Василий СМИРНОВ, кандидат философских наук (Великий Новгород)

СИМПТОМЫ

<<< Ранее      Далее >>>

 
 
 

18.11.2018 г.

ГРУСТНЫЕ РЕАЛИИ ДЕИНДУСТРИАЛИЗИРОВАННОГО РЫНКА ТРУДА

Пока Минтруд рапортует об "исторически низком" уровне безработицы в РФ, эксперты предупреждают, что господствующие у нас представления о состоянии дел в экономике, мягко говоря, не совсем совпадают с реальностью. По данным того же Титова, с 2012 по 2015 год Россия потеряла 6,8 млн рабочих мест. На рынке труда сейчас преобладают депрессивные настроения, его лихорадит по всей стране. По самым осторожным подсчётам, скрытая безработица в РФ достигает 28 млн человек. Но даже те, кто имеет работу - трудятся на низкоквалифицированных, незкооплачиваемых местах. 

Недавно услышал такую историю, от девушки проработавшей два месяца в федеральной сети косметических магазинов: "У них там совершенно дебильная система продаж, в общем, как заходит покупатель, то тебе надо быстро бежать к нему, иначе другой продавец его поймает, тогда он же и поимеет процент с продажи. И всё время надо рядом ходить за покупателем, а если отвлечешься, то другой продавец внаглую отобьёт товар на свой личный номер. Иногда народу нет, и за целый 12-часовой день можно только 200-300 руб заработать. Если рейтинг не пройдёшь, то -15% из зп, будет меньше трех позиций в чеке - снова минус. Вечное мытье полок, много просрочки, которую нужно втюхивать именно втюхивать. Кулера нет, ешь и отдыхаешь, считай, в раздевалке. О своем здоровье можно тоже забыть. Ноги отваливаются к 21:00 часу, еле ползешь".

Вы думаете, эта история уникальна? Отнюдь. На таких вот случайных заработках перебивается огромное количество молодежи. Говорят, в Петербурге около 30 000 одних только курьеров. То есть, каждый 30-ый едущий с вами в вагоне метро - курьер! Почти никто из нынешних работодателей не хочет заключать с работниками трудовые договоры (потому что они обязывают к отчислениям в соцфонды и необходимости оплачивать отпуска). Повсеместно практикуется следующая схема: работники берутся на т.н. "испытательный" срок, который, естественно, никто не проходит; после чего рекрутируется новая волна желающих трудоустроиться. И так до бесконечности. Цитирую девушку, которая полтора месяца отработала в одной немаленькой для нашего города сети магазинов: "Работодатели экономят на всём, что угодно, лишь бы не платить нормальную зарплату, к людям относятся как к скоту, вешают дополнительно кучу всяких, не входящих в договор обязанностей, за которые не доплачивают, копию трудового договора на руки не выдают. Довольно часто «сокращается» (просто вынуждают написать заявление по собственному желанию) определенное количество работников, затем берут новых и опять выгоняют, заплатив минималку. Экономят даже на уборщицах и заставляют мыть пол продавцов. Зарплаты маленькие, т.к все деньги снимают - то за невыполненный план, то за тайного покупателя. Больничный не оплачивают, график, который они предлагали изначально (2\2) - его не существует, бывает 3\1, 4\1, а в сезон вообще без выходных, причем за переработку не доплачивают." Рынок труда переполнен такими "вакансиями". Найти нормальную работу с соцпакетом, приемлемыми условиями труда, адекватной зарплатой и возможностью профессионального роста даже в областных центрах очень сложно. И совсем невозможно в райцентрах. 

Самое печальное, что молодые люди с высшим образованием не имеют возможности расти в своей профессии. Выпускники с дипломами филолога, менеджера, специалиста по туризму перебиваются с одного случайного заработка на другой, месяц работая, допустим, курьером по доставке пиццы, два месяца - продавцом-консультантом бытовой техники, еще месяц - установщиком фильтров для очистки воды. По данным работодателей, только 40% выпускников ВУЗов работают по специальности. Советские заводы с нормированным 8-часовым рабочим днем - это просто рай по сравнению с теми условиями, в которых приходится трудиться современным россиянам. 

Еще в 2004 в РФ было 102 000 крупных и средних предприятий, а сейчас только - 52 000. За 15 лет двукратное сокращение! Сегодня, как известно, бюджетные места обеспечивают занятостью более 40% трудоспособных граждан. Государство является работодателем для 30 миллионов россиян. К сожалению, все 80 миллионов трудоспособных россиян не могут быть чиновниками, силовиками или преподавателями. Кто должен и добавочный продукт создавать, используя терминологию Маркса. А вот в негосударственной части рынка труда ситуация, прямо скажем, не блестящая. Сейчас многие отрасли сбрасывают персонал: затухает строительство (потом что у населения кончились деньги, а еще в июле 2019 г. отменяют "долёвку". Насовсем).., разваливается банковский сектор (многие банки лишились лицензий; ктстати, если раньше в "Сбербанке" трудилось 33 000 бухгалтеров, то в 2025 останется только 500 - сокращение в 600 (!) раз).., падает торговля (все из-за того же затухающего потребительского спроса). Экономика продолжает разваливаться и дальше - если в прошлом году разорилось 13 000 предприятий, то в этом году ожидается еще большее число обанкротившихся компаний. Вряди ли наши родители, выбравшие "светлое капиталистическое завтра" вместо "совка" (который "производил "много ненужной продукции" и "бесполезных галош"), предполагали, что их дети будут лишены нормальной работы. Но, как говорил Горбачев, "таковы реалии".

 

ТРИ ВАРИАНТА

В последнее время активизируются нападки на Лукашенко, дескать он, хитрый лис, лавирует между ЕС и Россией, получая выгоды и там и там. Все так. Но если разобраться по существу, то у маленькой Беларуси, зажатой между гигантами - ЕС и Россией - не так уж много вариантов.

Вариант первый - уйти под Евросоюз, что в свое время сделали Болгария, Чехия, Румыния и Прибалтика. Результаты этого ухода для восточноевропейских стран (пожалуй, всех, кроме Чехии) печальны. Запад высосал из них все соки, полностью убив промышленность. Болгария теперь вынуждена импортировать даже яблоки. Присоединение к ЕС обернулось сворачиванием целых отраслей национальных экономик Литвы, Латвии и Эстонии. В время СССР доля промышленности в структуре прибалтийских экономик составляла более 60% (сейчас около 13%), там были построены такие гиганты, как Игналинская АЭС, РАФ (Рижский автозавод), «Радиотехника», ВЭФ (Рижский государственный электротехнический завод), Пунане Рэт (эстонские акустические системы). Продукция прибалтийского экономического района обеспечивала СССР бытовыми электросчетчиками на 80%, телефонными аппаратами на 53%, вагонами на 30% и радиоприёмниками и магнитофонами на 23%. Это был не просто промышленный, а высокотехнологический промышленный регион: Прибалтийские ССР поставляли наукоёмкую дорогостоящую продукцию. 

Разница между современными Прибалтикой и Беларусью проявляется в том, что все белорусские заводы живы и белорусские бренды сегодня на рынках и на слуху. Люди покупают газовые плиты «Гефест» и холодильники «Атлант», каждый третий карьерный самосвал и каждый четвертый трактор в мире выпускаются на БелАЗ и МТЗ «Белорус». Беларусь, пусть не сразу, а только после прихода к власти Лукашенко пошла по тому самому китайскому пути, на который не смог встать СССР. Крупная промышленность Белоруссии не была передана в частные руки в 1990-е годы и прошла программу технологической модернизации в 2000-е, оставаясь госсобственностью

Вариант второй - вхождение в состав РФ в виде 7 областей (тогда количество субъектов РФ увеличится с нынешних 85 до 92), и полная интеграция в нашу российскую экономическую систему. Вариант неплохой, будь у нас не дикий капитализм, а социалистическая экономика. Тем более, два братских народа и должны жить в одном государстве. Но сейчас российской экономикой "рулят" олигархи, которые вкладывают деньги не в развитие страны, а в свои зарубежные активы (вот такая вот интересная новость: в 2018 г. отток капитала из РФ превысил 42 миллиарда долларов). В этом втором варианте Беларусь ждут приватизация промышленности (по образцу РФ середины 1990-х), реформа системы ЖКХ, ликвидация многих социальных программ, которые действуют в республике, внедрение печально известной "аукционной системы" госзакупок и многое другое. Губернатором Витебской области станет вместо Шерстнева, например, такой "эффективный управленец", как Сергей Митин, который так удачно "руководил" Новгородской областью в течение 10 лет, что теперь регион находится на грани катастрофы. 

Ну и, наконец, третий вариант - делать то, что делает Лукашенко сейчас. Вот и все.

 

БЕНЗИНОВЫЕ РЕКИ

Очевидно, что в РФ начинает разгораться жесткий топливный кризис. Если еще 4 года назад литр АИ-92 стоил 29 рублей, то теперь цена девяносто второго превысила 42 рубля. Дефицит топлива по России еще в сентябре составлял более 3 миллионов тонн. Сейчас Козак временно договорился с крупными компаниями о заморозке цен. Но это все полумеры. В настоящее время цены на бензин в опте выставляются выше розничных. Весь объем крупных компаний отдан на собственные АЗС, мелким и средним заправкам они продают тонну дизеля по 65 000-68 000 рублей (или 59 р. за литр). Не может опт стоить дороже розницы. Как только розничные цены будут отпущены с января, когда закончится соглашение "нефтянки" с Правительством, произойдет сильный скачок цен, который колыхнет экономику и всю розницу. Думаю, процентов 50 независимых АЗС в ближайшее время будет выбито с рынка.

Часто мои знакомые искренне удивляются - почему в России, являющейся лидером по добыче нефти, такой дорогой бензин? Пора бы уже поставить точу в этом вопросе. Несмотря на то, что Россия (вместе с Саудовской Аравией) является ВЕДУЩИМ экспортером нефти в мире, стоит признать очевидный и непреложный факт: внутри РФ существует ДЕФИЦИТ топлива. И вот почему. В РСФСР нефтедобыча поддерживалась на уровне 550-570 млн тонн в год. В последнее время наша нефтянка, наконец, практически достигла дореформенного уровня, и вышла на ежегодную добычу в 530 млн тонн. Казалось бы - нефти у нас хоть залейся. Доля нашей добычи - 12% от мировой. (Кстати, мало кто знает, но США - третья по добыче нефти страна в мире). 

12% - это очень много. Но не все так просто. Все мы знаем, что топливно-энергетические товары составляют основу экспорта современной России - около 70% от общего объема. Доля сырой нефти в структуре экспорта Российской Федерации находится примерно на уровне 32%. То есть, треть доходов России формируется за счет продажи за рубеж "черного золота". Если в 1990 г. на экспорт отправлялось 31% от всей добытой в стране нефти, то сейчас - уже около 70%. В 1990 г. РСФСР экспортировал 120 млн тонн нефти. В 2013 РФ - уже 350 млн тонн. Таким образом, нефтяная игла при демократах стала в 3 раза длиннее! 

Арифметика простая: если при неизменных объемах добычи мы стали вывозить больше, значит меньше остается для отечественного потребителя. За годы "реформ" по-гайдаровски (которые продолжаются и сейчас), внутреннее потребление нефти сократилось втрое - с 2,4 тонн на душу населения в 1990 до 746 кг в 2013 г. Т.е. это менее трети от того, чем располагал по большей части "безлошадный" житель РСФСР! При этом количество легковых автомобилей выросло за это время примерно в 50 (!) раз - в 1990 г. в РСФСР было около 1 миллиона легковых автомобилей, в настоящее же время - уже около 50 миллионов (второе место в Европе, пятое место в мире). Получается, что на внутреннем рынке России существует жесткий ДЕФИЦИТ топлива. 

Что можно сделать в этой ситуации? Сократить объем вывозимой за рубеж нефти, чтобы удовлетворить потребности внутреннего рынка? Это невозможно. Нефтянка приносит нашей стране около 150 миллиардов $ в год. Компенсировать эту валютную выручку просто нечем. Россия кроме сырья практически ничего не может дать своим внешним торговым партнерам (так, доля машиностроения составляет всего 5,5% в структуре нашего экспорта, это мизер!). Почти вся нефтянка и нефтеперерабатывающее производство - это частный бизнес. А какой интерес господам Алекперовым и Федунам продавать российским гражданам нефть задешево? В сытом Евросоюзе бензин стоит в среднем, шестьдесят-семьдесят рублей за литр девяносто пятого. И "ихний" потребитель всегда "перебьет рублем" нашего. Так что олигархам выгоднее продавать "там" дороже, чем здесь дешевле. Просто бизнес, ничего личного, как говорится. 

Наконец, не стоит забывать, что 60% стоимости бензина - это различные налоги и пошлины. Понизить цены на бензин можно было бы волевым решением государства. Как это сделало правительство в Саудовской Аравии или Венесуэле. Например, снизив налог НДПИ в два раза. Но тогда и без того проблемный сырьевой бюджет РФ потеряет около 1,5 триллионов рублей. Так что бензин в России всегда будет дорогой, во-первых, потому что в РФ дефицит нефти на внутреннем рынке; во-вторых, ТЭК стал частной лавочкой; в-третьих, мы НЕ можем НЕ вывозить нефть (иначе в стране не будет достаточно валюты на покупку на рубежом машин, продовольствия и лекарств).

Смирнов Василий Андреевич родился 4 февраля 1983 года в Великом Новгороде. Закончил НовГУ им. Ярослава Мудрого. Кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры теории, истории и философии культуры. Читает курсы: базовая культурология, культура повседневности, история мировой и отечественной культуры.
Научные интересы: идеология как современный культурный феномен современного российского общества, постсоветские трансформации в России, культура современного общества, новгородская культура до 15 века.
Живет в Великом Новгороде
.
 

Наш канал на Яндекс-Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Комментариев:

Вернуться на главную