20 октября 2021 г. СЕРГЕЙ ЧУХИН. ПОСЛЕСЛОВИЕ К СУДЬБЕ Надо начать с того, что Сергей Чухин завершил ту самую «вологодскую школу», о которой стало известно в 1970 году. Сейчас делаются попытки реанимировать само понятие. Вроде «вологодская школа 2.0», но это не пройдёт. У нынешней «вологодской» литературы нет целостности и цельности. Она давно раздроблена на группочки и фрагменты. До прежнего всеобщего признания ей уже, вероятно, никогда не дойти. Так вот, Сергей Чухин по возрасту оказался самым младшим в той «школе». Напомню имена поэтов, которым мы и относим вологодской словесности в начале-середине ХХ века: А.Яшин, С.Орлов, С.Викулов, В.Дементьев, В.Белов, А.Романов, О.Фокина, В.Коротаев, Л.Беляев… и Сергей Чухин. (Сейчас, постфактум, мы причисляет сюда и Нину Груздеву, но это особый разговор.) Сергей Валентинович Чухин родился 12 октября 1945 года, а трагически погиб 16 октября 1985 года. По-моему, нельзя стенать по поводу «короткой» или «длинной» жизни. Недавно один чудак написал про Н.Рубцова, что в 35 лет он стоял «на пороге жизни»(!). Себе-то он отмерил, видимо, лет 200. Словом, не разницей между двумя датами отмеряется наше отношение к жизни выдающегося человека, а его достижениями в духовной сфере.
Тем более, опять-таки к слову, мы обнаружим, что никакой особенной биографии у Сергея Чухина не случилось. Деревенское детство, сельская школа, Вологодский пединститут, потом перевод в Литературный, работа в районных изданиях и областной газете «Вологодский комсомолец». Публиковаться начал ещё в школьные годы, при жизни вышло 6 сборников стихов. Ещё два посмертных, если я что-то не упустил в последнее время. Критика особо явление поэта Чухина не заметила. Хотя как сказать… Тема «Рубцовской плеяды», на мой взгляд, острее всего отражена в стихотворении Сергея Чухина «Уходим за последними грибами». Оно имеет посвящение «Н.Рубцову», написано ещё при жизни Николая Михайловича. Вероятно, даже читано им. Жаль, что мы не узнаем сути разговора, которое могло возникнуть между поэтами. Но читаем: Уходим за последними грибами У меня к этому стихотворению много вопросов! В частности, стоило ли трижды в 12 строках повторять этот рефрен «Уходим за последними грибами»? Сергей к тому времени был уже опытный стихотворец. Значит, он понимал, что такое экономия лексических средств. И тем не менее… Такие же вопросы вызывает и 4-8 строки. Есть заметный разрыв шаблона: «уходим» – «бежим». Здесь не только динамика действия, но и явное противоречие к зачину стихотворения. Иногда я себя оговариваю тем, что, возможно, произведение Сергея Валентиновича написано в предчувствии гибели Рубцова. Тогда «последние грибы», действительно, явный рубеж самого важного. Заметим, что и местоимения «мы» тоже нет в тексте, хотя это «мы» легко читается между строк. Случайная оговорка? Или намёк на то, что тут не только двое – Рубцов и Чухин, но и ещё кто-то есть. Стоит обратить внимание и на второй (условный) катрен. Можно ли курить на бегу? Нужна ли была такая подробность в этом тексте? А образ «последних грибов» раз за разом требует новых уточнений… Вернёмся ещё раз к теме «Рубцов и Чухин». Тут сравнение уместно, оно уточняет некоторые наши посылы. Где-то там выше я уже отмечал, что у Сергея Чухина практически нет заметной биографии. То есть и реальный опыт жизни был заужен. А как мы знаем, того же Рубцова подвижная и переменчивая жизнь обогатила множеством впечатлений, которые он в разной степени переложил в стихи. Соответственно, он максимально расширил круг своих читателей. Те, кто бывал на Цыпиной горе в Кирилловском районе Вологодской области, легко представят огромный простор и русские виды на десятки километров, а это всё видел Рубцов. Это может быть метафорой его творчества. Ничего подобного у Сергея Чухина нет. Его кругозор сравни пребыванию на лесной тропе или на берегу небольшой реки. Как мы понимаем, у поэтов разные впечатления, разные чувства. Не буду приводить примеры из Рубцова, но вот довольно показательное стихотворение Сергея Чухина: Снова на родимой стороне. Думаю, что это одно из тех стихотворений, которые принято называть «программным». А психологи назвали бы это «зоной комфорта». «Старые тропы» привлекательней новых, а ощущение жизни «на краю» в прямом смысле, а не только как предчувствие смерти. Мы и дальше, по преимуществу, увидели лирического героя Чухина в рощицах, на лугах, в лесочках, на берегах речонок, в каких-то почти заброшенных деревушках. В этом желание остаться «природным человеком», живущим по зову своей души. Но в этом и вызов урбанизированному сознанию, отторжение «мегаполиса». А «мегаполис» победил! И стихи Сергея Чухина всё меньше, предположим, понятны горожан даже во втором-третьем поколении. Мало того, что его стихи теперь и недоступны широкому читателю. Они уже могут и не заинтересовать «клиптовое» сознание молодых россиян. Думаю, что в этом очень скромное признание творчества С.Чухина в наше время. Продвигаюсь к вечному порогу. В мотивах прощания мы слышим истину: жизнь прекрасна! Это для Чухина в явных приоритетах. «Ценность жизни – в самой жизни», уже не помню, кто из великих и сказал. Чухин тоже это понимал. Но основу жизни видит не в чём-то материальном, а в истине духовной. Например, совести: …Но легче будет писать Особенность поэзии Сергея Чухина и в том, что у него мало, почти нет, ролевых персонажей. Он, прежде всего, заточен на свои чувства или переживания. Но они настолько искренни, что веришь поэту беззаговорочно. Так хочется, чтобы Сергею Чухину поверило как можно больше читателей. Хочу в это верить. | |
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"
Комментариев: |