На 98 году ушел из жизни русский писатель, последний из участников героической Обороны Севастополя Николай Федорович Тарасенко, Заслуженный деятель искусств Автономной Республики Крым. Автор свыше двух десятков книг – поэзии, повестей, рассказов, очерков, эссе. Вернулся туда, где 76 лет назад в составе батальона курсантов Военно-морского училища он защищал рубежи легендарного города – на Мекензиевы горы. Под звуки оркестра и залпов почетного караула писатель, член Союза писателей СССР, России, упокоился в земле, именно на том месте, где полегли почти все мальчишки-курсанты в 1941 году. Ему, талантливому поэту, судьба подарила долгую жизнь, чтобы он сумел рассказать потомкам о героических защитниках Севастополя. Их было немало, посвященных тем дням строк. Николай Тарасенко вошел в плеяду настоящих писателей, которые не разменивали свой талант на сиюминутные потребности дня. Им написаны романы и повести, стихи и поэмы. Одна из его книг называется «Капризы фатума», и именно так можно назвать случившееся нынче – городское кладбище закрывают именно тогда, когда уходит из жизни писатель. И его приходится хоронить там, где и предначертано фатумом – рядом с ребятами из его батальона… Николай Федорович ТАРАСЕНКО родился в Симферополе 25 октября 1919 года (7 ноября по новому стилю), где в итоге в поисках лучшей жизни оказались его родители: отец – участник гражданской войны, и мать – работница «Дома охраны материнства и младенчества». «Родители мои – из украинских крестьян, уже не крепостных, еще не колхозных. В то беспросветное для них время, отец, Федор Степанович, и мать, Ирина Федоровна, в поисках лучшей доли оказались на юге, где и подарили мне мою малую родину – Крым, Симферополь». В том же году родители также приютили еще и сиротскую девочку, так что мать выкармливала сразу двоих детишек. В шесть лет пошел в школу, в 1932-м (в 13 лет), помогая семье копейкой, начал работать в художественной мастерской Деткомиссии, где рисовал шрифты для плакатов и лозунгов. В 1937 году закончил Алуштинский медицинский рабфак, затем продолжил образование в Симферопольском педагогическом институте на факультете русского языка и литературы. В 1940 году, когда на третьем курсе начались аресты студентов, Николай Тарасенко от греха подальше («Сматываюсь, Бог с ним с дипломом») переводится в Севастопольское Военно-морское училище Береговой обороны. Тогда же, в 1940-м году состоялся его дебют – четыре стихотворения во втором выпуске альманаха «Литературный Крым». Затем была учеба в военно-морском училище, война (служил рядовым в 237 полку 5-й ударной армии), Севастопольская оборона, плен с побегом, повторный армейский призыв, освобождение Варшавы, взятие Берлина, роспись на Рейхстаге и возвращение в Симферополь. В годы войны Тарасенко не раз печатал свои стихи в фронтовых газетах. Награжден Орденами Славы третьей и второй степени. Имея склонность и талант к рисованию, Н. Тарасенко в 1946 году после демобилизации устраивается в артель по изготовлению фотопортретов, затем перебирается с семьей в Черкассы, где начинает работать в паровозном депо художником (рисовал номера и звезды на паровозах и тендерах). А в 1956 году переезжает во Владимир. Девять лет он провел в этом городе, и этот период отмечен творческим подъемом. Он отсылает свой стихотворный цикл «Багдадские небеса» Николаю Асееву, и в итоге (в 1960-м) становится членом Союза писателей СССР. Начинает активно печататься, его дороги пересекаются со многими известными поэтами-шестидесятниками, в разных издательствах вышло пять поэтических сборников, а также роман «А в чем оно, счастье?», написанный в соавторстве с Е.М. Аксеновой и изданным. под псевдонимом «Н. Тараксен». Николай Тарасенко подумывает о переезде в Москву, но все-таки в 1966 году возвращается обратно в Симферополь. Пишет поэзию и прозу, публикуется в крымских и украинских издательствах. За свою долгую творческую жизнь выпустил полтора десятка поэтических сборников, популярно-исторические книги «Дом Грина» (1976) и «Феодосия» (1978). На его счету несколько романов, в том числе автобиографический «Капризы Фатума» (1999) и исторические «Гикия, дочь Архонта» (1996), «Месть эллинки» (1997). «Как-то, после первых своих сборников, обратил внимание, что их заголовки начинаются с буквы «С». «Сердцем и памятью», «Синее солнце», «Скорость»… К тому же в 1992 году киевское издательство «Украинский писатель» выпустило небольшую книжку «За чертой Парфенона», в которой были собраны фантастические произведения Николая Тарасенко. На вопрос журналиста Александра Калько «Ваше отношение к жанру фантастики?», писатель ответил следующее: – Представь себе. Сочинил роман «За чертой Парфенона». Опять же на эллинской подоснове. Фантастика, праздник воображенья… Ведь создаешь мир, которого нет, но мог быть! А мог и не быть, если бы не мои свидетельства… Один мой приятель, фантаст-прозаик, признавался: «Знаешь, Коля, когда я пишу, я чувствую себя Богом…» У меня, конечно, до этого не доходило, но радость созидания присутствует постоянно. Водишь пером, но диктует не память, а воображение, и все время спрашиваешь себя: а так ли, по законам своего мира, действует придуманный человечек? Сочинять фантастику – большое, кроме всего прочего, удовольствие. И читается легко». Произведения автора Романы
Сборники
Повести
Рассказы
Книги других жанров
Награды и звания
Произведения других жанров
Публицистика |
||||
|
||||
Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-" | ||||
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"
| ||||