В октябре 2011 года при Союзе писателей России учрежден Совет по возрождению и сохранению православных святынь. В числе основных направлений работы Совета – содействие возвращению в жизнь современного российского общества традиций Святой Руси, отпор действиям антихристианского характера, участие в церковных и общественных дискуссиях по актуальным вопросам Православия.

В канун недели Торжества Православия Совет по возрождению выступил с заявлением, призванным стать началом серьезного разговора.

Предполагается в Союзе писателей России провести конференцию по обозначенной ниже теме:

 

О мнимом иконопочитании и подлинном иконоборчестве
Обращение Совета по возрождению и сохранению православных святынь при Союзе писателей России

В последнее время участились случаи публичного поругания христианских икон и поклонных Крестов, проведения художественных выставок, оскорбляющих чувства верующих («Духовная брань», «Иконы» и т. п.). В связи с этим в СМИ развернулась полемика о границах творческого самовыражения, свободе акционистского искусства и способах выражения гражданской позиции (действия арт-группы «Война», панк-группы « Pussy Riot » и т.п.).

С другой стороны, п осле освобождения российского общества от атеистической идеологии и снятия ограничений на издательскую деятельность Русской Православной Церкви из печати стали большими тиражами выходить книги духовного содержания, православные журналы, газеты, календари, аудио- и видеодиски и другая продукция, что не может не радовать верующих.

Однако настораживает и беспокоит другое: значительная часть светских и православных издательств в оформлении своей продукции неумеренно и неразумно используют священные изображения – репродукции икон, фресок, мозаик с ликами Спасителя, Богородицы, Ангелов и святых подвижников Христовой Церкви. Пользование такими изданиями в быту неизбежно и даже невольно для самих читателей приводит к неблагочестивому отношению к священным изображениям. Так, распространенная практика размещения репродукций икон Спасителя и Богородицы на обложках книг, журналов и первых полосах газет вынуждают читателей касаться святых ликов руками, истирать лики о стол во время чтения, а в местах хранения и продажи на лики кладутся другие предметы и даже деньги.

В дополнение к сказанному, православные периодические издания (журналы и газеты) имеют короткий срок службы, и вынуждены утилизироваться неблагочестивым образом, а ведь они тоже имеют репродукции икон на обложках и в текстах статей. То же самое происходит с настенными и карманными православными календарями, закладками, обложками аудио- и видеодисков, имеющих священные изображения. Распечатки статей с православных сайтов тоже часто содержат иконы и также неблагочестиво утилизируются пользователями.

Из определения Седьмого Вселенского собора (787), утвердившего догмат иконопочитания, следует, что священные изображения должны размещаться в достойных местах, их должно чествовать каждением фимиама и возжжением свечей. Лицезрение священного изображения возводит ум верующего от образа (иконы, фрески, мозаики) к Первообразу – Христу, Богородице, Ангелам и святым угодникам Божиим. Поэтому хула или любое неблагочестивое и оскорбительное действие по отношению к священному изображению также восходит к Первообразу, в том числе к Божественной личности Спасителя и Пречистой Девы Марии. Именно так расцениваются православными верующими кощунственные действия современных иконоборцев в отношении Креста, икон, православных храмов, именно поэтому вызывают они законное возмущение и противодействие.

Поскольку в России участились провокации против религиозных символов отношение к священным изображениям в собственно церковной среде должно быть особенно выверенным и безупречным. В частности, использование священных изображений православными и церковными издательствами, самими верующими (например, употребление бумажных иконок, ювелирных украшений и т.п.) требует упорядочения при активном участии синодальных учреждений Русской Православной Церкви (Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, Издательского совета, Синодального информационного отдела и др.).

Созданный при Союзе писателей России Совет по возрождению и сохранению православных святынь выступил инициатором проведения церковно-общественной конференции в защиту христианских символов и священных изображений. Инициатива Совета была одобрена секретариатом Союза писателей России и Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, поручившим синодальным учреждениям Московской патриархии оказать ей реальную поддержку.

На предстоящей конференции Совет предлагает рассмотреть важнейшие вопросы отношения к священным изображениям и символам в российском обществе, такие как: допустимые и недопустимые формы использования религиозных символов в современном искусстве, свобода самовыражения индивидуума и оскорбление чувств и достоинства других людей, «война образов» (провокации против религиозных символов и святынь) как современная форма гражданской войны…

Наряду с этим Совет призывает обратить особое внимание всей православной общественности на использование священных изображений в собственно церковной среде. По этой проблематике Совет выработал свою предварительную позицию, с которой он выходит на обсуждение темы в рамках предстоящей конференции. Она заключается в следующем.

1. Участники конференции должны обратиться к Святейшему патриарху Кириллу с прошением издать ряд Указов (руководящих документов) с целью упорядочения использования священных изображений в церковной среде. Среди них указание профильным Синодальным учреждениям (Синодальному информационному отделу и Издательскому совету РПЦ), производственным предприятиям РПЦ (художественно-производственное предприятие «Софрино» и т.п.) в кратчайшие сроки разработать и начать применять правила (внутренние инструкции), регламентирующие использование священных изображений в издательской продукции (книги, периодические издания, календари и т.п.), в изделиях декаративно-прикладного и ювелирного искусства и т.п.

2. Названные учреждения обязываются применять эти правила при рассмотрении вопроса о предоставлении грифов: «По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла», «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви», «Допущено к распространению Издательским Советом Русской Православной Церкви », «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви» , при принятии решения об изготовлении изделий ювелирного и декоративно-прикладного искусства и т.п. Данные правила должны квалифицировать как несовместимые с традиционными нормами благочестия, а потому недопустимые:

– размещение священного изображения на корешке, первой и четвертой обложках книг, журналов, сериальных изданий,

– публикацию репродукций и иллюстраций в виде священных изображений в газетах и приравненных к ним периодических изданиях (еженедельники и т.п.),

– использование священных изображений и их элементов в качестве декоративного оформления книг, журналов, газет и другой публичной продукции,

– издание карманных календарей со священными изображениями,

– использование священных изображений и их элементов в оформлении пакетов, закладок, обложек аудио- и видео- дисков и кассет и т.п.

– использование священных изображений и их элементов не по прямому назначению, т.е. не для молитвенного почитания (в том числе на ювелирных изделиях, на официальных бланках, в виде герба, элемента «фирменного стиля», и т.п.).

3. Просить Святейшего патриарха Кирилла дать поручение компетентным церковным органам разработать документ, определяющий церковное отношение к священным изображениям, дающий основания для более детальной разработки внутренних инструкций профильных Синодальных отделов, церковных предприятий (заводов, артелей мастерских) по изготовлению предметов декоративно-прикладного искусства и т.п.), а также дающий представление о значении священных изображений и порядке их использования в частной жизни верующего православного христианина.

4. Просить Московскую патриархию (Синодальный информационный отдел и др.), органы церковных и православных СМИ принять меры по всемерному распространению знаний среди верующих и всего российского общества о правилах почитания священных изображений и благочестивого обращения в быту с предметами религиозного поклонения и почитания (иконы, кресты, распятия, Библии и т.п.);

5. Просить Святейшего патриарха Кирилла учредить специальный орган, уполномоченный контролировать выполнение правил торговли иконами и предметами церковно-прикладного искусства в церковных магазинах (приемы и способы благочестивого хранения, размещения на торговых площадях и обращения с продукцией, имеющей священные изображения или представляющей собой предметы религиозного поклонения и почитания – иконы, кресты, распятия, Библии и т.п.).

 

Возможно, многим эти требования покажутся чрезмерными или даже малореальными для нашего общества. В ответ необходимо добавить следующее. Во-первых, все сказанное – напоминание об элементарных требованиях личного благочестия. Если у кого-то его нет, если нет подлинного священного трепета и страха Божия, то должна быть хотя бы внешняя дисциплина, правила которой понуждали бы к должному поведению человека, считающего себя чадом Православной Церкви. Во-вторых, даже изображение обычного, не прославленного Церковью человека заслуживает, по нашему мнению, более бережного, более трепетного к себе отношения. Кто сомневается в этом, пусть представит фотографии своих близких в урнах современного мегаполиса. В-третьих, Совет, выражающий мнение группы православных мирян, сформулировал свой вариант решения проблемы. Уже само ее обсуждение способно, на наш взгляд, пробудить во многих спящее сегодня чувство уважения к тому, что на протяжении тысячи лет почиталось нашим народом как материальный образ присутствия Божьего Царства.

Если нам больно, когда богохульник обливает краской икону в храме, то почему мы равнодушно взираем на то, как продавец церковного магазина (!) кладет деньги на лик Спасителя, изображенный на обложке книги? Почему наша совесть остается спокойной при виде кружек и тарелок с ликами святых, браслетов с ликом Богородицы, платков с иконами святых подвижников? Не становимся ли мы невольно иконоборцами, адресуя наше пренебрежение, а то и хулу к Первообразам святых икон?

Только когда мы исправим самих себя, мы сможем, не кривя душой, требовать от «внешних» уважения к тому, что нам дорого.

Вернуться на главную