НА ВРЕМЕНИ МЕТА

И кто-то сдался,
А кто-то нет.
И превратил он
Свой путь в Завет.

Мы живем во времени, когда разбрасываются камни...

Метеорит недавно плюхнулся, вот событие-то было! Еще в телеке что-то все время рушится, взрывается, горит… Ну, недолго можно посмотреть, интернет манит, пивко опять же… Книги? Да, в магазинах  видели, и  родители раньше упоминали,  что в библиотеках много. Поэзия? – А там про что?

Так ли уж стоит негодовать над подобным мироощущением, ведь к классике отвращение еще в школе привили, особенно когда наизусть стихи пытались заставить учить. А современная поэзия? Ведь если полистать-почитать-вникнуть, то первое, что ощущаешь – что ж все грустно-то так, рефлекторно-депрессивно, иногда трагично-безнадежно до последней черноты того самого тоннеля... И никакого Света там нет, дороги не видно…  Не хочется тьмы – своих рефлексий предостаточно при нынешней-то жизни, да и то, если на них способен… Читатель нынче – уходящая натура… Некогда! Незачем!

Когда душа в бессмертии уверена,
То не спеша
Возводит свой
Чертог.

Это строчки из новой книги стихов Сэды Константиновны Вермишевой «Преодоление», книги, которая по своему божественному призыву становится современной Книгой Исхода – туда, где «избранным» нужно создать Свехновый Завет уже собственной жизнью. История крутит свою спираль…

Я молю-
Не стойте с краю
В трудный час
Земли своей!

Книга Сэды выстроена внешне последовательно, от её Начала к её личной Голгофе. Там, в Начале, ещё есть ощущение, что зерна вызревают, воздуха глыба, сосны думают стихами и цветы обряжаю тебя в запахи… Сами стихи читаются как письма, в которые вложена свершившаяся суть, после которой можно «снова жизнь начать». И каждое слово как знак, как небольшое евангелие. В женской лирической строке высота такая, что оторопь берет – про человеческое ли?

И тысячи явлений и названий
Я замыкала
Именем
Твоим…

Слово Сэды размыкает мир – привычный до отупения, в котором  уже и незаметно вроде, что «дом стоит наш в нигде».  Сэда упорно показывает  человечеству  «дорогу свободы, дорогу деянья»…  И её стихи читать – всё равно что идти в немыслимую гору, обдирая локти, колени, заскорузлость  с души, уставшей в рукав запихивать крылья… Она повторяет и повторяет, безжалостно жжёт, бередит раны, стучит ногой в двери, дотягивается кулаком до окон, самосжигается у всех на глазах и возрождается как Феникс, чтобы снова кинуть себя жертвой начала Пути.

Шпеглеровский «закат Европы» необратимо трансформировался в закат Культуры.  Его  идея о неибежности вытеснения Культуры цивилизацией имеет нынче трагикомичное воплощение в виде общества, обожравшегося техническим прогрессом. Символы такого мира – гаджеты - есть, вспоминая мысль Ю. М. Лотмана, не более чем погремушки для младенчески неразвитой «личности», а чем их больше, и они громче, тем сильнее глохнет человечество. Имеют ли шанс строки Поэта Вермишевой пересилить грохот распадающейся Культуры?

Кажется, обозначенный ею масштаб личных  страданий одномерен  двум ее родинам – России и Армении. Но в этой непонятно нынче какой части света преломлены проблемы нравственной деградации всего мира. Золотой телец торжествует на троне, не понимая, что это по-существу блюдо, на которое он возложил самого себя. Но слишком долог процесс сползания в очередную историческую пропасть для жизни одного-двух поколений. Сэда Вермишева венчает собой целую сквозьвременную  генерацию достойнейших людей, всегда трудившихся на благо и Армении, и России, а потому она обречена задавать миру высшую нравственную планку, ту, до которой мир сегодня не только не может дотянуться, но и теряет ее в сумерках богов… Невольно задумаешься, а не вечен ли процесс этот, когда еще Сократ проповедовал о значении нравственности, то есть было уже тогда о чем проповедовать…

Но песками пустыни
Каждый смертный
Идет.

Стихи поэта Сэды Вермишевой предстают перед истинным читателем воплощенной трагедией аристократа духа. Она анатомически-беспристрастна по отношению к недугу современного общества, и возникает ощущение, что это лично тебя кладет под скальпель своего Духа поэт, который имеет полное право сказать – «мне не с кем как с равным, выйти на бой»…
Сэда вровень говорит только с Богом, потому что следует Его цели – спасать души, которые еще могут быть спасены. И делать это она будет до встречи с Ним, потому что Он вечен, а Сэда…она здесь и сейчас, она с нами!

Но лбом наклонившись
К простору бумаги,
Гоню я сквозь бездны
Свободы плоты…

На презентации в первых числах мая этой удивительной книги – еще одного плота свободы – мы увидели на сцене ЦДРИ Сэду - маленькую, как птичка, лишенную возраста женщину, с упрямой складкой губ, которая как-то по-домашнему присела к столику, разбросав по нему рукописи уже новых стихов. Она сказала, что к этому дню приближено много значимых дат: это столетие геноцида армян, Первомай, День печати и, конечно, День Победы, подразумевая, что это даты событий, которые, как нынче уже в телевизоре говорят, касаются каждого! И хотела сначала как-то их отразить, а… посмотрела в зал и поняла, что это не так уж важно. Почему Сэда так сказала?

Немаленький, зал в этот вечер был полон, гости все приходили и усаживались даже на ступеньках лестницы… И как-то само собой получилось, что немного было выступлений, тем более обошлось без пафосных речей. Больше Сэда читала – и новое, и из вышедшей книги, читала тихо, а доходило до каждого. И атмосфера в зале случилась такая душевно-камерная, чуткая, теплая, будто и не в зале все, а за одним большим столом в доме Поэта. И реплики слушателей были совершенно органичны, как будто все мы были там одной большой семьей и переговаривались, как на семейном сборе. Немало тому способствовала и ведущая вечера кинорежиссер и писатель Анна Шишко. Да и те, кто выступал, просто разговаривали с нами. Слов было немного, но какие! Писатель Николай Дорошенко, назвав Сэду Вермишеву золотым запасом России, нашел точный образ – она как искра в русской печи, от которой каждый день в доме есть огонь, как закваска в старинных традиция выпечки хлеба, которая сохраняется непрерывно, и тогда не переводится хлеб. Писатель и литературный критик Григорий Блехман ощутил стихи Сэды Вермишевой наполнением нашей Вселенной. Издатель и писатель Левон Осепян говорил о Сэде как о состоявшемся явлении в мировой культуре, показав новые переводы ее книг на другие языки.

Да и музыка, звучавшая на вечере, в своем совпадении с духом происходящего оказалась полноправной составляющей той неповторимой атмосферы. Так звучали и кяманча, и народные армянские песни, Чайковский и Бах, и современное воплощение стихов Вермишевой в исполнении композитора и певицы Ольги Кузьмичевой. И совсем неожиданно, но живо и трепетно прозвучала женская лирика Сэды в прочтении режиссера и актрисы Ирины Головановой.

Все сложилось в единую ткань правды, для которой нет уходящей натуры, но есть неизменное Преодоление, надежда и вера.

«Как прошлого
Подвиг и рана –
Предвестье
Грядущих побед».

Наталья КУЗНЕЦОВА

 
Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную