться Василию Владимировичу Дворцову.

А.В. ФЕДОРОВ

Добрый день! Я хотел обратить ваше внимание на школьную проблематику присутствия писательских имен за последние 2,5 десятилетия и обозначить эту проблему так – школьный литературный канон как вызов и как вопрос.

С одной стороны, он дает ощущение успокоенности, поскольку классика формируется вроде бы как не усилиями людей, а кем-то или чем-то вне этих усилий.

С другой стороны, бывают исторические моменты, в которые этот канон уязвим, как и вся классика. Поскольку классик жив, пока его читают в школе.

Так вот, если говорить об истории, мы все прекрасно помним поздний советский период, когда была единая программа по литературе, и были так называемые стабильные учебники. Но с 90-х годов вариативность в образовании была объявлена приоритетом. Поэтому возникло более двух десятков авторских программ, в которых могли быть представлены самые разные имена и писатели. Скреплялось это многообразие несколькими нормативными документами, я их назову без комментариев. Так называемые обязательные минимумы содержания образования, в 1993-1998 годах они были приняты. В 2004 году возник федеральный государственный так называемый стандарт. И, наконец, в 2010-м и в 2012 году были приняты стандарты для школы - ныне действующие и вводимые в школу постепенно. Так вот, в этих стандартах с 2010 года, я хотел бы обратить внимание ваше, отсутствует перечень обязательных писателей для изучения в школе. То есть каждый автор программы, каждый автор учебной линии решал сам, что включать, какие произведения, в какой последовательности и так далее. И функцию вот этих обязательных минимумов выполняли примерные программы. На то они и примерные, чтобы быть ориентиром, а не нормативным документом, которые были приняты в 2015 году и действуют пока до сих пор.

Если говорить коротко об основных тенденциях в изменениях обязательного списка школьной литературы, то эти тенденции отражают проблемы и процессы не только и не столько в области образования. Сократилось количество обязательных фольклорных произведений, произведений древнерусской литературы, серьезно пересмотрен наш обязательный классический XIX век, практически ушли из школы Чернышевский с романом «Что делать?», Радищев с «Путешествием из Петербурга в Москву», Герцен только упоминается, Белинский  и Кондратий Рылеев также представлены только в обзоре. Из советской классики исчезли (подчеркиваю) из обязательного школьного списка Алексей Николаевич Толстой, Максим Горький с его романом «Мать», сейчас практически во всех школах изучается, во всех программах только пьеса «На дне». Александр Фадеев если и упоминается, то не как автор «Молодой гвардии», а как автор романа «Разгром». Валентин Катаев с «Сыном полка» исчез из школы. Борис Полевой «Повесть о настоящем человеке» в лучшем случае упоминается, как и Николай Островский с романом «Как закалялась сталь».

В противовес этому огромное внимание, как правило, начиная с 90-х годов, уделялось «серебряному веку», литературе русской эмиграции, и нужно отдать должное, появились в программе произведения с религиозной проблематикой, начиная с древнерусских житий.

Что касается современного состояния того, что мы имеем на данный момент. Школьный список является предметом колоссального противостояния разных политических и социально-ориентированных крыльев образовательного сообщества. И если говорить о тенденциях, то их можно обозначить как своеобразную историческую спираль. Кажется, мы начинаем выравнивать свое отношение к прошлому, начинаем более взвешенно подходить к именам, которые обязаны передать будущим поколениям.

И. может быть, самое насущное в этом зале: для сравнения просто перечислю список имен писателей, названных как «Современная литература в стандарте 2004 года» и в программе для старшей школы 2015 года.

Стандарт 2004 года: Абрамов, Айтматов, Астафьев, Белов, Битов, Быков, Гроссман, Довлатов, Кондратьев, Некрасов, Носов, Распутин, Тендряков, Трифонов, Шукшин, Ахмадуллина, Бродский, Вознесенский, Высоцкий, Евтушенко, Кузнецов, Мартынов, Окуджава, Рубцов, Самойлов, Слуцкий, Соколов, Солоухин, Тарковский, Арбузов, Вампилов, Володин, Розов, Рощин.

Теперь 2015 год, раздел «Современный литературный процесс»: Акунин, Алексиевич, Быков (только Дмитрий), Веркин, Екимов, Алексей Иванов, Маканин, Пелевин, Петросян, Петрушевская, Прилепин, Пьецух, Рубина, Славникова, Толстая, Улицкая, Чижова. (Аплодисменты.)

Я хотел бы подчеркнуть, что проблема формирования школьного литературного канона касается каждого гражданина России.

Спасибо за внимание. (Аплодисменты.)

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ

Спасибо, Александр Владимирович. Нам очень не хватало этой информации. Я думаю, что мы должны встретиться правлением Союза писателей России с руководством Министерства образования и серьезно поговорить на эту тему.

Слово Василию Дворцову. Приготовиться Владимиру Ильичу.

В.В. ДВОРЦОВ

Дорогие друзья, я вчера так вдохновился плотной работой, потому что у меня доклад был сначала очень большим, но я сегодня не спал, сократил его в несколько раз, и чтобы не затягивать время, я его прочитаю. Хотелось бы с выражением, но как получится.

Только получил замечательную визиточку «Совет молодых литераторов Союза писателей России». Это у меня и тема доклада.

Творчество каждого писателя сугубо индивидуально, но состояться, стать мастером писатель может только в литературной среде. На сегодня вершина организованности литературной среды – Союз писателей России. Некогда созданный волей государства, он за уже 30 лет отделения литературы от оного, Союз писателей доказал свою самостоятельную жизнеспособность, обеспечивая полноту творчества и высоту профессиональности русского литературного процесса.

Глобальный вызов современности – революционная смена мировоззрений. Именно конфликт мировоззрений, а не социальные и политические противоречия прежде всего используются творцами «цветных революций». И пресловутое противостояние отцов и детей, которое сейчас проникло во все сферы общества, то есть и в науку, и медицину, и промышленность, и, естественно, в литературу. Но оно особо опасно именно в нашей области, потому что кризис литературного процесса чреват разрывом национального сознания, пресечением национальной памяти.

Понятно, что такой поколенческий конфликт в литературе имеет искусственную составляющую. Сколько отравы влил в сознание молодых Фонд Филатова своими семинарами-липками, нравственно дезориентируя начинающих прозаиков и поэтов к негативному отношению к классическому наследию культуры России, из года в год целенаправленно культивируя презрение к самому понятию «русское». То есть у нас действительно нет политических противников, у нас есть нравственные противники, мы постоянно в нравственной войне находимся. А сколько пошлости и зла восхваляется СМИ в рыночной псевдолитературе на фоне полного замалчивания творческих достижений настоящих писателей.

Однако благодаря самоорганизации в союз, мы – русские писатели, работаем без помощи государства в этой тишине, в том числе работаем в направлении воспитания смены. Мы видели сегодня пугающую картинку о возрастном состоянии нашего союза, но еще раз говорю: это не наша проблема, это проблема всего общества. Точно так же и в науке будет, и в любой другой деятельности.

Про нашу работу. Прежде всего, нужно упомянуть крупнейшие проекты Союза писателей России последнего времени. Это постоянные семинары, конкурсы и фестивали, всероссийские и межрегиональные, где впрямую сотрудничают именитые мастера и начинающие писатели.

Хочу вспомнить прежде всего Всероссийский литературный конкурс – фестиваль «Хрустальный родник», запущенный в Орле Геннадием Поповым в 2011 году и успешно продолжаемый сегодня Андреем Фроловым, через который уже прошло свыше 700 участников.

Это и утвердившийся за прошедшие годы в нашем литературном процессе Всероссийский литературный конкурс – фестиваль «Поэзия русского слова» в Анапе.

Также сотни участников собирает детище Леонида Севера, стремительно набирающий значимость международный фестиваль – конкурс «Поэзия поэтических переводов – берега дружбы».

Такие масштабные, как и меньшие региональные конкурсы-фестивали каждый год открывают читающей России новые имена поэтов и прозаиков, судьбы которых далее не представимы вне Союза писателей России. И надо понимать, что престиж конкурса, его жюри ни громкое название, ни размер конверта, если такой имеется, а благословение настоящих мастеров – вот пропуск в русскую литературу.

Особо значимые проекты Союза писателей России, где собираются разные поколения, это Иркутские дни русской духовности и культуры «Сияние России», Якутская «Благодать большого снега», «Белые журавли» в Дагестане и Москве, Гумилевский фестиваль в Крыму, всеми поминаемая «Омская зима», «Прохоровское поле», Шукшинские дни, Есенинские, Фатьяновские и множество других региональных, республиканских и областных фестивалей, декад чтений.

Немало новых членов нашего союза приходят к нам через семинары и совещания молодых. Пусть неравную по материальным возможностям, мы понимаем, нам тяжело было противостоять филатовской волне, поддерживаемой государственно, поддерживаемой материально, - но благодаря нескольким различным семинарам мы собрали и воспитали прекрасную патриотически воспитанную литературную молодежь, отстаивающую наше наследие и традиции. Это Всероссийский некрасовский фестиваль молодых литераторов, Южно-Уральский, Всесибирский, Алтайский, Омский «Паром», Краснодарские краевые. Активные: Самара, Челябинск, Оренбург, Воронеж, Сыктывкар, Брянск, Тюмень. Я не могу всех перечислить… Новосибирск в 2016 году, долгий перерыв был у них, но собрал прекрасных поэтов и прозаиков молодых, и так хорошо поработали, такой запас радости, который в будущем развернется в настоящую большую работу.

Простите, я всех не перечислю, но действительно практически все писательские организации, которые мы здесь сегодня представляем, все работают с молодежью. Хотя есть и серые пятна, тут уж никуда не денешься.

Вчера только завершило двухдневную работу Всероссийское совещание молодых на базе Московского института культуры в Химках, где также творческая молодежь со всей России трудилась с ведущими поэтами и прозаиками. И вновь открытие новых имен. 18 человек из 80 участников, причем там несколько человек уже были членами Союза писателей России, мы рекомендуем их вступление в членство. Это талантливые ребята и уже мастеровитые, это очень достойная подрастающая литература.

Понятно, что фестивали и конкурсы – яркие акции, сродни праздникам урожая, и понятно, что каждому такому празднику предшествует долгая, упорная и хлопотливая культивация. На нашем поле – это литературные объединения, постоянно действующие студии и кружки любителей поэзии, прозы, истории, краеведения, это опорная плита, фундамент для построения нашего профессионального сообщества. Именно в ЛИТО творческие жизненно активные люди получают базовые литературные знания, из ЛИТО самые одаренные входят в профессию. И сегодня, когда книжные тиражи столь малы, литобъединения, в которые по стране входят десятки-десятки, невозможно подсчитать, наверное, под сотню тысяч точно любителей, являются проводниками и мощнейшими рупорами нашего влияния на общество. Поэтому работа с литературными объединениями – одно из важнейших направлений деятельности Союза писателей России. Здесь в пример хочу представить дорогую моему сердцу Кубань. В Краснодарском крае проживает 5,5 миллионов человек. В местном отделении Союза писателей чуть больше 50 членов. Но в крае 70 литобъединений! Это тысячи и тысячи человек, влюбленных в русскую литературу, проводящих в ориентации на Союз писателей России активную культурно-просветительскую и гражданско-патриотическую работу по всем городам и станицам. Это сила!

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ

Спасибо, Василий Владимирович. Регламент.

В.В. ДВОРЦОВ

Я заканчиваю. Полстранички.

Сегодня у нас большой праздник – Сретенье, встреча ветхого и нового, и знаменательно, что в этот день съезд приветствует создание Совета молодых литераторов Союза писателей России. Это первый итог совместной работы мастеров и молодых, первый и впечатляющий. Ведь мы сегодня можем говорить о примерно 20 отделениях, которые готовы сейчас открыться по всей стране. Не знаю, в конце года будет еще в два-три раза больше. И поэтому у меня есть два предложения, просто опыт накопленный и в Самаре, и в Челябинске, и в Уфе, и в Анапе, который сегодня будет обрабатываться и применяться.

У меня такая просьба к съезду конкретная. Дорогие руководители, при открытии у вас отделения Советов молодых литераторов, необходимо делегировать авторитетного писателя на постоянное курирование деятельности молодых. Если руководитель вашего отделения Совета молодых уже сам член союза, то, пожалуйста, вводите их в местное правление. Потому что только работая вплотную мы можем действительно не прерывать нашу деятельность во времени и возрасте.

И второе. Прошу съезд одобрить изменение в правилах приемной коллегии. Требование для кандидата наличия двух книг давно устарело, давно книга не есть показатель профессионализма автора, а либо его материальных возможностей, либо прогиба под заказную бульварщину. Предлагаю считать для вступающих в союз прозаиков три публикации, для поэтов – пять публикаций в двух-трех толстых литературных журналах с грифом «Соучредитель Союз писателей России» как издание одной книги. Всё. (Аплодисменты.)

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ

Спасибо, Василий Владимирович. Эти предложения по поводу количества книг есть. Приемная коллегией руководит председатель Правления Союза писателей России. Давайте попросим руководителя, чтобы в положениях приемной комиссии рассмотреть эти ваши предложения.

На мартовском пленуме мы просили руководителей организаций взять с собой на съезд в качестве гостей молодых писателей из регионов. Как раз наш Совет молодых литераторов, который был создан год назад, не только взял под опеку прибывших ребят, они и впрямь успели провести Всероссийское совещание молодых писателей в Химках.

Спасибо Институту культуры, спасибо Александру Александровичу Боброву, которые провели организационную работу, в результате которой шесть человек рекомендованы к приему в Союз писателей России. Документы на них готовы, секретариат вчера утвердил решение совещания. Руководители организаций поддержали данные кандидатуры. И, мне кажется, будет правильным…

Маряна Васильевна здесь? У вас документы?

Друзья, я бы хотел, чтобы сейчас встали Александр Дашко, Андрей Проскуряков, Яна Сафронова, Алена Белоусенко, Андрей Аристов и Григорий Шувалов. Эти ребята рекомендованы и приняты в Союз писателей России. Давайте поздравим их. (Аплодисменты.)

Вот теперь вы полноправные члены нашего Союза писателей России.

Документы приготовили, Марьяна Васильевна?

Андрей Тимофеев, где твои молодые писатели? (Шум в зале. Аплодисменты.)

Сафронова Яна Владимировна, здесь? Пожалуйста, поднимитесь на сцену. (Аплодисменты.) Белоусенко Алена, тоже поднимайтесь на сцену. Дашко Александр, Шувалов Григорий, Аристов Андрей. И Проскуряков Андрей здесь? (Аплодисменты. Идет вручение билетов на сцене).

Г.ШУВАЛОВ

Меня как представителя молодых поэтов попросили прочитать одно стихотворение. Стихотворение называется «Морской бой», оно мне показалось созвучным нашему съезду.

«МОРСКОЙ БОЙ».
«Начиналось все бойко и дерзко, а потом развалили страну,
 Из скупого советского детства я запомнил игрушку одну,
 Что стояла в ДК неизменно, фантастических звуков полна,
 В ней гудела ночная сирена и шумела морская волна.
 Я пятнашку ей в брюхо закину, я прицелюсь и кнопку нажму,
 И торпеда, разрезав пучину, со всей дури ударит в корму.
 Я не ведал расстрельной свободы, потому не боялся ее,
 Философские шли пароходы через горькое детство мое.
 Я теперь научился толково, не теряя в сраженье лица,
 Направлять бронебойное слово на людские  умы и сердца,
 Ни себя, ни других не жалея, научился судить обо всем,
 И стреляет моя батарея, как и в детстве прицельным огнем!»

(Аплодисменты.)

Спасибо.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ

Спасибо вам за такую поэзия…

С МЕСТА

Дорогие друзья, поздравим молодых, но больше слова им сегодня не дадим. Надо работать!

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ

Спасибо, друзья, мы услышали услышали новые голоса. Эти молодые поэты и прозаики рядом с нами, вместе с нами. Руководители молодежных организаций Луганской и Донецкой республик очень просили, чтобы молодые писатели России приехали в Луганск и Донецк этой весной на их ежегодный сбор студентов Луганской и Донецкой Народных Республик. Мы готовим эту поездку. Ребята, молодежь, 15–20 человек, кто не боится, кто желает поехать на Саур-Могилу и на место гибели молодогвардейцев, мы готовим это мероприятие. Подойдите, кто готов к такой поездке.

Слово Толстому Владимиру Ильичу, советнику Президента Российской Федерации. (Аплодисменты.) Приготовиться Бояринову.

В.И. ТОЛСТОЙ

Добрый день, дорогие друзья! Я думал, что буду выступать немного позже, но, наверное, сейчас очень уместно именно после того, как на сцену выходили молодые, которых так очевидно не хватает нынешнему союзу.

Я обратился к вам «дорогие друзья», у меня и в самом деле в этом зале много настоящих близких, давних друзей. И дорогой моему сердцу Виктор Иванович Лихоносов (я видел его сегодня утром), и Петр Николаевич Краснов, Владимир Николаевич Крупин, Владимир Владимирович Личутин (я его не видел, но надеюсь, что он тоже в зале), Володя Скиф – много-много людей, которых я давно знаю и очень люблю.

Долгие годы доброго знакомства и дружбы связывают меня и с Валерием Николаевичем Ганичевым, которого я хочу искренне поблагодарить за стойкость и мужество, которые помогли ему и его коллегам сохранить союз в самые сложные годы, защитить от различных посягательств историческое здание союза на Комсомольском проспекте.

Союз писателей России никогда не подстраивался под веяние времени, сохранял и отстаивал свою государственную, патриотическую позицию. Сердечное спасибо за это.

Все же не могу ограничиться сегодня только такими благостными слова. Когда я ехал сегодня на съезд, не мог не вспомнить очень давние годы, когда мне, тогда 24-летнему журналисту, посчастливилось в качестве гостя побывать на 8-м съезде Союза писателей СССР в 1986 году, который, к несчастью, оказался последним съездом советских писателей. После доклада председателя Георгия Мокеевича Маркова с яркими, острыми, полемическими речами выступили Андрей Вознесенский, Вениамин Каверин, Михаил Дудин, Алжас Сулейменов, Валентин Распутин, Виктор Розов, Владимир Карпов, Чингиз Айтматов, Петр Проскурин, Юлия Друнина, Роберт Рождественский, Дмитрий Лихачев, Расул Гамзатов, Юрий Бондарев. Можно этот список продолжать. Я никогда не забуду этих впечатлений ярких. Говорили они о творчестве, о литературе неравнодушно, страстно спорили, находясь на разных идейных позициях. Но это помнится, как вчера, хотя это было 30 с лишним лет назад. И сегодня в этом зале, и здесь в президиуме, немало замечательных писателей, которым есть что сказать о стране, о творчестве, о поэзии, о прозе. Но съезд даже не предполагает подобный разговор, утрачена сама традиция литературных творческих дискуссий. Разве нам нечего обсудить? Я читаю не просто много, а читаю очень много. Только как председатель жюри литературной премии Льва Толстого «Ясная Поляна» не менее 40–50 романов, сборников, повестей и рассказов, написанных на русском языке, наших отечественных, и примерно такое же количество зарубежных. Каждый год до сотни романов.

Горжусь, что лауреатами премии «Ясная Поляна» в разные годы становились Юрий Васильевич Бондарев, Валентин Григорьевич Распутин, Василий Иванович Белов, Леонид Иванович Бородин, находящийся в этом зале Виктор Иванович Лиханосов, Владимир Личутин, Петр Краснов. Почему-то не принимающий участие в работе съезда замечательный писатель Борис Петрович Екимов, Захар Прилепин, которого тоже почему-то я в зале не вижу, хотя он член союза.

Очень жаль мне, что нет сегодня с нами Валентина Яковлевича Курбатова, самого дотошного и ответственного члена нашего жюри, который не просто прочитывает десятки книг, но и по каждой делает свои записи, заметки, которые потом, конечно, надо публиковать, потому что это и есть срез нашей сегодняшней литературы, - очень интересной, яркой, в которой много чего стоит того, чтобы выносить на писательское профессиональное обсуждение.

Я вчера на пленуме говорил, что нынешний съезд может стать историческим, может стать переломным. А может стать просто очередным. И так как я чувствую, что к этому все идет, мне очень жаль. Мы все заинтересованы в сильном и авторитетном союзе, активно проявляющим публично и ярко свою позицию, позиционирующим себя в информационном пространстве. Для достижения этих целей абсолютно необходимо, чтобы у союза было лицо, был яркий харизматичный лидер, современный, узнаваемый. Конечно, удобнее, уютнее и спокойнее привычная среда, привычный уже десятилетиями круг людей. Не буду скрывать, что при всем уважении к тем, кто удержал союз на плаву все лихие 90-е и 2000-е годы, не стану скрывать, что и я лично, и мои коллеги по администрации были бы рады обновлению союза. (Аплодисменты.)

Мы убеждены, что назрели решительные шаги по обновлению союза, по его активному взаимодействию с Правительством, Государственной Думы, Советом Федерации, главами регионов ваших, из которых вы приехали, Администрацией Президента, которая тоже хочет сотрудничать с адекватным современным союзом.

И сегодня такой шанс есть у делегатов. Мы рады выдвижению молодого, уже признанного талантливого писателя, государственного и общественного деятеля. Вдумчиво, глубоко подумайте, когда будете делать свой выбор и отдавать свой голос. Сейчас есть уникальный шанс дать мощный импульс работе союза, сделать его способным решать все накопившиеся проблемы. А вы прекрасно знаете, как их много. Пожалуйста, не упустите этот шанс, и я буду с вами всегда. (Аплодисменты.)

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ

Спасибо, Владимир Ильич.

Бояринов Владимир Георгиевич, Московская городская организация.

Приготовиться Сергею Николаевичу Дмитриеву.

В.Г. БОЯРИНОВ

Хотелось бы, как всегда, с лету и без бумажки. Я сократил выступление до семи минут, и буду стараться выговориться здесь, хотя это уже не слово, а фрагменты.

Правление Московской городской организации Союза писателей России, отмечая многолетнюю и плодотворную работу Валерия Николаевича Ганичева, от имени московских писателей благодарит председателя Союза писателей России за подвижническую деятельность на благо отечественной литературы.

Начиная с 1991 года, союзы писателей на законодательном уровне были превращены в общественные организации и лишились государственного бюджетного финансирования. Кошка бросила котят, кто-то кинулся спасать писательское имущество, кто-то начал его сплавлять. Один момент: была порублена связь между писателями и властью, какие бы героические усилия мы не прилагали, с каждым годом становится все труднее и беспросветнее. Наши многолетние попытки найти выход из тупика приносили разовое и не долгосрочное улучшение климата в отдельно взятой организации, я имею в виду Московскую городскую организацию Союза писателей России, далее МГО.

В 2011 году  Александр Андреевич Проханов предложил нам написать статью под названием «Писатель и власть», которая отразила бы состояние литературных процессов на текущий момент. И в газете «Завтра» за номером 912 моя статья была опубликована. Она вызвала интерес не только у писателей. Небольшая цитата: «Необходим диалог с властью, а не вечное и бесцельное попискивание с правозащитным уклоном».

И нынче говорил и повторяю: объединительный процесс – единственная возможность найти взаимное понимание между писательским сообществом и властью. Означенный диалог в свою очередь дает возможность превратить взаимопонимание в конкретные деловые отношения. Для МГО этот процесс не является новостью или установкой сверху, для нас он жизненно необходим. И без громких реляций, без создания каких-либо ассоциаций в нашем здании на Большой Никитской сошлись, расположились и ныне действуют на договорной основе собственник дома МГО, Московская областная организация, Союз писателей Москвы и с прошлого года «Литературная газета». Это не процесс братания, это сложная дипломатическая притирка совершенно самостоятельных и очень разных организаций, в отношениях между которыми нет никакой идиллии, но существуют деловые отношения. Это наш ковчег.

В 2016 году Госдума приняла закон об исчислении налога, исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, принадлежащего собственнику. И если раньше МГО платила 860 тысяч рублей в год, то нынче налог составляет заоблачную для писательского ума сумму 6,5 млн. рублей в год. И это не считая других многочисленных налогов. Закон не предусматривает в данном случае никаких поблажек и исключений. Будь ты олигарх, будь ты художник слова, - ты прежде всего являешься собственником, а, значит, плати наравне со всеми. И мы платим.

В 2017 году в силу вступил режим строгой экономии. Приняты кардинальные меры, позволяющие укрепить бюджет. Секретарский штат МГО сокращен наполовину, уволено 10 человек. Освободились площади, на которые въехала и расположилась «Литературная газета» в качестве арендатора. Ведется методичная работа по членским взносам. Предлагаются и другие усилия. Комплекс данных мер позволяет перейти к планированию дальнейшей работы организации. Но мы считаем, что для творческих объединений должна существовать защита от таких непомерных «сюрпризов».

Но главным был и остается литературный процесс, и есть гранты. Хочешь получить? Напиши такой проект, ознакомившись с которым жюри по раздаче «слонов» ахнет от восторга и даст добро. Выделяются миллиардные бюджетные средства, но к всеобщему удивлению получают их зачастую малозначащие организации. И опять встает вопрос о значимости и роли Союза писателей России и о необходимости выступить единым фронтом. Именно головная организация должна стать гарантом надежности и мощи любого достойного проекта, поданного на президентский грант каждой из региональных писательских организаций. Для этого правление должно сменить масштаб. Это великий союз, и уж никак не союз по сведению счетов с неугодными и несогласными. Да какие же мы писатели и организаторы, если будем дуть в одну дуду? И уж никак не союз, распространяющий фейковые интернет-страшилки, где злодеи чуть ли не с кинжалами в зубах подбираются к трепетному сердцу сегодняшнего штаба Союза писателей России.

Среди этих злодеев мелькает и мое зверское лицо. Специалистам по развешиванию дохлых собак скажу: не пугайте себя  и не смешите людей. Мне есть чем заняться в МГО. В МГО тысячи писателей. Я – МЧС, пожарник, похоронное бюро, прораб и общественный ответчик от лица организации. МГО проводит в год до тысячи мероприятий. И если все мы состоим в Союзе писателей России, то все перечисленное на нашем общем счету.

А по ночам я скриплю пером. «Как я без гроша устрою праздник на Большой Никитской? Как писательскую Трою вдруг покрою черепицей?» Я не могу обещать писателям радужного будущего, но буду счастлив, если найдется такой смельчак и сотворит это не на словах, а на деле.

Большую работу по подготовке съезда провел Николай Иванов. Впервые за долгие годы Московская организация и Комсомольский, 13 начали работать в согласном совместном режиме. И выяснилось, что Николай Иванов имеет недюжинные задатки руководителя. Его кандидатура на должность председателя СПР реальная, так как Иванов исполняет обязанности председателя правления СПР.

Кандидатура Сергея Шаргунова была озвучена недавно, хотя об этом говорилось, не верилось в то, что такая вспышка может произойти. Зачем, спрашивается, молодому писателю, разносторонне талантливому человеку, да еще депутату добровольно идти на каторгу? Однако это наши мерки, наши стандарты. А Сергей Шаргунов волен в оценке ситуации. Он далек от начальствования в форме пробивания государственных стен толоконным лбом, он свободен, он уже сейчас там, куда мы попадаем с большим трудом и в большинстве случаев безрезультатно.  Мы уже сейчас, сидя здесь говорим накоротке с законодательной властью, которая в лице Сергея Шаргунова готова приступить к началу диалога писателя и власти.

Предлагаю объединить опыт и энтузиазм, предлагаю снести все таможенные шлагбаумы, заняться не ревностным противостоянием, а конкретными программами и делами.

Спасибо за внимание. (Аплодисменты.)

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ

Спасибо, спасибо, москвичи.

Сергей Николаевич Дмитриев.

Приготовиться Исхаку Машбашу.

С.Н. ДМИТРИЕВ

Дорогие коллеги, я бы хотел выступить от лица издателей на этом съезде, потому что не будет книг, не будет и литературы.

Несколько цифр в начале разговора. Только что были подведены итоги 2017 года, в России было издано 470 млн. книг примерно на сумму 90 млрд. рублей. 110 тысяч названий.

Вроде бы все хорошо, цифра красивая. Но напомню, что в 2008 году (10 лет назад) было выпущено 760 млн. книг. И рынок книжный за 10 лет сократился почти в два раза, если считать в листах-оттисках, в экземплярах. Конечно, это очень печальная цифра.

Могу сказать, что мы сейчас уже давно не самая читающая страна, всего лишь три книги в год на человека, это очень мало. В Китае больше почти в два раза.

Но не все так плохо, две трети книг, выходящих в России, это книги детской и учебной литературы. В прошлом году было издано 50 млн. книг художественной литературы. То есть все-таки русский народ еще читает прозу.

Могу сказать, что  государственная поддержка, к сожалению, очень маленькая в книжной отрасли. Только два примера вам приведу. В прошлом году федеральная программа книгоиздания составила чуть-чуть более 100 млн. рублей и было выпущено с ее помощью 500 книг.  В то время как один только Фонд кино в год выделяет, насколько я знаю, около 6 млрд. рублей. То есть поддержка государства в выпуске книг составила у нас, я подсчитал, где-то полпроцента от выпущенных изданий.

Еще пример могу вам привести. На российском книжном рынке 90% книг – это российская книга, не переводная. А в кино другое соотношение: 80% фильмов – это Голливуд, и всего лишь 20% – отечественное кино. Но при этом, видите, какая происходит разница в финансировании и в отношении.

Поэтому у меня есть одно первое важное предложение, которое, я надеюсь, поддержит съезд: вернуться к вопросу о том, чтобы государство все-таки создало фонд литературы для поощрения выпуска литературы социально значимой, молодой литературы и т.д. И поддержать разработанную Книжным союзом Федеральную программу чтения. Есть такая Федеральная программа поддержки чтения, но она до сих пор не поддержана государством на государственном уровне. Это помогло бы нашей отрасли.

По издательству «Вече» могу сказать несколько цифр. Мы смогли все-таки в том году выпустить более 1000 названий, из них 600 новинок. Это говорит о том, что все-таки книга нужна народу. Кстати, около 200 членов Союза писателей России мы издали в том году. То есть, если этим заниматься серьезно, то можно добиться больших результатов.

Второе у меня предложение. У нас почему-то не было до сих пор в Союзе писателей издательской комиссии или рабочей группы издательской, которая могла бы объединить все усилия, в том числе регионов. Посмотрите, что происходит: в регионах книги выходят, но остаются в этих же регионах. У нас нет единого центра по распространению книг писателей в России. И самое печальное, что за последние годы появилась так называемая электронная книга. Все ее очень боялись, все думали, что электронная книга убьет бумажную. А оказалось наоборот. Мы как издательство можем вам твердо заявить, что электронная книга помогает продвижению бумажной книги. И поэтому нужно создавать единую всероссийскую электронную площадку писателей России. У нас такой проект уже созрел, и после съезда, мы надеемся, его сформулировать и разослать по регионам. Чтобы каждый писатель России имел свой личный кабинет, чтобы книги его были в электронном виде представлены и могли бы печататься по системе принт-он-димант (есть такое понятие «печать по требованию»). Сейчас не нужно сразу делать большие тиражи, сейчас можно делать и 10 экземпляров, и 100, и 200, и 300. То есть новая система книгоиздания позволит нам на кризис как-то отреагировать.

Поэтому у меня предложение создать такую издательскую комиссию или рабочую группу и по итогам съезда вернуться к вопросу о книгоиздании – важнейшем для писателей. Спасибо большое.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ

Спасибо, Сергей Николаевич. (Аплодисменты.) Очень важные вопросы подняты.

Слово Машбашу Исхаку Шумафовичу, Адыгея.

Дорогие друзья, Исхак Шумафович единственный среди нас, делегатов, которыя вляется и первым делегатом Первого съезда Союза писателей России. Пожалуйста.

И.Ш. МАШБАШ

Добрый день, коллеги, дорогие друзья! Действительно, 60 лет тому назад я был одним из зачинателей нашей писательской организации на первом съезде. Это происходило в Колонном зале Дома союзов. Великолепная там атмосфера была. Но сегодня я посмотрел те 14 съездов, вот я смотрю, немножко отличаются за последнее время пребывание в нашем зале Дома литераторов ваши лица. Дай Бог, дай Бог! Сейчас говорил Владимир Ильич, он говорил о том, чтобы у нас был какой-то поворот власти и власти к нам. Я немножечко поделюсь с вами. Я 56 лет являюсь руководителем писательской организации Адыгеи. (Аплодисменты.)

Если честно сказать, я им надоел тоже, и они мне тоже. Вы знаете прекрасно, что очень сложно быть руководителем писательской организации. Наша организация небольшая. Кстати, я стараюсь ее не увеличивать ради того, чтобы меня поддержал кто-то, а просто по заслугам надо принимать в Союз. Где-то у нас 30–35 человек в среднем, а сейчас 27 человек. Но, к сожалению, уходит старшее поколение, на котором мы держались и держимся. Но это естественно, ничего не поделаешь. Но для того, чтобы молодых… У нас есть четыре журнала, два на русском языке, два на адыгейском. Они выходят на бюджетной основе. Печатаем их. Но, к сожалению, молодежь… Понимаете, каждое время, я утрирую, грубо говорю, но выбрасывает таланты. Были моменты в нашей жизни, если мы вернемся к нашей Октябрьской революции (а не переворот), гражданская война, Великая Отечественная война, разруха. Какие великолепные писатели национальные проявились в то время! Когда я говорю «национальные», это и русские, и национальные, и другие, великолепные писатели. Я лично всегда говорил себе и говорю: я вышел из кафтана русской литературы. Я благодарен и Пушкину, и Лермонтову, это наши кавказские национальные поэты, я благодарен Толстому за то, что мы могли учиться у них. Я говорю себе, что самая демократическая литература, которую я знаю, а я достаточно много пожил на этом свете, скоро мне будет 88 лет, и имею право так сказать, что нет такой литературы в мире, которую я так знаю.

И еще я хотел бы с вами немножечко поделиться. Я обращаюсь к руководителям. Вот я сказал, что 56 лет руковожу организацией, вы не думайте, что я из тех людей, который кланяется в спину перед начальством. Нет! Но кое-что тоже подсказываю им. Мы тоже кое-что слышим от них и приводим в жизнь. Так и должно быть. Знаете, все время противостоять власти, а я считаю, что власть – это страна, а перед страной надо быть очень ответственным. И наши адыгские писатели… Я представляю адыго-черкесскую литературу, кабардинскую, адыгскую, черкесскую. У нас один народ. Нас учили наши великие, которые были до революции, как любить свою страну.

Мы сейчас с Александром Андреевичем общались, он недавно был у нас. И мы вспомнили 1942 год, самое страшное время для нашей страны: отступали, орденов не давали, и даже был приказ «Ни шагу назад!». Вот в то время на Украине в Луганской области (тогда Ворошиловоградской) был молодой 20-летний поэт, он адыго-черкес, мой земляк, который сказал «Ни шагу назад!». Наверное, и Прохоров в Сирии повторил, наверное, и тот, который раньше стал Героем России, и Андрухаев 47-м году, который встал, подорвал себя гранатой, и он стал героем Советского Союза в 42 года.

Почему я об этом говорю. В Адыгейской автономной области, а ныне республике, 100 тысяч населения дало 10 героев Советского Союза, значит, каждый десятый Герой Советского Союза. И нас – адыгов, адыго-черкесов очень много за рубежом. Я не буду много говорить, что это Турция, это Сирия, Иордания, Ливия, Ирак, Египет. Более 5 миллионов нас. Это время было… Мы, адыго-черкесы, у истоков стояли, когда создавалось Русское государство, и после этого всякое было у нас. И поэтому ответьте, я это говорю вам, потому что вы все патриоты России… Вот первый патриот сидит, я потерял тебя, дорогой мой. Жив и здоров, я рад! Вот Мустафин сидит. Великолепные люди, патриоты! Мы все патриоты, и мы должны быть патриотами, чтобы были за страну нашу. Да, были разные времена. Но тем не менее мы должны рядом стоять с руководством страны. И руководству можно и нужно сказать, что мы представляем, какая мы сила. Вот с такими мыслями по-старчески я постараюсь закончить свое выступление.

Давайте вспомним великих наших руководителей. Вот здесь сидит наш руководитель (он не последний) Валерий Николаевич, которого я знаю еще с комсомольско-издательских времен. Давайте вспомним сегодня и Соболева, Михалкова вспомним, Бондарева вспомним и скажем им большое спасибо. Всего доброго! (Аплодисменты.)

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ

Спасибо.

Дорогие друзья мы работаем 2 часа 50 минут, по нашему регламенту на один вопрос не более двух часов. Для того чтобы завершить подведение итогов второго вопроса, у нас остается 12 минут, как раз время на два выступления.

Я предлагаю после двух выступлений подвести черту. Кто за это предложение, прошу голосовать. Кто против? Воздержался? Единогласно.

Слово предоставляется Проханову Александру Андреевичу. (Аплодисменты.)

Приготовиться Терёхину.

А.А. ПРОХАНОВ

В 91-м году падала красная держава, с треском, страшно падала. Из Москвы в этом проклятом августе убежали танки Язова. КГБ смотрела из своих пылающих ночных окон, как подвешивали их лидера Дзержинского на тросе. Партийцы, все эти вельможные секретари партийных организаций, которые учили нас бороться, жертвовать собой, любить Родину, их смыло, как дым. Все разошлось, кроме писателей.  Я помню ту страшную великую ночь, когда на Комсомольском, в нашем писательском дворце мы затворились. Затворились русские писатели и давали отпор тем, кто хотел нас оттуда выгнать, выкурить. Музыкантский, которого прислал Лужков, Евтушенко, который вел свою рать либеральную, чтобы выкурить нас из дома. Мы заложили окна стульями, креслами, мы закрылись там. Мы пили водку, мы молились, мы пели, мы целовались, мы братались. Саша Бобров играл на гитаре. Мы отстояли свой дом. Это была победа в ночь поражения. Писатели совершили огромную победу, незабываемую, потому что именно тогда в этих сидениях, в этих песнях, когда мы пели «Варяга», тогда зародилось сегодняшнее государство российское. Тогда мы дали отпор этой тьме, этой черной страшной силе. И мы до сих пор продолжаем отстаивать нашу страну и нашу Родину.

Государство не просто от нас отказалось 91-м году, не просто бросило нас, оно ополчилось на нас. Ведь оно, государство, называло русских писателей фашистами, оно, государство, называло фашистами Бондарева, Распутина, Белова.

Я помню, когда наша писательская организация приехала в Нижний Новгород, там был губернатором Немцов – великий либерал. Он отказался нас принимать, сказав, что я не хочет встречаться с фашистами.

И в эти страшные годы диффамации, когда слово «русский» в устах либералов было тождественно слову «фашист», существовал Союз писателей. Без денег, без дотаций, без средств массовой информации. Люди, которые руководили союзом, Валерий Николаевич Ганичев, а до него Юрий Васильевич Бондарев, в последние годы замечательные соратники Валерия Николаевича Ганичева, такие как солдат и воин Николай Иванов. Они сделали великое дело, как то самое дело, которое делали наши ракетчики, работая на заводах, где не выплачивали зарплату, где по цехам бегали и хозяйничали чубайсовские црушники, выкрадывая наши секреты.

Здесь Союз писателей – это тоже был огромный брошенный дом. И мы этот дом отстаивали, мы его выметали, мы его конопатили, мы скрывали свои великие секреты, наши великие секреты о России, о русских смыслах, о русской вечной мечте, о русском мессианстве, о нашем русском неизбежном горе, которое превращается в победу. О том, что Россия и русский народ, наша держава берет на себя всю тьму миру, превращая ее в свет. Об этом мы говорили все эти годы, об этом мы гудели. Иногда тихо, шепотом, а иногда плача со слезами на глазах.

Сегодня приближается момент, когда государство, слава Богу, очнулось, его покидает безумство, оно возвращается туда, откуда оно не могло и не имело право убегать. Государство возвращается в СМИ, государство возвращается в образование. И государство должно вернуться к нам, в литературу. Потому что сегодняшнее государство желает иметь идеологию, оно желает иметь оболочку, атмосферу. Ему мало ракет, ему мало баз в Сирии, ему абсолютно недостаточны проблемы экономического роста. Государство – это идеология, это высшая идея, особенно русское государство. Эти идеи не создаются политологами, этими щелкоперами, которые заполнили все наши блоги, Интернет, о чем-то говорят, судят, иронизируют, сквернословят. Эта идеология не создается в кабинете министров, занятых темпами роста и, увы, темпами падения, которые мы сейчас переживаем.

Идеология, эти высокие смыслы создаются здесь, в литературе, она создается художником, который берет в руку перо или нажимает клавишу компьютера. Здесь рождаются великие учения. Так было всегда, и во времена Чернышевского, во времена Толстого и Достоевского, во время «серебряного века», так было с русскими космистами и с нашими прекрасными красными большевистскими писателями. Здесь, в литературе, государство обретет и обретает свою оболочку, свои смыслы.

Надвигается удивительный момент: мы в России слишком засиделись на ветках, мы застоялись, мы до сих пор не можем взлететь, мы после Крыма остановились в наших чаяниях. Но эти чаяния победят, Россию ждут огромные перемены, ее ждет рывок, ее ждет развитие, ее ждут огромные экспромты, экспромты политические, идеологические. И в этих экспромтах для художника, для писателя огромное поле деятельности. Государство становится той средой, той сферой, той субстанцией, которая позволяет художнику сегодня выразить русскую идею, русский фактор.

Кончилась великая деревенская литература, ушла эта деревня-мученица, ушел Распутин, ушел Белов. Но осталось взрастающее государство российское. И наш художник видит в этом государстве смысл существования народа и России в целом. Здесь схватка, здесь новые герои, здесь тьма будет соединяться со светом, здесь будут написаны наши новые великие произведения.

Поэтому государство приходит в литературу, и сегодня многие говорили об этом. Многие говорили об этом как о чем-то желанном. Нет, оно приходит.

Я бывал в Администрации Президента в последнее время не раз, я говорил нашим администраторам, нашим композиторам политическим, что государство должно вернуться в Союз писателей России. Первое, что оно должно сделать, это обеспечить (насильственно, может быть), принудить губернаторов содержать писательские организации. Оно должно внести эту бюджетную строку, которая бывала. (Аплодисменты.) Потому что это невыносимо, когда наши чудесные провинциальные писатели влачат жалкое существование. Значит, губерния должна взять на себя уход не только за реками, цветами, заповедниками и заводами, а за литературой, культурой, за этой великой русской словесностью.

Затем. Пора учредить нам нашу русскую большую национальную премию, хватит отдавать это на откуп всевозможным олигархам, которые делают свои олигархические премии и подбирают под лауреатство своих клевретов, своих певцов. Необходима большая русская государственная премия, которая бы управлялась и выбиралась нашим с вами союзом.

Конечно, необходимо среди всего этого статуса создать издательство.  Сергей Николаевич Дмитриев здесь говорил. Ведь в чем драма? Сегодняшний русский писатель получает гроши, он не может жить на те гонорары ничтожные, которые он получает за книгу. А издатели не могут платить большие гонорары, потому что они должны сводить концы с концами, чтобы эта книга продавалась, чтобы существовала прибыль хоть какая-то в издательстве. Значит, необходимо создать новое мощное издательство под эгидой Союза писателей, которые бы дотировалось государством, чтобы писателю платили большие, достойные гонорары, чтобы издатель не страдал от дефицита.

Мне кажется, что в этом большом начинании, в этих огромных грядущих переменах союз должен совершить рывок, он должен раскрыться. Наш этот бутон, который мы в это время сберегали, должен раскрыться в новый цветок, в новый рывок.

Поэтому новый союз, новые люди, новые идеи, новый выход писателей в государство, в идеологию, в войну, в политику, в веру нашу русскую.

Я думаю, что Шаргунов, который сидит в зале, притаился, может быть, скажет слово. Он является для этого идеальной фигурой, либо он, либо мы пролетим этот момент. Я Шаргунова знаю с колыбели, с младых ногтей, он мальчишкой приходил ко мне в мою газету «Завтра» и приносил свои стихи во славу защитников Дома Советов. Это человек левый, он за социальную справедливость, он молодой, честолюбивый, он энергичный, он входит в коридоры власти, он знает, что такое власть не понаслышке, он с этой властью бодается, ссорится. Это он Путину задавал острые и нелицеприятные вопросы.

Друзья мои, давайте проголосуем за молодость, давайте проголосуем за порыв, давайте проголосуем за авангард. (Аплодисменты.) Я за Шаргунова.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ

Спасибо, Александр Андреевич. Спасибо за ваши слова.

1 2 3 4 5

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную